Главные вкладки

    Материал по русскому языку по теме:
    Экспертиза учебника русского языка М.М.Разумовской . 8 класс.

                            Заключение  Российской  Академии  Образования

    на учебник Русский язык 8 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 276 стр., ил.-16,

    под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта,

    авторский коллектив: М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др.,

    издательство -  Дрофа.

       В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, предназначенный для 8 класса  общеобразовательной школы.

       По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

    1.                 Общая характеристика учебника.

       Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 8 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников) и пояснительная записка к данной линии учебников.

       Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    zaklyuchenie__rossiyskoy__akademii__obrazovani2.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                            Заключение  Российской  Академии  Образования

    на учебник Русский язык 8 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 276 стр., ил.-16,

    под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта,

    авторский коллектив: М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др.,

    издательство -  Дрофа.

       В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, предназначенный для 8 класса  общеобразовательной школы.

       По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

    1.                 Общая характеристика учебника.

       Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 8 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников) и пояснительная записка к данной линии учебников.

       Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.

    2.                 Оценка по критериям с  комментариями.

        Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту  общего образования (вторая ступень). Он обеспечивает совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма).

       Учебник обеспечивает возможность формирования предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка  и обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей, третьей ступени, являясь частью учебно – методического комплекса.

    2. 1.  Содержание учебника  и специальные задания направлены на формирование языка науки данной предметной области – этому способствуют образцы рассуждений, лингвистические тексты для смыслового  чтения, анализа и пересказа; специальные задания по информационно – смысловой обработке текстов лингвистического содержания, схем, таблиц, инструкций (стр. 9, 10).

    2. 2. Задания учебника направлены на освоение видов деятельности по получению, преобразованию и применению  новых знаний – это синтаксис, пунктуация и т.д. (в учебных и учебно – проектных ситуациях). В учебнике  8 класса учебные материалы отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности –  в нём продолжают отрабатываться  умения читать, воспринимать,  создавать и совершенствовать различные  тексты, даётся понятие «коммуникативного намерения» (стр.27).

    2. 3.  Знаниевый компонент речевых блоков учебника  помогает учащимся осмыслить через научные понятия свой практический речевой опыт. В учебнике продолжается специальная работа, направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи (упр.19), и на создание собственных текстов разных стилей и жанров.   Учебник содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение  и делать выводы.   Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания, применяя их в учебной  деятельности.

        Продолжается также работа по систематическому наблюдению, изучению, анализу изобразительно – выразительных средств языка в текстах с опорой на деятельностный аспект предъявления теоретического материала (стр. 229). Кроме системного повторения орфографии, трудные случаи вынесены в отдельный блок приложения (стр. 269 – 272). На форзаце учебника – обобщающие таблицы по синтаксису и речи. Учебник помогает овладеть научной терминологией, ключевыми понятиями (словосочетания, обособленные члены предложения, односоставные предложения и т.д.), методами и приёмами.

     3. 3. 1. Учебник учитывает возможность достижения межпредметных результатов обучения и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

       Вместо правила в учебном процессе предлагается научный способ действия  – это образец рассуждения, схема, таблица и пр. Восьмиклассник постепенно овладевает способом осмысления теории и механизмом действия.  К трём сериям упражнений 5 -7 классов, сохраняющимся в 8 классе, добавляется четвёртая – «Готовим проектную работу на лингвистическую тему».

      Работа по учебнику помогает развитию универсальных учебных действий восьмиклассников. Система предъявления заданий  отражает направленность курса  на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.

       Учебник содержит упражнения на развитие способностей и их использование в учебной, познавательной и социальной практике  Усилено внимание к устной речи: систематически проверяется усвоение норм орфоэпии и формирование навыков выразительной устной речи.

    3. 2. Работа по учебнику помогает развитию универсальных учебных действий восьмиклассников: они учатся определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно - следственные связи, классифицировать, рассуждать и делать выводы –  на это нацелен весь материал учебника (упр. 46).  С 5 по 9 класс в учебниках повторяется несколько серий упражнений, обеспечивающих преемственность и перспективность  в работе, нацеленность на формирование важных умений на каждом этапе обучения – к 8 классу их четыре. Этому способствует  и проведение разнообразных видов языкового анализа (орфографического, лексического, морфологического – упр. 215).

