Игровая программа по русскому языку для старшеклассников "Эрудит"
материал по русскому языку (10 класс) на тему

 Елена Геннадьевна Павлова

Игровая программа "Эрудит" рассчитана для учащихся сташего школьного звена. Легко и непринужденно ребята обогащают свой словарный запас. Игра сопровождается мультимедийной презентацией. Соревнование можно устроить как между классами, так и между командами одного класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Эрудит»

Игровая программа по русскому языку

«Одним словом»


Разминка. 
Команды отвечают по очереди.
1. «..Деятельный член какого-нибудь коллектива, общества (активист).
2. Человек, начинающий какое-либо важное дело (зачинатель, инициатор).
З. Тот, кто беседует с кем-нибудь (собеседник).
4. Тот, кто работает вместе с кем-нибудь (сотрудник).
5. Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь (попутчик, спутник).
6. Писатель, создающий произведение для театра (драматург).
7. Участник восстания (повстанец).
8. Служащий, выполняющий свои обязанности формально, не для пользы дела (формалист, бюрократ).
9.Человек, живущий за чужой счет, за счет чужого труда (тунеядец).
10. Тот, кто завидует другим (завистник).

ЧТО ЭТО?
1. Вызов по фамилиям, именам с целью проверки все ли присутствуют (перекличка).
2. Первые буквы имени и отчества (инициалы).
3. Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля (заповедник).
4. Памятник в виде сужающегося кверху граненого столба (обелиск).
5. Движение руки, сопровождающее речь или служащее знаком (жест).
6. Движение мышц лица, отражающее какие-либо чувства, переживания (мимика).
7. Жидкое лекарство для приема внутрь (микстура).
8. Сквозное отверстие, образованное от удара (пробоина).
9. То, что примешано, добавлено к чему-либо (примесь).
10. Временное прекращение военных действий (перемирие).

II. Правильно ли мы говорим
1 задание. Расставить ударение в словах: (по 2 человека от команды). 


Алфавит, агент, алиби, баловать, бомбардировать, бюрократия, диспансер, донельзя, досуг, заверение, значимость, звонит, кладовая, камбала, кулинария, озорничать, творог, цемент, шофер, каталог, средства, вероисповедание, христианин, новорожденный, звонит, звонишь, звонят.


Для работы с залом 


Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Не ощутишь волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не тo, что нужно
Ставишь под удар.
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.

Возил не шифер, а шофёр,
Не форфор, а фарфор.
Был оглашен не приговор –
Судебный приговор.
Строгал не столяр, а столяр,
Но доску – не доску.
И слушал в одиночестве
Не «Тоску», а тоску.
(Ф. Кривин)

В камзоле Баклажан
Был полон блеска.
На кухне утром он сказал селедке:
– Треска зазналась, ишь, как много треска
Изволила поднять на сковородке.

Косой купил ружье и через час-другой
Был серый Волк объят тревогой,
Сказал ему Косой: Послушай, дорогой,
Ты стерегись ходить моей дорогой.

В лесном замке на двери замка нет замка.
Живет щегол здесь – первый щеголь,
И утром белка из белка ему сбивает гоголь-моголь.

Серая ворона черного ворона
Утром ругала, присев на сучок,
Новость о том разнеслась во все стороны
Сплетницы кукушки, сорок сорок.

Сосульки, как носы у цапель,
И тают, словно карамель.
Я слышу звон апрельских капель,
Поет весенняя капель.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни,
Не бойся, это окуни.
Коса косит, а зайчишка косит,
Трусит трусишка, а ослик трусит.

Иголка ходит вверх и вниз.
Вот листья появились.
Сосет Аленушка ирис,
А вышивает ирис.

От удивленья охнул кок
И почесал затылок
Капустный бросился вилок
вскачь от ножей и вилок.

Мне слово «чудно»
Изменить не трудно.
Поставил ударение на «о».
Исчезло «чудо»,
Родилось «чудно».

III. «На всех словах события печать» (История и русский язык). 


I. Азбука – к мудрости ступенька, 
а). Дать толкование слова «азбука». 
– совокупность букв какой-либо письменности,
– алфавит, книга для начального обучения грамотности,
– букварь, основные начала, простейшие положения чего-либо,
– из первых букв старорусской грамматики – аз+буки. *
б). Подобрать пословицы и загадки об азбуке, письме, грамотности.
Азбука к мудрости ступенька.
Аз, буки и веди страшат, что медведи.
Аз да буки избавят о скуки.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Черные, кривые, встанут в ряд, заговорят (буквы).
На странице букваря 33 богатыря.
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей (алфавит).

