Обобщающий урок по теме "Морфемике" 5 класс
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс)

Урок с использованием интерактивной доски с презентацией

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чей это домик? Кто в нем живёт?

Слайд 2

КРОССВОРД

Слайд 3

КРОССВОРД Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова. 1.Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова. 2.Окончание, не выраженное звуками. 3.Часть речи, которая не имеет окончания. 4.Суффикс, стоящий после окончания. 5.Замена одних звуков другими в одной и той же части слова. 6.Наименьшая значимая часть слова. 7.Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 8.Главная значимая часть слова. 9.Часть изменяемого слова без окончания.

Слайд 4

Тридцать первое января Урок – обобщение по теме: «Морфемика» 5 класс

Слайд 5

Цели: повторить и систематизировать сведения по разделу «Морфемика»; подготовиться к контрольной работе; развивать аналитическое мышление, кругозор, память, коммуникативные способности; сформировать навыки нахождения и объяснения изученных орфограмм; воспитывать лучшие нравственные качества школьников: доброту, чувство ответственности за тех, кто рядом и за то, что их окружает; умение работать в паре и в группе. Оборудование: Мультимедийный комплекс с интерактивной доской, использование программы mimio Studio , сигнальные карточки.

Слайд 6

Первое испытание – «Ловушка» Игра « Не угоди в ловушку! »

Слайд 7

Выборочно-распределительный диктант Осенний , шиповник ,вдруг, травы, день, неожиданно, сырой ,холодок, сегодня, туманный ,расцвёл, канавы, цветок, шиповника. С падежным окончанием С нулевым окончанием Без окончания (неизменяемые слова)

Слайд 8

Второе испытание – «Зри в корень!»

Слайд 9

Игра «Просигналь!» На конце приставки: С - красный З - синий Третье испытание

Слайд 10

Испытание «Путаница».

Слайд 11

Найти слова с корнями лаг- лож , раст - рос-ращ , гар-гор , зар - зор и орфограммой буквы ё – о после шипящих в корне и исправить где нужно ошибки. Предлажение ; щотка ; ростительное масло; жолтый ; водорасли ; возлогать ; жолудь ; зарасла ; чорный ; загарать ; угарный газ; утренняя зорька; чолка ; вечерняя зоря; касаться; каснуться лица; крыжёвник;шоссе .

Слайд 12

1 -суффиксальный способ 2 -приставочный способ 3 - бессуффиксальный способ 4 - путем сложения 5 -приставочно-суффиксальный способ Цифровой диктант

Слайд 13

Код: 1,2,5,3,1,4,2,4,1,5

Слайд 14

Привал «Лесной пост».

Слайд 15

ОНОК НИК ТЕЛЬ ИН ИСТ ОВ ОЧК ЁНОК ЧИК К

Слайд 16

Игра «Подбери пару» Летать Грузия спортсмен гриб Охота парашют НИК ТЕЛЬ ИН ИСТ ЧИК К

Слайд 17

Физкультминутка для глаз

Слайд 18

На одном и том же месте он ждал хозяина все 10 лет.... Хатико ждал хозяина на этой станции.

Слайд 19

Памятник верному псу, прождавшему 3 года на обочине дороги своего погибшего в аварии хозяина, был сделан в Калуге

Слайд 20

Испытание на «Скорость» Ответы теста: А 3 Б 2 В 3 Г 4 д 2

Слайд 21

Отгадайте шараду: Корень мой находится в цене , В очерке найди приставку мне , Суффикс мой в тетрадке все встречали , Всё же – в дневнике или в журнале .

Слайд 22

Эпиграф урока «Люди забыли эту истину, — сказал Лис. Но ты не должен ее забывать. Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили». Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель, поэт и лётчик) .

Слайд 23

Домашнее задание: 1.Написать сочинение- рассуждение «Почему мы в ответе за тех , кого приручили?» 2.Индивидуальные карточки

Слайд 24

Рефлексия: - Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? – Что было самым трудным? – Какие из заданий вы хотели бы выполнять как можно чаще?

Слайд 25

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по курсу___русский язык__________________________________

класс ________5__________________________________________

учитель ___Ондар Марина Санааевна________________________

  1. Методическая записка

Данный урок проходит в рамках учебного курса русского языка в пятом классе общеобразовательных школ в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Урок разработан для 5-го класса, где возрастной психологической особенностью является активность учащихся, поэтому целесообразно подготовить учеников класса к тому, что урок требует от них взаимного уважения друг к другу.

