Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon unikalnost_planety_zemlya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и природоведения по теме: «Предложение». "Уникальность планеты Земля" ( 5 класс)

Учитель : русского языка и литературы: Винокурова Н.М.

Учитель биологии: Журавлёва Л.В.

Цели урока:

Русский язык

1.Обратить внимание учащихся на универсальные признаки предложений: интонацию конца предложения и наличие грамматической основы.

2.Помочь учащимся освоить приемы работы: осмыслить роль опорных запи сей ( основных терминов, слов со смешанным написанием и способы их про верки).

3.Развивать умения и навыки определения грамматической основы в пред ложениях.

4.Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки и умения учащихся.

Природоведение

1 .Сформировать представление об уникальности планеты, как единственной планеты в Солнечной системе, где существует жизнь.

2.  Развивать и углубить знания учащихся о нашей планете, об оболочках планеты Земля (атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере).

3.  Акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли - существова нии на ней живых организмов

4.   Воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность, умение использовать накопленные ранее знания, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование:

1 .Учебно-наглядный комплекс: тесты, учебник В.М.Пакуловой. Природове дение. 5 класс. В.В.Бабайцева. Русский язык. Практика.5 класс. 2.Учительская презентация по теме урока.

3. Глобус - модель планеты Земля.

4.Выпуск буклета «Герой нашего урока». 5.Эпиграф к уроку.

Ход урока:

I.Организационный момент.

1.Учитель русского языка.

Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда - внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений -

Мы вместе проведем урок!

ЭПИГРАФ. "Полна, полна чудес могучая природа". (А.С. Пушкин.) (Слайд)

 

2.Учитель природоведения.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Я тетрадь свою открою...

И наклонно положу.

П.Сообщение темы.  (Слайд)

Открываем тетради по природоведению, записываем число и тему урока.

1.Учитель природоведения.

-У нас сегодня урок не обычный. Вы узнаете много удивительного о нашей неповторимой планете Земля. И в этом нам поможет наш богатый русский язык.

Итак, ребята, как вы думаете, какое из этих трех слов в теме урока будет ключевым?

-  уникальность. А если мы поведем разговор об уникальности планеты, то какие задачи мы должны решить на нашем уроке?

(Слайд)

Ш.Наблюдения над интонацией на следующем материале.

1.Учитель русского языка.

- Все слова в предложении связаны грамматически.

- Для предложения характерна интонация конца предложения.

-  Записываем в тетрадях объяснительный диктант, в котором вам необходи мо определить предложения по цели высказывания, грамматические основы. Земля -уникальный объект во Вселенной.

Солнечная система необъятна? 

Просторы Вселенной- твой дом- изучай!

Вывод: итак, наше наблюдение показало , что к концу предложения голос, как правило , понижается. Но бывают случаи , когда и повышается. -Как вы думаете, в каком из предыдущих   предложений это прослеживается? (« Солнечная система необъятна?»)

-Следует запомнить, что интонация- это опознавательный признак для опре деления границ предложения и постановки знаков завершения.

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

- Что составляет грамматическую основу предложения? Обратите внимание на опорную запись в учебнике пр. 14.

IV. «Скинвейн» ( словарная работа).

1.Учитель природоведения.

-  Ребята мы переходим к работе над « Скинвейном», давайте вспомним , как его составлять?

А теперь доставить скинвейн   на тему «Земля».

1.Земля.

  2

2.Уникальная, голубая, живая.

3. Развивается, дышит, существует.

4.Земля - уникальная планета Вселенной.

5. Вселенная. Планета. Дом. (Слайд)

Y.Фронтальный опрос.

1.Учитель русского языка ( работа по скинвейну)

- Назовите строку, которая содержит грамматическую основу. (Слайд)

YI. Вступительное слово учителя по теме урока.

1.Учитель природоведения.

-  Действительно ,ребята ,планета Земля - уникальный объект Вселенной, ко торый требует глубокого изучения внутреннего строения планеты, изучения оболочек Земли ( литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы),   и еще много другого , с которым нам предстоит знакомиться в будущем. (Слайд) YII. Словарная работа по опорным записям в учебнике «Русский язык».

1.Учитель русского языка.

-  Тема об уникальности планеты Земля волновала не одно поколение живу щих на ней. Часто в газетах и журналах появляются заметки об этом. Кор респонденты всех стран обсуждают данную тему в прессе.

- Обращаю ваше внимание на опорную запись в учебнике п. 14. ( Слайд)

- Записываем данные слова в словарь.

2.Словарная работа по опорным записям в учебнике «Русский язык». (Слайд)

Газета

Корреспондент

Рассказать

З.Задания:

-Придумать устно словосочетания с данными словами.

- Составьте предложение повествовательное и невосклицательное по цели высказывания

YIII.Опережающее задание.

1.Учитель природоведения.

-  У нас было опережающее задание- рассказать о первом космонавте, кото рый увидев Землю из космоса, сказал: "Небо очень черное. Земля голубая. Все видно очень ясно".(Слайд)

2.Учитель русского языка.

IX.Проверочный диктант.

Задание: списать, выделить грамматические основы, указать чем в предложении является подлежащее и сказуемое.

    В 1961 году космонавт Юрий Гагарин полетел в космос .Он совершил один оборот вокруг Земли. (Слайд)

Х.Минутка отдыха (физкульт. минутка). (Слайд)

   

                       Два притопа, три прихлопа.

                       Ёжики, ёжики,

                       Наковальни,наковальни,

                       Ёжики, ёжики.

