Тесты. Русский язык. 7 класс. Служебные части речи
тест по русскому языку (7 класс) по теме

Бурцева Маргарита Николаевна

 Тематические тесты для промежуточного контроля

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест 21. Предлог

Вариант 1

А1. В каком предложении нет предлога? 3

 1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.

2) Плохо, когда не с кем поговорить.

3) Дом напротив построили лет десять назад.

4) Остановка находится около школы.

А2. Какой предлог является непроизводным?

1) в течение

2) ввиду

3) вместо

4) при

 A3. Укажите пример раздельного написания предлога.

1)звонил (в)продолжение получаса

2) двигаться (на)встречу ветру

3) узнали (на)счёт контрольной

4) выступит (в)место меня

А4. В каком примере нарушены речевые нормы?

1) встретились по приезде

2) благодаря заботе

3) согласно графика

4) заплатить за билет

 В1. Изданного предложения выпишите производный предлог.

Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.

С1. Напишите о том, какое значение в речи имеют предлоги.

Тест 21. Предлог

Вариант 2

А1. В каком предложении нет предлога?

 1) Дверь передо мной распахнулась.

 2) Вперёд, навстречу новым приключениям!

 3) Диспетчеры работают согласно графику.

 4) Хорошо, когда рядом друг.

А2. Какой предлог является непроизводным?

  1. через

2)в связи

  3) вследствие

  4) позади

A3. Укажите пример раздельного написания предлога.

1) отменили (в)виду морозов

 2) зайду (в)течение недели

 3) обогнал (не)смотря на запрет

4) объект (на)подобие летающей тарелки

А4. В каком примере нарушены речевые нормы? П

1) таблетки для головной боли

 2) вопреки всему

 3) пришёл из школы

 4) уверенность в победе

В1. Изданного предложения выпишите производный предлог.

Вдоль по улице метелица метёт, за метелицей мой ми ленький идёт.

С1. Напишите о том, какие отношения выражают предлоги. Приведите примеры.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ 13

Предлог как часть речи

Вариант 1

1.   Определи, что выражает предлог как часть речи:

а)  различные оттенки значений;

б)  различные чувства;

в)  отношение говорящего к высказываемому;

г)   зависимость одного слова от другого.

2.    Найди пример, в котором предлог выражает временное значение:

а)  простоял с год;                      г) упал с дерева;

б)  величиной с орех;                 д) говорил с 10 часов утра.

в)   пришёл с багажом;

3.   Укажи пример, в котором предлог выражает пространственные от ношения:

а)  проснулся в 5 часов;            в) порошок для стирки;

б)  находился в состоянии         г) боролись за победу; ожидания;    

 д) повернули в сторону.

4.    Выбери пример, где допущена ошибка в употреблении падежной формы существительного:

а)  вопреки сомнению;               д) вследствие нарушения;

б)  наперекор судьбы;                е) согласно приказа;

в)  согласно приказу;                 ж) благодаря совету;

г)   благодаря старанию;           з) наперекор желанию.

5.   Отметь падеж, с которым употребляются  предлоги «.благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор».

Им., род., дат., вин., твор., предл.

6.    Найди и отметь примеры с производными предлогами:

а)  благодаря его за помощь;   в) благодаря дождям;

б)  строился около дома;           г) сидел перед сценой;

д)  прошёл мимо;                        ж) вследствие болезни;

е)   идут навстречу;                     з)  шёл впереди.

7.Укажи ряд, в котором перечислены производные предлоги:

а)   наперекор, если, впоследствии;

б)   несмотря на, благодаря, в течение;

б) без устали, невзирая на, кроме;

в) около, мимо, нехотя.

8. В каждом из столбиков выдели непроизводный предлог:

а )  вдоль;

б)  через;

в)   после;

г)   наперерез;

д)  перед;

е)   вблизи;

ж) около;

з)   ввиду.

9.Определи предложения, в которых употреблены производные предлоги.

а)  Мы шли след в след.

б)   Неслись навстречу поезду огоньки.

 в)  Благодаря компасу туристы хорошо ориентирование!

 г)   Разногласия были устранены путём переговоров.

 д) Благодаря за приют, мы попрощались с хозяином,

е)  Вслед ему неслись грубые слова.

10.Выбери предлоги, пишущиеся раздельно:

а) (в)следствие; б) (в)течение; в) (на)счёт;

г)   (в)связи; д)  (по)мере; е)  (в)виду.

11. Отметь словосочетания, в которых встречается слитное написание наречий и предлогов:

а) (в)последствии понял;

б) смотрел (в)низ;

в)  (не)смотря па радость;    

г)   смотрел (в)упор;

д)  (в)продолжение получаса;

е) произошло (по)причине отключения электроэнергии;

ж) ганцевал (в)присядку.

