календарно-тематическое планирование по литературе, 10 класс (по Г.С.Меркину)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Каменева Ирина Владимировна

Данное планирование составлено на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) и Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы./под ред. Зинина С.А. – М.; ТИД «Русское слов – РС», 2005 (Меркин Г.С.; Чалмаев В.А.).

Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx52.28 КБ

Предварительный просмотр:

Программный материал

Количество часов

Сроки

Актуализация опорных знаний, их преемственность

Развитие речи

Реализация

ХКК ГОС ОО

Диагностика ЗУНов

1

Введение. «Прекрасное начало...» (К истории русской литературы XIX века.)

1

Историко-литературный процесс

Конспектирование статьи

Из литературы первой половины 19 века

2

А.С. Пушкин.

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство лирики.

4

Тематические жанры лирики.  Лироэпика.

3

А.С.Пушкин «Деревня», «Вольность», «Элегия». Обращение  к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях поэта.

Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии.

Выразительное чтение стихов, анализ стихотворений

4

А.С.Пушкин Поэма «Медный всадник». Историческая и «частная» темы в поэме.

Понятие историзма

Чтение наизусть №1

5

А.С.Пушкин . Поэма «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства. Образ стихии и его роль в авторской концепции истории

Конфликт

Комментированное чтение.

6

Самостоятельная работа по творчеству А.С. Пушкина.

1

Самостоятельная работа

7

М.Ю. Лермонтов. «Молитва», «Выхожу один я на дорогу», «Валерик». Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики

4

Тематические жанры лирики.

Выразительное чтение стихов, анализ стихотворений

ХКК ГОС ОО№1

Лирические произведения поэтов-дальневосточников. ( Т.Мирчук –по страницам поэтического сборника)

Чтение наизусть №2

8

М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества, неразделённой любви в лирике поэта. Глубина и проникновенность лирики.

9

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Демон». Особенности богоборческой темы в поэме.

Традиции русского романтизма в поэзии

10

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Демон».Романтический колорит поэмы, перекличка основных мотивов поэмы с лирикой поэта

Романтиче ская поэма.

11

Практическая  работа по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1

Анализ стихотворения

Практическая  работа 

12

Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях»

3

Фантасмагория

13

Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос».Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе

Комментированное чтение.

14

.Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос». Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления абсурдности существования человека.

Ирония.

Гротеск.

Анализ рассказа по выбору

15

Р/р Классное обучающее сочинение  по творчеству Н. В. Гоголя

1

Классное обучающее сочинение  

Классное обучающее сочинение  

Из литературы второй половины 19 века

16

Литература и журналистика 50 — 80-х годов XIX века.

1

Литературный процесс. Литературная критика.

Обсуждение докладов

ХКК ГОС ОО№2

 Анализ  публикаций современных произведений дальневосточных  авторов в журнале «Дальний Восток»

Индивидуальные сообщения

17

А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся!».Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе

6

Семейно-бытовая коллизия.

 Речевой жест.

18

А.Н. Островский.«Свои люди – сочтемся!». Конфликт между властными и подневольными как основа проблематики комедии

Традиции отечественной драматургии

Комментированное чтение, обсуждение

19

А.Н. Островский.«Свои люди – сочтемся!».

Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала».Речь героев, её функция в комедии

Характеристика литературных героев

20

А.Н. Островский «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова.

Комментированное чтение, обсуждение

21

А.Н. Островский «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и её разрешение в пьесе.

Характеристика литературных героев

Самостоятельная работа

22

А.Н. Островский «Гроза». Роль второстепенных персонажей в пьесе. «Гроза» в русской критике

Конспектирова-

ние статьи

23-24

Р/р Контрольное классное сочинение №1  по творчеству А.Н. Островского.

2

Контрольное классное сочинение №1 

К/К/С №1

25

И.А. Гончаров Роман «Обломов»

Быт и бытие Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, соотнесенность с другими характерами  

5

Образная типизация.

ХКК ГОС ОО №3

И.А.Гончаров Художественно-путевой очерк о Дальнем Востоке «Фрегат Паллада»

26

И.А. Гончаров Роман «Обломов»

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины»

Символика детали.

Чтение отдельных эпизодов. Выборочный пересказ фрагментов

27

И.А. Гончаров Роман «Обломов»

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».

Детальность

Анализ главы

Конспектирование статьи

Тестирование

28

И.А. Гончаров Роман «Обломов» Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа

29

И.А. Гончаров Роман «Обломов»

Роман в русской критике

30-31

Р/р Контрольное классное сочинение  №2  по роману И.А.Гончарова «Обломов».

2

Контрольное классное сочинение №2

К/К/С№2

32

Творчество И. С. Тургенева. Цикл «Записки охотника». Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла.

