Методические материалы. Подготовка к ГИА в 9 классе по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Работа с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ГИА35 КБ
Microsoft Office document icon ГИА41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение 1                                Ученик                                                                            

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.

(По Н.Гранту)

 Задания:

  1. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.
  2. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.
  3. Запишите логическую схему текста  и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если. (Тезис 1 – Пример 1 – Но Тезис 2.)
  4. Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.


 Упражнение 2                                Ученик                                                                            

В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых, металлов. Богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Они начали колонизацию черноморского побережья. На Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, в реках Кавказа – золотой песок. История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. «Золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла.

Задания:

  1. Прочитайте текст, выделите в нем тезисы и примеры. Разбейте текст на абзацы.
  2. Вставьте в текст слова, которые

1) соединят примеры с тезисами,

2) точнее выразят содержание тезисов и примеров.

Список слов: например, а, именно, ведь, особенно, поэтому, по свидетельству древних историков. Составьте логическую схему текста.


Упражнение 3                                Ученик                                                                            

Основной целью экспедиции британского корабля «Бигль» было изучение и нанесение на карту морей, омывающих Южную Америку. Однако прославилась она не этим, а открытиями судового натуралиста Чарльза Дарвина. Идея принадлежала не Дарвину, но именно он объяснил механизм эволюции.

На Галапагосских островах живут небольшие птицы – вьюрки. Там, где пищей вьюркам служили семена, орехи или моллюски, были распространены птицы с мощными короткими клювами, которыми удобно раскалывать твердую скорлупу орехов или раковины, шелушить семена. Там же, где эти птицы кормились жуками, личинками, муравьями, добывая их из древесной коры, утвердились особи с крепкими, но более тонкими клювами, которыми можно проникать в небольшие отверстия. У вьюрков, питающихся сочной мякотью кактусов и их плодов, фруктами или цветочным нектаром, клювы были самыми узкими и заостренными.

(По Н.Гранту)

Задания:

  1. Прочитайте текст. В нем пропущены важные логические звенья. Сначала попытайтесь самостоятельно восстановить их, а потом проверьте себя, выполнив задание после текста.
  2. Найдите в тексте место для следующих утверждений:

1. Во время плавания он собрал важные доказательства теории возникновения новых видов.

2. Все растения и животные произошли от более ранних видов, которые изменялись, приспосабливаясь к среде обитания.

3. Дарвин заметил, что на каждом острове птицы, приспосабливаясь к среде обитания, приобрели уникальные особенности и стали отличаться друг от друга не только размерами, повадками, но и формой клюва.


Упражнение 4                                Ученик                                                                            

1. Этот обычай родился много столетий назад.

2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.

3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.

4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.

5. Каждый встречный мог оказаться врагом.

6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.

7. Открытая ладонь правой руки означала: «_________________________________________________________».

8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.

Задания:

  1. Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения.
  2. Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?

Упражнение 5                                Ученик                                                                            

(А) Тезисы:

1. Земля – гигантский магнит.

2. Поэтому свободно вращающийся намагниченный металлический предмет всегда располагается так, что его противоположные концы указывают на север и юг.

3. Первые китайские компасы мало походили на привычные для нас приборы.

4. Сначала компасы-ложки использовались для гаданий, но позднее были усовершенствованы и по ним научились определять стороны света и направление в пути.

5. В XIII веке, после возвращения Марко Поло из Китая, компас стал известен и европейцам.

6. Он круто изменил жизнь Европы.

7. Но, хотя компас помогал морякам пересекать моря и океаны, он долгое время был не очень надежным прибором.

(Б) Примеры и переходы:

1. «Этот инструмент напоминает ложку, и когда его кладут на тарелку на земле, его ручка указывает на юг», – читаем в тексте, написанном в Китае в I веке н.э.

2. На магнитную стрелку влияли находившиеся рядом с ней железные предметы, например корабельные пушки, поэтому суда часто сбивались с намеченного курса.

3. Недалеко от географических – Северного и Южного – полюсов расположены два магнитных.

4. Теперь корабли, которые до этого двигались вдоль береговой линии, могли безбоязненно выходить в открытое море, совершать далекие путешествия.

5. На этом основан принцип действия магнитного компаса, изобретенного в Древнем Китае еще в III веке до н.э.

