конспект урока по русскому языку "Лексические нормы"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Филиппова Татьяна Васильевна

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Лексические нормы" в форме грамматического кольца

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_10_klasse.doc133.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_urokaotkrytogo.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Открытый урок русского языка в 10 классе

по теме «Лексические нормы»

Конспект урока:

1. Организационный момент.

Уч.: Здравствуйте ребята. Садитесь.  Сегодня на уроке мы с вами  обобщим изученный материал по теме лексика. И этот урок займёт достойное место в ряду уроков, которые помогают вам стать грамотными и помогут хорошо сдать экзамены. Ведь не даром говориться «Грамоте учиться – всегда пригодится»

     

2. Цель и тема урока.

Уч.: Итак, тема нашего урока «Лексические нормы» СЛАЙД 2

       А эпиграфом нашего урока станут слова «Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не  праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.»

На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим знания по теме «Лексикология», будем определять лексическое значение слов  с помощью словарей, вспомним что такое синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова. Также вспомним некоторые правила орфографии.

   А для того чтобы всё обобщить и вспомнить урок мы проведём в форме «Грамматического кольца».

   Посмотрите на него.

   3. Работа над темой

Уч.: Открываем тетради, записываем число классная работа.

Двадцать шестое октября

Классная работа

        Перед вами лежат листы самооценки, напишите на них свою

        фамилию.

Первым этапом нашего урока будет:

1. Лингвистическая разминка. СЛАЙД 3

Задание 1.                                          

Уч.: Дома вам нужно было  в данных словах поставить ударение и из толкового  словаря  выписать  лексическое значение этих  слов СЛАЙД  Давайте проверим как вы справились с Д/З

    Дисплей – электронное устройство с экраном

Феномен – исключительная личность. ЛЕ

Диспансер – лечебно-профилактическое учреждение. СЭ

Детектив – литературное произведение с приключениями

                      сыщиков. ДЭТЭ

Реверанс – почтительный поклон

Абсурд – нелепость, бессмыслица

Беллетристика – повествовательная художественная

                               Литература

Антите/за – противопоставление понятий, мыслей образов.

Уч.: Правильно. Молодцы! Поставьте себе оценку в листок

   самооценки.

Задание 2

Уч.: Ребята, вы знаете, что в русском языке есть слова паронимы.

       Скажите какие слова называют паронимами?

Дет: паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию,

        но разные по значению или частично совпадающие в своём

        значении.

Уч.: У вас на партах лежат толковые словари, Найдите в них, что означает

       слово эффективный?

Дет: Эффективные – приводящий к нужным результатам, действенный

     (например: необходимы эффективные меры, чтобы добиться

      необходимых результатов)

Уч.: А теперь подберите к нему пароним.

Дет: эффектный.

Уч.: Правильно. Давайте найдём в толковом словаре что же означает слово

      эффектный?

Дет: производящий сильное впечатление.

Уч.: А теперь подберём паронимы к словам  СЛАЙД 4 и постараемся дать

      им  лексическое значение. А с выделенными словами составим

       словосочетания. Задание выполняем по рядам

                 1 ряд.  Демократический (демократичный)

                            Злой  (злостный)

                            Сытый (сытный)

                  2 ряд.  Игольный  (игольчатый)

        Ароматный (ароматический)

        Искусственный (искусный)

Уч.: молодцы, ребята. Поставьте оценку себе в лист самооценки.

Уч.: Вы  должны уметь правильно употреблять в речи слова по их

        лексическому значению потому что наша речь должна быть точной,

        связной и выразительной, с ограниченным употреблением  

        диалектизмов и жаргонизмов.

       Лексическое значение слов вы можете уточнить не только в словарях

       Ожегова, Ушакова, Даля, но и воспользоваться электронным вариантом

       данных словарей или в ИНТЕРНЕТЕ. 

Переходим к следующему этапу нашего урока:

2. Поиграем в экономику. СЛАЙД 5

Задание 1.

   Уч.: Ребята посмотрите на СЛАЙД. С чем связано лексическое

         значение данных слов?

Дет: Экономикой.

Уч.: Ваша задача расположить данные слова так, чтобы ударение падало на

       1, 2, 3-й слоги. Работать будем по вариантам.

                             1-В                             2-В

                       1. Брокер                1. Бухгалтер

                       2. аудитор               2. Менеджер

                       3. Риелтор               3. Референт

Уч.: А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работы товарища с

       помощью ключа, который дан на СЛАЙДе 6.

