Урок по картине И.И.Фирсова " Юный живописец"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок развития речи. проведен в 5 классе по прогорамме С.И.Львовой, В.В. львова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartina_firsova.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Тема: « История одной картины»

 

Цели: - формировать умение  у учащихся собирать и систематизировать материал для     создания текста;

               - создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;  

-  формировать культуроведческую компетенцию;

- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

                                                                 Ход урока.

Учитель:  Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Владимировна,  я проведу  у вас урок русского языка.

Активация.

-Ребята, сегодня  я  хочу  предложить вам вместе со мной посетить  картинную галерею.

- Вы согласны?

- А как вы думаете, с какой целью мы туда отправимся?

(  посмотреть экспонаты, картины)

Учитель: Вы абсолютно правы.

Итак, представьте себе,  мы на выставке картин.

(слайд)

Учитель: Опишите, что на этих картинах изобразили художники?

(работа детей с предложенными картинами)

Учитель: В связи с тем, что нарисовано на картине, выделяют жанры картинной живописи.

(на слайде появляются слова: пейзаж, натюрморт, портрет)

Учитель: Проведите соответствие и установите, в каком жанре написана каждая из картин.

(дети производят соответствие)

Учитель: Вы абсолютно правы, и я хочу вас  познакомить  еще с одним произведением живописи.

(слайд, картина) К какому жанру вы бы ее отнесли?

- Давайте сравним ее с полотнами, которые вам уже знакомы.

Дети: она отличается, показан фрагмент из жизни, есть предметы, с которыми мы часто встречаемся.

Учитель: Вы правы, мы видим сцену из жизни.

 И. И. Фирсов – первый в русской живописи создал картину, изображающую быт.

 Учитель: Как вы понимаете это слово?

 Такой жанр называется бытовым.

Учитель: Сегодня  мы будем говорить именно об этой картине, автором  которой является И. И. Фирсов.

 Тема

 Итак, тема  урока «История одной картины»

Учитель: Ребята, представьте себе, что вы одни из немногих, кому удалось увидеть эту картину.

Мотивация.

- Сегодня мы  попытаемся словом рассказать о том, что представляет собой картина.

- Я предлагаю вам написать письмо другу, который никогда ее не видел.

Целеполагание.

Учитель: А это не просто, и мы будем учиться отбирать самое главное для описания картины.

Формирование речевых умений детей.

- О чем вы расскажите в первую очередь в письме?

Дети: как называется картина, о художнике.

Учитель: О чем еще необходимо сказать.

Дети: о самой картине, что изображено

Учитель: То есть раскрыть сюжет. А что он в себя включает? Что конкретно вы должны описать?

Дети: описать, что изображено на переднем плане, на заднем

          ( мальчика)

          Описать натурщицу с мамой,

          Комнату, где он работает

          Высказать свое впечатление.

Учитель: Таким образом, у нас выстроился план,  который ляжет в основу  нашего письма.

  1. Слово о  картине, художнике.
  2. Сюжет картины.
  3. Описание художника.
  4. Описание натурщицы  и ее мамы.
  5. Мастерская художника.
  6. Впечатление о картине.

( слайд плана)

Учитель: Вы согласны с этим планом?

Учитель: Для дальнейшей работы нам понадобятся слова, которые относятся к нашей картине.

Живопись-

Мольберт-

Палитра-

Позировать-

Натурщик-

Учитель: Лексическое значение,  каких из этих слов вам известно?

Давайте обратимся к словарю и определим их значение. (слайд)

Работа с картиной

Учитель: Теперь у нас есть все для работы и для того, чтобы она была эффективной, наш класс разбит на группы. Каждая из вас будет выполнять важную часть общего задания.

Учитель: У вас  на столе есть карточки с текстом. Ваша задача отобрать и прочитать наиболее важные предложения, характеризующие картину и  художника.

 ( работают)

Учитель: Готовы? Давайте вставим его в наше письмо, которое я предлагаю начать так.

 ( слайд)

Дорогой друг! Недавно я побывал в  галерее и  увидел там интересную картину.

Продолжите…..( каждая группа)

Учитель: А теперь попробуйте  описать сюжет картины.

В двух предложениях перескажите, что изобразил И.И. Фирсов?

- ваша группа будет работать с образом живописца, 2-я группа описывает юную натурщицу  с мамой, 3-я группа мастерскую художника.

 А поможет вам в этом упражнение 336, в котором даны  словосочетания,  непосредственно относящиеся  к нашей картине. Каждая группа может добавить свои словосочетания, относящиеся к теме.

Учитель: Группы готовы, предлагаю представить  отчет.

 В то время, когда  отвечает одна группа, остальные есть не немые зрители, а активно участвуют.

( отчеты групп, затем общая таблица)

Учитель: А теперь давайте попробуем составить  с  ними предложения. У вас на столах есть подсказки.

( зачитать несколько предложений)

Физминутка

Учитель: Ребята,  вернемся к упражнению, какие из предложенных словосочетаний вы  не использовали? Назовите их.

- Относятся ли они к нашей картине?

-  Что они характеризуют?

(цвет)

Учитель: Запишите 1-2 предложения, используя эти словосочетания.

Учитель:  Таким образом, у нас есть начало письма,  его основная часть, остается последний пункт.

« Мое отношение.»

 -Что вы скажете в заключении своему другу о картине?

Учитель: Давайте сделаем вывод. В чем же заключается авторский замысел? Что он хотел показать  своим произведением?

 Учитель: А теперь я предлагаю устно создать коллективный рассказ.

Домашнее задание.

Учитель: Дома вам предстоит написать письмо, используя материал сегодняшнего урока. В этом вам поможет опорная карточка, которую я каждому приготовила.

.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу, и я предлагаю проанализировать нашу деятельность. Продолжите любую из предложенных фраз.

( слайд)

- Я узнал….

- Больше всего мне понравилось…

-  Самым интересным сегодня на уроке было…

- Сегодня я понял…

- Сегодня я задумался…

- Самым сложным для меня сегодня было…

- На будущее мне надо иметь в виду..

- Мне захотелось…

Учитель: Я тоже имею право дать оценку урока. Положительно то, что мне приятно было с вами работать, а минус в том, что нам придется расстаться.

Спасибо всем за урок.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Фирсова "Юный живописец"

Представлена презентация и вспомогательный материал  к уроку  "Сочинение по картине И.И. Фирсова "Юный живописец". Презентация знакомит с биографией писателя, планом сочинения, историей напи...

Презентация к уроку по картине И.И.Фирсова " Юный живописец"

Презентация выполнена в программе SMART...

Материал для подготовки к уроку по картине

Текстовый материал для подготовки по картине С.  В. Герасимова " церковь Покрова на Нерли" по учбнику Тростенцовой....

Подготовка к сочинению по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»

Предмет: русский языкТип урока: урок развития речи...

Урок- описание картины Решетникова "Опять двойка" на уроке осетинского языка в 6 классе.

Подготовка к написанию сочинения по картине Решетникова "Опять двойка"....

Презентация для подготовки к написанию сочинения по картине Фирсова "Юный живописец"

В презентации даётся понятие жанров живописи, краткие сведения о художнике, особенности его картин, примерный план сочинения, словарная работа....

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра  по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"...