Данный урок представляет собой урок обобщения и систематизации знаний. Урок построен в форме путешествия с использованием монтажа с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Дети  творческие, имеют высокую мотивацию к обучению, что способствует созданию благоприятной творческой атмосферы на уроках и возможности в полной мере проявлять свои способности.  

 Урок несет в себе важное развивающее значение: учит видеть, находить и объяснять изученные в разделе «Морфемика» орфограммы, выбирать главное из пройденного материала, развивает логическое мышление и речь. Урок расширяет кругозор учащихся, прививает любовь  к природе, доброту, чувство ответственности за тех, кто рядом и за то, что  их окружает.

Связь теории с практикой на данном уроке очевидна.  Практическими можно считать и навыки работы с источниками.

На уроке прослеживаются межпредметные связи с литературой и историей, географией.

На данном уроке использованы информационные технологии, элементы игровых технологий, здоровьесберегающие технологии и  технология коммуникативного обучения, работа в группах и парах. Форма урока- путешествие  приемлема для возраста пятиклассников, а частично-поисковый метод, используемый на уроке, позволит продолжить формирование навыков самостоятельной работы.

  1. План урока

Дата урока: 20.02.2012г.

Тема урока: Урок-обобщения по теме «Морфемика».

Целевые установки урока: в результате изучения темы ученик должен:

  • знать структуру слова.
  • уметь производить морфемный разбор слова, определять условия выбора приставок на з и с; о-е после шипящих в корне слова; о-а в корнях  -лаг- - -лож, -раст - -рост-; и-ы после ц, работать в паре и  группе.
  • использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни.

           Задачи урока:

  • Образовательные:

систематизировать и обобщить знания по теме «Морфемика»

  • Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении целей;

прививает любовь  к природе, доброту, чувство ответственности за тех, кто рядом и за то, что  их окружает

  • Развивающие:

 развивать логическое мышление учащихся, их речи, памяти;

развивать коммуникативные и творческие способности;

формировать навыки нахождения и объяснения  изученных орфограмм;

  Межпредметные связи: история, география и литература.

             

  Оборудование и наглядность:

- компьютерная презентация.        

- мультимедийное оборудование (интерактивная доска, компьютер, проектор, экран);

– листы с заданиями;

-сигнальные карточки;

- словарные статьи из толкового словаря.

-инд. карточки с заданиями;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: путешествие.

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная,  игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.

  Временная структура урока:

№ этапа урока

Название этапа урока

Время, мин

1

Организационный момент.

3 минуты

2

Выступление учащихся

(сценка «Кто главнее и важнее?)

8 минут

3

Обобщение знаний по теме «Морфемика»

20  минут

4

Воспитательный аспект урока

6  минут

5

Итог урока

2  минуты

6

Домашнее задание

1  минута

  1. Конспект урока

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности.

Эпиграфом к уроку я взяла слова французского писателя, поэта и летчика Антуана де Сент-Экзюпери, прочитайте их и в конце урока вы скажете мне, что означают эти слова.

       «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили».

 Психологический настрой.

    - Закройте глаза, вспомните о чём-то радостном, откройте глаза и улыбнитесь друг другу, подарите мне ваши улыбки. Я рада, что у вас прекрасное настроение. Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное

   Слово учителя:

-  Ребята! Вы  целый год на уроках русского языка путешествуете по разным странам планеты  «Лингвистика».  Сегодня наше путешествие  продолжается. На этот раз  мы отправимся  путешествовать  в  сказочный  лес. Жители леса приготовили для вас много интересных заданий. Только самый сильный, выдержанный ученик сможет  пройти  испытания. Но я надеюсь, что среди вас   не будет сошедших учеников. А чтобы не заблудиться, мы возьмем   с собой компас, он будет нашим помощником. По дороге мы будем собирать прошлогодние листочки.(зеленые, желтые и красные)

-Посмотрите, ребята, на этот сказочный домик, попробуйте угадать, кто в нем живет, кто хозяин  этого дома?

Чтобы узнать хозяина, надо разгадать кроссворд, отгадать  ключевое слово в нем.

Кроссворд «Морфемика».

- Ребята, так что же такое морфемика? (Раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы, как части слова).

-Молодцы, друзья!

 Слово учителя.   Морфемика – один из важнейших разделов русского языка. Многие орфографические правила опираются на морфемику. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

 II. Сообщение темы и цели урока.

-Мы  на сегодняшнем уроке повторим все о морфемике, вспомним структуру слова, какие морфемы служат для образования новых слов, какие изменяют форму слова, поговорим о корне слова, поработаем с основными орфограммами, изученными в разделе «Морфемика»

В течение урока каждый из вас должен быть внимателен и активен. Все готовы? Итак, наше путешествие начинается! Желаю всем успехов!

