Мастер-класс на тему "Мудрость древних слов"
план-конспект (русский язык) по теме

Домашенко Лариса Васильевна

Данная разработка представляет собой урок русского языка, показанный на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник", посвященный 400-летию вхождения калмыцкого народа в состав России. Тема урока - толернтность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_domashenko.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Мастер-класс на тему «Мудрость древних слов»

Цель: формирование способностей адекватно и полно познавать себя и других людей и воспитание основных черт толерантной личности.

Задачи: - определить значение слова «терпеть», познакомиться с историей                    его развития;

             - развивать умение работы со словарями;

             - развивать внимание, память, творческое и аналитическое мышление учащихся.

                                         Ход занятия

- Нынешний год в нашей республике проходит под знаком двух замечательных по свой сути и удачно дополняющих друг друга событий: юбилейной даты вхождения калмыцкого народа в состав России и Года молодежи. Наверное, это совпадение не случайно и у нас появилась еще одна возможность не только попытаться решить сегодняшние проблемы молодого поколения, но и обратить наш взор в далекое прошлое и извлечь него очередной урок.

- 400 лет… По человеческим меркам срок немалый. Что же позволило нашим двум разным, столь непохожим друг на друга народам прожить столько лет в мире и добрососедстве? Какие человеческие качества и чувства необходимы для сохранения мира?

(Ответы: любовь, доброта, взаимопонимание, уважение, терпение и т.д.)

- Таким образом, одним словом, заключающим в себе значения всех этих понятий, можно назвать «терпимость», говоря современным языком «толерантность».

-На сегодняшнем занятии я предлагаю вам совершить экскурс в историю слова и проследить, как существовало оно и развивалось в русском и других языках.

- Обратившись к этимологическому словарю Макса Фасмера, мы узнали о происхождении слова «терпеть». Каково оно?

(Ответы: -  ближайшими родственниками этого слова являются украинское, сербохорватское, лужицкое в значениях «цепенеть, застывать» и словенское, чешское, словацкое в значении «страдать».

               - в русский язык слово «терпеть» пришло из общеславянского, однокоренного с литовским, немецким и латинским со значением «умирать, становиться недвижимым».

- Что же обозначает слово «терпеть» в русском языке?

(Ответ: безропотно переносить муки, страдания, боль, неудобства; мириться с наличием, существованием кого-чего-нибудь, поневоле допускать что-нибудь)

- Мы видим, что значения этих слов-родственников совершенно разные. Но если пристально вглядеться в глубину их, то можно увидеть много общего и понять, что не так уж и различны значения этих слов. Давайте поразмыслим, попытаемся понять, произошло ли превращение или же у значения появился лишь новый оттенок?

(Ответ:- умирать, цепенеть – значит делаться недоступным для внешних отрицательных воздействий: ненависти, обиды, гнева, отчаяния)

- А теперь обратим наше внимание на то, в какой последовательности появились эти слова в языке. Какое из однокоренных слов «терпеть» появилось первым?

Затем?

(Ответ: - терпеть-терпение,терпеливый-терпимость)

- А теперь проследим, как менялись оттенки значения этого слова?

(Ответ: - терпеть – это действие. Оно либо выполняется, либо нет по желанию.

            - терпение – это уже качество, свойственное человеку, следовательно, постоянное.

            - терпимость, в отличие от терпения, направлена не на самого человека, а на окружающих его людей)

- Вывод же может быть следующим: слова не только содержат информацию, но и учат нас: сначала научись терпеть, чтобы приобрести терпение, которое приведет тебя к терпимости.

- А теперь посмотрим, что же означает слово «толерантность», синоним терпимости, в других языках.

(Ответы)

- Какое из определений импонирует вам всего? Почему?

(Ответы)

- Почему, на ваш взгляд, в разных языках значения слова различны? А что же объединяет эти определения?

- Мы уже давно говорим о проблеме засилья иностранных слов в русском языке. Зачем, на ваш взгляд, нужно слово «толерантность», если есть слово «терпимость»?

(Ответ: - во-первых, слово «толерантность» имеет своеобразный оттенок значения, дополняющий слово «терпимость»: не пассивное покорение мнениям и взглядам, а психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды;

             - во-вторых, мирное соседство двух слов – русского и иноязычного – подает пример мирного сосуществования нам, носителям языка)

- Поскольку сегодня мы говорим о слове, мы не можем обойти стороной литературу, которая, используя слово, пытается донести до нас истину. Какова ее позиция по отношению к терпимости? Вспомните литературные произведения, посвященные этой теме.

(Ответы)            

 

- Таким образом, древнее слово «терпеть» раскрыло перед нами свою необычайную мудрость, своим примером оно показывает нам, каким должно быть наше сосуществование, чтобы стать содружеством. Воспользовавшись полученным уроком, я предлагаю вам сейчас оценить себя как толерантную личность, а выяснить это вам поможет «Волшебная лавка». В ней есть терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, способность к сопереживанию, любознательность.

- Если вам не хватает какого-либо из этих качеств, вы можете их приобрести в обмен на часть того качества, которое у вас в избытке.

(Ответы)

- Итогом нашего занятия станет построение своеобразного пространства толерантности. В его основании уже есть терпение. Что же необходимо нам, чтобы возвести стены, защищающие нас от ссор, ненависти, эгоизма, непонимания?

(Ответы: уважение мнения других, доброжелательность, умение владеть собой, умение слушать, чуткость, гуманизм, сострадание, милосердие, любознательность)

- На нашем сегодняшнем занятии мы держали в руках путеводную нить, связывающую наше прошлое и настоящее. Имя этой нити – Слово.  И что наше  будущее было светлым и радостным, нам необходимо крепко держаться за ту нить всем вместе, не забывая делать это бережно. Ведь как сказал Д. Кугультинов, « рассматривая древние слова,

               Вникая в их глубинную основу,

        Я вижу: суть их трепетно жива,

        В них прорастают  зёрна жизни новой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Эффективная методика запоминания иностранных слов"

Мастер-класс на конкурс "Учитель года" по английскому языку  "Эффективная методика запоминания иностранных слов"...

Небольшой мастер-класс по знакомству с английскими словами "Ловушка"

В данном мастер-классе представлен материал со словами которые прочно вошли в русскую речь, а также с русскими непереводимыми словами и  два общих правила для перевода русских слов на английский ...

мастер - класс Приемы работы с новыми словами на уроках русского языка.

В работе представлены способы работы на уроках  со словарными  словами....

мастер-класс в 5 классе "Древняя Греция ".

Масстер-класс  изучения новой темы " Древняя Греция"на основании работы с историческим источником.Основу изучения истории составляют исторические источники . И цель проведения мастер-кл...

Мастер – класс по английскому языку Интернациональные слова в нашей жизни

Методическая разработка занятия для учащихся, чтобы вызвать интерес и побудить к изучению иностранных языков....

Мастер - класс по русскому языку. вступительное слово

Данный мастер - класс оказывает нвые методити в преподавании русского языка...