                       Бег на месте, бег на месте.

                       Зайчики,пальчики.

                       Девочки, мальчики.

XI.Фронтальный опрос.

1.Учитель природоведения.

- Ребята, в начале урока вы сказали , что ключевым словом в нашей теме яв ляется слово уникальность.

-Перед вами модель Земли- глобус . Скажите какое движение она совершает? -Вы правы ,а доказательством вращения Земли - является постоянство по ложения Полярной звезды на небе, смена дня и ночи смена, смена времен го да.

Ребята , а планета Земля имеет оболочки ? какие? -Как называются   воздушная оболочка Земли? Каково ее значение? (Слайд) -Как называются водная оболочка Земли? Каково ее значение? (Слайд) -Как называются твердая оболочка Земли? Каково ее значение? (Слайд)

- А , что такое биосфера? (Слайд)

Вывод учителя: Самое главное, ребята, что на нашей планете есть жизнь. Она невозможна конечно без воздуха! Подобных условий больше нет ни на одной планете земной группы. Ясно, что качество воздуха, которым мы ды шим всегда должно быть высоким .

Другим удивительным веществом является вода . Она входит в состав всех живых организмов. И без нее жизнь вообще не возможна ,а круговорот воды обеспечивают связь всех частей гидросферы в единое целое и пополняя за пасы воды на Земле.

Еще одна особенность Земли - почва - верхний плодородный слой земли. Именно почва содержит вещества, необходимые для роста и развития расте ний. Так же на нашей планете живем мы, разумные люди.

XII. Творческое опережающее задание.

1.Учитель русского языка.

- Ребята, а как вы думаете, от кого зависит сохранение богатств нашей природы? Конечно, от человека. У нас было опережающее задание, и я предлагаю вашему вниманию стихотворение. (Слайд)

О, люди, мыслю я, у всех у нас есть

Мать одна

  4

По имени природа!

У нее для всех хватает доброты.

И мы живем ,запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты –

Поля ,луга, леса ,моря и реки.

Три колдуна есть у природы:

Вода, земля и воздух- три ее основы.

Какая бы не грянула беда –

Все возродится снова.

Но если... Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,

Что это "если" значит?

О человек! Остановись!

Природа ни рослых трав, ни голубых озер

от глаз твоих не прячет.

ХШ.Домашнее задание.

Природоведение: 1.Творческое задание: нарисуйте плакат "Земля, ты непо вторимая планета.2.Тетрадь с печатной основой с. 17 «Проверь себя». Русский язык: 1. П. Параграф 14, упр.204. (Слайд)

ХIY.Закрепление материала. Тестовое задание.

Природоведение

Русский язык

1.Литосфера - это: А)водная оболочка Земли; Б)особая оболочка Земли; В)твердая оболочка Земли; Г)воздушная оболочка Земли.

1.Какой раздел науки о языке изу чает строение предложения?

2.Атмосфера - это: А)водная оболочка Земли; Б)особая оболочка Земли; В)твердая оболочка Земли; Г)воздушная оболочка Земли.

2.Назовите три синтаксические единицы.

З.Гидросфера - это: А)водная оболочка Земли; Б)особая оболочка Земли; В)твердая оболочка Земли; Г)воздушная оболочка Земли.

З.Что изучает пунктуация?

4.Биосфера- это... А)водная оболочка Земли; Б)особая оболочка Земли; В)твердая оболочка Земли; Г)воздушная оболочка Земли.

4.Что составляет грамматическую основу?

ХY.Итог урока. (Слайд)

5

1 .Итог подводят учащиеся.

- Что сегодня на уроке вы узнали нового о признаках предложения? (интонация конца предложения и наличие грамматической основы).

- Что вас особенно заинтересовало в рассказах о нашей планете ? (наличие различных оболочек, полет первого космонавта..)

1.Учитель природоведения: итак, Земля, бесспорно, уникальная планета. На ней обнаружена жизнь. Которая является вершиной эволюции нашего общего дома- планеты Земля..

2.Учитель русского языка: она такая маленькая, родная и красивая, дейст вительно, для человечества истинный дом. И этот дом требует любви, заботы и внимания. Как и наш русский язык, который является достоянием нашего народа, что еще раз подчеркивает, что жизнь на планете Земля существует пока на ней живут разумные, способные мыслить, говорить, творить люди.

XYI. Выставление и комментирование оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в текстах-описаниях"

Урок-обобщение темы "Имя прилагательное". Урок -практикум (работа учащихся в группах)...

Интегрированный урок русского языка и биологии " Причастный оборот . Эти "летающие" цветы - бабочки".

Интегрированный урок в 7 классе русского языка  и биологиис использованием ИКТ...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке".

Интегрированный урок  русского языка и биологии (11 класc)  Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке"....

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе "Употребление наклонения" "Химический состав растений"

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе " Употребление наклонения" " Химический состав растений"Учитель русског языка : Винокурова Н.М.Учитель биологии : Журавлева Л.В....

Конспект интегрированного урока русского языка в разновозрастной группе учащихся 5-6 классов «Правописание корней с чередующимися гласными о-а»

Интегрированный урок проводится в разновозрастной группе учащихся (5-6 классы). Для учащихся 5 класса это урок получения новых знаний. В процессе урока они имеют возможность обратиться за помощью не т...

Презентация к интегрированному уроку русский язык, литература, биология 5-6 класс

Интегрированный урок русского языка, литературы и биологии в 5-6 классах...