Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему:
    Наречие 7 класс

    Конспект урока русского языка в 7 классе по программе Разумовской по теме "Наречие". 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Наш язык и скромен, и богат,В каждом слове скрыт чудесный клад.Слово «высоко» произнеси –И представишь сразу неба синь.Вспомнится наречие «светло»,И увидишь- солнышко взошло.Если скажешь ты «темно»,Сразу вечер постучит в окно.Если скажешь « ароматно» ты,Сразу вспомнишь ландыша цветы.Ну а если скажешь ты «красиво»-Пред тобою сразу вся Россия! - овладение практическими навыками определения роли наречий в художественном и публицистическом текстах, - создание условий для исследовательской деятельности учащихся; - обогащение синтаксического строя речи наречиями, делающими высказывание более точным, выразительным; - развитие связной письменной речи учащихся. - признаки наречия,- разряды наречий. - находить наречия в тексте,- определять роль наречий в тексте. Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди .Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев) __________ ночью пошёл дождь. Он ________ стучал в окна, __________ шумел в густой листве деревьев, __________ журчал в водосточных трубах. _______ он затихал, и _________ слышно было, как крупные дождевые капли ______ и _______ падают в бочку, стоявшую под окном. _______, как бы набравшись сил, дождь ________ начинал лить густым потоками. (Л.Лагин)Слова для вставки: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, снова, звонко, лихо. Поздно ночью пошёл дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах. Иногда он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками. 1. На солнце тепло, а возле матери хорошо.2. Яблоко от яблони недалеко падает.3. Завистливое око видит далеко.4. Тяжело молоту - тяжело и наковальне.5. Тише едешь – дальше будешь.6. Подальше положишь – поближе возьмёшь.7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.8. Дальше земли не упадёшь. Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол. 1. Упр. 260 в учебнике2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Наречия в моей речи»3.Подобрать выразительные тексты с наречиями и выписать на карточки.

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Преображенская СОШ»

    Киквидзенского муниципального района

    Волгоградской области

                                                                      Работу выполнила

    учитель русского языка и литературы

                                                                                              Каменская Наталья Владимировна

    2010г.

    1. -  овладение практическими навыками определения  роли наречий в художественном и публицистическом текстах,    
    2. - создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
    3. - обогащение синтаксического строя  речи наречиями, делающими высказывание более точным, выразительным;
    4. - развитие связной письменной речи учащихся.

     

    - признаки наречия,

    - разряды наречий.

    - находить наречия в тексте,

    - определять роль наречий в тексте.

     

     

     

     

    Ход урока.

    1 этап. Организационный момент. Формулирование темы урока.

    - Здравствуйте. Садитесь.

    Сегодня урок мы начнём с красивого стихотворения. (слайд 1)

    Наш язык и скромен, и богат,

    В каждом слове скрыт чудесный клад.

    Слово «высоко» произнеси –

    И представишь сразу неба синь.

    Вспомнится наречие «светло»,

    И увидишь- солнышко взошло.

    Если скажешь ты «темно»,

    Сразу вечер постучит в окно.

    Если скажешь « ароматно» ты,

    Сразу вспомнишь ландыша цветы.

    Ну а если скажешь ты «красиво»-

    Пред тобою сразу вся Россия!

    - Какова главная мысль стихотворения?

    (Стих-ие о красоте и богатстве нашего языка, о силе слова- сколько можно описать с помощью слов.)

    - На каком приёме построено стихотворение?  (Приём ассоциаций)

    - Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации?  ( Наречие)

    - В каком стиле речи мы встретили наречие? (В художественном)

    - С каким стилем речи вы работали дома? ( С публицистическим)

     - На основе всего сказанного сформулируйте тему урока. ( Наречие в художественной и публицистической литературе.)

    2 этап. Постановка целей урока, определение знаний и умений на уроке.(слайды 2, 3, 4)

    - Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

    - Сегодня на уроке  мы определим  роль наречий в художественном и публицистическом текстах, обогатим нашу  речь наречиями, делающими высказывание более точным, выразительным; будем развивать  связную монологическую речь.

    Для этого вам понадобятся все полученные ранее знания о наречии.

      Навыки и умения вы сможете продемонстрировать, выполняя задания различной сложности .

    3 этап. Проверка домашнего задания.

    Учащиеся, которые хотят поделиться своим материалом, своими выводами по теме «Наречие в публицистическом стиле», выступают с  домашней работой. Те, кто не выполнил по каким – то причинам домашнее задание, выполняют работу в классе, пока остальные учащиеся делятся своими работами.

    Индивидуальное задание:

    1.Предлагаются статьи из газет и журналов, необходимо выписать наречия и определить их разряд. Попробовать сформулировать вывод: для чего нужны наречия в данных текстах.

    2. Упр. 258 с.158

    -Какой вывод можно сделать? Для чего употребляются наречия в публицистическом стиле речи?

    (Характерной чертой данного стиля является   информативность изложения.    Сообщить и оценить  нечто новое для читателя и слушателя обеспечивает успех публицистических жанров.

