Урок русского языка в 6 классе по теме "Деепричастие и деепричастный оборот"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Разработка урока по программе М.М. Разумовской. Урок закрепления  с применением технологии субективизации Г.А. Бакулиной на материале стихотворений и сказок А.С. Пушкина.  Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_dlya_attestacii.doc1021 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Детгородковская средняя общеобразовательная школа»

Волоколамский муниципальный район

Московская область

Урок русского языка

«Деепричастие

 и

деепричастный оборот»

Янченкова Наталья Эдмундовна,

учитель высшей

квалификационной категории

2012 год

Урок в 6 классе

Деепричастный оборот. Роль деепричастий в художественном произведении.

Цели:

1.Закрепление знаний и умений по теме по теме «Деепричастие и деепричастный оборот».

2.Формирование представлений о роли деепричастий в художественных произведениях.

Задачи:

1.Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах.

2. Повторить правило постановки знаков препинания при  деепричастиях и деепричастных оборотах.

Оборудование: презентация к уроку, опорные схемы, технологические карты для учащихся, тексты произведений  А.С. Пушкина.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап. 6 минут
  1. Слово учителя.                Приветствие.
  2. Сегодня на уроке у нас произойдёт необычная встреча лингвистики и литературы.

А какова тема этой встречи, цели и задачи, мы выясним с вами, выполнив первое задание.

  1. Перед вами предложения:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
(Блестя на солнце), снег лежит...

(Скользя по утреннему снегу),
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...

  1. Вспомните, какие слова пропущены в каждом предложении?
  2. Что объединяет эти слова? (это особая форма глагола – деепричастие)
  1. Ещё раз посмотрите на предложения и на основании вставленных слов сформулируйте тему урока.

(Ученики:     ТЕМА   Деепричастие и деепричастный  оборот)

  1. Знакомы ли мы уже с этой темой?  (да)
  1. Сформулируйте цели   нашего урока, учитывая, что с данным правилом мы уже знакомы.
  2. Воспользуйтесь для этого опорными схемами.

ЦЕЛЬ:

  1. закрепить умение находить ____________________________ в предложениях и текстах;
  2. повторить правило постановки ____________________________________ .

Ответ.

  1. закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах;
  2. повторить правило постановки знаков препинания        при  деепричастиях и деепричастных оборотах.
  1. Обратимся еще раз к предложениям.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...

  1. Кто автор этих строк? Из какого они произведения?
  2. С произведениями  какого автора мы будем сегодня работать?

  1. А раз мы будем сегодня работать с необычными упражнениями, то в течение урока будем выявлять, какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты  в художественных произведениях  А.С. Пушкина.    

 Ведь деепричастие – необыкновенная форма глагола.

Известный русский писатель Алексей Петрович   Югов верно отметил: «Деепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».

        По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.

  1. Актуализация     знаний.
  1. А сейчас мы с вами составим необычный портрет, лингвистический.

                                                Портрет деепричастия.

Работать в течение урока мы будем по картам, которые есть у каждого из вас.

Все задания мы будем выполнять в картах.

1 задание.

Лингвистический портрет деепричастия.

Составить его вам поможет план-подсказка. Работаем парами, помогая друг другу.

2 человека работают у доски (на обратной стороне, после  сверяют работу с классом).

План-подсказка

Глагольные    

1.Обозначает ______________действие

2. Образуется от _______________

3.Имеет вид _________и__________

4.Имеет _______________________

                      Наречные

  1.  Изменяемость________________
  2.  В предложении является

___________________________

2 задание.  

  1. Что такое деепричастный оборот?
  2. Что вы знаете о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте?

Деепричастный оборот – это____________________________________

      Деепричастный оборот__________ выделяется на письме_____________

      Одиночные деепричастия_________________ выделяются на  письме

          ____________________

Дополнительное задание  2 минуты.

  1. Какой оборот вы ещё знаете?
  2. Какие  знаки  препинания бывают при нём?

III.  Закрепление изученного.

3 задание.

Восстановите   предложения, вставив знаки препинания и подходящие по смыслу деепричастия из слов для справок.          (синея   нагоняя     лаская      крутя)

  1.            1.Вот север  тучи  ___________

                         Дохнул, завыл – и вот сама

                         Идет волшебница-зима.

                      2. Буря мглою небо кроет

                          Вихри снежные  __________.

                      3. Улыбкой ясною природа

                         Сквозь сон встречает утро года;

                         __________     блещут небеса.

                      4.И ветер  ___________  листочки древес

                         Тебя с успокоенных гонит небес.

                                                                     (Физминутка 3 минуты

4 задание.

  1. А сейчас мы обратимся к сказкам А.С. Пушкина и посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Вы работали по группам.
  2.  Вам нужно было:
  1. найти  и выписать предложения с деепричастиями  из сказок;
  2.   выявить среди них устаревшие или редко употребляемые, объяснить их значение и употребление,
  3.  выписать деепричастия,  обозначающие внешние движения и душевное  состояние;
  4. сделать вывод  о роли деепричастий в сказке.

