ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

 

За основу этой программы взята программа Львовой С. И. «Русское правописание: орфография и пунктуация» составленная для 10 -11 классов в данную программу мной внесены некоторые изменения. Отличие скорректированной мной программы от базовой заключается в следующем:

 

 

  • Сокращенно общее количество часов на изучение языка, данное в программе с целью высвобождения времени для проведения в конце года контроля над уровнем полученных знаний (тестирование и годовая контрольная работа);
  • Сокращено количество часов на изучение отдельных тем, для того чтобы ввести темы, разделы, но предусмотренные данной базовой программой;
  • Введены новые разделы «Культура речи и стилистика», «Речевой этикет», «Работа со словарём и справочной литературой», «Текст и его строение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_russkomu_yazyku_10-11_klassy.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Володина Нина Николаевна

учитель русского языка и литературы

бюджетное общеобразовательное  учреждение

города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

Программа скорректирована, основу составляет программа С.И.Львовой.

Учебник: Розенталь Д.Э.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За основу этой программы взята программа Львовой С. И. «Русское правописание: орфография и пунктуация» составленная для 10 -11 классов в данную программу мной внесены некоторые изменения. Отличие скорректированной мной программы от базовой заключается в следующем:

 

  1. Сокращенно общее количество часов на изучение языка, данное в программе с целью высвобождения времени для проведения в конце года контроля над уровнем полученных знаний (тестирование и годовая контрольная работа);
  2. Сокращено количество часов на изучение отдельных тем, для того чтобы ввести темы, разделы, но предусмотренные данной базовой программой;
  3. Введены новые разделы «Культура речи и стилистика», «Речевой этикет», «Работа со словарём и справочной литературой», «Текст и его строение».

Ввод этих дополнительных разделов считаю оправданным, так  как   учащимся 10-го класса много придётся работать со справочной литературой. В предыдущие годы этой работе уделялось недостаточно времени, поэтому введение этого раздела «Работа со справочной литературой» считаю необходимым в программе 10-го класса (по региональной программе предусматривается работа только с тремя видами словарей, что считаю недостаточным). В течение года десятиклассникам придётся выполнять комплексный анализ текста, а значит, необходимо систематизировать знания учащихся по разделу «Текст и его строение». В течение 10-11 классов ученикам придётся готовить много докладов, рефератов, сообщений, речь учеников должна быть грамотной, литературной, поэтому разделы русского языка, посвящённые формированию такой речи необходимы («Культура речи и стилистика», «Речевой этикет»). Ещё одно отличие от базовой программы: раздел «Написание строчных и прописных букв» перенесён с конца программы в её начало (сразу после изучения раздела «текст и его строение»). Думаю, такой вариант предполагает большую законченность работы с текстом и кладёт начало изучению орфографии.

10 класс (34 часа)

1.  Особенности письменного общения — 1 ч.

     Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла), слушание (восприятие речевых сигналов с целью выяснения смысла высказывания), письмо (передача смысла с помощью графических знаков), чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. Знакомство со способами языкового анализа высказывания:

                                                                                            В устной речи

От смысла              к средствам его выражения              

                                                                                           В письменной речи

     Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация и т. д.).

     Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела).

     Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, сочинения разных типов, конспекты, рефераты.

2. Культура и стилистика  (элементы) — 2 ч.

          1)Стили современного русского литературного языка и их жанровые разновидности, сферы использования разных видов

  1. Речевой этикет

Этикетные формы общения: приветствие знакомых и незнакомых людей, прощание.

Связь речевого этикета с культурой поведения. Важность овладения речевым этикетом.

3.  Словари разных типов, их практическое применение — 2ч.

Работа со справочной литературой. Роль словарей, справочной литературы в жизни современного человека. (Словари: словарь синонимов, словарь антонимов, этимологический, словарь иностранных слов, толковый  словарь, фразеологический словарь, грамматический, орфоэпический, словообразовательный).

4. Текст и его строение — 1 ч.

 

Основные виды переработки текста. Признаки текста, типы и средства связи между частями текста. Цепная связь. Параллельная связь. Абзац. План. Тезисы. Выписки. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.

5. Тестирование — 1ч.

6. Орфография — 27 ч.  

1) Орфография как система правил правописания — 1ч.

     Роль орфографии в письменном общении людей. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них:

  1. Правописание морфем («Пиши морфему всегда одинаково»);
  2. Слитные, дефисные и раздельные написания («Пиши слова отдельно друг от друга, а части слов — слитно, реже — через дефис»);
  3. Употребление прописных и строчных букв («Пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной — нарицательные»);
  4. Перенос слова («Переноси слова по слогам»).  

2) Написание строчных и прописных букв — 1ч.

     Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Роль смыслового  грамматического анализа при выборе строчной и прописной буквы.

     Работа со словарём «Строчная или прописная буква».

3)Правописание морфем — 14ч.

     Морфема как минимальная значимая часть слова. Система орфограмм данного раздела орфографии. Принцип единообразного написания морфем  - ведущий принцип русского правописания (морфемный).

     Правописание корней.

     Системы правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

     Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, Е и Э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня ( Ы или И в корне после приставок) и понятие о фонетическом принципе написания.

     Группы корней с чередованием гласных:

  1. КОС - КАС; ЛАГ — ЛОЖ; БЕР — БИР; ТЕР — ТИР; СТИЛ  - СТЕЛ; и др. (зависимость от глагольного суффикса а);
  2. РАСТ — РОСТ; СКАК  - СКОЧ (зависимость от последующих согласных);
  3. ГАР — ГОР; ЗАР — ЗОР; ТВАР — ТВОР; КЛАН — КЛОН: (зависимость от ударения)
  4. Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями ОЛО-ЛА,ОРО-РА, ЕРЕ-РЕ, ЕЛО-ЛЕ.

     Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).

     Правописание иноязычных словообразовательных элементов (ЛОГ, ФИЛ, ФОН и т. п.). использование орфографического и словообразовательного словаря для объяснения правил написания корня слова.

     Этимологическая правка как приём объяснения написания корней слов.

     Правописание приставок

Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания:

  1. Приставки на З (с) — фонетический принцип.
  2. Все остальные приставки русские и иноязычные по происхождению  - морфемный принцип написания.

     Роль смыслового анализа при различии приставок ПРЕ и ПРЕ.

Правописание суффиксов

     Система орфографии, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа слова при выборе правил написания суффиксов.

Типичные суффиксы имён существительных и их написание:

  1. АРЬ, ТЕЛЬ, НИК, ИЗН (а), ОСТЬ, ЕНИ (е)  и др.
  2. Различие суффиксов ЧИК и ЩИК со значением лица.

                                                                                                                                       

 Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание:

1. ОВАТ(ый), СВИТ(ый), ЛИВ(ый), ГЛАВ(ый), ЧАТ(ый), ОНЬК(ый) и др.

2. Различие на письме суффиксов имён ИВ и СВ; К и СК;  в именах прилагательных.

3. Особенности сравнительно и превосходной степеней прилагательных и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы в глаголах  и их написание:

1. И(ть), Е(ть), ИРОВА(ть), АЧА(ть), АНУ(ть) и др.

2. Различие на письме глагольных суффиксов ОВА (ева), И ыва(ива)

3. Написание суффикса Е или И в глаголах в приставкой ОБЕЗ; ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах.

Суффиксы причастий:

  1. Образование причастий с помощью суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.
  2. Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или от глаголов.

Правописание окончаний

Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний Е и Е в именах существительных; окончания ЕТ, ИТ, ЕТЬ, ИТЬ, УТ(ют), АТ(ят)  в глаголах.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание Ы и И после ц: употребление разделительных Ь и Ъ.

Написание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, НС, НЩ, РЧ, РЩ, ЧК внутри отдельных морфем и на стыке морфем;

Употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем:

Взаимосвязь значения морфемного строения и написания слова (обобщение). Орфографический анализ словообразовательных моделей слов: ННЫЙ, БЕЗ НОСТЬ, ОСТНЫЙ и т. д.;

Ь знак после шипящих в словах разных частей речи;

Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем:

Работа со словарём.

4) Слитные, дефисные и раздельные написания — 9 ч.

     Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного и раздельного написания. Орфограммы, связанные с различием на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с  разными частями речи. Различие приставки НИ и слова  ни (частицы, союза).

     Грамматико-орфографическое отличие приставки от предлога. Слитное, дефисное и раздельно написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

     Особенности написания производных предлогов.   Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ от созвучных сочетаний слов.

     Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные и наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).

Употребление дефиса в словах разных частей речи. Работа со словарём «Слитно или раздельно?»

7. Итоговое повторение  - 2ч.

  1. Тестирование
  2. Контрольная работа

11 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа 11 класса тоже несколько изменена. Отличие скорректированной мною  программы от региональной заключается в следующем:

  1. Изменён порядок изучения некоторых тем:
  2. Сокращенно общее количество часов на изучение языка с целью проведения в конце года контроля над уровнем полученных знаний;
  3. Сокращено количество часов на изучение отдельных тем, для того чтобы ввести дополнительные темы, разделы, которые не были предусмотрены базовой программой;
  4. Введён новый раздел: «Элементы риторики».

