Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Морфемы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок с применением игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morfemy.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Рузанкина В.А.

Морфемы

Урок-игра (5 «А» класс)

Цели урока:

  1. Систематизировать ранее полученные знания о морфемах с помощью игры;
  2. Развивать умение делить слова на морфемы и образовывать новые слова;
  3. Воспитывать чувство ответственности.

Оборудование: карточки со словами, распечатанные тексты сказок, чистые листы бумаги, фломастеры, фишки или кубики с цифрами 1,2,3 для жеребьевки.

Ход урока

  1. Орг. момент

  1. Орфографическая минутка

Учитель: Я диктую слова (один из вариантов приводится ниже), а каждый их вас произносит их по слогам, проговаривая «трудности»

Например: водяной, положение, соловей, снегирь…

  1. «Исправь ошибку, дай совет»

Учитель: Давайте вспомним, что такое морфемы? Назовите их. Знание морфемы поможет вам выполнить задание. В записанных на доске предложениях найдите орфографические ошибки. Укажите, в каких они допущены. Запишите предложения в исправленном виде в тетради.

И хищные звери жилеют своих дитенышей. (Ошибки в корнях слов)

Пагрузили вещи все и паехали к реке. (Ошибки в приставках)

А наблюдатильные птицы всегда вовремя замечают опасность. (Ошибки в приставках)

  1. «Найдите сорняк и вырви с корнем».

 Работа в группах. Учитель: давайте поиграем! Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть родственных слов.) Объясните, как вы понимаете слово сорняк? Вам предстоит вырвать сорняки, для этого разделим класс на 3 команды и выберем капитанов. Капитан каждой команды получит карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно «вырвала с корнем сорняки».

Задание: в каждой группе слов – «родственников» есть одно «чужое» слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова!  Ваша задача – отыскать и «вырвать сорняк с корнем», т.е. выделить корень и подчеркнуть, а затем передать лист следующему участнику.

Карточка №1

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот.

Морской, море, мореплаватель, уморился, заморский.

Заложить, ложка, положение, предположение, переложить.

Карточка №2

Умелый, умный, умнейший, умница, ум.

Ветер, безветрие, ответил, подветренный, обветрился.

Головной, головка, изголовье, подголовник.

Карточка №3

Полный, пополнение, половина, половица, располнел.

Кривой, окриветь, скривиться, креветка.

Помешал, мешать, помехи, помещение.

  1. Физкультурная минутка

  1. Конкурс капитанов

Учитель: На доске записаны и разбросаны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу верно:

  1. стекло (стекл – корень, о – окончание)

стекло (с – приставка, тек – корень, л – суффикс, о – окончание);

  1. осиной (осин – корень, ой – окончание)

осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание);

  1. допили (до – приставка, пил – корень, и – окончание)

допили (до – приставка, пи – корень, л – суффикс, и – окончание).

  1. «Допиши сказку»

Учитель: В эстафете каждый работал сам, а теперь объедините силы для создания сказки о морфемах. Жеребьевка определит, кому достанется суффикс, приставка или корень. Команды получат соответствующие тексты.

Корень

Жил-был корень Дом. Нашли его люди и думают: «Что с ним сделать?» А корень вдруг чудесным образов поговорил: «А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево». Посадили корень Дом, он сначала один росток дал, а затем ещё и ещё. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова «выросли» из этого корня.)

Приставка

Шли по свету приставки ДО- и ЗА-. Умели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается. Что делать? Звать приставки  ДО- и ЗА-. Пришли они помогать закончить и доделать работу. Глаголы строить, пилить, рубить, клеить, красить взялись за дело. (Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки.)

Суффикс

Жили да были друзья – суффиксы –ЩИК, -ИСТ, -НИК и –ТЕЛЬ. К Кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы –ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к глаголам строить, учить, охранять. (Обрати внимание на эти слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку).

  1. Подведение итогов урока

  1. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...