Задание:

  1. Дополните текст (А) примерами и переходами (Б).


Пояснения к упражнению:

Предложения распределены по двум группам – тезисы (А) и примеры и переходы (Б). Часть (А) напечатана на карточках, предложения из части (Б) учитель читает вслух: ученики во время чтения цифрами указывают место для примера или перехода.

Верно выполненное упражнение выглядит так: рядом с тезисами части (А) указаны  порядковые номера примеров и переходов части (Б).

1. Земля – гигантский магнит. – 3.

2. Поэтому свободно вращающийся намагниченный металлический предмет всегда располагается так, что его противоположные концы указывают на север и юг. – 5.

3. Первые китайские компасы мало походили на привычные для нас приборы. – 1.

4. Сначала компасы-ложки использовались для гаданий, но позднее были усовершенствованы и по ним научились определять стороны света и направление в пути.

5. В XIII веке, после возвращения Марко Поло из Китая, компас стал известен и европейцам.

6. Он круто изменил жизнь Европы. – 4.

7. Но, хотя компас помогал морякам пересекать моря и океаны, он долгое время был не очень надежным прибором. – 2.


Упражнение 6                                Ученик                                                                            

 (А) Английская пословица гласит: торговля следует за флагом. Вслед за первооткрывателями земли на нее ступают купцы. Флаг следует за торговлей. Поиски торговых путей привели к тому, что в XV–XVI вв. европейцы открыли все существующие океаны и материки.

Задание:

  1. Вставьте пропущенные слова, чтобы прояснить логику развития мысли: именно; другими словами; но правильнее было бы сказать, что. Подчеркните тезисы, нужные для разъяснения более общих утверждений.

(Б) Колумб не ставил целью открыть новый материк – он хотел добраться до Китая и Японии и умер с уверенностью, что это ему удалось.

Магеллан не собирался в кругосветное путешествие – его задачей было проложить новый торговый путь к островам Пряностей (Молуккским).

Экспедиции великих мореплавателей – Колумба и Магеллана –  состоялись только потому, что

___________________________________________________________ .

Задания:

  1. Прочитайте два утверждения и допишите третье так, чтобы оно обобщило их смысл.
  2. Соедините тексты (А) и (Б) в один по такой схеме:

первый абзац: Считается, что Тезис 1. – Но это не так: Тезис 2;

второй абзац: Тезис 3 + два примера. Запишите краткий пересказ получившегося текста.



Предварительный просмотр:


Упражнение 7                                Ученик                                                                            

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли. (С.Волков)

Задания:

  1. Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.
  2. Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.

Когда говорят _____________________________________, то сравнивают человека _______________________________. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. ____________________________________? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, ________________________________, были способны ___________________________, а передвигаясь, ___________________________________.


Упражнение 8                                Ученик                                                                            

Сжечь корабли – окончательно, решительно порвать с прошлым. Похожий смысл имеют выражения: перейти Рубикон, сжечь мосты.

Когда человек отрезает себе все пути к отступлению, отбрасывает последние колебания и решительно устремляется вперед, говорят, что он сжег корабли. Корабль в этом выражении – символ бегства.

Чтобы лишить себя возможности убежать, побороть искушение и не отступить перед лицом трудностей, древние воины сжигали корабли. Так поступил в 1066 году после высадки в Англии вождь норманнов Вильгельм Завоеватель. Очевидно, этот поступок придал силы его воинам: они наголову разбили англосаксонского короля Гарольда Второго, и на престол взошел Вильгельм.

А первыми, согласно античным историкам, сожгли корабли женщины. Это были жены троянцев, бежавших после падения Трои и заброшенных к берегам Италии. Место это понравилось женщинам, и, чтобы мужья прекратили скитания и остались жить здесь, женщины-троянки предали огню все корабли. (С.Волков)

Задание:

  1. В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.


Упражнение 9                                Ученик                                                                            

1. О его учености знали и мельник, и солдаты, и дамы, и министры.

2. Ремесленники, рудокопы, матросы поднялись против власти Трех Толстяков.

3. С улицы, из домов, из раскрытых окон кабачков, из-за оград увеселительных садов неслись отдельные слова песенки.

