Комплексный анализ текста (по произведениям камчатских авторов)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

 Материалы для комплексного анализа текста разработаны на основе произведений камчатских писателей и поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_teksta.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

        

Комплексный анализ текста как способ интегрированного подхода в изучении русского языка и литературы родного        края

Автор разработки:       Ким Ольга Евгеньевна,  

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» №9 г. Вилючинска

        

                         

                                   Пояснительная  записка

   Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся  к предмету «русский язык» и как следствие – снижение грамотности, неумение оформить и выразить собственные мысли, косноязычие. Катастрофически падает интерес учащихся к чтению, читают мало и неохотно, слабо знают художественную литературу. И, к большому сожалению, имеют приблизительное представление о литературе родного края, о творчестве поэтов-земляков, исследователей Камчатки.

 Современных детей гораздо больше увлекает телевизор, компьютер, интернет. Однако при этом у них не пропал интерес к жизни, к людям, к миру, им хочется обо всем думать, говорить, выражать собственное мнение. На поддержание такого интереса к людям , окружающему миру, в котором живет и развивается ребёнок, и должен в своей деятельности ориентироваться учитель-словесник.

   Таким образом, содержание предмета «русский язык» не должно ограничиваться изучением орфографических и пунктуационных правил, а должно быть направлено на развитие в ребенке способности свободного владения словом  (умения правильно, точно и ясно выразить собственную мысль), на воспитание в ребёнке внимательного, творческого читателя, ответственного гражданина.

   Реализовать такое содержание преподавания  непросто, тем более, что в учебном плане на русский язык отводится мизерное количество часов, несмотря на то, что именно  по русскому языку и литературе учащиеся должны быть подготовлены как для успешного написания сочинения или изложения, так и для сдачи единого государственного экзамена.

   От старшеклассников требуется умение писать развёрнутое сочинение, анализировать эпизоды, грамотно выполнять третью часть ЕГЭ. Как же учителю добиться положительного результата? И в то же время сделать уроки русского языка интересными, эмоционально насыщенными, побуждающими учащихся к словотворчеству, желанию «высказать себя»?

   Пути решения данной проблемы могут быть различными, одним из которых является включение в урок русского языка такого вида работы, как комплексный анализ текста. Элементы лингвистического анализа текста , методические наработки по комплексному анализу текста содержат многие методические материалы, разработки уроков русского языка различных авторов. Однако сделать эту работу наиболее результативной, интересной, как показывает практика, помогает  интегрирование изучения русского языка и литературы, в частности, литературы родного края.

   В данной работе представлены примерные практические задания  (тексты и задания к ним), связанные как с изучением русского  языка и с  развитием речи, так и с изучением  произведений камчатских писателей и поэтов, работ научных исследователей Камчатки. Использование данных заданий возможно на уроках русского языка в 7-9 классах, а также для самостоятельного контроля знаний учащихся  и повторения.

   Использование на уроках русского языка заданий на основе краеведческого материала служит реализации таких целей, как , во-первых, обобщение и систематизация учебного материала по  всем разделам языка, во-вторых, содействие речевому развитию учащихся, и , главное, воспитание любви к родному краю.   В процессе работы с текстами решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки учащихся, что способствует подготовке старшеклассников к экзаменам, независимо от формы его проведения.

   Работа  в данном направлении предполагает развитие следующих знаний, умений и навыков, характеризующих результативность усвоения материала:

  1. расширение и углубление знаний о жизни и творчестве камчатских поэтов и писателей, научных исследователей Камчатки; о традициях северных народов, их культуре и т. д.;
  2. умение производить анализ текста (определять тему, объяснять  смысл названия, определять стиль текста, тип речи, находить в тексте различные языковые средства, производить различные виды разборов);
  3. умение самостоятельно составлять задания к тексту;
  4. совершенствовать навыки выразительного чтения, грамотного письма;
  5. развитие умения создавать собственный текст на заданную тему;
  6. умение пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.