ТЕСТ 13

Предлог как часть речи

Вариант 2

1.   Определи, что выражает предлог как часть речи:

а)  отношение говорящего к высказываемому;

б)  зависимость одного слова от другого;

в)  отношения равноправия и зависимости;

г)   различные оттенки значений.

2.    Найди пример, в котором предлог выражает целевые отношения:

а)  разговаривал с сестрой;      г)  приехал с намерением

б)  говорил с обидой;                      жениться;

в)   пришёл с опозданием;         д) учился с удовольствием.

3.   Отметь пример, где предлог выражает причинные отношения:

а)  ждал с утра;                          г) закрыли на прошлой неделе;

б)  поставил в угол;                   д) отправился за книгой.

в)   не пришёл из-за болезни;

4.   Выбери пример, в котором допущена ошибка в употреблении па дежной формы существительного:

а)  согласно указанию;              д) благодаря маме;

б)  благодаря стараний;            е) наперекор желанию;

в)   наперекор судьбе;                ж) вопреки совета;

г)   вопреки здравому смыслу; з) согласно расписанию.

5.   Укажи  падеж, с которым употребляются  предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор».

Им., род., дат., вин., твор., предл.

6.    Найди и отметь примеры с производными предлогами:

а)  встретить накануне;             д) идти по липни;

б)  живут согласно;                    е)  несмотря по сторонам;

7.   Укажи ряд, в котором перечислены производные предлоги:

а)  наподобие, вдали, лишь;

б)  вследствие, несмотря на, без оглядки;

в)  в продолжение, вместо, вроде;

г)   вслед, ввиду, доныне.

8.    В каждом из столбиков выдели непроизводный предлог:

а)  вокруг;                                    д) кругом;

б)  вне;                                          е) пред;

в)  над(о);                                     ж) кроме;

г)   мимо;   .                                  з) впереди.

9.   Определи предложения, в которых употреблены производные пред логи.

а)  Случается, что при падении дерево раскалывается вдоль.

б)  Мы надеялись на встречу с этим человеком.

в)  Навстречу ей бросился молодой человек.

г)   Вопреки здравому смыслу, мы всё-таки отправились в экспе дицию.

д)  Слушатели покидали концерт, благодаря артистов за мас терство.

е)   Благодаря вниманию и заботе окружающих, он очень скоро освоился в новой для себя обстановке.

10.   Выбери предлоги, пишущиеся слитно:

а)  (на)подобие;                          г) (в)виду;

б)  (в)продолжение;                   д) (с)верх;

в)  (в)теченце;                             е) (в)роде.

11.   Отметь словосочетания, в которых встречается  раздельное напи сание наречий и предлогов:

а)  (в)течение месяца;

б)  (в)следствие дождей;

в)  (в)виду болезни;

г)   вычистить (до)чиста;

д)  говорил (в)насмешку;

е)   прочитал (по)памяти; ж)(в)продолжение двух недель.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ «Предлог» №1

359.Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Протекали над книгой Глубинной Синие ночи царицы. А к царевне с вышки голубиной Прилетали белые птицы (А. Блок).

1. Один.

2. Два.

3. Три.

4. Четыре.

360. Каким членом предложения является предлог? 

1. Обстоятельством.

2. Дополнением.

3. Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.

361. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги. 

1. Из-за шторы, около сада, под елью. 

2. В течение дня, перед рассветом, через минуту. 

3. Простудился от переохлаждения, вследствие дождей. 

4. Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего. 

А. Причинное значение.

Б. Значение цели.

В. Значение пространства (места).

Г. Временное значение.

362. Укажите непроизводные предлоги. 

1. В, на, над, от, под, с. 

2. Благодаря, в течение, несмотря на, согласно. 

363. Какой частью речи является выделенное слово? 

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен (А. Ахматова).

1. Вдоль — наречие, выполняющее в предложении самостоятельно роль обстоятельства.

2. Вдоль — предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным брёвен и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.

364. Проанализируйте написание производных предлогов. 

1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие. 

2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение. 

А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

365. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных. 

1. В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был. 

2. В течен.. часа, в продолжен., суток, в заключен., выступления. 

366. С какими падежными формами употреблены предлоги? 

1. Солнце клонилось к закату (Ф. Сологуб).

2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени... (А. Перегудов).

3. Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф. Сологуб).

4. Мама ещё на сенокосе, скоро придёт... (В. Белов).

5. С холодами перелёты птиц уменьшились (А. Яковлев).