            Ключ:    1,3,2                 2,1,3

        Поставьте седее оценку в лист самооценки.

Задание 2.

Уч.: А теперь поиграем.  СЛАЙД 7 Чей ряд быстрее.

         Ваша задача :  к словам в первом столбике подобрать  лексическое

         значение из второго столбика и соединить их стрелками. (Включить

          музыку)

           

Бизнесмен – коммерсант, занимающийся законным видом

                      экономической деятельности.

Менеджер – специалист по управлению

Маркетинг – привлечение потребителей

Референт - консультант

Брокер  - посредник при заключении сделок.

Аудитор        - ревизор.

                           

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 8

Третий этап нашего урока

3. Орфографический тренинг. СЛАЙД 9

Уч.: Чтобы правильно определить лексическое значение слова, его нужно

        правильно написать. Сейчас проведём орфографический тренинг и

        вспомним некоторые  правописания слов.

        Перед вами лежат карточки с заданиями. Ваша задача:

        проанализировать данные примеры, записать название орфограммы,

         привести свой пример и дать лексическое значение выделенного

         слова. Всё выполняем в карточке. (включить музыку)

Орфографический тренинг

Пример для анализа

Название орфограммы

Свой пример

Лексическое значение слова

1.

Прискакать,

пришкольный,

превозносить.

2.

Уберём, протирать

подпереть.

3.

Расчёска,

шёлк,

шов.

4.

Лестница,

радостный,

местность.

5.

Тропинка,

утонул,

зелёный.

6.

Колосья,

подъём,

вьюга

        

Уч.:  А теперь проверим. (Отвечают по одному человеку с парты)

        Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.  Поставьте

         себе оценки в лист самооценки.

На четвёртом этапе нашего урока проведём

4. Теоретический экспресс-опрос. СЛАЙД 10

Уч.: Ребята а теперь поработаем устно.

        Перед вами карточки с вопросами. Карточки трёх цветов и как вы уже

        знаете на красных вопрос сложный, на жёлтых – полегче и на зелёных

        самый простой. Выберите себе карточку с вопросом и быстро

         подготовьте на него ответ.

Красные: 1. Назовите основные способы образования переносных

                    значений? Стр 27.

  1. Назовите виды синонимов. Приведите примеры.

(Лексические син – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения. Стилистические син. – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик – лицо – мордашка – физиономия. Синтаксические син. – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу – приступить к работе; возле дома – около дома)

  1. В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?

(Антитеза и оксюморон. Антитеза – это противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.  Оксюморон – это стилистический приём сопоставления на первый взгляд несопоставимых понятий: убогая роскошь наряда, страшно красивый)

                    4.

Жёлтые: 1. Что такое синонимы? Приведите примеры.

                2. Что такое омонимы? Приведите примеры.

                3. Что такое антонимы? Приведите примеры.

                4. Что такое омофоны? Приведите примеры.

Зелёные: 1. Какие слова называются устаревшими? Приведи примеры.

                 2. Какие слова называются неологизмами? Приведите примеры.

                 3. Какие слова называются профессионализмами? Приведите

                      примеры.

                 4. Какие слова называются диалектизмами? Приведите примеры.

Уч.:  Молодцы. Все хорошо справились с заданием. Поставьте се оценки.

Пятый этап нашего урока называется:

5. Подумай и ответь. СЛАЙД 11,12

Уч.:  Ребята, внимательно послушайте текст, который дан на слайде.

      Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Всё, что дают они тебе – это их труд, усталость. Береги их здоровье, покой. Не приноси им боли, огорчений. Умей уважать труд своих родителей. Ведь самое большое счастье для них – хорошие дети. А что значит быть хорошим сыном или дочерью?

 

Дет: хорошо учиться, слушаться, помогать родителям, не огорчать их, не

        пить и не курить,  т.д.)

    Уч.: Какова основная тема текста?

Дет: В тексте говорится о том, что нужно беречь  и уважать своих родителей, потому что они живут работают ради нас , своих детей.

Уч.: в 5-й библейской заповеди есть такие слова: «Чти отца своего и матерь свою да благо будет тебе и долголетен будешь на Земле»

       Очень просто об этом сказал поэт Валентин Берестов:

            Любили тебя без особых причин

            За то, что ты внук,

               За то, что ты сын,

               За то, что малыш,

               За то, что растёшь,

               За то, что на маму и папу похож…

               И эта любовь до конца твоих дней

               Останется тайной опорой твоей.

