«Виды подчинительной связи в словосочетаниях». 11 класс.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Вашкевич Олеся Дмитриевна

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении данной темы,  и в 11 классе при подготовке к Единому государственному экзамену. Поэтому в 11 классе при повторении этой темы ставится совершенно ясная цель : закрепить полученные знания по теме и научить определять вид синтаксической связи в подчинительном словосочетании (в рамках подготовки к ЕГЭ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_podch.svyazi.rar277.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока «Виды подчинительной связи в словосочетаниях». 11 класс.

Пояснительная записка:

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении данной темы,  и в 11 классе при подготовке к Единому государственному экзамену. Поэтому в 11 классе при повторении этой темы ставится совершенно ясная цель : закрепить полученные знания по теме и научить определять вид синтаксической связи в подчинительном словосочетании (в рамках подготовки к ЕГЭ).

Тип урока: комбинированный.

Цели: актуализация и закрепление знаний по теме урока, повышение теоретического уровня знаний учащихся по русскому языку

Задачи:

-вспомнить виды синтаксической связи,

-разобрать трудные случаи синтаксического анализа словосочетания.

-усвоить сочетаемость частей речи в каждом из видов с.с.

-развить навыки практического применения правил русского языка в устной и письменной речи.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте!

Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ,  и сегодня отрабатываем задания из части В, связанные с синтаксисом. Наша цель сегодня -  повысить ваш теоретический и практический уровень по теме «Словосочетание, типы подчинительной связи в словосочетаниях».

На партах у вас есть листы оценок за разные задания. Сюда вы будете вписывать свои результаты работы на уроке. Приложение 6

Записывают тему. Объясняю, если возникают вопросы.

Слайд 1

Слайд2

Орфоэпическая разминка

Выпускник должен блистать знаниями по русскому языку во всех областях. Поэтому в начале урока- орфоэпическая разминка.

Что такое орфоэпия, напомните мне? Итак, внимание на слайд.

Работаем следующим образом: попробуйте прочитать предложения в соответствии с нормами орфоэпии. А потом проверим по ключу. Приложение 1

Отвечают. Орфоэпия-раздел языкознания, изучающий нормы произношения.

Опрашиваю двух-трех человек, остальные комментируют и поправляют, если есть необходимость. Затем ударения проверяются по тексту слайда.

Слайд 3,4

Оцените себя по пятибалльной системе.

Актуализация знаний

Давайте вспомним об основных понятиях синтаксиса. Запишите на листочках правильные ответы. Приложение 2

Затем- взимопроверка и оценивание.

Решают небольшой тест, ответы записывают на листочках. Тест- на экране.

Ключ- на экране.

Слайд 5

Оценивание себя- в лист оценок.

Погружение в проблему

Проверим ваши теоретические знания. Перед вами кроссворд.

Приложение 3

Решают кроссворд устно. Кроссворд- на экране(5 заданий)

Слайд 6

Физкультминутка.

Практическая часть. Ответы на вопросы.

Приложение 4

Форма работы - фронтальный опрос. Назначается эксперт из числа детей, который проводит работу с классом и комментирует ответы.

А – встают.

Б-сидят.

С-приседают.

6 слайдов.

Каждому выдаются варианты текста с вопросами .

Оценка

Теоретические сведения

Попрошу троих нарисовать на доске схемы согласования, управления , примыкания (с частями речи). Какие части речи могут выступать в качестве зависимого слова?

 Приведите примеры из таблицы.

Приложение 5

Согласование: полные имена прилагательные и причастия, порядковые числительные и местоимения, по форме сходные с полными прилагательными.

Управление: Имена существительные, местоимения, числительные, по форме сходные с именами существительными.

Примыкание: неизменяемые части речи: наречия, деепричастия, инфинитив, притяжательные местоимения 3 лица, простая форма сравнительной степени прилагательных и наречий.

Работа с таблицами, которые выданы.

Известная студенческая «шпаргалка» .

При согласовании три требования главного к зависимому - род, число, падеж.

При управлении одно требование главного к зависимому - падеж.