А. Родительный падеж. Б. Дательный падеж. В. Винительный падеж. Г. Творительный падеж. Д. Предложный падеж.

367. В каком предложении предлог в использован с предложным падежом? 

1. И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину... (П. Антокольский).

2. В лицо веял лёгкий морозный ветерок (Ф. Сологуб).

3. В гостиной слышались весёлые голоса и смех (Ф. Сологуб).

ОТВЕТЫ 

359 — 3
360 — 3
361 — 1В, 2Г, ЗА, 4Б 
362— 1
363 — 2
364 — 1А, 2Б
365 — 2
366 — 1Б, 2В, ЗА, 4Д, 5Г
367 — 1, 3



Предварительный просмотр:


ТЕСТ «Служебные ч.р.» №4

384. В каком случае использована приставка ни-, если известно, что в местоимениях и местоименных наречиях не- — ударный элемент? 

1. Раньше с ним этого н..когда не бывало (В. Катаев).

2. О царе н..чего и говорить. Царь — это царь (В. Катаев).

385. Какие из перечисляемых частей речи пишутся с не всегда раздельно? 

1. Имя существительное.

2. Имя числительное.

3. Глагол.

4. Союз.

386. Раскройте скобки, указывая цепочки слов со слитным написанием не. 

1. (Не)взгода, (не)настный, (не)навидетъ, (не)годующий, (не)льзя. 

2. (Не)верное, а ложное мнение; (не)тревожный, а спокойный. 

3. (Не)видя, (не)смотрел, (не)поговорив, (не)заболеет. 

4. (Не)смотря на снегопад, (не)взирая на проблемы. 

387. Определите написание ни или не. 

Кем бы он н.. был — жив (П. Антокольский).

1. Ни. 

2. Не. 

388. Укажите примеры раздельного написания не с причастиями. 

1. (Не)искавший себе выгоды. 

2. (Не)дрожащий, а ровный свет. 

3. (Не)открытые острова. 

4. (Не)забитые на зиму досками окна. 

389. Укажите в тексте слово, создающее особую грамматическую форму, но лишённое самостоятельного грамматического значения. 

Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя! (Д. Давыдов).

1. Слово моя — с указательным значением.

2. Слово пусть — формирующее значение повелительного наклонения.

3. Слово не — отрицание.

390. Какие дополнительные оттенки вносят частицы? 

1. Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал? 

2. Вот мой дом. Вон там гора. 

3. Что за аромат! Куда уж тебе! 

А. Оттенок указательности.

Б. Вопросительные.

В. Восклицательные: оттенок эмоциональности.

391. Определите по дополнительному оттенку, вносимому частицами в предложения, их разряд. 

1. Она просила исполнять ваши желания, и только (Н. Лесков).

2. Матушка на другой же день отправилась к мачехе, поджидавшей её с особенным нетерпением (Е. Водовозова).

3. Он моря не боится (И. Бунин).

4. Нет ни звезды (И. Бунин).

А. Отрицательная частица. Б. Усилительная частица.

392. Какие формы глагола образованы с помощью частиц? 

1. Мне опять пришли в голову её злосчастные слова: «Пусть умирает» (Е. Водовозова).

2. Вот бы с ними нам потанцевать бы под волынку и под бубен гулкий! (Н. Кончаловская).

А. Форма повелительного наклонения.

Б. Форма сослагательного (условного) наклонения.

Ответы

384 — 1 
385 — 2, 3, 4
386 — 1,4
387 — 1
388 — 1, 2,4

389 — 2, 3
390 — 1Б, 2А, 3В
391 — 1Б, 2Б, ЗА, 4А
392 — 1А, 2Б 

ТЕСТ «Служебные ч.р.» №6

14. В каком предложении не является частицей?

А. Он (не)отступно шел за ними.
Б. Ты явился (не)вовремя.
В. Далеко (не)спокойно было в доме.

17. Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных:

а) обсудил о работе;
б) уйти из завода;
в) платить за проезд;
г) отзыв на рассказ;
д) вернуться из Москвы.

18. В каких предложениях выделенные слова – предлоги?

А. Все ушли, благодаря хозяйку за праздник.
Б. Ребята не пошли в лес
ввиду ненастья.
В. Земля вращается
вокруг солнца.
Г.
Несмотря на дождь, мы пошли в поход.
Д.
Впереди шел командир отряда.

19. Какую букву нужно вставить?

а)

б)

в)

г)

А )в течени.. каникул

и

е

е

и -1

Б)в продолжени.. суток

е

и

е

и -2

В)в продолжени.. романа

и

е

и

е -3

Г)в продолжени.. часа

е

и

е

и- 4

20. Какую букву нужно вставить?

