Урок по русскому языку в 5 классе "I и II спряжения глаголов настоящего времени"
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Гришина Марина Борисовна

Данный урок разработан в форме путешествия по сказкам Пушкина, закрепляет знания по теме «I и II спряжение глаголов настоящего времени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 5 классе.

Тема. «I и II спряжения глаголов настоящего времени»

Цели урока: через сказки А.С.Пушкина закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения настоящего времени; развивать умения распознавать спряжения глаголов по личным окончаниям.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка работ к сказкам А.С.Пушкина, отрывки из музыкальных произведений.

Ход урока.

1. Организационный момент.

У. - Ребята, что у нас  за урок?

Д. - У нас урок русского языка.

У. - Чем мы занимаемся на этом уроке?

Д. - Красиво пишем буквы, слова, предложения, разбираем слова по составу, предложения — по членам предложения и т. д.

У. - Для чего нам нужен урок русского языка?

Д. - Чтобы быть грамотными.

2. Вступительное слово.

Звучит музыка Г.Свиридова.

У. - Ваш милый образ снится мне,

      С пером, бумагой, при луне.

      Все Ваши строчки хороши,

      Частичка Вашей в них души.

      Стихи и сказки под пером

      Ожили враз, и в каждый дом

      Вошел прекрасный наш поэт.

      Он гений, в этом спору нет.

-Ребята, эти строки посвящены замечательному поэту А.С.Пушкину. Наш урок пройдет  в форме путешествия по сказкам Пушкина. А попутно закрепим знания по теме «I и II спряжение глаголов настоящего времени».

- А сейчас запишите в тетради число и месяц нашей встречи.

3. Чистописание.

У. - Минутка чистописания сегодня будет проходить необычно. С помощью букв и соединений мы изобразим морские волны.

               

                          Ветер по морю гуляет

                          И кораблик подгоняет.

                          Он бежит себе в волнах

                          На раздутых парусах.

На доске запись.

                                  ат         ят

                                  ут         ют

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

У. -Перед тем, как писать, вспомним правила письма:

(произносим хором)

                     Я тетрадь свою открою

                     И наклонно положу.

                     Я, друзья от вас не скрою

                     Ручку  я вот так держу.

                     Сяду прямо, не согнусь,

                     За работу я возьмусь.

(Дети записывают строчки букв и предложение).

4. Тема урока.

У. - Вот мы и прибыли в волшебную страну Лукоморье. Где встречается это название у Пушкина?

Д. - В поэме «Руслан и Людмила».

У. - Перед вами известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Подчеркните все глаголы, которые А.С.Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев.

(Дети работают в парах).

Ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынул, выходят, пленяет, несет, тужит, служит, бредет, чахнет, пахнет.

У. - Что вы можете сказать о глаголах? Какой глагол «лишний»? Определите спряжение глаголов.

(Дети выполняют задания).

У. - Как будете различать глаголы I и II спряжения?

Д. - По личным окончаниям.

( Работа по вариантам: дети, работающие по I варианту, называют глаголы I спряжения, по II варианту — II спряжения.)

У. - Образуйте от глаголов 3-го лица глаголы 2-го лица единственного числа.

(Дети выполняют задание).

Ходишь, идешь, заводишь, говоришь, бродишь, сидишь, стоишь, прихлынешь, выходишь, пленяешь, несешь, тужишь, служишь, бредешь, чахнешь, пахнешь.

У. - Какова особенность написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?

Д. - У глаголов 2-го лица пишется Ь после шипящих.

У. Запишите глаголы в тетради, выделите окончания.

(Мальчики записывают глаголы I спряжения, девочки — II спряжения.

При проверке дети произносят слова орфографически).

5. Физкультминутка.

                 Легкие прыжки.

                 Мягкие шажки.

                 Вот и вся зарядка.

                 Тихая посадка.

6. Продолжение темы урока.

У. - На острове, куда мы с вами попали, есть и другие чудеса.

(Звучит отрывок из музыкального произведения Н.А.Римского-Корсакова «Три чуда»).

У. - Ребята, какого героя из сказки Пушкина вы представили? Я вам помогу.

                 Ель растет перед дворцом,

                 А под ней хрустальный дом;

                 Белка там живет ручная,

                 Да затейница какая!

                 Белка песенки поет

                 Да орешки все грызет.

  1. Как автор называет белочку?

Д. - Затейница.

(Объяснение значения слова «затейница»).

У. - Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.

Д. - Затейливый, затевать, затея, затейник.

У. - Разберите слово затейница по составу.

(Дети выполняют задание).

У. - Корабельщики дивятся,

      На кораблике толпятся,

      На знакомом острову

      Чудо видят наяву...

- Какие чудеса еще таит в себе волшебный остров?

Д. -Не знаем.

У. - Разгадка таится в этих конвертах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить.

(Дети работают с карточками по рядам).

Карточка 1.

блистают латы

У ворот

идут в палаты

И стоят

Все теперь

в глаза царя

Тридцать три

богатыря

Д. - Все теперь идут в палаты;

      У ворот блистают латы,

      И стоят в глазах царя

      Тридцать три богатыря.

Карточка 2.

Звезда горит

Под косой

Смотрят- что ж?

луна блестит

Княгиня — диво

А во лбу

Д. - Смотрят — что ж?

       Княгиня — диво;

         Под косой луна блестит,

         А во лбу звезда горит.

Карточка 3.

и в море

Гибель близкую

Злого коршуна

Лебедь около

Бьет крылом

топит

плывет

клюет

торопит

Д. - Лебедь около плывет,

      Злого коршуна клюет,

      Гибель близкую торопит,

      Бьет крылом в море топит.

(После того как все четверостишия «расшифрованы», дети выписывают глаголы в два столбика: в первый- глаголы I спряжения, во второй — глаголы II спряжения, затем объясняют написание безударных гласных.

Далее следует взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют оценки).

У. - Теперь я проверю ваши работы и посмотрю, какие вы были внимательные.

(Учитель открывает запись на доске)

Глаголы I спряжение                         Глаголы II спряжение

идут                                                      стоят

блистают                                              смотрят

плывут                                                  блестит

клюет                                                    торопит

бьет                                                      топит

7. Итог урока.

У. - Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.

Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни — Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!».

(За работу на уроке детям выдаются «золотые» и «серебряные орешки»).

8. Домашнее задание.

Выписать из сказок Пушкина по десять глаголов I и II спряжения.