Белое поле, чернее семя, кто eго сеет, тот разумеет (книга).
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе,
Разобраться в них смогу. (буквы).

в). Из истории слов. Объяснить самостоятельно или найти объяснение в словарях слов и выражений.
Анафема. Альма-матер. Аршин проглотить. Алфавит. Баклуши бить
Белая ворона. Бирюк. Бюрократ. Барин, боярин. Вот где собака зарыта.
Гол, как сокол. Говорить на ветер. Играть в бирюльки. Зонтик.
Коломенская верста. И ты, Брут! Крепостной. Козел отпущения
Кричать во всю Ивановскую. Консерватизм. Кузькина мать.Купить кота в мешке. Ошеломить. Министр. Потемкинская деревня. Невзирая на лица.
Прописать ижицу. Персона грата и Персона нонграта.
Поприще. Потерпеть фиаско. Столбовая дорога. Принять эстафету.
Ума палата. Сарделька, сардина. Филькина грамота. Яблоко раздора.

IV. Превращение слов. В этих словах рассыпались буквы. Переставь их и прочти слова. 


Лёзок, кута, дашоль, лесо, оваро, сугь, путех, азок, цурика, воца.
(Козел, утка, лошадь, осел, корова, гусь, петух коза, курица, овца).



По горизонтали:
1. Имя существительное мужского рода, 2 склонения, обозначающее непромокаемой пальто (плащ).

3. Краткая форма прилагательного «жгучий» в мужском роде (жгуч).
4. Имя существительное, женского рода, 1 склонения, однокоренное со словом тучный, в родительном падеже множественного числа (туч).
6. Частица (ишь).
10. Существительное рикша в родительном падеже множественного числа (рикш).
11. Глагол несовершенного вида баз приставки, однокоренной со словом сжигать (жечь).
13. Глагол несовершенного вида, омоним к глаголу быть, в настоящем времени, во 2 лице единственного числа повелительного наклонения (ешь).
14. Имя существительное женского рода, 1 склонения, которое обозначает место для зрителей в театре, в родительном падеже множественного числа (лож).

По вертикали:
1. Краткая форма прилагательного, равнозначного причастному обороту имеющий сходство (похож).
2. Имя существительное женского рода, 3 склонения, обозначающее единое химическое соединение» которое окрашивает лакмусовую бумажку в синий цвет (щелочь).
4. Имя существительное женского рода, 1 склонения, омоним к слову пробоина (течь).
5. Имя существительное, женского рода, 3 склонения, синоним к слову нелепость (чушь).
7. Краткая форма прилагательного пригожий (пригож).
9. Второе лицо единственного числа настоящего времени от глагола шить (шьешь).
11. Наречие образа действия, однокоренное с глаголом скакать (вскачь).
12. Имя существительное женского рода, 3 склонения, антоним к олову сладость (горечь).
14. Имя существительное женского рода, 3 склонения, антоним к слову правда (ложь).
15. Одно из трех наречий на шипящий, в которых мягкий знак не пишется (уж).



«Наше вам о кисточкой». Как учиться «вежеству»


1. Найти объяснение словам: вежливость, вежа, вежество. 
2. Вспомнить и объяснить, в каких случаях употребляются следующие выражения:
а) приветствие (привет, здравствуйте, добрый день, приветствую вас, наше вам и кисточкой, добро пожаловать, с легким паром, чай да сахар).
б)пожелания (всего доброго, в добрый час, с миром, с Богом, позвольте пожелать вам, будь спок…)
3. Назовите одним словом. Загадки-шутки.
- подал ручку, да подставил ножку (подхалим).
- мое горе – стрела во мне.
Чужое горе – стрела во пне. (эгоист)

- Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится (самоуверенный).
- ел да устал, спал, да намаялся (ленивый).
- язык без костей, что хочет, то и лопочет (болтун).
4. Подбери слово.
а). Никто не поверил его вздорным … (рассказам, россказням).
б). Любимым его занятием было... (писать, строчить, кропать) всяческие доносы и кляузы в вышестоящие инстанции.
в). … (Совсем недавно, без году неделя) у нас, а уже распоряжается.
г). Кандидат в президенты все время предвыборной компании (обещал очень много, сулил золотые горы) ... своим избирателям.