а)

б)

в)

г)

А)вопреки ожидани..

я

ю

я

ю-1

Б)согласно решени..

я

я

ю

ю-2

В)говорить по прибыти..

е

ю

ю

и-3

Г)отдыхать по окончани..

и

е

ю

и-4

21. Назови предложение, в котором бы пишется раздельно:

А. Он думал о том, что(бы) ему нарисовать.
Б. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.
В. Что(бы) ребенок не плакал, ему дали игрушку.

22. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы и пишутся слитно.

А. Молодые сыны его то(же) оглядывали себя.
Б. Я благодарил друга
за(то), что он мне помог.
В. Было холодно,
при(том) и тучи появились.
Г. Он узнавал время
по(тому), как двигалось солнце.

23. Укажите, в каких предложениях бы – частица.

А. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне.
Б. Что(бы) это могло быть?
В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали.
Г. Что(бы) их примирить, понадобились усилия.

24. Где не, где ни?

Что н..(1) говори, а от н..(2)го н..(3) было н..(4) слуху н..(5) духу.

Выберите правильный ответ:

а) не – 1, 2, 3; ни – 4, 5;
б)
не – 2, 3; ни – 1, 4, 5;
в)
не – 2, 3, 4, 5; ни – 1;
г)
не – 1, 2, 3, 4, 5.

25. В каких предложениях не – частица?

А. В (не)раскрытые окна заглядывала (не)большая птичка.
Б. Ему (не)(за)чем было приезжать.
В. Собака завыла и, (не)помня себя, бросилась через дорогу.
Г. На экзамене нужно было переводить текст (не)смотря в словарь.

26. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?

  1. Было (то)же кино.
  2. Кто(то) пришел.
  3. Было то тесно, то уютно.
  4. Открой секрет(то).

Выберите правильный ответ:

а) 1 – мест., 2 – суф., 3 – союз, 4 – част.;
б) 1, 2 – мест., 3 – союз, 4 – суф.;
в) 1, 4 – част., 2, 3 – суф;
г) 1, 3 – союз, 2, 4 – част.

ТЕСТ «Служебные ч.р.» №7

18. В каких предложениях выделенные слова – предлоги?

А. Вокруг было тихо.
Б. Я проходил
мимо школы.
В. Они вышли
навстречу друзьям.
Г. Шел,
(не)смотря под ноги.
Д.
Впоследствии он прочитал роман.

19. Какую букву нужно вставить?

а)

б)

в)

г)

в течени.. лета

и

е

е

и

в течени.. ручья

и

и

е

е

в течени.. урока

и

е

е

и

20. Какую букву нужно вставить?

а)

б)

в)

г)

согласно приказ..

у

а

а

у

благодаря совет..

у

а

у

а

вопреки предсказани..

ю

ю

я

я

21. Назови предложение, в котором же – частица.

А. Я то(же) писал сочинение.
Б. Я писал то(же) сочинение, что и ты.

22. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы.

А. И так(же) неподвижно светил месяц.
Б.
Что(бы) мне сделать?
В. Мы опоздали,
за(то) посмотрели новый фильм.
Г. Мы делали все,
что(бы) праздник запомнился.

23. Укажите, в каких предложениях бы – частица.

А. Что(бы) сократить путь, мы пошли к реке.
Б. Трудности существуют, что(бы) их преодолевать.
В. Что(бы) мне сказать отцу?
Г. Выполни во что(бы) то ни стало.

24. Где не, где ни?

Что н..(1) говори, он н..(2) мог н..(3) знать об этом, но вел себя как н..(4) в чем н..(5) бывало. Выберите правильный ответ:

а) во всех случаях – не;
б)
не – 2, 3, 5; ни – 1, 4;
в) во всех случаях –
ни.
г)
не – 1, 3, 4, ни – 2, 5.

25. В каких предложениях не – частица?

А. С минуту он оставался (не)подвижен.
Б. Отец (не)имел никакой должности.
В. У порога стояла (не)замечаемая никем бабушка.
Г. Рисунок показался мне очень (не)брежен.

26. Определите, в каком предложении то является частицей.

А. Что(то) должно произойти.
Б. Лодочки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся.
В. Спрячься за(то) дерево.
Г. “А какой большой(то) вырос!” – воскликнула мама.

25. В каких предложениях не – частица?

А. В (не)раскрытые окна заглядывала (не)большая птичка.
Б. Ему (не)(за)чем было приезжать.
В. Собака завыла и, (не)помня себя, бросилась через дорогу.
Г. На экзамене нужно было переводить текст (не)смотря в словарь.

26. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?

  1. Было (то)же кино.
  2. Кто(то) пришел.
  3. Было то тесно, то уютно.
  4. Открой секрет(то).

Выберите правильный ответ:

а) 1 – мест., 2 – суф., 3 – союз, 4 – част.;
б) 1, 2 – мест., 3 – союз, 4 – суф.;
в) 1, 4 – част., 2, 3 – суф;
г) 1, 3 – союз, 2, 4 – част.

Ключ к ответам.

А

Б

В

Г

Д

А

Б

В

Г

Д

1

 

 

 

+

 

16

 

+

 

 

 

2

 

 

 

+

 

17

+

+

 

+

 

3

+

 

 

 

 

18

 

+

+

+

 

4

 

+

 

+

 

19

 

 

+

 

 

5

 

 

+

 

 

20

 

 

 

+

 

6

 

 

 

+

 

21

+

 

 

 

 

7

 

 

+

 

 

22

+

 

+

 

 

8

 

 

+

 

 

23

+

+

 

 

 

9

 

+

 

 

 

24

 

+

 

 

 

10

 

+

 

 

 

25

 

 

+

+

 

11

+

 

 

 

 

26

+

 

 

 

 

12

 

+

+

 

 

27

 

 

+

 

 

13

 

+

 

 

 

28

 

 

 

+

 

14

 

+

+

 

 

29

+

 

 

 

 

15

+

 

 

+

+

30

 

+

 

 

 

Тест №6

А

Б

В

Г

Д

А

Б

В

Г

Д

1

 

 

+

+

 

16

+

 

 

 

 

2

 

 

+

 

 

17

+

 

+

+

 

3

 

 

+

 

 

18

 

+

+

 

 

4

 

 

+

 

 

19

 

+

 

 

 

5

+

 

 

 

 

20

+

 

 

 

 

6

+

 

 

 

 

21

 

+

 

 

 

7

 

 

+

 

 

22

 

 

+

+

 

8

 

 

 

+

 

23

 

 

+

+

 

9

 

+

 

 

 

24

 

+

 

 

 

10

 

+

 

 

 

25

 

+

+

 

 

11

 

+

+

 

 

26

 

 

 

+

 

12

+

+

 

 

 

25

 

 

13

 

 

+

 

 

26

 +

 

 

 

14

 

+

 

+

 

29

 

 

+

 

 

15

 

+

 

+

+

30

 

 

+

 

 

Тест №7



Предварительный просмотр:

ТЕСТ 14

Союз как часть речи

Вариант 1

1.   В каждом столбике укажи союз:

а)  то же;                                      г) и так;

б)  так что;                                   д) также;

в)   что же;                                   е) так же.

2.    В каждом ряду выдели сочинительный союз:

a) также, в то время как, так как;

б) что, если, не только ... но и;

 в) то ... то, если, потому что.

3. Определи и отметь...

сравнительный союз: если, будто, пока, пусть;

целевой:ибо, чтобы, потому что, как;

условный:едва, что, лишь только, если.

4.   Найди соответствия:

а) однако, зато, но                              противительные союзы

б)  то ... то, не то ... не то, или          соединительные союзы

в)   как ... так и, и, да (=и)                 разделительные союзы

5.   Укажи ряд, в котором перечислены только союзы:

а)  что, а, то ... то, ввиду;

б)  раз, как скоро, с тем чтобы, так что;

в)  зато, вследствие того что, несмотря на, из-за.

6.   Части какого предложения связаны подчинительным союзом?

а)  Гроза не разбирает, в чей дом ударяет.

б)  Ввиду того, что погода изменилась, необходимо перенести сроки поездки.

в)  Где закалка, там и смекалка.

г)   Кто врага не боится, того пуля сторонится.

7.   Выпиши номера пропусков, где необходимо поставить запятые.

а)  Белый медведь бродит среди дрейфующих льдов 1_ как ле-

том _2 так и зимой.___________

                                           

б)  В кроссе участвовали _1 не только юноши 2_ но и девушки.

в)  Для того 1_ чтобы хорошо разбираться в каком-либо техни-

ческом приборе _2 нужно знать основы физики.___________

                                       

г)   В степи было тихо и пасмурно 1_ несмотря на то 2_ что солнце уже поднялось.___________

                               

д)  Мы опоздали _1 только оттого _2 что долго собирались.

е) Он всё сделал так 1_ как ему сказали._____

ж) Он не смог прийти на праздник 1_ так _2 как накануне сильно простудился.___________

8.   Раздельно пишутся слова в предложениях:

а)  Слева от дороги то(же) были холмы.