7

Анализ рассказа по выбору

33

И. С. Тургенев. Цикл «Записки охотника». Внутренняя  красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла

Чтение отдельных эпизодов. Выборочный пересказ фрагментов

34

И. С. Тургенев «Отцы и дети». Отражение в романе проблематики эпохи

Социально-психологический роман.

Принцип «тайной психологии».

Составление сопоставительной таблицы

35

И. С. Тургенев «Отцы и дети».

Противостояние двух поколений русской интеллигенции. Нигилизм Базарова

36

И. С. Тургенев «Отцы и дети»., Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых

37

И. С. Тургенев «Отцы и дети». Любовная лирика в романе и её место в общей проблематике произведения

Творческая работа

38

И. С. Тургенев «Отцы и дети». Смысл романа, его философские итоги. Роман в русской критике

Конспектирование статьи

39-40

Р/р Контрольное классное сочинение  №3  по творчеству И.С.Тургенева.

2

Контрольное классное сочинение №3

К/К/С № 3

41

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Роман как полемический отклик на роман И.С.Тургенева

3

Идеологический роман. Литературная утопия.

42

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важное в авторской концепции переустройства России

Чтение отдельных эпизодов.

43

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания романа.

Контекст

Анализ эпизода

ХКК ГОС ОО №4

Современная лит. ситуация на ДВ.

А.Муратова «Искатели женьшеня»

44

Практическая  работа по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

1

Практическая  работа

45

Н.А. Некрасов. «В дороге», «Поэт и гражданин», «Пророк». «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова.

7

Народность литературного творчества.

Чтение наизусть №3

46

Н.А. Некрасов.Лирика. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни. Гражданские  мотивы в лирике поэта

Гражданственность

Анализ стихотворений

47

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы.

Демократизация поэтического языка

48

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Представители помещичьей Руси. Стихия народной жизни её яркие представители.

Фольклорные традиции

49

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».Тема женской доли и образ Матрёны Корчагиной.

Легенда

 Притча

Анализ главы

Характеристика литературных героев

Тестирование

50

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Роль вставных сюжетов (легенды, притчи, рассказы)

51

Н.А. Некрасов «Кому на Руси

жить хорошо». Проблема счастья и её решение. Образ Гриши Добросклонова, его идейное звучание

Характеристика литературного героя

52-53

Р/р Контрольное классное сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.

2

Контрольное классное сочинение №4

К/К/С № 4

54

Лирика Ф.И. Тютчева. «Цицерон», «Полдень», «Не то, что мните вы, природа». «Мыслящая поэзия» Ф.И.Тютчева, её философская глубина

3

Интеллектуальная лирика.

Анализ стихотворений

55

Ф.И.Тютчев. Лирика. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы.

Лирическая миниатюра.

ХКК ГОС ОО №5

Лирические произведения П.Комарова, Ю.Рытхеу, Л.Меланич

Чтение наизусть №4

56

Ф.И.Тютчев. Лирика.  Тема величия России, её роль в мировой истории

Анализ стихотворений

57

Практическая работа по лирике Ф.И. Тютчева.

1

Практическая работа

58

А.А. Фет. «Щепот, робкое дыханье..», «Ещё майская ночь..» Образно-стилистическое богатство лирики поэта.

3

Лирическая исповедальность. Мелодика стиха.

59

А.А. Фет. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, гармоничность слияния человека и природы

Анализ стихотворений

Чтение наизусть №5

60

А.А. Фет. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта

Мелодичность

Звукопись

61

Р/р Подготовка к контрольному  домашнему сочинению № 1

1

Контрольное   домашнее сочинение № 1

К/Д/С№1

62

Творчество Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Стремление к созданию «монографий» народных типов.

3

Литературный сказ. Жанр путешествия.

63

Н.С. Лесков «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести.

Характеристика литературного героя

64

Н.С. Лескова. «Очарованный странник».Сказочный характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести.

Язык и стиль лесковского сказа

Анализ произведения

65

Р/Р Сочинение -рассуждение по прозе Н.С. Лескова.

1

Сочинение -рассуждение

Сочинение -рассуждение

66

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки «Медведь», «Богатырь», «Премудрый пискарь»

3

Сарказм. Ирония. Гротеск.

ХКК ГОС ОО №6

Произведения дальневосточной исторической прозы Н.Задорнов «Война за океан»

67

М.Е. Салтыкова-Щедрин. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов в сказках.

Сатирическая сказка

Анализ сказки по выбору

68

М.Е. Салтыкова-Щедрин. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»)

Анализ сказки по выбору

69

Р/р Подготовка к контрольному  домашнему сочинению № 2 к по прозе М.Е. Салтыкова- Щедрина.

