"Азбука - послание славянам"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Азбука - послание славянам" предназначено для учащихся 5-7 классов и может быть использовано как общешкольное на праздновании Дня славянской письменности и культуры (24 мая).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_-_poslanie.doc460.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

« ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОСТИ НА РУСИ.                                          АЗБУКА – ПОСЛАНИЕ СЛАВЯНАМ».       Учитель – Федорова Т. Б.

Цели: – Развитие интереса к родной истории и культуре.

           -  Воспитание бережного отношения к слову, родному языку.

           - обучение ораторскому мастерству.

Содержание

Наглядность

1.

Слово учителя. Вступительная беседа с залом.

   Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора? «Трудно, но можно», - скажете вы. У ваших бабушек и дедушек  в детстве не было телевизора. А можно ли представить себе жизнь без электричества? Трудно, но ведь известно, что раньше люди жили при свечах и лучине.

  А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности? Не исключено, что кто-то подумает про себя» Ну и что, вот было бы здорово: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты!» Допустим. Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.п. Недаром русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин говорил: см наглядность.

Плакат на доске: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир.

   Н.М. Карамзин»

2.

  Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям? Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. Люди жили в пещерах, в некоторых из которых до них обитали медведи. Оглянулись люди по сторонам и увидели на стенах своего жилища какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что на ровной поверхности можно оставить изображение. Так возникла дорога к письменности.  (Выступление 1 ведущего)

Инсценировка:

«Медведь» царапает «стену».

3.

Как дальше развивалась письменность, можно представить себе из отрывка поэмы американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» - так звали легендарного вождя индейцев. (Выступление 2  ведущего)

   Из мешка он вынул краски,

   Всех цветов он вынул краски

   И на гладкой на бересте

   Много сделал тайных знаков,

   Дивных и фигур  и знаков.

   Все они изображали

   Наши мысли, наши речи.

   Белый круг был знаком жизни,

   Черный круг был знаком смерти;

   Дальше шли изображенья

   Неба, звезд, луны и солнца.

   Вод, лесов и горных высей,

   И всего, что населяет

   Землю вместе с человеком.

   Для земли нарисовал он

   Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

 

Инсценировка: «Гайавата» «рисует» на плакате под бересту  большой кистью знаки , о которых рассказывается в стихотворении: «жизнь»-

«смерть» -

«звезды» -

«солнце» -

«воды» -

«леса -

«горы» -

«земля» -

«небо» -

«восход» -

«закат» -

«полдень» -

«ночь» -

«дождь» -

 

4.

  Что изобрел Гайавата? Такое письмо называется рисуночным письмом. Но рисунок можно неверно прочитать. Попробуйте рассказать, о чем  написано на этом «куске бересты».

 После беседы с залом 1 ведущий читает «расшифровку»: «Ранним утром  Человек собрался на охоту. Он вышел из пещеры, а жена и маленькая дочь провожали его. Человек увидел большого зверя и в поединке победил его. Он очень обрадовался. По случаю удачной охоты все племя ликовало и устроило праздник».

Плакат с изображением:

картинка на «куске бересты»

5.

   Посмотрите, как по-разному развивалась письменность в древние времена у разных народов. От  рисуночного письма египтяне пришли к  «священным знакам» - иероглифам. (Слово учителя)

     В Ассирии развивалась клинопись.

     Вот письменность древних индийцев.

     Посмотрите, как интересно сочетаются понятия в китайских иероглифах: «поле» + «сила»= «мужчина»

    Затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал  начало и латинскому, и славянскому.

Стенд с изображением:

а) иероглифы;

б) клинопись;

в) слоговое письмо;

г)китайские иероглифы

(См. наглядные таблицы к урокам истории)

6.

 Рождению славянской азбуки мы обязаны братьям  Кириллу и Мефодию. (Выступление 2  ведущего)

 Они были выходцами из греческого города Салоники. Они не только создали азбуку, но и открыли в 863 году  в столице Моравского княжесва Велиград школу, в которой велось преподавание на церковнославянском языке. Ими было воспитано 200 (!) книжников. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и в конце 9 века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке.