4. Малиновые, сиреневые, ярко-зеленые, рыжие, белые и золотые парики пылали в солнечных лучах.

5. Они собрали фокусников, укротителей, клоунов, чревовещателей, танцоров.

6. Эти рудокопы и эти грязные ремесленники не имеют ружей, пистолетов и сабель. А у гвардейцев есть пушки.

7. Попробуйте ночью зайти в конюшню или прислушайтесь к курятнику: вас поразит тишина, и вместе с тем вы будете слышать то движение крыла, то чавканье, то треск насеста, то тоненький голос, выскочивший, точно капелька, из горла спящей птицы.

8. Воздушные шары, красные, синие, желтые, казались великолепными. Каждому хотелось иметь такой шар... Но чудес не бывает! Ни одному мальчику, самому послушному, ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни  одного  шара. (Ю.Олеша)

Задание:

  1. Замените ряд однородных членов обобщающим словом; (где нужно, измените форму согласующихся слов).


Упражнение 10                                Ученик                                                                            

Задание:

  1. Передайте содержание выделенного фрагмента более общим по смыслу словом или словосочетанием.

1. Маленькими кулаками он тер глаза и размазывал слезы по щекам.

2. С этим же плащом, в этом же трико, сшитом из желтых и черных треугольников, народ привык его видеть во время представлений на ярмарках и воскресных гуляньях.

3. Иногда продавцу удавалось посмотреть вниз. Тогда он видел крыши, черепицы, похожие на грязные ногти, голубую узкую воду, людей-карапузиков и зеленую кашу садов.

4. Надежные части дворцовой гвардии были расставлены на постах во дворце, в парке у входа и выходов, на мостах и по дороге к городским воротам. (Ю.Олеша)

5. В одном большом германском городе жил когда-то сапожник Фридрих со своей женой Ханой. Весь день сидел он у окна и клал заплатки на башмаки и туфли. А Хана продавала на рынке овощи со своего маленького огорода.

У Ханы и Фридриха был сын Якоб. Обыкновенно он сидел возле матери на базаре. Когда какой-нибудь повар или кухарка покупали у Ханы сразу много овощей, Якоб помогал донести покупку до дома и редко возвращался назад с пустыми руками. Покупатели Ханы любили хорошенького мальчика и почти всегда дарили ему то цветы, то пирожное, то монетку.  (В.Гауф)

6. Доктор Гаспар и его черный спутник пришли на рыночную площадь. У балаганов толкался народ. Ни одного франта, ни одной дамы в наряде цвета золотых рыбок и винограда, ни одного знатного старика на расшитых золотом носилках, ни одного купца с огромным кожаным кошельком на боку не увидел доктор Гаспар среди собравшихся. Здесь были ремесленники, мастеровые, продавцы ржаных лепешек, поденщицы, грузчики, старухи, нищие, калеки. Серую, старую, рваную одежду иногда только украшали либо зеленые обшлага, либо пестрый плащ, либо разноцветные ленты. Представление еще не начиналось. За размалеванными занавесками, за перегородками слышались голоса, позванивали бубенцы, напевали флейты, что-то пищало, шелестело, рычало. (Ю.Олеша)


Упражнение 11                                Ученик                                                                            

Задание:

  1. На пустой строчке запишите предложение, которое обобщает смысл выделенного фрагмента.

1. По широкой лестнице его понесли кверху, в зал. Продавец на секунду зажмурился. Звучало множество голосов, гремел смех, слышались аплодисменты. По всем признакам парадный завтрак удался на славу. (Ю.Олеша)

______________________________________________________________

2. В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

______________________________________________________________

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришел старик – поклонился.

______________________________________________________________

Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь. (В.Катаев)

3. Кукушка сидела на березе. Вокруг нее то и дело мелькали крылья. Птицы летали между деревьями, искали уютные уголки, таскали мох, перышки, траву. ______________________________________________________________

Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Но у кукушки была своя забота. Она сидела и думала: «Вот посижу, погляжу на птиц. Кто лучше всех гнездо выстроит, той и подкину яйцо».  (В.Бианки)

______________________________________________________________

4. Рассказывают, что однажды у лесных ягод спор вышел.

– Я вкуснее всех, – сказала рябина.