При примыкании никто ничего потребовать не может.

Работа с материалом ЕГЭ

Разберем задания В3 из Демонстрационных вариантов ЕГЭ и особо трудные случаи из вариантов прошлых лет.

Слайд 13

Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО  ЖАЛЬ (предложение 8).(демоверсия 2011)

Определяют тип связи и записывают в тетрадь

Слайд 14

Из предложения 21 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам

Выписывают в тетрадь, определяют, чем выражено главное и зависимое слово.

Слайд 15

Найдите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении : Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, на что он способен!

Выписывают в тетрадь, определяют, чем выражено главное и зависимое слово.

Слайд 16

Найдите словосочетание, в котором есть тип связи СОГЛАСОВАНИЕ: А мальчик продолжал : «Мне бы только штук пять напечатать, и я брошу это дело

Выписывают в тетрадь, определяют, чем выражено главное и зависимое слово.

Слайд 17

Типы связи слов в словосочетании в 2006 году правильно определил лишь 51 процент выпускников. Трудности вызывает необходимость найти словосочетание, где зависимым словом оказывается местоимение или местоименное наречие. Так, только 29 % экзаменующихся смогли отыскать словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении : Иногда вечером КО МНЕ ПРИХОДЯТ одноклассники, зовут гулять.

Текс заданий выводится на слайде.

Устная работа(находят и определяют, чем выражено главное и зависимое слово).

Слайд 18

Лишь 38% правильно выписали словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ из предложения :Папаша ТАК ДВИНУЛ его плечом, что тот отлетел в сторону.

Устная работа(находят и определяют, чем выражено главное и зависимое слово).

Слайд 19

36% нашли словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ в предложениях : Хочется верить, что он жив и по-прежнему много читает. И ТОТ ТОМИК прочёл.

Устная работа(находят и определяют, чем выражено главное и зависимое слово).

Слайд 20

Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

Устная работа(находят и определяют, чем выражено главное и зависимое слово).

Слайд 21

ЕГЭ-2008  Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак.

Устная работа(находят и определяют, чем выражено главное и зависимое слово).

Слайд 22

ЕГЭ-2009  Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться.

Устная работа(находят и определяют, чем выражено главное и зависимое слово).

Слайд 23

Закрепление

А теперь небольшая проверочная работа.

Выполните задания по вариантам.

Проверьте у соседа по парте. Поставьте в в листе оценки цифру, соответствующую тому, сколько заданий было выполнено.

На партах- задания для трех вариантов.

Затем- взаимопроверка (можно использовать ключ).

Приложение 7

Подведение итогов и оценивание.

Ну что ж, наш урок подходит к концу. Все поработали просто отлично.

Оцените свою работу на уроке в листе оценки и отметьте степень усвоения темы (усвоил тему, надо еще заниматься, ничего не понял). Сдайте листы оценки.

Надеюсь, знания, которые вы получили и усовершенствовали сегодня, помогут вам в таком серьезном и тяжелом испытании,  как ЕГЭ.

Оценивают свою работу, отмечают степень усвоения и сдают листы.

Домашнее задание

Здесь листочки с разными типами заданий :на 5, на 4, на 3. Выберите тот, который вы сможете сделать.

Всем спасибо за работу.

Выбирают задания.

Приложение 1

Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчёт за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключенный им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать.

Приложение 2

Задание   1.

Определите в предложениях цель высказывания.

1. Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши.(сообщение)

2. Алёша, Алёша, помоги мне поймать курицу!(побуждение)

Задание 2.

Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

Задание 3.

Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1. Я плавать не мастак.

2. Садись ко мне на спину.

Задание  4.  

 Что является признаком вопросительного предложения?

1. А ты берёшься помочь царевичу?

3. Чем же ты провинился?

А. Интонация. В. Вопросительное слово — частица.

Задание  5.  

Определите подлежащее в предложениях.

1. Враги нам лучшие друзья...  (А. Враги.  Б. Друзья)

2. Что ветры мне и сине море?  ( А. Ветры и море.   Б. Что.)