VI. На досуге. – портрет (домашнее задание).


Каждая, команда выбирает всем хорошо известного человека (полит.деятеля, эстрадного певца, актера, спортсмена) и составляет корректное описание его внешности, манер. На встрече описание зачитывается и команда-соперница должна узнать этого человека, назвать его.

VII. Русской речи Государь по прозвания Словарь. 


Каждая команда получает лист бумаги с написанными на ней словами из какого-либо словаря. Нужно определить, по какому словарю будут искать объяснения данных слов.

 
Ожегов. Словарь русского языка (дети, занятие, кисель, памятник).
Словарь иностранных слов (Биржа, гороскоп, лира, сфинкс)
Поспелов. Школьный топонимический словарь (атлас, Босфор, Ильмень, Эльбрус).
Энциклопедический словарь юного химика (гемоглобин, инертные газы, углеводы, щелочные металлы).
Энциклопедический словарь юного художника (витраж, дизайн, инкрустация, мольберт).
Энциклопедический словарь юного биолога (бактерии, динозавры, плауны, хвощи).

2. Перепишите, согласуя прилагательные с существительными в именительном падежи единственного числа. Проверьте по словарю.


Стар... фортепьяно, нов... пианино, правительствен... коммюнике, военн... атташе, натуральн... кофе, горяч... какао, шерстян... кашне.


3. Назовите известные фразеологические выражения со словами: голова, рука, сердце, язык. (См. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка).

Голова:

 ветер в голове, гладить по голове, голова варит, голова и два уха, голова кругом пошла, есть голова на плечах, горячая голова, давать голову на отсечение, забивать голову чем-то, закрутить голову кому-то, засесть гвоздем в голове, морочить голову, опускать (вешать) голову, с головы до ног, очертя голову сломя голову, снять голову о плеч...

.
Рука:

 держать себя в руках, запускать руку в чухой карман, из рук в руки, из рук вон плохо, как без рук, кому-то карты в руки, марать руки об кого-то, обо что-то, мастер на все руки, на скорую руку, не покладая рук, не чист на руку, опустились руки у кого-то, развязать руки, с легкой руки, своя рука – владыка, умываю руки, ходить по рукам.

..
Сердце:

 сердце не лежит к..., сердце (душа) радуется, нож в сердце, от чистого сердца, положа руку на сердце, с легким сердцем, сердце не на месте, сердце болит о.., сердце кровью обливается, сердце обросло мехом, сердце падает (обрывается), сердце радуется, скрепя сердце...

 
Язык: вертится на языке, высунув язык, держать язык за зубами, длинный язык, прикусить язык, мозолить язык, не сходить с языка, найти общий язык, развязать язык, тянуть за язык, чесать языки, язык сломаешь, язык чешется, язык заплетается, язык проглотил, язык не поворачивается, язык отнялся, язык подвешен, язык проглотил, язык прилип.


VIII. Ты и твое имя. Конкурс капитанов. 


Объяснить происхождение своих имен и фамилий (по возможности). Использовать для этого книги:
1. Введенский, Колесников. От собственных им


IX. Вкусный разговор. Конкурс на зал.
Я буду описывать какое-либо блюдо или кулинарное изделие словами, а вы попытайтесь узнать, что это такое.

 
а). С немецкого языка это переводится как «хлеб с маслом» (бутерброд).
б). Эго слово украинское и означает оно «пузырь», «пузырек». (бубел). Напоминает оно по форме рубль (бублик).
В). По-французски «винэгр» – кислое вино, уксус. Это кушанье из овощей, политых уксусом (винегрет).
г). В Эфиопии есть область, где появилось дерево, из пледов которого варят этот напиток. Арабы называют его «кохва» или «кава». В Англии – «каффа». (кофе).
д). Греки очень любили это мучное блюдо. Название его происходит от греческого слева «макариа» – благодать, счастье. У греков это слове позаимствовали итальянцы,, назвали им любимое национальное блюдо. (макароны).
е). По-итальянски это означает «зелень». Обычно эго употребляет в пищу со сметаной, майонезом, подсолнечным маслом. Есть много рецептов этого. (салат).
ж). Название этих небольших кондитерских изделий очень похоже на название разноцветных маленьких круглых бумажек, которыми люди на праздник, ради забавы посыпают друг друга. (конфета – конфетти).
з). В русский язык это слово пришло из французского, в котором оно значит «пастила из айвы», от испанского «мармело» – айва. А испанское родилось от латинского «мелимелули». В латинский оно попало из греческого. (мармелад).