Слово 1-й группе, 2-й……

  1.  ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.
  1. Мы прослушали выступления.
  2. Что же можно сказать о роли деепричастий в художественных произведениях?  Мы убедились, что:
  1. Деепричастия  дорисовывают основное действие, делают речь героев более живой,  точной, яркой, эмоциональной.
  2.  Они помогают передать внешние действия, душевное состояние героев.
  3. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами  более выразительны, живописны.

5 задание.  

Тест.

1.  Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?                                                                                                                    

Б) Что делая?  Что сделав?

В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного.

Б) Наречия и прилагательного.

В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие-

А) изменяемая часть речи.

Б) неизменяемая часть речи.

4. Какой морфемы не может быть в составе деепричастия?

_______________________________________________________

5Продолжите предложение:

Деепричастие с зависимыми словами называется _______________________________________________________________



6 Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: 


Бояре(1)

 Потужив о государе (2)

 И царице молодой(3)

 В спальню к ней пришли толпой.

А) 1, 2, 3                        Б) 1, 2                                В) 1, 3                                                                                                                                                            

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Но царевна молодая,

     Тихомолком расцветая,

     Между тем росла, росла.                                                        

Б) Тут соседи беспокоить

     Стали старого царя

     Страшный вред ему творя.

В)   Тут она, взмахнув крылами,

        Полетела над волнами.

6 задание.

  1. Творческий диктант.

       Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду   не предст…ёт  перед нами  простым наблюдателем.

               ______________(стараться)  проникнуть  в её тайны  поэт обращает…ся  к жизни человека   _______________  (находить) об…яснения  чудесным природным явлениям.

 Мы видим прозрачный лес  ч…рнеющий   вдали.

   ______________(мечтать) о стремительном беге коня герой ощущает волю, свободу  и покой.

 Зима  в лирике Пушкина не усыпляет  человека, а зовёт к действию  ___________ (вселять)  бодрость и веселье.

 Стихия   разбушевавшаяся в пр...роде  стремится к гармонии__________________  (восстанавливать) её.  

        Природа для  поэта – пример истинной красоты мира.

Задание:

1..Восстановите предложения, преобразовав  глаголы в деепричастия.

2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах,  подчеркните как члены предложения.

3. Найдите обороты, которые ещё есть в предложениях,  выделите их знаками препинания, подчеркните как члены предложения.

4. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните орфограммы.

5. Объясните лексическое значение слов  гармония,  истинный, используя  задания теста:

   1.Определите лексическое значение слова  «гармония», употреблённого в тексте:

1) Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, соответствующий раздел в теории музыки.

2) Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

3) Гармония - (разг.). То же, что гармоника.

         2. В каком значении употребляется  в тексте слово  «истинный»:

          1) Соответствующий  истине, содержащий истину.

          2) Точный, устанавливаемый научно (спец.).

          3) Действительный, настоящий, несомненный.

  1. Устная проверка 5 задания, остальные                .
  1. Итоги урока.
  1. Подведём итог урока.
  2. Какое  правило  мы сегодня повторили?  
  3. Какова роль деепричастий в  произведениях  А.С. Пушкина?
  1. Мы повторяли ________________ .            
  2. Мы вспомнили,  как _____________  на письме   деепричастия,  деепричастные и причастные  обороты.
  3. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами  делают  текст  _______________.
  1. Домашнее задание

1.Упражнение 498, страница 225-226, задания 1-3.

  1. Мы повторяли деепричастия, деепричастные обороты,   ________________              

примеры из стихотворений и сказок А.С. Пушкина.

  1. Мы вспомнили,  как _____________  на письме   деепричастия,  деепричастные и причастные  обороты.
  2. Мы  увидели, что деепричастия делают  речь героев   __________,   _______________,     ________________ .
  3. Они передают   ___________ действия,    ____________состояние героев.
  4. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами  более ________________.

Приложение.

Викторина   «Знаешь ли ты  сказки Пушкина?»

1. Идет Балда, покрякивает,

 А поп, ________________, вскакивает,

 За попадью прячется.

                                                                     завидя Балду

 2. И кричит: "Кири-ку-ку.

 Царствуй, ____________________!"

                                                                        лежа на боку

3. "Царь велит своим боярам,

 _______________________,

 И царицу и приплод

 Тайно бросить в бездну вод".

                                                             Времени не тратя даром

4. Раз царевна молодая,

 _______________________,

 Пряла, ______________________.

                                  Милых братьев поджидая,

                                                                                        сидя под окном

 5. На девичник ____________,

Вот царица, _____________

___________________    своим,

Перемолвилася с ним.

                                              собираясь            

     наряжаясь перед зеркальцем,

6. В руки он ее берет

 И на свет из тьмы несет,

 И, __________________,

 В путь пускаются обратно.

                                                                       беседуя приятно

7. Видит, _________________,

 Царь Салтан сидит в палате

 На престоле и в венце,

 С грустной думой на лице.

весь сияя в злате

Дополнительный дидактический материал (из романа «Евгений Онегин»)

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор.

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом.

