Урок развития речи с использованием картины А.А Рылова "Зелёный шум"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Герасина Татьяна Александровна

Цели:
1) рассмотреть речетворческую глубину слова «ветер»
2) описать картину И.Э.Грабаря «Зелёный шум»
3) подготовиться к самостоятельной творческой работе
4) развить воображение учащихся, ассоциативное мышление, творческие способности учащихся.
5)Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_.doc663 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ  ГЛУБИНА СЛОВА

Уроки развития речи

Разработчик -  учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №5 г.Ржева

Герасина Т.А

Урок 2.

ТЕМА    Речетворческая  глубина слова «ВЕТЕР» (с использованием картины А.А.Рылова

                 «Зелёный  шум»)

Цели:

1) работа над речетворческой глубиной слова «ветер» работа со словарями.

      2) описать картину  А.А.Рылов «Зелёный  шум»

3) развитие творческих способностей учащихся

4) подготовка к самостоятельной творческой работе над осмыслением слова ветер

Ход работы.

I. Сегодня мы работаем над творческим осмыслением слова ветер по следующим аспектам:

лексическое

перцептивное                                              индивидуально-авторское

            символическое               ветер               этимологическое                                         

ассоциативное                                                      мифологическое

художественное

Лексическое значение. По толковому словарю ветер. Движение в горизонтальном направлении.

Фразеология. Ветер в голове. Какой ветер занёс или ветром занесло. Ветер свистит в карманах. Бросать (кидать, швырять ) деньги на ветер; говорить на ветер. Держать нос по ветру. Пустить на ветер. Куда ветер дует. Ищи ( догоняй) ветра в поле. Подбитый ветром. Как (словно, точно ) ветром сдуло.

-Какова же суть ветра? (Движение, действие, динамика).

Перцептивное значение. Это значение, связанное с субъективным, конкретно- чувственным восприятием того, что обозначает слово, значение, связанное с отражением вещей в сознании через органы чувств.

  ЗАДАНИЕ: Наполните слово «ветер» звуком, цветом, запахом, характером и т. д. Определите его перцептивное значение.

НАПРИМЕР

ЦВЕТ -    прозрачный, невидимый, розовый, голубой, чёрный, белый, бесцветный, серый,                                                          

                 яркий, цвет далёких гор, цвет холодного неба.

ЗВУК –    скрежет, гул, шорох, шелест, шум, музыка танца, свист, стучащие ставни,    

                  шёпот, стон, мольба, убаюкивание, звук колокольчиков, звон, эхо

ЗАПАХ –    цветочный, лёгкий, запах свободы, горный, пьянящий, свежий, запах моря.

                     дождя, запах воли, запах пыли, свежесть

ХАРАКТЕР – вольный, сумасшедший, сильный, порывистый, обволакивающий,

                        очаровывающий, волнующий, захватывающий, неугомонный,

                        безжалостный, дикий, необузданный, игривый, бесшабашный, энергичный,      

                        беспокойный, безумный, беспечный, свободный, разгульный, шальной,    

                         неудержимый, невыносимый.

Индивидуально-авторское (ученическое)

НАПРИМЕР

Хвастливый;

мёртвый;

старый и одинокий;

ветер летает по свету и ,как копилка, собирает запахи, звуки, стоны, плач, смех – всё;

суровый старик с длинной седой бородой;

наивный мальчишка;

ветер, как юноша, спешит на первое свидание и боится опоздать, лихач;

синий ветер моего детства (лёгкий, тихий, успокаивающий);

чёрный ветер – страх (громкий, раздирающий);

белый ветер – моя юность (трепетный, быстрый, стремительный).

Ассоциативное значение ( слова-реакции на слово «ветер»)

Лёгкость, радость, стремление, надежда, листва, холодно, ураган, дом;

страх, крик души, моя жизнь, стремление вперёд;

свобода, простор, холод, облака, пропасть, солнце;

дорога, даль, прошлое, глаза, сон;

чистота, сила, прозрачность;

окно, форточка, дверь, приветствие, помощь;

шторм, движение, холод;

пыль, сильный, дикий, холодный;

море, шторм, одинокий корабль

Этимологическое значение (по словарю)

Ветер – поэтический образ ожившего духа, чьё воздействие можно увидеть, услышать, но который сам остаётся невидимым. ВЕТЕР, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. ВЕТРЫ выступают как божественные посланники и как силы, управляющие направлениями космоса. Отсюда происхождение голов с раздутыми щеками, изображающих ветер. ВЕТРЫ часто персонифицировались как неистовые и непредсказуемые силы.