б)  Лес так(же) хорош, как и три года назад.

в)  То(же) слово, да не так бы молвил.

г)   Что(бы) осмотреть другие холмы, нам пришлось пройти пеш ком дальше по долине.

д)  Что(бы) вы нам пожелали перед отъездом?

е)  Убранство других комнат так(же) не отличалось комфортом.

ж) Кругом всё было так(же) тихо, как накануне.

ТЕСТ 14

Союз как часть речи

Вариант 2

1.   В каждом столбике укажи союз:

а) такие;                                      г) чтобы;

б) так;

в) так как;

д)  потому;

е)   что-либо.

2.   В каждом ряду выдели сочинительный союз:

а)  пусть, либо, потому что;

б)  однако, в то время как, если;

в)  для того чтобы, да, раз.

3.   Определи и отметь...

причинный союз:как будто, словно, в связи с тем что, если;

временной:чтобы, пока, точно, как;

изъяснительный:как скоро, что, будто, оттого что.

4.   Найди соответствия:

а)  либо, или, то ... то                          противительные союзы

б)  да (=и), не только но и, также … соединительные союзы

в)  зато, однако, но                             разделительные союзы

5.   Укажи ряд, в котором перечислены только союзы:

а)  вряд ли, же, потому что, зато;

б)  хотя, если, пусть, раз;

в)  но, либо, с тех пор как, благодаря.

6.   Части какого предложения связаны сочинительным союзом?

а) Что легко достаётся, то дёшево ценится.

б)  Мальчик никогда не плакал, но временами на него находил» дикое упрямство.

в)  Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовила к зачёту.

г)   Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала.

7.   Выпиши номера пропусков, где необходимо поставить запятые.

                                                                                                       

а)  По мере того 1_ как приближался день нашего выступления _2

 наше волнение _3 усиливалось.___________

                                                 

б)  Мы очень поздно вышли из дома _1 вследствие чего _2 не успели к открытию спартакиады.___________

в)  Отряд остановился 1_ так _2 как впереди была отвесная ска- ла.___________

                       

г)   Слышится _1 то шёпот _2 то осторожный шелест.___________

д)  Судьба этих уникальных животных не может не волновать _1

                                                         

не только ученых 2_ но и всех защитников 3_ и любителей при роды. ___________

                                                               

е)  Для того _1 чтобы добраться до озера 2_ потребовалось нема ло времени.___________

                                                                                       

ж) Так _1 как брат вовремя не приобрёл билет 2_ он не смог при сутствовать на матче.___________

8.   Слитно пишутся слова в предложениях:

а)  Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.

б)  Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.

в)  Дальний горизонт был так(же) ясен, как днём.

г)   Что(бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.

д)  В комнате было тихо, во всём доме то(же) не было звуков.

е)   «Необходимы так(же) водные процедуры», — сказал врач. ж)«Что(бы) вам посоветовать?» — спросил доктор.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ «Союз» №2

368. Сколько союзов в стихотворном отрывке? 

А если, а если к труду 
Ты рвёшься из далей бесплотных, — 
Дай руку, товарищ плотник! 
Тебя я на верфь приведу (П. Антокольский).

1. Один союз а если. 

2. Два союза: а, если. 

3. Более двух союзов.

369. Если союзом называется служебное слово, служащее для связи конструкций, то укажите, какие конструкции связываются. 

1. Главное и зависимое слово в словосочетании.

2. Однородные члены предложения.

3. Части (простые предложения) в составе сложного предложения.

370. Назовите тип союза и определите, что он связывает. 

1. Лев Павлович на ходу, расстёгивая шубу, вынимал билет, чтобы предъявить его перронному контролёру (М. Козаков).

2. Наш хлеб окончательно чёрен и чёрств (П. Антокольский).

3. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги (К. Паустовский).

А. Сочинительный союз, связывающий однородные члены. Б. Сочинительный союз, связывающий части сложносочинённого предложения.

В. Подчинительный союз, связывающий части сложноподчинённого предложения.

371. К какому разряду относятся сочинительные союзы? 

1. А, но, зато, однако. 

2. И, да, тоже, также. 

3. Или, либо, то ... то. 

А. Соединительные. Б. Разделительные. В. Противительные.

372. К какому разряду относятся подчинительные союзы? 

1. Иногда ему казалось, что он теряет сознание (В. Катаев).

2. Он говорил по-русски, хотя и не совсем правильно и с иностранным акцентом... (Е. Водовозова).

3. Верховская, когда находилась в хорошем настроении, была доброю, милою, умною, даже обворожительною (Е. Водовозова).

