Рабочая программа по русскому языку в 6классе
рабочая программа (русский язык, 6 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку в 6классе создана на основе прогаммы к традиционному учебнику Ладыженской и рассчитана на 6уроков в неделю. По этой программе также сделано планирование на 6уроков в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma_po_rus._yaz._v_6kl..doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 по русскому языку в 6 «в»  классе

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена учителем Моисеенковой Е.О. на основе Государственного стандарта общего образования; Примерной программы основного общего образования по русскому языку; Баранов М.Т. Программа по русскому  языку к учебникам 5-9 классов/ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский //Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы / Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002. – С. 10-62.

Структура документа

 Рабочая программа включает следующие разделы:                                                               - пояснительную записку,                                                                                                              - основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса,              - последовательность изучения тем и разделов,                                                              - требования к уровню подготовки учеников,                                                                    - литература,

- основные формы контроля.

Основные цели и задачи обучения

--  научить свободному владению русским языком, ибо владение родным языком даёт возможность человеку реализоваться в жизни, труде, творчестве;

--  обеспечить преподавание русского языка в соответствии с условиями и потребностями современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока;

  -- учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи;

-- специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

- общепредметными задачами работы являются воспитание учащихся средствами данного предмета, развитие их логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.;

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя и речи учащегося;

-- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.

Содержание программы

   В год – 210 часов, из  них  на развитие речи – 40 часов.  

   В неделю --  6часов.

 Рассматривается следующий учебный материал:

        Общие сведения о языке – 2 ч.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

        Повторение изученного в 5 классе – 12 ч. + 2ч. Р/Р

Фонетика. Орфоэпия. Звук как единица речи. Звуки речи (гласные и согласные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие, шипящие, сонорные). Сильные и слабые позиции звуков. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Фонетический разбор слова. Нормы произношения.

Морфемика. Орфограммы в приставках и корнях слов.

Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы З-С на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованием. Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов. Буквы И-Ы после Ц.

Морфология и орфография. Части речи, изученные в 5 классе. Буквы Е-И в падежных окончаниях имён существительных. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание личных окончаний глаголов.

Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных.

Ударения в краткой форме имён прилагательных, в глаголах.

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение простое и сложное.

 Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Знаки препинания в предложениях с  однородными членами, с обобщающими словами при однородных членах, при обращении, при прямой речи. Знаки препинания  в сложных предложениях.

           Лексикология и фразеология – 13 ч. + 4 ч. Р/Р

Лексикология как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово, его лексическое и грамматическое значения.

Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Структура словарной статьи.

Словари энциклопедические, этимологические, орфографические, иностранных слов, крылатых слов и выражений, синонимов, антонимов, словообразовательные.

Профессиональные слова. Сфера употребления профессиональных слов.   Общеупотребительные слова. Лексика ограниченного употребления. Диалектизмы. Жаргонизмы.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова, сфера их употребления. Исторические изменения словарного состава языка. Основные причины появления устаревших и новых слов. Историзмы и архаизмы.

Источники пополнения лексики. Исконно русские и заимствованные слова.

Фразеология как раздел лексикологии. Основные признаки фразеологизмов. Фразеологическое богатство русского языка. Фразеологические словари.

        Словообразование  -- 22 ч. + 6 ч. Р/Р

  Морфема как минимальная значимая часть слова. Типы морфем в русском  языке. Морфемный разбор слова. Зависимость правописание слова от его строения.

Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сложносокращённые слова.  Сращение сочетания слов в одно слово. Словообразовательные словари.

Этимологические словари. Особенности построения словарной статьи в этимологическом словаре.

Правописание корней с чередованием. Буквы А-О в корнях КАС-КОС,         ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР. Буквы И и Ы после приставок на согласные. Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-.

               Морфология -- 102 ч. + 28 ч. Р/Р        

         Имя существительное  -- 20 ч. + 6 ч. Р/Р

Грамматическое значение существительного. Морфологические признаки имени существительного. Типы склонений. Выбор условий написания окончаний имён существительных. Синтаксическая роль в предложении. Номинативная, коммуникативная и эмоционально-выразительная роль имён существительных в речи.

 Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Род несклоняемых существительных. Имена существительные общего рода. Употребление имён

существительных несклоняемых и общего рода в речи. Морфологический разбор имени существительного.

Слитное и раздельное написание частицы НЕ с именами существительными.

 Правописание суффиксов –ЧИК- и –ЩИК-, -ИК- и –ЕК-. Гласные О-Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных.

         Имя прилагательное – 18 ч. + 4 ч. Р/Р

Общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного. Роль имён прилагательных в тексте. Синтаксическая роль в предложении. Три разряда имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Степени сравнения имён прилагательных.

 Слитное и раздельное написание частицы НЕ с  прилагательными. Правописание гласных О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных.  Правописание Н и НН в именах прилагательных. Правописание суффиксов К и СК в именах прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

         Имя числительное – 14 ч. + 3 ч. Р/Р

Имя числительное в системе частей речи. Числительное как часть речи. Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Отличие имени числительного от других частей речи с числовым значением.

 Строение числительных. Простые, сложные и составные числительные. Числительные порядковые и количественные, разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные.

Склонение и правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

        Местоимение – 20 ч. + 4 ч. Р/Р

Местоимение как часть речи. Роль местоимения как средства связи предложений в тексте. Синтаксическая функция местоимений.

Разряды местоимений по значению: личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные. Склонение местоимений. Правописание НЕ и НИ с неопределёнными и отрицательными местоимениями; дефис в неопределённых местоимениях. Употребление местоимений различных разрядов в речи.

         Глагол  -- 30 ч. + 11 ч. Р/Р

Морфологические признаки глагола. Употребление глаголов в речи. Синтаксическая роль в предложении.