Ученик читает стихотворение:

    Родом из Византии

    К соседям-славянам пришли

    Братья Кирилл и Мефодий.

    Что же они принесли?

    Азбуку – грамоты знамя!

    Чтобы, чертя на коре,

     Учились, учились славяне

     Писать на родном языке.

     Букву за буквой придумал

    Младший из братьев Кирилл,

    Старший из братьев –Мефодий

    С греческого переводил.

     Для того, чтобы книги читали,

     Узнавали о странах других,

      Чтоб о Родине рассказали

      В летописях своих.

 Слово учителя.  В 1863г. в России было принято постановление праздновать память святых равноапостольных  «учителей словенских» Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по современному светскому календарю).В современной России традиция общенационального празднования их памяти возродилась в 1985г. Этот день объявлен государственным праздником – Днем славянской письменности и культуры.

      В братской нам стране Болгарии в эти дни дети делают флажки, на которых их руками очень красиво выписаны буквы кириллицы, поют гимн Кириллу и Мефодию, читают посвященные им стихи.

Плакат  со славянской азбукой.

Плакат с изображением святых Кирилла и Мефодия

Ученик раздает флажки с буквами гостям праздника.

7.

Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром1 в 1708г. Его называют гражданской азбукой. Сравним эти азбуки.

Выступления учеников

Эта азбука была создана братьями-монахами Кириллом и Мефодием в 862 году для Чехии - на основе праславянского и греческого алфавитов. На Русь эта азбука пришла с  Крещением в 988 году и просуществовала без изменений до 1711 года, когда Пётр 1, царь-реформатор, для упрощения канцелярских работ выбросил 8 букв:  N  S                                        V

           н, зело, о , от, пси, кси, ук, ижица

Эта реформа коснулась только гражданского алфавита, не затронув церковного. Современная православная церковь пользуется этой азбукой до сих пор.

 В 1801 году русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин в своем стихотворении «Слёзы» впервые употребил букву Ё вместо сочетания букв 1О. Таким образом, он придумал букву, отображающую русское произношение.

Последняя реформа алфавита была проведена после Октябрьской революции в 1918 году. Были выброшены буквы     (ять),     (и), О (фита) и отменено написание Ъ у существительных мужского рода на согласный;  муж-ъ, сын-ъ.

Это самая «дорогая» буква русского алфавита. Примерно с 13 века буква Ъ (ер) хранит молчание. Раньше она обозначала редуцированный, т. е. очень краткий звук О, который в конце слов со временем утратился. Однако она продолжала занимать место в конце слов  (плакат).

 Исследователи дотошно подсчитали, что буква Ъ пожирала более 8% времени и бумаги, стоила стране ежегодно 4000.000 рублей. Написание этой буквы, как и ряда других было отменено по реформе 1918г.

На основе русского алфавита в Советском Союзе были созданы национальные алфавиты для народов, не имеющих письменности, например, азербайджанцев, чеченцев, якутов и других народов Севера.

Плакат с современной азбукой

Показывает на старославянской азбуке.

Плакатик

Плакат:

«ЖилЪ –былЪ котЪ

онЪ елЪ бутербродЪ.»

8.

                   

Азбука не просто набор букв в определенном порядке. Сегодня мы познакомимся с любопытной версией журналиста Ярослава Кеслера, который считает, что в азбуке зашифровано послание нам - потомкам. Давайте познакомимся с ним.

          1.

Буква А - читалась - аз – означает - «я»

Буква Б - читалась - буки -  значит - «буквы»

Буква В – читалась - веди – то есть «познал», «знаю»

 (от глагола «ведать» - знать). Получается: «Я ЗНАЮ БУКВЫ».

                                            2.

Буква Г - читалась - глаголь - переводится - «слово» (причем не только сказанное, но и написанное)

Буква Д - добро - может пониматься как «нажитое богатство, достояние»

Буква Е - есте - 3-е лицо единственного числа от глагола быть - «есть». Получается: «СЛОВО - ЭТО ДОСТОЯНИЕ».

                                          3.