                                                           *****

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно

                                         ****

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму…

                                                         *****

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости.

Встает заря во мгле холодной;

 На нивах шум работ умолк;

 С своей волчихою голодной

 Выходит на дорогу волк;

 Его почуя, конь дорожный

 Храпит - и путник осторожный

 Несется в гору во весь дух;

 На утренней заре пастух

 Не гонит уж коров из хлева,

 И в час полуденный в кружок

 Их не зовет его рожок;

 В избушке распевая, дева

 Прядет, и, зимних друг ночей,

 Трещит лучинка перед ней.

                                                       ****

 

Опрятней модного паркета

 Блистает речка, льдом одета.

 Мальчишек радостный народ

 Коньками звучно режет лед;

 На красных лапках гусь тяжелый,

 Задумав плыть по лону вод,

 Ступает бережно на лед,

 Скользит и падает; веселый

 Мелькает, вьется первый снег,

 Звездами падая на брег.

                 

Десятое  февраля.

_______________________________________________________.

Задание  1. Лингвистический портрет деепричастия.

План-подсказка.

Глагольные  признаки.

1.Обозначает ______________действие.

2. Образуется от _______________.

3.Имеет вид _________и__________.

4.Имеет _______________________.

Наречные  признаки.

  1. Изменяемость    ___________________  .

  1. В предложении является  _______________________________ .

                 Задание 2.     Вопросы:

  1. Что такое деепричастный оборот?
  2. Что вы знаете о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте?

Деепричастный оборот – это___________________________________________________ .

Деепричастный оборот__________ выделяется на письме__________________ .

Одиночные деепричастия_________________ выделяются на  письме  _______________________ .

                Дополнительное задание.

  1. Какой оборот вы ещё знаете? _________________________________ .  
  2. Какие  знаки  препинания бывают при нём?______________________ .

Задание  3.

  1. Восстановите   предложения, вставив подходящие по смыслу деепричастия из    слов для справок    (синея,   нагоняя,  лаская,  крутя).

             1.Вот север  тучи  ___________

                                 Дохнул, завыл – и вот сама

                                 Идет волшебница-зима.

                               2. Буря мглою небо кроет

                                   Вихри снежные  __________.

                               3. Улыбкой ясною природа

                                   Сквозь сон встречает утро года;

                                   __________     блещут небеса.

                                4.И ветер  ___________  листочки древес

                                   Тебя с успокоенных гонит небес.

Задание  4.            Тест.

1.  Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?                                                                                                                

Б) Что делая?  Что сделав?

В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного.

Б) Наречия и прилагательного.

В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие-

А) изменяемая часть речи.

Б) неизменяемая часть речи.

4. Какой морфемы не может быть в составе деепричастия?

_______________________________________________________

5. Продолжите предложение:

Деепричастие с зависимыми словами называется _______________________________________________________________



6. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: 


Бояре(1)

 Потужив о государе (2)

 И царице молодой(3)

 В спальню к ней пришли толпой.

А) 1, 2, 3                        Б) 1, 2                                В) 1, 3                                                                                                                                                            

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Но царевна молодая,

     Тихомолком расцветая,

     Между тем росла, росла.                                                        

Б) Тут соседи беспокоить

     Стали старого царя

     Страшный вред ему творя.

В)   Тут она, взмахнув крылами,

        Полетела над волнами.

  Задание  5.

  1. Творческий диктант.

       Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду   не предст…ёт  перед нами  простым наблюдателем.

               ______________(стараться)  проникнуть  в её тайны  поэт обращает…ся  к жизни человека   _______________  (находить) об…яснения  чудесным природным явлениям.

 Мы видим прозрачный лес  ч…рнеющий   вдали.

   ______________(мечтать) о стремительном беге коня герой ощущает волю, свободу  и покой.

 Зима  в лирике Пушкина не усыпляет  человека, а зовёт к действию  ___________ (вселять)  бодрость и веселье.

 Стихия   разбушевавшаяся в пр...роде  стремится к гармонии__________________  (восстанавливать) её.  

        Природа для  поэта – пример истинной красоты мира.

Задание:

1.Восстановите предложения, преобразовав  глаголы в деепричастия.

2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах,  подчеркните как члены предложения.

3. Найдите обороты, которые ещё есть в предложениях,  выделите их знаками препинания, подчеркните как члены предложения.

4. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните орфограммы.

5. Объясните лексическое значение слов  гармония,  истинный, используя  задания теста:

   1.Определите лексическое значение слова  «гармония», употреблённого в тексте:

А) Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, соответствующий раздел в теории музыки.

Б) Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

В) Гармония - (разг.). То же, что гармоника.

         2. В каком значении употребляется  в тексте слово  «истинный»:

          А) Соответствующий  истине, содержащий истину.

          Б) Точный, устанавливаемый научно (спец.).

          В) Действительный, настоящий, несомненный.

Спасибо за работу!

                               Урок   русского   языка  в  6  классе                                                                          

                 

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный .
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

Технологическая карта по русскому языку Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом. 8 класс....

конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

 Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...