Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Горбунова Елена Викторовна

 

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:

1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации;

2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;

3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Исходя из данных требований, цель  данного курса заключается, с одной стороны, в развитии речемыслительного потенциала выпускника, с другой стороны, – в подготовке его к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов и рассчитан на 17 часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx27.74 КБ
Файл kal-tem_planir.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 48

Ворошиловского района г. Волгограда

 

Программа элективного курса

«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ: АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ, СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, АРГУМЕНТАЦИЯ»

Составитель программы:

учитель русского языка МОУ СОШ № 48                                                                                                      

ГОРБУНОВА Елена Викторовна

Волгоград, 2011

Пояснительная записка

Часть С ЕГЭ по русскому языку включает одно задание – написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. Это задание проверяет:

 - коммуникативную компетенцию выпускников (умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка);

 - уровень общей культуры выпускников, наличие у них личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором текста.

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:

1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации;

2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;

3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Для решения первой задачи обучающимся необходимо уметь производить многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационную переработку.

Для решения второй и третьей задач требуется знать систему работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.

Исходя из данных требований, цель  данного курса заключается, с одной стороны, в развитии речемыслительного потенциала выпускника, с другой стороны, – в подготовке его к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

В результате изучения курса «Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация» выпускники научатся:

  1. понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
  2. определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
  3. оценивать позицию автора, на этой основе  формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
  4. выстраивать композицию  письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
  5. выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
  6. отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
  7. соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
  8. самостоятельно определять свою, личностную, позицию  и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.

Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов и рассчитан на 17 часов.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Часы

Виды деятельности

Виды контроля

1-2.

Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

2

Лекция, беседа

3-4.

Критерии и нормативы оце-нивания сочинения. Факти-ческие, логические, речевые, грамматические ошибки в сочинении-рассуждении и способы их устранения.

2

Лекция, беседа, анализ текстов

Самостоятельная работа (в тексте сочинения найти ошибки и исправить их)

5.

Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Тема и основная мысль текста.

1

Составление таблицы «Стили речи»

Создание учебных презентаций по теме («Текст и его признаки», «Типы речи», «Тема и основная мысль текста»)

6-7.

Виды информации в тексте. Виды и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах. Формули-ровка проблем исходного текста.

2

Анализ текстов

Практическая ра-бота (выявление и формулировка проблем предло-женных текстов)

8.

Соотношение тематики и проблематики текста.

1

Анализ текстов

9-10.

Выявление и способы фор-мулировки авторской пози-ции по проблеме. Авторская позиция и собственное мнение

2

Составление опор-ной схемы «Как понять исходный текст»

11-13.

Аргументация – важная часть сочинения-рассуждения. Виды аргументов, их «ценность».

3

Составление таблицы «Банк аргументов»

Практическая работа (подбор аргументов)


14.

Создание «банка аргументов».

1

Заполнение таблицы «Банк аргументов»

15-16.

Контрольная работа.

2

Сочинение-рассуждение

Сочинение в формате ЕГЭ

17.

Анализ контрольной работы.

1

Редактирование сочинений

Составление плана действий при редактировании своей работы

Итого: 17 часов

Содержание программы

  1. Введение. Структура ЕГЭ по русскому языку. 3 части экзамена, их особенности. Знакомство с демонстрационными материалами. Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
  2. Критерии и нормативы оценивания сочинения. Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Речевые ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Грамматические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.
  3. Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Виды связи предложений в тексте. Грамматические основы предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Тема и основная мысль в тексте.
  4. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
  5. Виды информации в тексте. Информационная переработка текста. Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
  6. Выявление авторской позиции по проблеме. Отражение и комментарий проблемы и позиции автора предложенного текста, выражение собственного мнения.
  7. Виды аргументов, их «ценность». Создание «банка аргументов».
  8. Языковые средства, характерные для анализируемого текста, их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста. Богатство и выразительность языка, орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.

Литература

для учителя

  1. Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979.
  2. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., Просвещение, 2002 г.
  3. Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 1965 г.
  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: АСТ – ЛТД, 1998 г.
  5. Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004 г.

для обучающихся

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск, «Взгляд», 2004 г.

 

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-9 классы. М., Дрофа, 2005 г.
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). -  М.: «Экзамен», 2006 г.
  3. Как написать сочинение? Справочник школьника.  – М.: Слово, 1997 г.
  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. -  М.: Просвещение, 1990 г.
  5. Никитина Е.И. Русская речь. М.: Просвещение, 1991 г.
  6. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. – М.: Школа-Пресс, 1995 г.
  7. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995 г.
  8. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007 г.
  9. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007 г.
  10. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982 г.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса                                                                                                                                                                                 «СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ: АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ,  СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, АРГУМЕНТАЦИЯ»

№ п/п

Наимено-вание раздела программы

Тема урока (занятия)

Кол-во часов

Тип урока (занятия)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид конт-роля. Изме-рители.