Калина сказала:

-Ты горькая.

– Слаще меня нет, – говорит малина.

– Сладка, да червива, – говорит калина.

– Я самая душистая, – сказала черемуха.

А калина говорит:

– Вяжут твои ягоды, зубы от них сводит.

– Нет лучше меня – сочнее и нарядней,  – говорит костяника.

Калина тут сказала:

– Кисла ты, да еще с косточками. (По Т.Ладыженской)

______________________________________________________________


Упражнение 12                                Ученик                                                                            

1. Задолго до создания Интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» – сеть метеорологических станций. Первые из них появились в середине XVII века в Италии. Каждая метеостанция имела термометр, барометр, гигрометр для измерения влажности воздуха, флюгер и анемометр, чтобы определять направление и силу ветра. На каждой станции работал метеоролог. Ежедневно, в строго определенные часы, он снимал показания приборов, определял тип облаков, записывал, что идет – дождь, снег или град, отмечал туман, грозу, обледенение и заносил данные в дневник. Курьер – верхом или в почтовой карете – доставлял собранную информацию в ближайшую обсерваторию. С середины XIX века данные стали передавать по телеграфу. На основании собранных данных в обсерваториях составляли прогнозы погоды. (По Е.Кудрявцевой)

2. Девять планет обращаются вокруг нашего Солнца, и у большинства из них есть спутники. У Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна – до двадцати спутников, у Марса – два, а у Земли и далекого крошечного Плутона – по одному: у Земли – Луна, у Плутона – Харон.

Если о Плутоне и его спутнике известно пока очень мало (лишь совсем недавно удалось получить первую фотографию Харона), то Луну люди наблюдают уже много тысяч лет. Но несмотря на это, и она таит в себе неразгаданные загадки. Так, до сих пор не получен окончательный ответ на вопрос, есть ли на Луне вода. (По Е.Левитану)

Задание:

  1. Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения. Запишите обобщенный вариант этих фрагментов.

Упражнение 13                                Ученик                                                                            

Задание:

  1. Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний.

(А)

1. На Среднем Востоке следят за тем, чтобы при строительстве дома было использовано четное число бревен – иначе быть несчастью.

2. В Таиланде, наоборот, в доме обычно нечетное количество дверей, окон, комнат и лестничных ступенек: по поверью, четное число вызывает землетрясение. (А.Гостева)

(Б)

1. В Абхазии некоторые очень красивые места на холмах считались нежелательными для жизни, потому что это «места черта», и прежде чем начать строительство, брали горсть земли и шли к ведунье, чтобы она сказала, благоприятна эта земля или нет.

2. На Руси считалось, что дом ни в коем случае не может располагаться на месте старой бани или там, где когда-то случился пожар или пролилась чья-то кровь. Чтобы выбрать правильное место для строительства дома, из хлева выпускали молодую корову и смотрели, где она уляжется. (А.Гостева)


Упражнение 14                                Ученик                                                                            

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зеленая дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей. (М.Гаспаров)

Задание:

  1. Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью приема исключения, выделенный фрагмент – с помощью приема обобщения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....

Методические материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе

Данный материал содержит методические рекомендации к заданиям 2-14 ГИА Русский язык с образцами выполнения...

Контрольно-измерительные материалы по теме "Словосочетание" по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (1 курс)

Контрольно-измерительные материалы по теме "Словосочетание" по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (...

Дидактические материалы для подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку

Дидактический материал для подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку...

Методические приёмы подготовки одарённых обучающихся к олимпиаде по русскому языку и литературе

Данная презентация  - из опыта работы подготовки обучающихся к олимпиадам, какую работу необходимо проводить, чтобы добиться хороших результатов....

Материалы к внеурочному занятию по английскому и русскому языку, направленное на развитие смыслового чтения при подготовке к ЕГЭ, для 10-11 классов на тему: «Коронавирус: ламы обеспечивают путь к иммунной терапии»

Материалы позволяют провести внеурочное занятие по английскому и русскому языку, направленное на развитие смыслового чтения при подготовке к ЕГЭ, для 10-11 классов на тему: «Коронавирус: ла...

Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе

Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (шаблоны ответов, клише, планы ответов, способы включения высказываний в текст, примеры текстов)...