РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку по теме

 

РЕАЛИЗАЦИЯ

 КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В   ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizaciya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ

 КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В   ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

          Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его     надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.

Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий… А.Дистервег

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.

Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, учитывая новые запросы рынка труда, сегодня претерпевает изменения. В связи со сказанным принципиально меняются цели образования.

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Сегодня уже выделены так называемые предметные и ключевые компетенции, которые  будут нужны молодым людям в профессиональной жизни.

Документы «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» определили предметные компетенции, являющиеся конкретизированными целями и для обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами),  социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

Новые требования к преподаванию школьного курса русского языка и литературы во многом обусловили введение в процесс обучения школьников инновационных педагогических технологий, а опыт многолетней работы убеждает, что наибольшей эффективности обучения можно достигнуть сочетая и интегрируя их. Подобный подход к обучению становится возможным в рамках применения технологии деятельностного обучения, через посредство которого формируются как предметные, так и надпредметные компетенции.

Что в современной педагогической практике понимают под термином «деятельностный метод»? В чем его сущность и эффективность?

Я попытаюсь коротко дать ответы на заданные вопросы.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного метода.

Сущность данной технологии и заключается в том, что она позволяет заменить методы “объяснения” нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного “открытия” новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов. Таким образом, на уроке ребенок постоянно вовлечен в деятельность. Задача учителя – организовать и обеспечить условия для выполнения этой деятельности.

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Осуществляя деятельностный подход, необходимо  организовать  работу на уроках так, чтобы обучающие были субъектами собственной деятельности:

  1. сами осознали и вычленили проблему;
  2. поставили цель изучения;
  3. сформулировали задачи;
  4. решили их;
  5. сумели применить полученные знания на практике;
  6. смогли, преобразовывая их, получить новые знания

Таким образом, знания обучающихся будут результатом их собственного поиска, и задача учителя - методически грамотно организовать этот поиск.

 Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, социально значимых видов деятельности. Значит, для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности, направленных на  решение проблемных задач, имеющих для учащегося личностно-смысловой характер. Как правило, при решении проблемных задач используются:

  1. метод поисково-познавательной деятельности,
  2. методы индукции и дедукции (когда ученики идут от собственного опыта к познанию нового и назад к своему опыту, но уже обогащённому новой информацией (синтез-анализ-синтез),
  3. приёмы коллективной творческой деятельности, моделирования различных ситуаций, в основе которых лежит принцип ориентировочной основы действий.  

Содержание же урока подразумевает интегративность предметов не только друг с другом, но и с другими областями ученической и общечеловеческой деятельности, а в качестве контролирующего фактора предусматривается рефлексия и личное продвижение каждого ученика при решении данной проблемы.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, осознавал при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимал и принимал систему ее норм, активно участвовал в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий для организации деятельностного подхода к образованию.

Использование деятельностного метода при обучении школьников русскому языку обеспечивает формирование всех предметных компетенций и следующих умений:

  1. анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
  2. оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  3. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  4. оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности поставленных коммуникативных задач;
  5. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  6. создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Проведение уроков по данной технологии требует от учителя большой и тщательной подготовки. Основная трудность состоит в том, что урок должен быть логически правильно построенным. Необходимо подобрать систему вопросов, задач, в ходе решения которых ученики вовлекаются в деятельность.

При формировании предметных компетенций на уроках гуманитарного цикла познавательная деятельность учащихся на уроке включает в себя разные формы: алгоритм, составление таблицы, разноуровневые задания, поиск правильных результатов, выявление ошибок в правописании и употреблении слов в литературной речи.

На всех этапах урока происходит оценивание результатов: самопроверка по эталону, проверка в парах  с выставление баллов-оценок после каждого вида работы. Домашнее задание является продолжением работы на уроке:  разноуровневое, в зависимости от степени усвоения материала учащимися, творческого характера или эвристического характера, предполагающее работу в парах, группах и тд. Данные уроки направлены на развитие памяти учащихся, внимания, коллективизма, умение слушать товарищей, формирования интереса к предмету, самостоятельности, бережного отношения к учебному времени. Работа в целом нацелена на воспитание самостоятельности мышления

Эффективных приемов и методов деятельности учащихся на уроке, вовлекающих их в познавательный процесс освоения или усвоения знаний, довольно много. Для опытного учителя вариативность их использования тоже очень велика. Например:

А) Устное высказывание. Продолжите текст упражнения. Пофантазируйте, что еще может привлечь внимание инопланетян на Земле. Какие выразительные языковые средства вы будете использовать в своем устном высказывании?

Б) Объясните лексическое значение выделенного слова. Проверьте свой ответ по толковому словарику.


В) Докажите, что текст насыщен свистящими и шипящими звуками. Что они помогают « услышать»? Как называется такой прием?

Г) Спишите, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Какие виды орфограмм в корне встретились вам в этом тексте?

Д) Распределите по группам слова с пропущенными буквами:

  1. корни с безударными проверяемыми гласными;
  2. корни с чередующимися гласными;
  3. корни с о-е(е) после шипящих.

В…черня з…ря дог…рала. В воздухе начали сгущаться х…лодные тени. В небе заг…релись первые звездочки. На опушке, где разр…слись кусты. Защ…лкал соловей. Я р…шил в…рнуться домой. Быстрыми шагами я прошел пл…щадку кустов. У ног моих т…нулась узкая д…лина, а дальше крутой ст…ной возвышался частый лес. Я стал спускаться с холма. Высокая трава к…салась моих к…лен. Слышался какой-то ш…рох. Л…тучие мыши носились над моей головой. Я скорее выбрался на другую стор…ну и пошел по полю м…жой.

 (По И.С.Тургеневу)

Е) Используя памятку,  самостоятельно выполните упражнение.

                                                  Памятка.

1.Объясните, на какое правило дано упражнение.

2. В чем состоит задание.

3. Какие параграфы учебника следует повторить перед выполнением работы.

4. По какому плану анализировать упражнение.

5. Взаимопроверка упражнения (комментирование орфограмм).

Ж) Использование алгоритма действия.

Кле(?)шь

1 шаг – Н.Ф.Г. – клеить

2 шаг – на  -ить (II спр.)

3 шаг – 2 лицо ед.ч - -ишь

Успех подобных уроков заключается в том, что в деятельность включены все ученики класса независимо от разного уровня самооценки в отношении к учебному предмету и способностей к учению. Удовлетворение от урока получают все. Настрой на подобную деятельность сохраняется у учащихся до следующего урока.

В заключение хотелось бы отметить, что деятельностное обучение направлено на организацию процесса обучения, технологии практико-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения , т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом

.В докладе говорится о ,что в  языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...

Презентация "Краеведческий подход к преподаванию русского языка"

В презентации отражены некоторые методические приёмы интеграции краеведения и русского языка...

«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»

Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка (презентация из опыта работы)...

«Дифференцированный подход в преподавании русского языка и литературы для обучающихся в СКОУ VI вида. Использование ИКТ».

Введение.        Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей,  имеющих...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...