    - Что в данном контексте означает слово опора?

    Поддержка и забота родителей

   Уч.: Правильно, ребята. Постарайтесь не потерять эту опору. Не забывайте родных и близких, которые так любят вас. Всмотритесь в жизнь близких вам людей, скажите им ласковое слово. Недаром говорят, что родимый дом – надёжный причал. в котором вас любят и ждут. Умейте уважать своих родителей. Ведь самое большое счастье для них – ваша честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы – усердие в учении.

   

Переходим к шестому этапу урока

6. Энциклопедия слова. СЛАЙД 13

Уч.: В данном тексте выделено слово труд. Подберите к нему слова

       родственники, по знакомому вам плану –схеме. Слова запишите в

       тетрадь.

                     

План-схема

Слово … и слова родственники.

Слово … и его синонимы.

Слово … и его антонимы.

Слово … в пословицах

Слово …  во фразеологизмах

Слово … и слова-рифмы

Слово … в песнях и стихах

Слово … в загадках

Слово … в названии книг,

                фильмов, картин,

                газет, журналов.

         

Домашнее задание. Оценки.

Уч.: Дома вам нужно будет написать мини-сочинение на тему «Что  значит

       быть хорошим сыном или дочерью?». В своём сочинении вы должны

       использовать синонимы, антонимы и неологизмы.

     Итог урока

Уч.: Ребята скажите мне важно ли правильно понимать лексическое

       значение слов?

Дет: Да.

Уч.: А теперь вспомните эпиграф нашего урока и скажите согласны ли вы

      с мнением Александра Ивановича Куприна, что изучение языка

       является необходимостью?

Дет: Согласны.

Уч.: А для чего это нужно.

Дет: Чтобы наша речь была правильной, выразительной и чистой..

Уч.: Правильно , ребята.  Зная лексическое значение слова вы будете

       Не только сами говорить правильно красиво и точно, но и всегда поймёте своего собеседника.

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ученика ______________________________________

 

Заполните карточку значками:

 

   - да,                    – нет,                 - - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на

Уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Бизнесмен  

Менеджер

Маркетинг

    Референт

Брокер  

Аудитор        

1. Коммерсант, занимающийся законным видом

экономической деятельности.

2. Специалист по управлению.

3. Привлечение потребителей.

4. Консультант по определённым вопросам.

5. Посредник при заключении сделок.

6. Ревизор, контролирующий деятельность компании.

           

1. Назовите основные способы образования

переносных значений?

1. Что такое синонимы? Приведите примеры.

2. Назовите виды синонимов.

Приведите примеры.

2. Что такое омонимы?

Приведите примеры.

3. В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?

  1. Что такое антонимы?

Приведите примеры.

4.

  1. Что такое омофоны?

Приведите примеры.

1. Какие слова называются устаревшими? Приведи примеры.

2. Какие слова называются неологизмами?

Приведите примеры.

3. Какие слова называются профессионализмами? Приведите примеры.

4. Какие слова называются диалектизмами? Приведите примеры

Орфографический тренинг

Пример для анализа

Название орфограммы

Свой пример

Лексическое значение слова

1.

Прискакать,

пришкольный,

превозносить.

2.

Уберём, протирать

подпереть.

3.

Расчёска,

шёлк,

шов.

4.

Лестница,

радостный,

местность.

5.

Тропинка,

утонул,

зелёный.

6.

Колосья,

подъём,

вьюга

Орфографический тренинг

Пример для анализа

Название орфограммы

Свой пример

Лексическое значение слова

1.

Прискакать,

пришкольный,

превозносить.

2.

Уберём, протирать

подпереть.

3.

Расчёска,

шёлк,

шов.

4.

Лестница,

радостный,

местность.

5.

Тропинка,

утонул,

зелёный.

6.

Колосья,

подъём,

вьюга

Ф

Ф.И. ученика ______________________________________

Лингвистическая

разминка

Поиграем в экономику

Орфографический тренинг

Теоретический экспресс-опрос

Подумай и ответь

Энциклопедия слова

Ф.И. ученика ______________________________________

Лингвистическая

разминка

Поиграем в экономику

Орфографический тренинг

Теоретический экспресс-опрос

Подумай и ответь

Энциклопедия слова

Ф.И. ученика ______________________________________

Лингвистическая

разминка

Поиграем в экономику

Орфографический тренинг

Теоретический экспресс-опрос

Подумай и ответь

Энциклопедия слова

Ф.И. ученика ______________________________________

Лингвистическая

разминка

Поиграем в экономику

Орфографический тренинг

Теоретический экспресс-опрос

Подумай и ответь

Энциклопедия слова

Ф.И. ученика ______________________________________

Лингвистическая

разминка

Поиграем в экономику

Орфографический тренинг

Теоретический экспресс-опрос

Подумай и ответь

Энциклопедия слова

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ученика ______________________________________