     3. 3. Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в  сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: рубрика «Готовим самостоятельную работу на лингвистическую тему» - упр. 6, «Учимся анализировать текст» - упр. 41; »Учимся создавать текст» - стр. 24; «Готовимся вести репортаж – экскурсию»», «Учимся обрабатывать информацию», «Учимся выразительно читать текст», «Учимся– создавать рассуждение - доказательство», «Анализируем композицию и языковые средства очерка», «Учимся совершенствовать написанное», «Учимся выполнять информационную обработку текста»  и т.д.).

    3. 4. Обучение в 8 классе направлено  на развитие умения осознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей (упр.570, 371).  

     3. 5. Содержание и методика обучения  направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий  в процесс изучения русского языка в школе (мультимедийное приложение),  на формирование экологического мышления (тексты о природе).

     3. 6. Учебник формирует экологическое мышление обучающихся через тексты о природе и Родине (упр. 411), через работу с репродукциями картин.

    4. Возможность достижения личностных результатов обучения.

    4. 1. ФГОС предусматривает достижение личностных результатов обучения. С этим связана направленность учебника на формирование ответственности восьмиклассников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе, интернет – справочникам, мультимедийному приложению (написание диктантов – упр.162)

       В учебнике представлено содержание, формирующее социальную роль учащегося: оно требует самооценки восьмиклассника, повышает его  самостоятельность. С первых уроков 8 класса учебник помогает ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку – ГИА и ЕГЭ (в  упр. 6 – предложено подготовить доклад на лингвистическую тему; упр. 90 –А.Вознесенский о слове; стр.70 – 71 – как следует говорить и писать; § 20 - о порядке слов в предложении и т.д.) Каждый речевой блок, включённый в учебник, содержит рефлексивный компонент, который направлен на развитие навыков самопроверки, умения редактировать тексты,  совершенствовать их  (§ 46 «Цитаты и их оформление на письме»)

    4. 2.  Содержание и методика обучения направлены на формирование готовности и способности восьмиклассников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности к самооценке, развитию познавательных интересов; направлены на всестороннее развитие личности восьмиклассника средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу (очерк В. Липатова о Шаляпине – упр. 377, воспоминание В. Некрасова о Твардовском – упр.380), логическое мышление (§ 29. «Жанры публицистики» - рассмотрение композиции статьи, обучение её написанию).

    4. 3. Обучение по данному учебнику способствует формированию и развитию системы значимых социальных и межличностных отношений учеников, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в их деятельности (§ 21 –«Жанры публицистики» - обучение написанию репортажей).    

     4. 4. Содержание учебника позволяет формировать социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Это способствует формированию у восьмиклассников культуроведческой компетенции с помощью  сведений об истории языка, этимологии, произведений искусства, текстов о национально – культурных традициях русского народа и о русских учёных – лингвистах (об И.И.Срезневском, В.И.Чернышёве, В.В.Виноградове, Ф.Ф.Фортунатове).  Всё это способствует также  выработке ценностных ориентаций и  воспитанию любви к русскому языку и  литературе. Обучение идёт на  образцовых текстах -   Н.Некрасова,  М.Горького, А Чехова, С Маршака, В Короленко, В.Токаревой  и др.

      Учебник содержит большой воспитательный потенциал (фрагмент из книги В.Солоухина «Трава» - упр. 41, очерк о Н.Амосове – упр. 370), обладает социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (предлагаются сведения об интонации предложения, паузах, мелодике речи - § 12).

    5.   Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся.

    5.1. Объём теоретического материала и текстов соответствуют нормам учебного времени. Компоновка дидактического материала и количество информации в нём продуманы с точки зрения физиологии восьмиклассника   Оформление учебника соответствует возрастным особенностям обучающихъся - 16 цветных репродукций  картин природы и художественных фотографий  помогают ученикам в постижении родного языка.  Доступность  материала обеспечена  и выделением теоретической информации на цветном поле, аппарат ориентировки учебника снабжён системой сигналов – символов (дополнительные задания и задания повышенной сложности, мультимедийное приложение). Продумана наглядность: рисунки, репродукции картин  Брюллова, Кипренского, Перова, А.Васнецова, Саврасова; фотографии архитектурных памятников Москвы и пр.), даны образцы записи, учебник снабжён системой словариков пяти типов.