Буква Ж – читалась  - живете – переводится как «живите»

      (Повелительное наклонение от глагола жить).

Буква  8 - зело – означает - «усердно, со рвением»

Буква  3 - земля - может быть понято и как планета Земля, и как её жители - земляне. Получается - «ЖИВИТЕ В ТРУДЕ, ЗЕМЛЯНЕ».

                                           4.

Буква И – читалась  как иже – означает «те, которые»

Буква К - како -  значит «как, подобно»

Буква Л -  читалась - люди

Получается: «КАК ПОДОБАЕТ ЛЮДЯМ».

                                             5.

Буква М – читалась - мыслете – это повелительное наклонение от глагола « мыслить,    постигать разумом».

Буква Н – читалась - наш

Буква О -  читалась - он - оный - в значении «единый, единственный»

Буква П - покой - здесь как «основа мироздания» (сравните -«покоится, основывается»)  Получается:»ПОСТИГАЙТЕ НАШЕ МИРОЗДАНИЕ».

                                          6.  

Буква Р – читалась -  рцы - повелительное наклонение от глагола «говорить», то есть   «говори, читай вслух»

Буква С -  слово         ..        

Буква Т - твердо - можно перевести как «уверенно, убежденно»

Получается: «ИЗРЕКАЙ СЛОВО УБЕЖДЕННО»

                                          7.

Буква У – читалась  ук – имеет смысл  «основа знания» (Этот корень   слышится в слове  наУКа).        

Буква Ф – читалась ферт – значит – оплодотворяет, дает дары.

Буква X – читалась хер – знающие немецкий язык, объяснят вам, что Негг по-немецки - «господин, Бог»;  а по-гречески «иеро» - «божественный».

Получается: «ЗНАНИЕ ОПЛОДОТВОРЯЕТ ВСЕВЫШНИЙ» или «НАУКА – ДАР БОЖИЙ».

                                                 

                                              8.

Буква Ц – читалась  как цы - переводится «точи, вникай»

Буква Ч - черве - «тот, кто точит», старается. дерзает

Буква Ш - ша - «что, чтобы»

Получается: «ВНИКАЙ, ДЕРЗАЙ, ЧТОБЫ»

                                                  9.

Буквы ъ,Ь – читались  как еР и  еРь – они означают  «сущее, вечное, недоступное человеческому РАзуму, светоч, солнце» (Так, у египтян Ра - бог солнца; корень «ер» слышится в таких словах как «вРЕмя», «РАй», «РАдуга», в кличе «уРА»)

Буква Ю – читалась  как юс - переводится «свет, ясный»

Буква Я - яти - «иметь, постичь» (слышится в словах «взЯть, изъЯть») Получается: «СУЩЕГО СВЕТ ПОСТИЧЬ».

Прочитаем послание целиком:

Я знаю буквы

Слово - это достояние

Живите в труде, земляне

Как подобает людям

Постигайте наше мироздание

Несите знания убежденно

Наука - дар Бога

Вникайте, дерзайте, чтобы

Сущего свет постичь

Ученики держат двусторонние карточки с буквами и их значением.

9.

В заключении послушаем стихотворение И. Бунина. Что великий поэт завещал нам, своим потомкам?

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Может быть использована рефлексия:

   - Сегодня я узнал…

   - Мне понравилось…

   - Мне не понравилось…

   - Я думаю, что полученную информацию…

 Использованная литература:

1.    Пособие «Нетрадиционные уроки по русскому языку в 5-6 классах»,

       Изд. «Учитель», Волгоград,2003г.

2.    Статья Ярослава Кеслера «Азбука. Послание к славянам» (Журнал «Чудеса и               приключения» №12, 2000г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"

Программа по  патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование  клуба «Славяне»...

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс  по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс  по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...

Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"

Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...

Исследовательская работа «Послание «В Сибирь» и послание И. Пущину «Мой первый друг» А. С. Пушкина»

Цели: 1.Провести  анализ текстов стихотворений «Послание «В Сибирь» и послание И.Пущину «Мой первый друг» А.С.Пушкина2.Выявить воплощённый в этих текстах авторс...