 

Заполните карточку значками:

 

   - да,                    – нет,                 - - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на

уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ученика ______________________________________

 

Заполните карточку значками:

 

   - да,                    – нет,                 - - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на

Уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

        Ф.И. ученика ______________________________________



Предварительный просмотр:

МКОУ «Ежовская сош»

Конспект урока

l. Орг. момент.

   Доброе утро! Проверьте осанку, запомните положение тела, старайтесь всегда поддерживать положение позвоночника в прямом положении. Люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны. Садитесь.

ll. Повторение.

lll. Новый материал.

    1. Постановка темы и цели урока.

   - На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфология живут разные части речи, многие из которых Вам хорошо знакомы. Давайте вспомним какие части речи вы знаете?

(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное)

  - Правильно.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы. (СЛАЙД №2)

                                       

                                                          (Внутри)

                                  (Рядом)

- Как вы думаете какой частью речи являются эти слова-отгадки?  (Наречием)

- Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной частью речи – наречием.(СЛАЙД № 3) На уроке мы будем учиться находить наречие в тексте, определять его морфологические признаки, а также определять синтаксическую роль наречия в предложении.

  2. Работа над новым материалом .

 

- Господин Наречие пришёл сегодня к нам в гости и сейчас он расскажет нам о себе.

    Наречие: - Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие. (СЛАЙД №4)

Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.

-О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие? (СЛАЙД №5)

    3. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 77 и прочитайте правило.

  lV. Закрепление темы.  

1. Из данных пословиц выпишите наречия. (У доски один ученик) (СЛАЙД № 6  )

           Без хлеба и у воды худо жить.

           Больному всё горько.

           Везде хорошо, где нас нет.

           Баба с возу – кобыле легче.

           Берись дружно – не будет грузно.

           В долг брать легко, да отдавать тяжело.

 

      2. Синтаксический разбор предложений. (СЛАЙД №7)

           Выпишите из предложений словосочетания, укажите главное

           слово, какой частью речи оно является?

                  Скоро мы нашли в парке очень уютный уголок.

                   Аптека находится в доме напротив.

                  Солнце не высоко поднялось над горизонтом.

                  К вечеру неожиданно началась оттепель.

ФИЗПАУЗА

Давайте быстро отдохнём:

Глубоко мы все вздохнём,

Высоко поднимем руки,

Прогоним срочно лень и скуку.

Повернёмся влево, вправо.

Отдохнули? Вот и славно!

- Узнали ли вы в этом стихотворении наречия?

      3. Творческое задание.  (СЛАЙД №9)

- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 6). Выполняется самостоятельно.

Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.

- Сравните свою работу с оригиналом текста.  (СЛАЙД № 10)

- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

4. Замените фразеологизмы наречиями.

- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов)

- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить. (СЛАЙД № 12)

Положа руку на сердце - честно

У черта на куличках - далеко

Рукой подать - близко

Как в аптеке - точно

Черным по белому - ясно

Битый час - долго

Бок о бок - рядом

Душа в душу - дружно

V. Обобщение темы.

 Давайте подведём итог нашего урока.

Расскажите, что вы знаете о наречии.

 Vl.  Подведение итогов. Оценки. (СЛАЙД № 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"

Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...

конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе

Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....

Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Тема: Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы.

Цели урока: знакомство с заданиями экзаменационной работы по теме «Орфоэпические нормы»; формирование представления об орфоэпических нормах; отработка навыков использования орфоэпического словаря...

Конспект урока по русскому языку для 10-11 классов.Орфографические нормы.Правописание гласных и согласных в приставках.

Конспект урока разработан для учащихся 10-11 классов.Цель урока-повторить материал по данной теме и обобщить знания учащихся....

Конспект урока по праву "Правовая норма, ее структура. Виды норм права".

Конспект урока по праву в 10 классе по теме "Правовая норма, ее структура. Виды норм права"...

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...

Урок родного русского языка Нормы языка

Материал содержит презентацию к уроку "Нормы языка". Презентация будет уместна на уроке обобщения. нацеливает на повторение всех изученных норм языка....