3. О чём ты воешь, ветер ночной?  ( А. Ветер.  Б. Ты.)

 Задание 6.

Определите сказуемое в предложениях.

1. Кто ж этот путник?  (А. Кто. Б. Путник.)

2. Их круг тесней уж становился ( А. Становился. Б. Становился тесней.)

 Результаты:

Без ошибок- «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

3 ошибки – «2».

Приложение 3

По вертикали:

1. Соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически- это (словосочетание)

По горизонтали:

1.Раздел грамматики, к которому относится словосочетание(синтаксис)

2.Тип  связи в подчинительных словосочетаниях, в которых зависимое слово может быть выражено именем существительным , отвечающим на вопросы косвенных падежей, с предлогом или без предлога.(управление)

3.Тип  связи в подчинительных словосочетаниях, в которых главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже.(согласование)

4. Тип  связи в подчинительных словосочетаниях, в которых зависимое слово выражено неизменяемой частью речи.(примыкание)

Приложение 4

 Практическая часть. Ответы на вопросы.

1. Какие слова не являются словосочетанием?

 А) лежит на печи

 Б) бежит быстро

 В) мальчик голоден.

2. В каком ряду даны все слова со связью согласование?

 А) зарытый мною, он знал, написанный братом

 Б) разочарованный юноша, ушел на работу, удивлённо пробормотав

 В) седьмой месяц, богатый человек, мое мнение

3.В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?

 А) работать усердно, в этом не разбираюсь, читать выразительно

 Б) куда-то далеко, кофе по-турецки, яйцо вкрутую

 В) говорить тихо, четыре рубля, любуюсь природой

4.   В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?