   

    Представленные в данной работе тексты и задания к ним – это лишь малая часть богатейшего материала, который представляет собой литература родного края  с точки зрения лингвистического анализа текста. Пусть прикосновение к родной литературе на уроках русского языка станет настоящим открытием как для учителя, так и для его учеников!

                              Тексты и задания к ним

  1. Прочитайте стихотворение камчатского поэта А. Г. Власова. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

                                       

                                        КАМЧАТКА

Блеск ч..шуйчатого моря

Жар в д...лине  сне.. в  хре..тах

Дух б..рёзов..го  бора

Сети с рыбой на батах

Лебеди(н,нн)ые ра(с,з)падки

Кл..котание ручьев

И геологов палатки –

Это край земли, Камчатка,

Даль гр..нитных б..регов.

Б..льшелобые вулканы

Горных серых коз р..га.

И п..кой  и ураганы

И безлесье и тайга.

В тундр.. вышка буровая,

Бли(с,з) неё буровики.

Реч..ки струйка г..лубая –

Все штрихи р..дного края

Мне заветны и бли..ки.

(Не)стерпимый свет исканий,

Сладость горя, соль удач..,

Опоясавший вулканы

Уц..пившийся кедрач.. ,

Ветер – пламень, ветер шквальный,

И сияние луны,

И утёс пирам..дальный –

Входит всё в напевы дальней

Снежной русской ст..роны.

А. Какова тема данного стихотворения?



 

Б. Слова какой части речи преобладают в стихотворении? Как это связано с темой стихотворения?




В. Объясните значения следующих слов (в случае затруднения обратитесь к словарю):

Ра(с,з)падки –

Баты –

Буровик –

Шквальный (ветер) –

Г.  Что такое оксюморон? (В случае затруднения обратитесь к словарю). Приведите пример из стихотворения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Д. Какие эпитеты использованы автором в поэтическом тексте? Выпишите вместе с главными словами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Е.  Выпишите грамматические основы предложений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ж. В каком значении в тексте употреблено слово «близки»? В прямом или переносном значении употреблено данное слово?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

З. Выпишите из стихотворения слово, образованное способом сложение, выполните морфемный разбор этого слова.

__________________________________________________________

И.  Напишите сочинение-описание на одну из предложенных тем, используя преимущественно существительные и прилагательные:

1) Вальс осени.

2) Морской берег.

3) Краски тундры.

2) Моя Камчатка.

Ответьте на вопрос: К какому стилю и типу речи можно отнести  написанный вами  текст?

  1. Прочитайте тексты, выполните задания к ним.

            _______________________________________

  1. Корякский бубен имеет овальную форму, однако он более широк сверху и  сужается книзу.

   Длина типичного корякского бубна до 73 см. Кожа, из которой делается бубен, натягивается на деревянный обод шириной до 5 см.

   Для бубна употребляется либо собачья кожа, либо кожа молодого лахтака. К ободу бубна с внутренней стороны прикреплены железные и жестяные побрякушки. Там же, с внутренней стороны, перекрещиваются два ремня, расположенные несколько ближе к нижней части бубна…

   Играющий на бубне бьёт снизу по внешней части бубна особой колотушкой, которая представляет собой пластинку из китовой кости.

                                                        (С. Н. Стебницкий)

А. Озаглавьте текст.

Б. Докажите, что это текст.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. К какому стилю можно отнести данный текст? Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________

Г. Определите тип текста. ___________________________________

Д. Выпишите наречия (2-3), разберите их по составу.

__________________________________________________________

Е. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ж.Сравните  предыдущий  текст с поэтическим текстом,  ответьте на вопросы и выполните задания.

2. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения  Марины Вороновой.

        Мой бубен

Натянут до боли.

Звонче будет звучать.

Будет просить воли,

Будет смеяться, рыдать.

Палитра ударов!

Громче зови с собой!

В песнях твоих недаром

Слышу морской прибой.

Удар – о камни брызги!

Удар – истошный крик

Чаек над морем капризным

(Исполнен охоты миг!)

Бубен! Встревожь-ка страсти

И позови с собой!

И разорви на части

Мой заповедный покой.