Правописание безударных личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени; НЕ с глаголами; -ТСЯ и -ТЬСЯ

 в глаголах. Разноспрягаемые глаголы. Окончания разноспрягаемых глаголов.

Глаголы переходные и непереходные. Возвратные глаголы.

Наклонения глагола: изъявительное, условное, повелительное. Изменение глаголов в изъявительном наклонении. Образование глаголов  условного наклонения, значение, изменение. Правописание и употребление форм условного наклонения. Образование глаголов повелительного наклонения, значение, изменение форм повелительного наклонения. Различие в написании глаголов в изъявительном и повелительном наклонении.

Безличные глаголы, их лексическое значение, формы употребления.

Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА-/-ЕВА- , -ЫВА-/-ИВА-.

        Материал по развитию речи:

Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Стили речи. Диалог и монолог. Речь устная и письменная. Оформление диалога. Этикетный монолог. Основная мысль текста. Письмо как разновидность текста. Адресат и адресант.

Понятие текста: тема, основная мысль текста.

Композиция рассказа. Систематизация материалов к сочинению. Простой и сложный план.

 Изложение подробное, сжатое, выборочное. Изложение с изменением лица рассказчика.

Сочинение-описание, повествование, рассуждение. Составление рассказа по сюжетным рисункам. Рассказ по воображению. Рассказ от лица животного. Одушевление, ирония, подражание. Рассказ на основе услышанного.

 Расширение представления об олицетворении.

        Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса – 15 ч.

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи: морфологические признаки, роль в предложении. Словообразование самостоятельных частей речи.  Употребление знаменательных частей речи.

 Правописание НЕ с различными частями речи. Правописание сложных слов. Правописание гласных после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, окончаниях существительных, прилагательных, глаголов, в корне слова.

Резервные уроки – 4 часа

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:

  1. знать / понимать

         - определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;

         - орфографические, пунктуационные правила;

  1. уметь

речевая деятельность:

аудирование:

         - воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

         - определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

         - вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

                   чтение:

        - осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;

        - разбивать текст на составные части и составлять сложный план;

        - выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;

                    говорение:

        - пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста;

        - подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;

        - строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;

        - соблюдать последовательность и связность изложения;

                    письмо:

        - строить письменное высказывание на заданную тему;

        - собирать материал к сочинению и систематизировать его;

        - составлять сложный план и на его основе создавать текст;

        - использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

                       текст:

        - определять основную мысль текста, подбирать заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;

       - определять вид связи и средства связи предложений в тексте;

       - устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи;

                       фонетика и орфоэпия:

       - проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

       - использовать транскрипцию;

       - правильно произносить слова и формы слов изученных частей рачи;

       - пользоваться орфоэпическим словарём;

                        морфемика  и словообразование:

       - выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

       - выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

       - различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов;

       - составлять словообразовательные цепочки слов;

       - пользоваться словообразовательным словарём;

                        лексикология и фразеология:

      - употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

      - толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

      - подбирать синонимы и антонимы;

      - анализировать примеры использования слов в переносном значении;

      - проводить лексический разбор слова;

                         морфология:

      - указывать морфологические признаки изученных частей речи,правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

      - уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

      - опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

                         орфография:

      - обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

      - свободно пользоваться орфографическим словарём;

      - владеть приёмом морфемного письма;

                           синтаксис и пунктуация:

     - составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать  словосочетания по предложенной схеме;

      - анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

      - определять синтаксическую роль изученных частей речи;

      - правильно применять изученные пунктуационные правила;

      - устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;

      - строить пунктуационные схемы предложений;

      - самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

 

                     Литература

Для учителя

      1. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 6класс/ Г.А. Бакулина. – М.: Владос, 2004.

     2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г.А.Богданова. -- М.: Просвещение, 2010.

     3.  Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста /

 О.М. Безымянная, С.А.Лукьянов. – М.: Айрис, 2003.

      4. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс / Т.А. Костяева. – М. : Просвещение, 2006.

      5. Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе/                           Т.А. Ладыженская, М.Г. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. –      М.: Прсвещение, 2006.

      6. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 класс /             Л.Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.

      7. Львова С.И. Практикум по русскому языку: 6 класс / С.И. Львова. –        М.: Просвещение, 2006.

              

                    Для учащихся

       1. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 6 класс / Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, 2005.

      2. Баранов М.Т.  Русский язык. Учебник. 6 класс / М.Т. Баранов,                Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.—М.: Просвещение, 2011.

      3. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащихся / Г.А. Богданова.—М.: Просвещение, 2006.

      4. Малюшкин А.Б. Тематические зачёты по русскому языку: 6 класс /              А.Б. Малюшкин, Е.Ю. Рогачёва. – М.: Сфера, 2006.

      5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 6 класс/   А.Б. Малюшкин. – М.: Сфера, 2006.

       6. Поникарова Л.А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях /    Л.А. Поникарова. – М.: Просвещение,2006.

      7. Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку. 6класс/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, М.М.Стракевич.—М.: Просвещение,2005.

Формы контроля:

- диктант ( с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический, контрольный);

- комплексный анализ текста;

-осложнённое списывание;

- тест;

 - составление простого и сложного плана к тексту;

 - изложение текста ( подробное, сжатое, выборочное);

 - составление диалога на заданную тему;

- составление текста определённого стиля и типа речи;

- сочинение ( описание помещения, пейзажа);

- составление рассказа по сюжетным рисункам с включением части готового текста;

- редактирование текста ( исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

- работа с деформированным текстом.

                     

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6класса

Рабочая программа по русскому языку для 6  класса составлена на основе Государственного стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русском...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...