ЦОР (цифро-вые образо-вательные ресурсы)

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

9

10

11

12

1-2.

Сочинение-рассужде-ние как жанр и вид задания на ЕГЭ

Как работать над сочинением. Со-чинение-рассуж-дение как жанр и вид задания на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

2

Лекция с элемента-ми беседы

Сочинение как жанр творческой работы и вид задания на ЕГЭ. Сочинение-рассужде-ние, его структура

Знать структуру сочине-ния-рассуждения, уметь составлять его схему

Презентация «Сочинение-рассуждение»

3.

Критерии и нормативы оценивания сочинения

Критерии и нор-мативы оценива-ния сочинения

1

Лекция с элемента-ми беседы

Критерии и нормативы оценивания сочинения

Знать критерии и нор-мативы оценивания сочинения

Анализ со-чинения по критериям

Таблица в эле-ктронном виде «Критерии оценивания сочинения»

4.

Ошибки в сочи-нении-рассужде-нии и способы их устранения

1

Практикум

Виды ошибок: факти-ческие, логические, речевые, грамматиче-ские. Способы устране-ния ошибок в сочине-нии.

Знать виды ошибок, уметь исправлять их, редактируя текст

Самостояте-льная рабо-та (в тексте сочинения найти ошиб-ки и испра-вить их)

Презентация «Виды ошибок и способы их исправления»

5.

Текст. Тема-тика и проб-лематика текста.

Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Тема и основная мысль текста.

1

Лекция с элемента-ми беседы

Текст и его признаки: тема, основная мысль, смысловая и грамма-тическая связь предло-жений в тексте, заго-ловок или его возмож-ность. Типы и стили текста

Знать признаки текста, уметь определять тип и стиль текста

Создание учебных презента-ций

Учебные презентации

6.

Виды информации в тексте. Пробле-мы, рассматрива-емые авторами в исходных текстах.

1

Практикум

Виды информации в тексте

Знать виды информации в тексте, уметь их опре-делять

Анализ текс-тов с точки зрения ви-дов инфор-мации и проблем

7.

Виды и категории проблем, рассмат-риваемых автора-ми в исходных текстах. Формули-ровка проблем ис-ходного текста.

1

Практикум

Виды и категории проблем, рассмат-риваемых автора-ми в исходных текстах

Знать виды и категории проблем, рассматрива-емых авторами в исход-ных текстах, уметь их формулировать

Практичес-кая работа (выявление и формулиро-вка проблем предложен-ных текстов)

Презентация «Виды и катего-рии проблем в исходном тексте»

8.

Соотношение те-матики и пробле-матики текста

1

Практикум  

Тема, основная мысль, проблема текста. Ос-новная и второстепен-ные проблемы

Различать понятия тема, основная мысль, проблема, уметь их соотносить

Анализ текстов

9-10.

Выявление и спо-собы формулиро-вки авторской по-зиции по пробле-ме. Авторская по-зиция и собствен-ное мнение

2

Практикум

Авторская позиция, отношение автора к рассматриваемой проблеме. Собствен-ное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией)

Знать способы формули-ровки авторской пози-ции по проблеме и соб-ственного мнения, уметь формулировать авторскую позицию и собственное мнение

11-13.

Аргумента-ция в сочи-нении-рас-суждении

Аргументация – важная часть со-чинения-рассуж-дения. Виды аргу-ментов, их «цен-ность»

3

Практикум

Виды аргументов (из художественной лите-ратуры, из читатель-ского опыта, из жиз-ненного опыта), их «ценность»

Знать виды аргументов, уметь их использовать

Практичес-кая работа (подбор ар-гументов)

14.

Создание «банка аргументов»

1

Практикум

Аргументы из художественной литературы

15-16.

Контрольная работа

2

Контроль-ное заня-тие

Сочинение

Уметь писать сочине-ние-рассуждение в формате ЕГЭ

Сочинение-рассужде-ние в фор-мате ЕГЭ

17.

Анализ контрольной работы

1

Редактиро-вание сочи-нения

Презентация «Виды ошибок и способы их исправления»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

Рабочая программа элективного курса "ГИА: курс подготовки к экзаменам"

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих в 9 классах и готовящих своих учеников к ГИА по математике....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Рабочая программа элективного курса 10-11 классы "Организация и бизнес-планирование собственного дела"

Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Организация и бизнес-планирование собственного дела"...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...