А. С помощью каких средств выразительности передаётся звучание бубна?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Выпишите пример метафоры_______________________________

В. Почему стихотворение названо «Мой бубен»? Запишите свои рассуждения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г. Выполните фонетический разбор слова ЧАСТИ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Д.  Что объединяет текст  С. Н. Стебницкого и стихотворение М. Вороновой?

__________________________________________________________

Е. Что нового вы узнали о корякском национальном инструменте?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Ж. Напишите сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем:

1) Когда я слышу звуки бубна…

2) О чем рассказал мне старый бубен.

3) Корякская пляска.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сопоставьте тексты различных авторов. Что  общего  и  чем отличаются друг от друга данные тексты?
  1. Прочитайте отрывок из книги  С. Н. Стебницкого «Очерки этнографии коряков». Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

   

   Первого м..рского зверя, убитого (во)время весеннего с..зона, алюторцы встречают особе…о торжественно. С..вершают спец..альный обряд встречи. Все жен..щины посёлка гуськом выходят (на)встречу м..рским охотникам, держа в руках пуч..ки сухой м..рской тр..вы. Самая старшая из жен..щин идёт впереди с ч..йником в руках. Как только по..ходит первая нарта с добычей, жен..щина обкладывает м..рской тр..вой голову убитого лахтака, лежащего на передней нарте, и льёт воду из чайника на нос зверя.

Это означает, что она  приветствует гостя, поит его, гост..приимно встречает…

А. Определите тему текста

__________________________________________________________

Б. Докажите, что это текст.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Какие слова, на ваш взгляд, требуют комментария и пояснения? Дайте толкование таким словам.

____________________________________________________________________________________________________________________

Г.Каково значение слова «гуськом»? Как оно образовано?

____________________________________________________________________________________________________________________

Д.Выпишите предложение с деепричастным оборотом, выполните его синтаксический разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________

 2. Познакомьтесь с отрывком из произведения корякской сказительницы  Н. Милгичил «Лэкэфу».

   На улице послышались голоса, кого-то звали. Сидящая у дверей Амчех быстро выскочила на улицу, не закрыв их, за нею вышла Ипын.

 - Мама, едут на байдарах!

   Сквозь шум волн морского отлива было слышно разноголосое пение «О-ло-ло-о-о-о». Взявшись за верёвку, всё селение, стар и млад, тянули белуху.

   Белуха лежала на берегу, вся покрытая ветками ольхи, каменной берёзы, морской травой, которые недавно все подходящие положили и, взявшись за верёвку, тянули и громко пели «О-ло-ло-о-о-о».

   На голове белухи лежал травяной коврик. У женщины, надевшей капюшон, закрытой травяной маской, не было видно лица. Она провела по белухе ольховыми ветками, снимая  зелёный покров веток, травы, и море подхватывало их, унося за собой зелёный островок всё дальше и дальше…

А. Какие признаки художественного стиля присутствуют в тексте?

____________________________________________________________________________________________________________________

Б. Составьте схему последнего предложения.

__________________________________________________________

В. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г. В словосочетаниях обозначьте главное слово и зависимое, укажите вид подчинительной связи.

Разноголосое пение      (                                 )

Быстро выскочила         (                                )

Провела по белухе         (                                )

Д. Перескажите текст, напишите изложение.

IV.  Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

 

                       _______________________________

   Любовь к своему краю. Любовь к людям. Это св..щенное чу..ство повелело сыну Камчатки, выпускнику отделения народов Крайнего Севера Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена Владимиру Коянто вернут..ся на землю предков. Он нёс свет своему народу он всего себя отдал делу просв..щения своего народа делу возр..ждения богатой и самобытной культуры коряков. Там, на камчатской земле, он создал яркий, национальный танцевальный ансамбль. Вместе с агитбригадой он изъездил Камчатку вдоль и поперёк побывал во всех районах во всех стадах во всех пастбищах оленеводов. И благодарные пастухи под рокот древних бубнов пели ему свои родовые песни рассказывали пр..дания и л..генды. Из народных глубин черпал он вд..хновение. Прочитайте чистые как струи горного ручья строки Коянто – и вы почу..ствуете, как поэт любит свою Корякию. Прочитайте его повести, рассказы – и вы почу..ствуете, как он любит людей…

                        (Владимир Санги)

А. Озаглавьте текст.