1

Контрольное   домашнее сочинение №2

К/Д/С №2

70

Лирика А. К. Толстого. «Средь шумного бала..», «Государь ты наш батюшка..». Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии

2

Лирика позднего романтизма.

Анализ стихотворений

71

Лирика А. К. Толстого. Многообразие лирических мотивов, обращение к историческому  фольклору, сатире.

Историческая песня.

Анализ стихотворений

ХКК ГОС ОО №7

Поэзия            

 М. Асламова

72

Творческая  работа по лирике А.К. Толстого.

1

Творческая работа

73

Л.Н. Толстой «Война и мир».Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи

12

Роман- эпопея.

Историко философская концепция

Лекция, составление тезисов

74

Л.Н. Толстой «Война и мир».Художественно – философское осмысление сущности войны в романе.

75

Л.Н. Толстой «Война и мир». Критическое изображение высшего света, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души»

«Диалектика души»

Обсуждение докладов

Индивидуальные сообщения

76

Л.Н. Толстой «Война и мир». Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность жизненного пути героев

Характеристика литературного героя

77

Л.Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» и её развитие в романе.

Комментированное чтение, обсуждение

78

Л.Н. Толстой «Война и мир». Черты нравственного идеала автора в образах Н.Ростовой и М.Болконской

Характеристика литературного героя

79

Л.Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» как идейно-художественная основа эпоса.

  Составление  тезисов

80

Л.Н. Толстой «Война и мир». Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

Тема «бонапартизма» в произведениях русской классики

Характеристика литературного героя

Чтение наизусть №6

81

Л.Н. Толстой «Война и мир». Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.

Понятие народности

Тестирование

82

Л.Н. Толстой «Война и мир». Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

Характеристика героев

83

Л.Н. Толстой «Война и мир». Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

Понятие народности

Характеристика героев

84

Л.Н. Толстой «Война и мир». Значение романа-эпопеи для развития русской реалистической литературы

Роман -эпопея

Составление  тезисов

ХКК ГОС  №8

Произведения дальневосточной исторической прозы

Н.Задорнов «Амур-батюшка»

85

Р/р Контрольное классное сочинение №5 по творчеству

 Л.Н. Толстого.

2

Контрольное классное сочинение №5

К/К/С№5

86

 Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа.

9

Обсуждение докладов

Индивидуальные сообщения

87

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

Комментированное чтение, обсуждение

88-89

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Евангельские мотивы

Анализ отдельных эпизодов

90

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе

Герой – идея.

Характеристика литературного героя

Тестирование

91

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.)

Тема «двойничества».

Составление сопоставительной таблицы

92

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».Раскольников и «вечная» Сонечка. Принцип полифонии в решении философской проблематики

Полифония (многоголосие).

Характеристика героев

93-94

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе

Эпилог

Анализ отдельных эпизодов

95

Р/р Подготовка к контрольному  домашнему сочинению № 3 по творчеству Ф.М. Достоевского.

1

Контрольное домашнее сочинение № 3

К/Д/С№3

96

А.П. Чехов. Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Студент». Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе

7

Тема «маленького человека» в русской классике

Комментированное чтение, обсуждение

97

А.П. Чехов. Рассказы. Образы «футлярных» людей, проблемы «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.

Анализ рассказа по выбору

98

А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии.

Лирическая комедия

Обсуждение докладов

ХКК ГОС №9

А.П.Чехов. Художественно-путевой очерк «Остров Сахалин»

Индивидуальные сообщения

99-100

А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».Лирическое и драматическое начала в пьесе. Символический образ сада

«Бессюжетное» действие.

Символическая деталь

Подтекст.

Характеристика героев

101-102

А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».Роль второстепенных персонажей в пьесе. Функция ремарок, звука, цвета в пьесе

Ремарка

Работа с текстом

103

Р/р Подготовка к контрольному  домашнему сочинению № 4по творчеству

А.П. Чехова.

1

Контрольное домашнее сочинение№4

К/Д/С №4

104-105

Обобщение по курсу.

2

Представление и защита проектов

ХКК ГОС №10

Современная литературная ситуация на ДВ.

А.Муратова «Искатели женьшеня»

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С.Меркина для 5 - 7 классов

В предлагаемой форме календарно-тематического планирования по литературе по программе Г.С.Меркина отражены темы уроков, материал по теории литературы, практическая часть, диагност...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С.Меркина (5 класс) составлено на основе Программы курса "Литература" 5-9 классы (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин). В...

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

КТП составлено на основе Программы курса "Литература" 5-9 классы (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин), соответствует ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С.Меркина, 7 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса к учебнику Г.С.Меркина...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...