4. Он играет на трембите звонко, чтоб случайно не отстать ягнёнку, чтобы друг друга пастухи слыхали, призывая эхо горных далей (Н. Кончаловская).

А. Временные. Б. Причинные. В. Целевые. Г. Уступительные. Д. Изъяснительные.

373. К какому разряду относятся подчинительные союзы? 

1. Орудия замолкали, пока не рассеивался дым (А. Новиков-Прибой).

2. Цвет объясняется торфяным дном озера — чем старее торф, тем темнее вода (К. Паустовский).

3. [Барыня] ...сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием... (И. Тургенев).

4. Весь следующий день Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).

А. Сравнительные. Б. Условные.

В. Следствия. Г. Причинные.

Д. Временные.

374.Определите тип союза по строению. 

1. А, и, что, хотя, как, словно. 

2. Как будто, с тех пор как, потому что, до тех пор пока. 

А. Простые союзы. Б. Составные союзы.

375.Укажите составной союз. 

1. Даниил Андреев не только в стихах, поэмах, но и в прозаической «Розе Мира» поэт (А. Андреева).

2. Уже смеркалось, как он вернулся (И. Тургенев).

3. Звёзды видны, а месяц ещё не всходил (Л. Толстой).

ОТВЕТЫ 

368 — 2
369 — 2, 3
370 — 1B, 2A, ЗБ
371 — 1B, 2A, ЗБ
372 — 1Д, 2Г, ЗА, 4В
373 — 1Д, 2А, ЗБ, 4В
374 — 1А, 2Б
375 — 1



Предварительный просмотр:

ТЕСТ «Служебные ч.р.» №3

376. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом ц. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так. 

1. На ней то(же) платье, что и вчера. 

2. Так(же), как и много лет назад... 

3. Друзья то(же) приехали. 

4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали. 

А. Слитное написание союза.

Б. Раздельное написание слов с частицей же. 

377. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблён? 

1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде. 

2. Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине. 

378. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова. 

1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал. 

2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить. 

3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. 

А. Слитное написание союза.

Б. Раздельное написание частицы бы и местоимения что. 

379. Укажите в тексте слово, не обладающее собственным значением, но придающее дополнительный оттенок значениям других слов или всему предложению. 

Как кроток и отраден день лучистый... (К. Бальмонт).

1. Первое слово.

2. Второе слово.

3. Третье слово.

4. Четвёртое слово.

380. Укажите в тексте слово, создающее особую грамматическую форму, но лишённое самостоятельного грамматического значения. 

Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя! (Д. Давыдов).

1. Слово моя — с указательным значением.

2. Слово пусть — формирующее значение повелительного наклонения.

3. Слово не — отрицание.

381. Какие дополнительные оттенки вносят частицы? 

1. Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал? 

2. Вот мой дом. Вон там гора. 

3. Что за аромат! Куда уж тебе! 

А. Оттенок указательности.

Б. Вопросительные.

В. Восклицательные: оттенок эмоциональности.

382. Определите по дополнительному оттенку, вносимому частицами в предложения, их разряд. 

1. Она просила исполнять ваши желания, и только (Н. Лесков).

2. Матушка на другой же день отправилась к мачехе, поджидавшей её с особенным нетерпением (Е. Водовозова).

3. Он моря не боится (И. Бунин).

4. Нет ни звезды (И. Бунин).

А. Отрицательная частица. Б. Усилительная частица.

383. 

Какие формы глагола образованы с помощью частиц? 

1. Мне опять пришли в голову её злосчастные слова: «Пусть умирает» (Е. Водовозова).

2. Вот бы с ними нам потанцевать бы под волынку и под бубен гулкий! (Н. Кончаловская).

А. Форма повелительного наклонения.

Б. Форма сослагательного (условного) наклонения.

Ответы

 376 — 1Б, 2Б, ЗА, 4А
377 — 1
378 — 1А, 2А, ЗА
379 — 1
380 — 2, 3
381 — 1Б, 2А, 3В
382 — 1Б, 2Б, ЗА, 4А
383 — 1А, 2Б 



Предварительный просмотр:

ТЕСТ 15

Частица и междометие как части речи

Вариант 1

1.   Найди соответствия:

а)  даже, ни, ведь, всё-таки, уж     □ модальные   (ограничи тельные) частицы

б)  что за, как                                   □ модальные (указатель ные) частицы

в)  давай, пусть, пускай                 □ модальные   (восклица тельные) частицы

г)   вот, вон                                      □ формообразующие частицы

д)  только, лишь, исключительно □ модальные (усилитель ные)              частицы

2.   Укажи вопросительные частицы:

а)  именно, как раз;

б)  что за, как;

в)  неужели, разве;

г)   вряд ли, едва ли;

д)  даже, же.