В отличие от базовой программы после введения раздела «Речевой этикет», которым начинается программа, считаю, необходимым вести раздел «Элементы риторики», в котором нужно вести работу по усвоению двух форм речи (монологической и диалогической), особенностей каждой из них, а также вести работу по привитию навыков культуры ораторской (публичной) речи. Эти 2 раздела («Речевой этикет» и Элементы риторики») взаимосвязаны, служат одной общей цели, поэтому, я считаю, они должны изучаться последовательно, одна за другой. А затем необходимо изучать большой раздел «Пунктуация», который не должен прерываться другими разделами. Последний раздел «Знаки препинания в связном тексте» предполагает завершение работы над текстом, поэтому, я думаю, будет целесообразным ввести 1 час на повторение сведений о тексте и его составлявших, его строении, что было изучено в начале 10 класса.

11 КЛАСС (34 часа)

1. Речевой этикет в письменном общении — 2ч.

     Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, благодарности, приглашения и т. п. В письменной речи.

     Речевой этикет в частной переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

  1. Элементы риторики — 2ч.

1. Монологическая и диалогическая форма речи, их особенности. Общая характеристика. Жанры монологической речи  (доклад, сообщение, реферат, статья, рассказ, инструкция и т. д.). Роль в диалоге ситуации, жеста, мимики, интонации. Языковые средства организации текста. Особенности порядка слов. Речевой этикет в диалоге.

2. Культура ораторской речи:

  1. Подготовка речи (определение темы, целевой установки, её значения, составление рабочего плана, отбор материала, работа с источниками)
  2. Вступление (три способа: чтение текста, воспроизведение по памяти, свободная импровизация; ответы на вопросы)
  3. Понятие культуры речи. Норма и её виды. Нормы орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.
  4. Чистота речи, точность, логичность.
  5. Богатство русского языка. Использование этого богатства в ораторской речи.

3. Пунктуация — 30 ч.

  1. Пунктуация как система правил постановки знаков препинания — 1ч.
  2. Тестирование — 1ч.

     Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное значение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания: Грамматический, смысловой, интонационный.

     Структура предложения и пунктуация.

     Смысл предложения интонация и пунктуация.

     Разделы русской пунктуации:

  1. Знаки препинания в конце предложения;
  2. Знаки препинания внутри простого предложения;
  3. Знаки препинания  между частями сложного предложения;
  4. Знаки препинания при передачи чужой речи;
  5. Знаки препинания в связном тексте.
  1. Знаки препинания в конце предложения   -  1ч.

     Предложение и его основные признаки: интонация конца предложения. Граница предложения, отражение её на письме.

     Употребление точки, вопросительного знака и восклицательного знака в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

     Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака.

     Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

  1. Знаки препинания внутри простого предложения — 10 ч.

     Система пунктограмм данного раздела пунктуации.

  1. Знаки препинания между членами предложения
  1. Тире между подлежащим и сказуемым;
  2. Тире в неполном предложении, интонационные особенности этих предложений.

     2)Знаки препинания между однородными членами предложения

     Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами, соединёнными двойными союзами.

     Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

     Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

  1. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные различия причастного и деепричастного оборотов.

     Способы обособления предложений:

  1. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными существительным в косвенном падеже.
  2. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
  3. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
  1. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом     

              Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборотов со значением сравнения.

     5) Знаки препинания при словах грамматически не связанных с членами предложения

     Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико - грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения.

     Уместное употребление в письменной речи вводных слов разных смысловых групп.

     Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.    

     Пунктуационные выделения междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов(что, что ж, как же, что же).

5. Знаки препинания между частями сложного предложения — 8 ч.

     Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

     Знаки препинания между частями ССП. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.

     Употребление знаков препинания между частями СПП.

     Семантико - интонационный как основа выбора знака препинания  в бессоюзном предложении.

     Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из 3-х и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

     Сочетание знаков препинания.

6. Знаки препинания при передачи чужой речи — 3ч.

     Прямая речь. Оформление на письме чужой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

7. Знаки препинания в связном тексте — 4ч.  

-Повторение

     Текст и его строение. Признаки текста, типы и средства связи межу частями текста. Абзац. План. Тезисы. Выписки. Аннотация. Рецензия.

-Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным экспрессивным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.

-Авторские знаки.

-Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое значение текста.

6. Итоговое повторение — 2ч.

  1. Тестирование
  2. Комплексный анализ текста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по русскому языку для учащихся 9 классов "Русская словесность".

Курс рассчитан на более углублённое изучение уже знакомых учащимся тем, что требует необходимости систематизировать весь материал по той или иной теме.Цельданного курса заключается в том, чтобы повыси...

Программа по русскому языку для учащихся 11 классов "Русская словесность".

Программа курса рассчитана на учащихся одиннадцатых классов.Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого...

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой

Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...