Б. Докажите, что данный текст публицистического стиля.

____________________________________________________________________________________________________________________

В. Выпишите ключевые слова. Сформулируйте с их помощью тему текста.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г. Выпишите из текста слова, состоящие из двух корней. Выполните морфемный разбор этих слов.

__________________________________________________________

Д. Выпишите слово, в котором все согласные сонорные.

__________________________________________________________

Е. Подчеркните в тексте все собственные имена существительные.

Ж. Найдите в тексте сравнительный оборот. Какова его роль в тексте?

____________________________________________________________________________________________________________________

З. Выполните синтаксический разбор односоставного предложения (на выбор).

__________________________________________________________

И. Напишите изложение текста, дополнив его другими, известными вам фактами из биографии В. Коянто.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Прочитайте  отрывок из рассказа камчатского писателя Е. А. Коптева. Выполните задания и ответьте на вопросы.

   Кедровки   птицы бе..покойные   х..рошо извес..ны своим (не)уживчивым, скандальным х..рактером. Стоит появит..ся человеку  или  допустим какому зверю они  (не)мешкая соб..раются целой к..мпанией  усаживаются на высокое д..рево и пр..нимаются ч..стить пр..шельца на все лады – (в)пору уши затыкать от их назойливой тр..скотни. Подобным к..нцертом они (в)досталь уг..стили и меня когда я (в)первые пр..шёл  в эту тихую и теплую д..лину, на береж..к (не)большого ручейка. Около десятка ж..вых трещ..ток ра(с,сс)елись на старой дуплистой берёзе и добрый час п..ремывали мне косточ..ки не хуже злых с..седок.  (В)начале я хотел было взять палку и запустить ею в назойливых птиц потом м..хнул рукой и углубился в работу. Вырубил и уст..новил тальниковый таган для чаё..ки набрал в ручье гладких к..мней и сл..жил из них круг  где будет г..реть мой к..стёр. Затем зачерпнул в чайник воды нал..жил веточ..к сухого кедр..ча. Едва успел поднести за(ж,жж)ё(н,нн)ую спичку – весёлым бесёнком запрыгал огонь. В ожидании.. чая пр..сел в тень берёзы и только теперь почу..ствовал перемену – кедро..ки молчали. Вероятно  подумал я  устали от собственного крика и отправились на обед: в (не)далёком кедраче добывать себе корм.  Больше в тот день птицы (не) появлялись на моём стойбище.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите тип и стиль текста.____________________________________________________________________________________________
  4. Какие слова, на ваш взгляд, требуют комментария и пояснения? Выпишите их,  дайте  им толкование .__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Какие средства выразительности использованы в данном тексте? Выпишите примеры.__________________________________________________________________________________________

                Список использованной литературы

  1. Коптев Е. Пролетье. Рассказы. – Петропавловск-Камчатский, 1982.
  2. Коянто В.В. Верхние люди подождут. Повести и рассказы. – М., 1976.
  3. Литература родного края. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов Камчатской области. – Петропавловск-Камчатский, 1999.
  4. «Народовластие» - газета Корякского автономного округа, №114(10763) за 5 октября 2006 г.
  5. От сердца к сердцу. Антология поэзии Корякского автономного округа 1950-1980гг. – Палана, 1990.
  6. Поповская Л. В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе.- Ростов-на-Дону. 2006.
  7. Стебницкий С.Н. Очерки этнографии коряков. СПб., 2000.
  8. Теория и практика обучения русскому языку под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста _ Работа по отрывку произведения Ю.Яковлева «Сердце земли»

ТИП УРОКА:Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.ЦЕЛИ УРОКА:1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Комплексный анализ текста по произведениям классической и современной русской литературы для 10-11 классов

Комплексный анализ фрагмента  текста помогает совершенствовать умения и навыки  учащихся 10-11 классов, является хорошим материалом для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ. Может быть использова...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...