А вот и первые жители леса.

1. Сценка «Кто главнее и важнее?»

УЧИТЕЛЬ: Корень, конечно,  всех проворней, в нем заключен основной смысл, но и другие части слова тоже важны.

2. А вот и первое испытание «Горка». Ребята, вы любите кататься с горки? Забраться на эту горку и прокатиться с нее может только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое является для всех слов общим, указано, надо лишь найти конец. Ребята вы заполняете  пустые клетки в своих табличках. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием.

 ИГРА  «Горка» (работа в группах)

На доске и у каждого ученика табличка- кроссворд.

   Но оказалось, что забраться на эту горку и прокатиться с нее может только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое является для всех слов общим, указано, надо лишь найти конец. Ученики заполняют пустые клетки в своих табличках. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием.

Лыжи, лыжня, лыжник, лыжница;

Сани, санки, санный, саночки;

-Молодцы, друзья!

Работа с орфограммами, изученными в теме «Морфемика».

3. А вот и  второе испытание. Приближается весна, и поэтому лед тонкий. Нам предстоит осторожно перейти речку. А для этого мы вспомним правило правописания приставок, оканчивающихся на  З и С. Все запомнили правило! Вперед!

Игра «Просигналь!»

Расчирикался; сдуть; издалека; бесшумный; бесценный; беззвучный; сбросил; безжалостный; расспросить.

  Почему в  словах сдуть, сбросил надо писать приставку С?  (Потому что приставки З в русском языке нет).Искл: здание, здесь, здоровье.

                  Корни с чередованием.

4. Третье испытание. Жители леса  просят у нас помощи. Поможем, ребята?  

Вам нужно найти  слова с ошибками и исправить где нужно ошибки.

  •  Проложить лыжню,
  •  предлагать помощь,
  •  сберечь растения,
  •  почистить щеткой деревья;
  • собрать водоросли;
  • убрать  желтые листья ;
  • загорать на солнце;
  • ждать вечернюю зарю;
  • прикоснуться к лепесткам;
  • найти  крыжовник. 

     Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

Физкультминутка для глаз

       Ребята, помните, что при работе или игре  за  компьютером каждый час вы должны делать 5-минутный перерыв или зарядку для глаз. Если вы проводите время за компьютером дома, перерыв желательно увеличить до 15 минут. Эксперты говорят, что этого достаточно для обеспечения защиты для глаз. Сядьте удобно, расслабьтесь.

Привал «Лесная сторожка».

         Жители леса построили сторожку, чтобы люди могли отдохнуть, а также  завели   журнал посещения, чтобы  в лесу не было нарушений и пожаров. Давайте  пролистаем журнал и прочитаем,  кто же был до нас в этой сторожке.

Игра «Подбери пару».

5. Четвёртое испытание.

Цифровой диктант.

              Лесовоз, зайчик, переделать, бег, снегопад,  вычитать, медвежонок, подснежник.

1-суфф

2-пристав

3- бессуффиксальный

4-сложение

5-приставочно-суффиксальный

Код:4,1,2,3,4,2,1,4

Воспитательный аспект урока

Хатико- самый  верный друг.

Учитель: Собака тоже достойна того, чтобы её увековечили. Посмотрите на памятник собаке.  Этот памятник  самой преданной собаке на свете был поставлен на станции Сибуя в Японии.

      Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире. Я призываю  вас  к ответственности за тех, кто был вами приручен. Не выгоняйте их, пожалуйста, на улицу. Будьте как Маленький принц— человек с маленькой планеты с большим горячим сердцем.

Итоги урока:

- От жителей страны «Морфемика» я желаю вам, чтобы вы с лёгкостью

преодолевали дистанции любой длины, как спортивные, так и

интеллектуальные.

- Постарайтесь, чтобы ваши оценки всегда были отличными, а возможно это в том случае, если вы научитесь работать со строительным материалом – словами!

Молодцы, ребята. Я довольна вашей работой. Спасибо за урок.

        А на «десерт» отгадайте шараду:

Корень мой находится в цене (-цен-),

В очерке найди приставку мне (-о-),

Суффикс мой в тетрадке все встречали (-к-),

Всё же – в дневнике или в журнале.

(Оценка) 

Выставление оценок.

 Дома: Написать сочинение- рассуждение  «Почему мы в ответе за тех, кого приручили?»

Рефлексия:

-Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

-Что было самым трудным? –

-Какие из заданий вы хотели бы выполнять как можно чаще?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....