Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Разносклоняемые имена существительные".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6kl._raznosklon.sushch..docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Разносклоняемые имена существительные. (6 класс)

Педагогическая цель: познакомить  с разносклоняемыми существительными, их морфемным составом и падежными окончаниями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные):  узнают о разносклоняемых существительных, их морфемном составе, смогут провести  сравнительный анализ с орфограммой 17 в написании падежных окончаний, произвести синтезирование.

Используемые технологии:  проблемно-поисковые, здоровьесберегающая.

Сценарий урока.

  1. Фронтальная проверка устно подготовленного домашнего задания                                               ( упр. 204, с.87), орфограммы  17,18.
  2. Письменная проверка знаний. Диктант (упр. 204 с графическим обозначением выбора орфограмм.)
  3. Установление темы и цели урока. Исследовательская работа.

- Прочитайте  теоретические сведения  на с. 87, параграф 37 и подготовьте ответы на следующие вопросы (заранее написаны на доске):

  1. Почему существительные на – мя, а также путь называются разносклоняемыми?
  2. Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их.
  3. В каком падеже разносклоняемые существительные принимают окончания существительных 2-го склонения?
  4. Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения по падежам или числам?
  1. Выход на тему (запись в тетради), решение учебной задачи.
  1. Какова учебная задача урока?
  1. Просклоняйте  по падежам разносклоняемые сущ. ВРЕМЯ и ПУТЬ (письменно),  у доски 2 чел.,  остальные работают в тетрадях.
  2. Обратите внимание на окончания косвенных падежей. Что общего и различного? (Окончания совпадаю, но у слова  ПУТЬ  они у д а р н ы е).
  3. Каков вывод? (В окончании разносклоняемого существительного будет та же гласная, что и в слове  ПУТЬ  в том же падеже.)
  4. Вспомните такие же подсказки для каждого склонения.  
  1. Ф И З П А  У З А   ( В пути)                                                                                                                                    
  2. Выполнение упр. 205, с. 88. Закрепление знаний.

Рефлексия:          Род. п.                              сущ. на  - мя и путь

                        В     Дат. п.       ок.  И  у     сущ.         3 скл.

                                     Предл. п.                        сущ. на   - ия

                                              Слово – подсказка – ПУТЬ

  1. Закрепление материала. Упр. 206 -208.
  2. Итог урока.

Чтение стихотворения А. Хайта. Задача: назвать по смыслу и записать разносклоняемые существительные в тетради.

В стародавнее древнее…                                       время

В шалашах без окон и дверей

Жило – было лохматое…                                        племя

Первобытных людей – дикарей.

Они не знали, для чего корове… ,                        вымя

 Как написать свою фамилию и … ,                      имя

Зачем на лошадь надевать седло и … -               стремя

Необразованное было это …  .                               племя

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их  … забот.                                                бремя

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …  ,               знамя

Что кислород всегда поддерживает …                пламя

Над тем, как в булку превратить простое …  ,      семя

С утра до вечера они чесали…   .                             темя

  1. К какому склонению относятся разносклоняемые существительные? Обоснуйте.
  2. Запишите существительные  в алфавитном порядке.

(Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя,  племя, семя, стремя, темя.) Какое сущ. пропущено?

Домашнее задание: выучите разносклоняемые  существительные; составьте шифр их (БВВЗИПППССТ), упр. 209 , с 89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Открытый урок по русскому языку на тему : «Несклоняемые имена существительные»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему :"Несклоняемые имена существительные", целью которого является ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные», показать их морфо...

Урок по русскому языку в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по русскому языку с использованием средств субъективизации...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе Имена существительные Женского рода

Тип урока: урок введения новых знанийТехнология: системно-деятельностный метод обучения, проблемно-диалогическое, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.Цели и задачи:Знать: об именах суще...

Конспект открытого урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 5 класс

Разработка открытого урока по русскому языку для 5 класса. УМК: Ладыженская Т.А....