В более общем смысле ВЕТЕР – мощный символ изменений, непостоянства, пустого бахвальства и эфемерности – таковы его основные значения в XX столетии.1 

Мифологическое значение ( по словарю)

ВЕТЕР. В народных представлениях наделяется свойствами демонического существа. Могущество ветра, его разрушительная … или благотворная сила…вызывают необходимость задабривать ветер: ласково с ним разговаривать, «кормить» и даже приносить ему жертву. Характерно и деление ветров на «добрые»( например, такие ,как «святой дух» - благоприятный попутный ветер )  и на «злые», наиболее ярким воплощением которых является вихрь.2


    1 Трессидер Дж. Словарь символов. – М. 2001 – с.39 – 40

      2  Славянская мифология. – Энциклопедический словарь. – М., 1995. – с.86

Художественное (образное) значение

    Определяется в художественном тексте.

  Значения слов в художественных текстах преобразуются и осложняются.

2. РАБОТА В ГРУППАХ

ЗАДАНИЕ: выявите  поведение слова ВЕТЕР в художественных текстах

     Даются  3 текста

ТЕКСТ 1.

         Наступила осень, такая же сырая и грязная, как и прошлогодняя.  На дворе стояло серое, слезливое утро. Тёмно-серые, точно вымазанные, облака всплошную  заволакивали небо и своею неподвижностью наводили тоску. Казалось, не существовало солнца; оно в продолжение целой недели  ни разу не взглянуло на землю, как бы боясь опачкать свои лучи в жидкой грязи…

         Дождевые капли барабанили в окна с особенной силой, ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина. …Не видно было ни одной физиономии, на которой нельзя было бы прочесть отчаянной скуки.

                                                                                                         ( А.П. Чехов)

ЗАДАНИЕ: Найдите средства художественной выразительности в предложении

   Ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина (олицетворение,сравнение)

ТЕКСТ 2.

     Время было близко к ночи.

      В кабаке дяди Тихона  сидела компания извозчиков и богомольцев. Их загнал в кабак осенний ливень и неистовый мокрый ветер, хлеставший по лицам, как плетью.  Промокшие и уставшие путники сидели у стен на скамьях и, прислушиваясь к ветру, дремали. На лицах была написана скука. У одного извозчика, малого с рябым, исцарапанным лицом, лежала на коленях мокрая гармоника: играл и машинально перестал.

      Над дверью, вокруг тусклого, засаленного фонарика, лежали дождевые брызги. Ветер выл волком, визжал и, видимо, старался сорвать с петель кабацкую дверь. Со двора слышалось фырканье лошадей и шлёпанье по грязи. Было сыро и холодно.

                                                                                                       ( А.П.Чехов )

ТЕКСТ 3

           По дороге из дома.

                                                                          Душа ведь может, как ты стонать.

Люблю ветер. Больше всего на свете.          Но так ли может за себя постоять?

Как воет ветер! Как стонет ветер!                Безжизнен, скучен и ровен путь.

Как может ветер выть и стонать!                  Но стонет ветер! Не отдохнуть…

Как может ветер за себя постоять!                                          ( Н.М.Рубцов )

О ветер, ветер! Как стонет в уши!

Как выражает душу!

Что сам не можешь, то может ветер

Сказать о жизни на целом свете.

Спасибо, ветер! Твой слышу стон.

Как облегчает, как мучит он!

Спасибо, ветер! Я слышу, слышу!

Я сам покинул родную крышу…

3. Работа  с картиной.

Теперь обратимся к картине А.А.Рылова  «Зелёный шум

Художник в поисках сюжетов для своих картин внимательно вглядывается в окружающую его жизнь, чутко постигая её тайны. Но источником вдохновенья для живописца может быть и литературное произведение.  Так, картина пейзажиста И.И.Шишкина «На Севере диком…» заставляет вспомнить стихотворение М.Ю.Лермонтова.  Этот путь повторил мастер пейзажа Аркадий Александрович Рылов  (1870 – 1939 ), дав одному из своих полотен название «ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ» и сблизив его тем самым со знаменитым некрасовским стихотворением, в котором поэт возвеличивает красоту русской природы, окрашивая звук (шум ветра) в цвет весенней зелени:

ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ1

Идёт- гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи, расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнёт кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: всё зелено,

И воздух и вода!


  1  Так народ называет пробуждение природы весной. ( Прим. Н.А.Некрасова ) /  Н.А.Некрасов Собр. сочинений в 3-х томах.- М. – 1959. – с.303

Эти некрасовские строки нашли изобразительное воплощение в полотне художника. Лучшие пейзажи Рылова всегда насыщены движением, пронизаны светом, отличаются ярким колоритом.  Картина «Зелёный шум» воспевает красоту земли и весеннее обновление природы, которая на холсте художника исполнена силы, дышит свежестью и первозданной чистотой.

Вопросы на восприятие:

- Как бы вы назвали эту картину?

- Что подвластно ветру на картине?

- Что хотел поведать нам живописец, создавший пейзаж «Зелёный шум»?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Создать свой текст о ветре (рассказ, описание картины, эссе)