      Оценочность выражается не только употреблением прилагательных, существительных, но наречий со значением положительной или отрицательной оценки.  Наречия помогают материл изложить в хронологическом порядке.)

    Оценка ответов учащихся.

    4 этап. Работа с текстами художественного стиля.

    ( слайд5)

     

     

    Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди .Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно ра

    ссекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми

    товарищами, с вожаком, и

    было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)

    -Познакомьтесь с текстом . Найдите, с какими  частями  речи употребляются наречия. Выпишите  словосочетания наречие +глагол, наречие + деепричастие,  наречие + прилагательное. ( Для сильных учеников дополнительное задание: определить разряд наречий).

    - Что придают наречия  тексту? (Полноту и ясность. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия.)

    (слайд 6)

    -Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.

    __________ночью пошёл дождь. Он________стучал в окна,__________шумел в густой листве деревьев,__________журчал в водосточных трубах. _______он затихал, и__________слышно было, как крупные дождевые капли ______и_______падают в бочку, стоявшую под окном ._______, как бы набравшись сил, дождь ________начинал лить густым потоками. (Л.Лагин)

    Слова для вставки: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, снова, звонко, лихо, солидно.

    - Чьим помощником  является  наречие? (глагола)

    -Можно ли точно представить картину дождя без наречий? Не кажется ли вам текст скучным без них?

    - Проверьте, так ли у вас получилось. ( слайд 7)

    Поздно ночью пошёл дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах.  Иногда он затихал, и  тогда слышно было, как крупные дождевые капли  солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь    снова начинал лить густыми потоками.

    - А теперь давайте прочитаем пословицы и поговорки, в которых тоже есть наречия. ( слайд 8)

    - Что  помогают передать наречия в пословицах? Постараемся объяснить смысл каждой пословицы.

    1. На солнце тепло, а возле матери хорошо.

    2. Яблоко от яблони недалеко падает.

    3. Завистливое око видит далеко.

    4. Тяжело молоту -  тяжело и наковальне.

    5. Тише едешь – дальше будешь.

    6. Подальше положишь – поближе возьмёшь.

    7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

    8. Дальше земли не упадёшь.

    - Запишите 2-3 пословицы в тетрадь и подчеркните наречие как член предложения.

    5. Работа  по карточкам. Самостоятельная работа.

    Слабые ученики выполняют 1-2 карточки, сильные- не менее 3-х. Несколько учеников выполняют задания всех карточек на макбуке.

    Задание в карточках – найти наречия, определить их роль в тексте.

    Наречия  выписываются в тетради. Затем  записываются   выводы по каждой выполненной карточке.  Кто выполнил – подходит к учителю и получает оценку. Сильные ученики помогают учителю проверять.

    Карточка №1.

    Королева. Ну, прощайте, наш урок окончен.Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел.

    Профессор. Как угодно вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.)

    Королева. (ставит локти на стол и рассеянно следит за них).

    Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь?

    Профессор. Не смею сказать, ваше величество.

    Королева. Ничего, я разрешаю.

    Профессор ( робко). Поставил бы в угол.

    (С. Маршак)

    Карточка №2.

    Аня.  Пройдёмте здесь. Ты, мама, помнишь какая эта комната?

    Любовь Андреевна ( радостно, сквозь слёзы).Детская!

    Шарлотта (Пищику). Моя собака и орехи кушает.

    Пищик ( удивлённо). Вы подумайте!

    ( А. Чехов)

    Карточка №3.

    Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа, возле кожаных краг, лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола , в облупленных и исцарапанных ножках, стояла кривая турецкая сабля.

    (А.Гайдар)

    Карточка №4.

    В Индии растёт дерево баньян. Оно поражает прежде всего размерами. В его благодатной тени можно легко спрятать десятка два автомобилей. Сотни человек в состоянии расположиться здесь без боязни, что кто-то окажется на жарком солнце.

    Ещё издали я обращаю внимание на верхушку дерева. Там сидят огромные грифы. Рядом головы орлов резко поворачиваются то вправо, то влево.

    Карточка №5.

    Вспомните, как ведёт себя Остап во время битвы запорожцев под Дубно. Какие части речи помогают охарактеризовать его поведение?

    №1, №2  -наречия для уточнения интонации , поведения, указаний для актёра.

    №3,№4 – наречия служат для связи слов в предложении.

    №5 – наречия для характеристики героя.

    - Скажите, есть ли среди текстов, текст публицистического стиля?( №4)

    - Почему вы так решили?

    6. Подведение итогов.

    -Какова же роль наречий в нашей речи?

    - Часто ли употребляются наречия в публицистическом и художественном стилях речи? В каком чаще?

    -. ( слайд 9) Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.”  

    По словам А.Пушкина,  наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол.

    - Согласны вы с этими мнениями?

    7. Выставление оценок.

    8. Домашнее задание.

    - Домашнее задание вы выбираете сами. (слайд 10)

    1. Упр. 260 в учебнике

    2. Написать сочинение-миниатюру на тему  «Наречия в моей речи»

    3.Подобрать выразительные тексты с наречиями и выписать на карточки.