      Учтены внутрипредметные связи, облегчающие процесс усвоения изучаемого, повторение дано на уровне структуры курса и в системе упражнений, способствующей прочности знаний и умений. Учебник обеспечивает систематизацию и обобщение изученного, а также знаний, умений и навыков, приобретённых на предыдущих этапах изучения. Закрепительно – конролирующие блоки в конце разделов способствуют развитию и систематизации знаний и умений.

     5. 2. В материалах учебника учтена ведущая деятельность, характерная для восьмиклассников – общение.

    5. 3. Учебник предполагает использование разных форм организации обучения (экскурсия, эксперимент –  диалог, обсуждение, сочинение, изложение, проект, самостоятельная работа по мультимедийному пособию,   работа индивидуальная, в паре,  в составе группы  и пр.)

    5. 4. Содержание учебника обеспечивает  учёт индивидуальных особенностей и успешность продвижения восьмиклассника (написание диктанта и его самопроверка по мультимедийному пособию и т.д.), предусматривая  обучение его самоорганизации (упр. 410 - на выполнение анализа типовых фрагментов текста), проверке и оценке своей самостоятельной работы   (мультимедийное пособие).

    5. 5. Объёмы, компоновка и количество информации, характер наглядности в материалах учебника продуманы с точки зрения физиологии восьмиклассника (выделяется основной и дополнительный материал, задания повышенной трудности).  Прекрасным подспорьем являются справочные материалы с планами языкового разбора текста.

    5. 6. Гармоничны и оправданы для учеников 8 класса в структуре методического аппарата пропорции репродуктивных (в основном по грамматике) и развивающих заданий (специально выделены дополнительные задания). В основу методической системы учебника положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка (§ 1 - «Русский язык в семье славянских языков», включающий текст Д. Лихачёва (упр.4), - продолжает тематически предыдущие учебники, а также текст А. Битова  – упр.72).  

     5. 7. Подобранный учебный материал учитывает предполагаемый уровень личностного развития учащихся 8 класса, а также психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия. Авторы учебника реализовали идею поэтапного овладения теоретическим материалом: введение понятия – осмысление его лингвистической сути – овладение научным способом действия – формулирование выводов – углубление знаний.

    6. Пояснительная записка соответствует реализованным в учебнике целям, а также содержанию и технологии обучения.

    7. Учебник принадлежит к завершённой предметной линии.

    8. Общий вывод об оценке рассматриваемого материала.

    - Содержание учебника соответствует федеральному государственному  образовательному стандарту  второй ступени образования (8 класс). Оно расширяет и систематизирует научные знания о языке, приводит к осознанию взаимосвязи его уровней и единиц.

    - Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся, формирует навыки проведения различных видов анализа языка и речи.

      - Учебник принадлежит к завершённой предметной линии учебников.

                                                             

    Рецензент: Перепёлкина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, учительница школы № 75 г. Черноголовка Московской области.

     


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Урок русского языка в 10 классе Тема: Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка

    Урок русского языка по теме "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка" предназначен для учащихся 10...

    “Россия – Что? Где? Когда?”

    Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку (“Россия – Что? Где? Когда?”, 7 класс)...

    Методическая система

    Работая 24 года в школе, смогла сконструировать свою методическую систему, которая состоит из элементов различных педаго...

    Рабочая программа по дисциплине "Биология"

    данная рабочая программа разработана для профессионального образования (НПО) технический профиль...

    Рабочая программа по дисциплине "Химия"

    Данная рабочая программа разработана и опробирована в профессиональном образовании (НПО) технический профиль...

    примерные программы по русскому языку и литературе

    примерные программы, КТП, пояснительная записка...

    решение задач (алгоритм) по химии

    тренажёр решения расчётных задач по химии...

    Тестовые задания по теме "Клеточное строение организмов" для 6 класса.

    В работе представлены следующие задания: * Тесты (один правильный ответ их четырех); * Работа с рисунком; * Работа (в...

    План работы ШМО учителей математики

    План работы направлен на изучение  и применение  передового  опыта лучших учителей страны, республики, ра...

    примерные программы по русскому языку и литературе

    пояснительная записка к программам, КТП...