Урок-обобщение по теме "Глагол", 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Денисенко Разия Сеитовна

 

      Урок проводится после изучения темы "Глагол в 6 классе".Урок тесно связан с традициями и обычаями казахского народа и помогает детям лучше узнать традиции и обычаи казахского народа, использование казахской музыки способствует развитию музыкальной культуры учащихся. 

 

 

 

 

 

  

 

                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_glagol.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по теме «Глагол».

Класс: 6.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол»; развивать познавательную деятельность учащихся; воспитывать интерес к традициям и обычаям казахского народа.

Оборудование: плакат с изображением трёх китов, на которых держатся все части речи;  карточки, таблицы, учебник, кроссворды, магнитофон.

Тип урока: урок – той.

Эпиграф:  Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.

 В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка

Да ведь и назначение глагола – выражать само действие.

А. Югов.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами закончим изучать раздел «Глагол». Глагол занимает особое место в русском языке. Ведь это самая сложная и ёмкая часть речи: до 15 % слов художественного текста составляют глаголы.

Мы с вами знаем, что глагол – это одна из частей речи, а все части речи «держатся» на «трёх китах». Это: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. Давайте вспомним тех китов, на которых «держится» глагол.  

 

  1. Работа по плакату.
  1. Общее грамматическое значение – это действие.
  2. Морфологические признаки – изменение по временам, лицам, числам и родам.
  3. Синтаксические признаки – в предложении глагол является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения.

  1. Продолжение слова учителя.

Ребята, наш урок пройдёт в непростой форме. Так как мы  с вами закончили изучать целый раздел, то мы можем отдохнуть и повеселиться.

Сегодня мы проведём урок – той (звучит казахская музыка).

  1. «Шашу».

И так как любой той мы начинаем с традиционного шашу. У меня для вас есть конфеты, но они не простые, с одной стороны, вы прочитаете вопрос, на который нужно ответить.

Пример карточки – «конфеты»

Какие три времени есть у глагола?

Конфета   Южанка

  1. «Той бастар».

  1. Слово учителя.

Не один той не обходится без веселья, шуток и смеха. Не один той не бывает без «Той – бастара». «Той бастар» - начало праздника. Самый весёлый, самый смекалистый человек начинает той и получает за это приз.

В качестве «той бастар» я предлагаю вам следующее задание.

  1. Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите число.

  1. Спишите словосочетания: не видел цветов, войти в лес, поглядеть вокруг, встретиться обязательно.  Выделите в словосочетании главное слово.
  2. Ответьте на вопросы: Слово, какой части речи является главным во всех этих словосочетаниях? Как вы определили что это глагол? Дайте определение этой части речи.

  1. «Байга».

Байга – это один из видов казахского национального спорта. Это скачки на скорость. Победителем становится тот, кто первым преодолеет дистанцию.

Вам нужно преодолеть дистанцию, выполнив следующее задание. Сейчас вы разделитесь на две команды. Победит та команда, которая быстрее справится с заданием:

От глаголов неопределённой формы образовать глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Задание для 1-ой команды.

Писать –

Ходить –

Решать –

Начать –

Задание для 2-ой команды.

Сидеть –

Отвечать –

Звать –

Прибыть –

  1. «Блюда казахской кухни» (творческое задание)

Той у казахов – это не только веселье, но и хорошее угощение. Сейчас я предлагаю вам «Блюда казахской кухни»: кумыс, бауырсаки, куырдак, бесбармак, жент.

Задание:  с данными словами составить и записать предложения, определить спряжение глагола, выделить грамматическую основу предложения.

Примерные ответы учащихся: Я люблю  кумыс (любить – I спр).

  1. «Аркан тарту».

«Аркан тарту» - перетягтвание каната, неотъемлимая часть любого праздника. Для этой игры нужно поделить класс на две команды.

Выходит 1 ученик от команды. В руках у  учащихся  небольшой аркан, между ними разделительная полоса. Если ученик правильно ответил на вопрос, делает шаг вперёд, тот, кто не ответит, отступает назад.

Вопрос к классу: Что называется антонимами?

Задание. Подобрать антонимы к глаголам: опускаешь, радуешься, вспомнишь, потеряешь, высохнешь, встанешь, хвалишь, медлишь.

 В это время класс письменно выполняет задание в тетради.

Вопрос к классу: какую орфограмму вы вспомнили, работая с этими словами?

  1. «Алтыбакан».

Алтыбакан – качели. На качелях качаются мальчики и девочки, побеждает тот, кто сильнее раскачает качели.

Для тура «алтыбакан», я предлагаю вам решить кроссворд.

Задание. Впишите в пустые клетки слова, которые соответствуют данным определениям. В выделенном столбике вы прочитаете название части речи, к которой они относятся.

  1. Испытывать чувство грусти.
  2. Нестись, передвигаться по воздуху.
  3. Послать по какому-либо адресу.
  4. Уничтожаться огнём.
  5. Отозваться.
  6. Издавать лай

1  

2

3

4

5

6 

  1. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение в 10-м классе "Основы МКТ идеального газа. Изопроцессы"

Урок-обобщение в 10-м классе "Основы МКТ идеального газа. Изопроцессы"...

Урок-обобщение физики в 7 классе по теме "Масса тела.Сила"

https://docs.google.com/document/edit?id=1jTEesMkZex_9n9MqOdRyoBWNQNQxQuD6Q4Q7ZSZ2xiM&hl=ru&pli=1...

Урок-обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"

Урок-обобщение с использованием ИКТ по теме "Основные классы неорганических веществ" предназначен для 8 класса. Материал содержит конспект и мультимедийную презентацию....

Презентация к уроку-обобщению."Имя прилагательное. 5 класс.

Материалы презентации к уроку-обобщению о теме "Имя прилагательное". 5 класс....