X. Тайнопись. Сложи слово. 
1. Сложи слово. 
Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья.
На май вопрос ответ.

Раздаются буквы синего и красного цветов. Кто быстрее сложит слово.
а). ХVI век вошел в историю как век мореплавателей, флибустьеров, открытий. Морякам, путешественникам нужны были сведения или, как мы говорим, информация. Так появились первые листки с новостями. За 1 листок надо было заплатить 1 монету. Как называлась эта монета и какому источнику информации она подарила свое название? (газета – название венецианской монеты. Нужны буквы: г, а, з, е, т, а.
б). Путешественник Марко Полосам того не ведая, в порыве вдохновения сочинил слово, которое употребляет весь мир при определении величины. Назовите это число (миллион). Нужны буквы м, и, л, л, и, о, н.

2. Тайнопись. Отгадайте фразеологические обороты с неменяющейся частью основного слова, которая заменена тильдой. /
а).
͠ый свет, ͠ые стихи, ͠ми нитками шито, среди ͠ дня, сказка про ͠ого бычка, черным по ͠ому написано. ( ͠- бел).
Б). Не
͠в обиду, ͠волю, ͠дорогу, ͠о себе знать, ͠маху, ͠слово, как пить ͠, не ͠ спуску, ни ͠ ни взять ( ͠- дать).
в)
͠ой век, ͠ое слово, ͠ая осень, ͠ые руки, ͠ фонд, ͠ое время, сулить (обещать) ͠ыe горы, ͠ых дел мастер, не всё ͠о, что блестит. ( ͠золот)
г), а об
͠у, из ͠вон плохо, сбыть с ͠, мастер на все ͠и, сидеть сложа ͠и, золотые ͠и. ( ͠- рук).


ХI. Фольклор и русский язык. 

1. Слова детства.
а). Вспомнить интересные и необычные слова, которые вы произносили в детстве (домашнее задание).
б). Объяснить детские слова: гудильник, строганок, копатка, колоток, мазелин, красняк. (будильник, рубанок, лопатка, молоток, вазелин, синяк).

2. Вспомните или найдите пословицы и поговорки:


- с местоимениями (что посеешь, то и пожнешь, у кого что болит, тот о том и говорит)
-с числительными (ум хорошо, а два лучше, семь бед – один ответ).
- с деепричастиями (снявши голову, по волосам не плачут, лежа на боку, не заработаешь и понюшки табаку).
- с глаголами в повелительном наклонении (сам пропадай, а товарища выручай, нет друга – ищи, а нашел – береги, за правое дело стой смело).
- с неопределенной формой глагола (без дела жить – только небо коптить, горя бояться – счастья не видать, мы пахать, а он руками махать).

 
3. Ответьте на вопросы:
1. Почему мясо барана называют бараниной, свиньи – свининой, а корова дает нам говядину? (от старославянского слова «говядо» – корова или бык).
2. «Ни одной пяди земли не отдадим врагу!» – таков девиз защитников нашей Родины. Что это за единица измерения «пядь»? (пядь – 1/4 аршина, старорусская мера – расстояние между большим и указательным пальцами).
4. Вселенная наших предков, преданиям состояла из грех ярусов: на небе жили высшие боги (Перун, Белбог, Хорс, Сварог и др.). Земля была отдана духам природы: домовые, лешие, русалки. Под землей обитали злые духи, демоны, бесы, черти.
Предлагаем вам несколько таких мифологических персонажей: Водяной, Домовой, Леший, Морозко, Приведение, Русалка, Снегурочка, Черти.
Попробуйте объяснить, кто они такие и найти упоминая о них в следующих произведениях: И. Тургенев «Бежин луг», А. Пушкин «Домовому», «Русалка». Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». В. Жуковский «Приведение». В. Одоевский «Приведение». Н. Гоголь «Майская ночь или утопленница». А.Островский «Снегурочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).

Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...

Презентация "Игровые технологии на русском языке"

Игровые технологии на русском языке. 5-6 классы....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...