  А) каждый из присутствующих, сделанный из дерева, нашёл среди книг

 Б) внимательно слушать, читать газету, увидеть из окна

  В) идет по следу, плакать навзрыд, один из нас

Ответы : 1 –В ; 2 –В ; 3 –Б ; 4 –А

железная крыша

моя тетрадь

наша семья

первый номер

двадцатые годы

решенная задача

лисий след

бабушкин платок

интересное предложение

яблочное пюре

кучевые облака

кожаный портфель

льняная салфетка

вересковая трубка

осенний день

морозное утро

июльская ночь

мартовское солнце

оконные стекла

слепой музыкант

бледная луна

соболья шапка

ваш друг

мой учитель

наш воспитатель

эти письма

всякий школьник

каждый посетитель

кое-какие вещи

второй звонок

первая скрипка

притворенная дверь

закрытое голосование

личное мнение

славная девушка

маленький мальчик

старый дом

мраморный шар

полезная работа

интересная книга

активное участие

квалифицированный специалист

разноцветные флажки

веселый смех

скалистые горы

глубокое ущелье

на темном небе

порядочный человек

волшебная сказка

шерстяной костюм

душная ночь

детская книга

городской парк

иностранный язык

местный житель

осенний день

дурная привычка

вязаная шапочка

яркое солнце

часовой механизм

беличья шубка

тетина шляпа

Катина кофточка

детские валенки

Наташин учитель

второй дом

двадцать третья книга

у второго мальчика

третья бригада

с восемнадцатого года

этот дом

та улица

весь класс

всякий разговор

наша крепость

мой воспитатель

красный от волнения

широкий в плечах

тонкая в талии

равнодушный ко всему

удачливый во всём

русский по отцу

покорный судьбе

чуждый лести

отличный от других

свободный от работы

привычный с детства

похожий на мать

полный сена

годный к работе

добрый по натуре

черный с проседью

крепкий на вид

жалость к ребенку

страсть к картам

требовательность к ученикам

внимательность к товарищам

склонность к роскоши

подготовка к экзаменам

родственники по мужу

товарищ по несчастью

сведения по грамматике

задачник по алгебре

тоска по родине

мех на шубу

деньги на ремонт

ловушки на соболей

лестница на чердак

переправа через реку

извещение через газету

девочка с косичками

часы с кукушкой

река с притоками

дом с мезонином

книжка с картинками

грустно до слез

скучно до зевоты

наедине с товарищем

наравне со старшими

глубоко под землей

задолго до рождества

поездка к брату

подарок для сестры

приглашение на выставку

клетка для хомяка

книга брата

студент университета

крышка кастрюли

велосипед соседа

программа действий

ответ президенту

путешествие самолетом

ступень лестницы

карманы пальто

чувство уважения

состояние ярости

время обеда

минута прощания

горе разлуки

радость встречи

жужжание пчелы

упреки матери

поиски квартиры

стирка белья

путь на Кавказ

бутылка под молоко

помещение под склад

дом с балконом

ведра с рыбой

посылка для вас

поездка с вами

прогулка пешком

удар наотмашь

борьба в одиночку

езда верхом

путь напрямик

беседа наедине

сдвиг влево

поездка домой

глаза навыкате

яйца всмятку

борщ по-флотски

стремление уехать

дружески заботливый

пронзительно резкий

чересчур строгий

по-детски простодушный

иногда грустный

довольно приятный

чересчур сытый

едва слышный

отчаянно смелый

здесь поблизости

далеко впереди

где-то позади

куда-то направо

далеко внизу

почти рядом

немного выше

чуть левее

быстрее ветра

сильнее брата

говорить не переставая

пальто реглан

цвет беж

застать врасплох

стриженый наголо

стоять навытяжку

чтение вслух

идти напролом

его брат

её отец

их отец

возвращение ночью

прогулка пешком

удар наотмашь

работа по-новому

торговля оптом

борьба в одиночку

жизнь вдвоем

езда верхом

поворот налево

поездка зимой

прогулки верхом

скачки наперегонки

уход по-английски

взгляд исподлобья

путь напрямик

беседы наедине

шаг назад

поездка домой

яйца вкрутую

борщ по-флотски

шинель внакидку

чай вприглядку

кофе по-ирландски

ушанка набекрень

стол слева

окно напротив

дверь налево

способность рисовать

решение уехать

намерение поговорить

попытка скрыться

желание путешествовать

нетерпение приехать

усилие преодолеть

Приложение 5

Приложение 6.

Лист  оценки.

Фамилия Имя

Задание

Оценка

Орфоэпическая разминка

Основные понятия синтаксиса

Практическая часть

Моя оценка за урок

Степень усвоения темы

Усвоил(а)

Надо еще поработать

Ничего не понял(а)

Приложение 7:

Вариант 1.

Вариант 2

Вариант 3

1 Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Эти чувства в нас не убиты – они подавлены.

1 Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

 Вероятно,  чувство радости угасает в тот момент, когда мы понимаем, что надежды и ожидания молодости так и не оправдались.

1 Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Но те и другие были равно снисходительны к ошибкам «своего кандидата».

2 Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Но они ничего не делают, чтобы увеличить доходы, хотя часто жалуются на несправедливую оплату своего труда.

2 Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Большинство иностранцев считает, что русские мало улыбаются: их нормальное состояние, на улице например, хмурососредоточенное.

2 Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Оттуда открывается изумительный вид на Волгу; красота неописуемая.

3 Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Недаром в Америке есть поговорка, которая в дословном переводе звучит так…

3 Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи, да и привлекательной внешностью обделен.

3 Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Нет, я не об их вкладе в создание спецэффектов – против реалистично окрашенного мутанта или полнометражного нашествия пришельцев я не возражаю.

4 Укажите  тип связи в подчинительном словосочетании  ЖЕЛАНИЕ ПОВТОРИТЬ.

Во - первых, потому, что преодоленная трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.

4 Укажите  тип связи в подчинительном словосочетании  СПОСОБНЫЕ ЛЮБИТЬ.

Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними.

4 Укажите  тип связи в подчинительном словосочетании  ВДРУГ  УТКНУЛСЯ.

Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке.

Ответы :

1 вариант

1- в нас не убиты

2- часто жалуются

3- в дословном переводе

4-примыкание

2 вариант

1- в тот момент

2- мало улыбаются

3- болезненно реагирует

4- примыкание

3 вариант

1- своего кандидата

2- вид на Волгу

3- реалистично окрашенного

4- примыкание