3.   Выдели предложения с частицами.

а)  Ведь выполнили мы эту сложную работу!

б)  Может быть,.он сумеет убедить его в неправильности вы бранного решения.

в)  Даже ночью светлы берёзы-самоцветы.

г)   В огороде росли лишь самые необходимые овощи.

д)  Что нужно сделать, чтобы вместе с вами отправиться в поход?

4.   Отметь предложения, в которых во всех случаях пишется «ни».

а)  Я н__чуть н__испугался.

б)  На небе н__облачка.

в)  В тумане н__были видны н__строения, н__сады, н__люди.

г)   Кто бы н__входил, всех встречали приветливо.

д)  Чего только н__было на столе!

е) На небе н__одного просвета.

ж)Мне н_ разу н__удалось съездить в горы.

5.   Определи ряд, в котором «ни» употреблено в одном из словосочетаний:

а)  н__мог н__сказать; н__сколько лет;

б)  н__с кем н__знаком; н__чего искать;

в)  нет н__конца, н__краю; и__нуждался в помощи;

г)   н__раз убеждался в этом; и__у кого н__брал.

6.   Выбери предложение, в котором употреблена частица «не».

а)  Сколько волка н__корми, он всё в лес смотрит.

б)  Н__исследованная до сих пор местность привлекала вин

ние учёных.

в)  Н__чем тебе похвалиться.

г)   Он был н__рыба и__мясо.

7.   В каком из предложений использовано междометие?

а)  Жаль расставаться с ними.

б)  Пусть они сами рассудят.

в)  Что за прелесть эти сказки!

г)   Чу! Шёпот опять.

8.   В каком из предложений нет междометия?

а)  Ух, как душно!

б)  Риск, знаешь ли, очень велик.

в)  Шабаш, хватит трудиться.

г)   Все эти хи-хи да ха-ха мне порядком надоели.

ТЕСТ 15

Частица и междометие как части речи

Вариант 2

1.   Найди соответствия:

а)  вон, вот                            □       модальные  (ограничительные)      частицы

               

б)  что за, как                         □ модальные (указательные) частицы

в)  давайте, пусть, да            □ модальные     (вопросительные) частицы

г)   неужели, ли, разве          □ модальные  (восклицательные) частицы

д)  только, лишь,

исключительно                        □ формообразующие частицы

2.   Укажи усилительные частицы:

а)  неужели, разве;

б)  вряд ли, едва ли;

в)  даже, ведь;

г)   что за, как;

д)  вон, вот.

3.   Выдели предложения с частицами.

а)  Пойдём сейчас же!

б)  Давайте споём песню.

в)  Ну, говори поскорее...

г)   Урожай яблок был бы очень хороший.

д)  Статья весьма интересная.

4.   Отметь предложения, в которых во всех случаях пишется «не>

а)  Н__ один ко мне н__ пришёл во время болезни.

б)  Я н__ мог н__ рассмеяться, услышав его рассказ.

в)  Н__сколько он н__ изменился за эти годы.

г)  Н_раз я посещал эти восхительные места.

д) Пожалели те,кто н_пришёл.

е)   Н__ в чем было его обвинять.

ж)  Он вёл себя как н__ в чём н__ бывало.

5.   Определи ряд, в котором «не» употреблено в одном из словосочетаний:

а)  н__в чем обвинить; н__чем гордиться;

б)  н__чуть н__испугался; н__чего интересного;

в)  н__раз виделся; н__свет н__заря проснулся;

г)   н__кто н__знал; н__кого н__видел.

6.   Выбери предложение, в котором употреблена частица «ни».

а)  Задача, к сожалению, так и н__была решена.

б)  Как мы н__торопились к поезду, мы всё же опоздали.

в)   Где только мы н__побывали в это лето!

г)   Н__кто н__знал вошедшего в зал человека.

7.    В каком из предложений использовано междометие?

а)  Вряд ли смогу тебе помочь.

б)  Именно это я хотел тебе сказать.

в)  Вдалеке послышалось «ау».

г)   Было уже поздно.

8.   В каком из предложений нет междометия?

а)  Ай! Какой голос!

б)  Переписывай! Быстро, ну!

в)  Он, однако ж, так и не появился.

г)   Ура! Мы идём в поход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

Урок русского языка в 7 классе. Служебные части речи.

Материал представляет собой конспект  и презентацию к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи"...

Урок русского языка в 7 классе "Служебные части речи".

Урок русского языка в 7 классе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  Повторение сведений о самостоятельных и служебных частях речи. Материал включает в себя: конспект урока,...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...