Урок письма
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Презентация из  моего проекта  "Кусочек души в конверте" . История возникновения письма. Правила эпистолярного этикета. Роль письма в жизни человека. Материал можно использовать для уроков развития речи в 5-9 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий проект Автор проекта: Салимова М. Г., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия г.Сафоново Смоленской области Урок письма

Слайд 2

Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма … Д. С. Лихачёв Эпиграф

Слайд 3

Письмо в XXI веке Многие, наверное, удивятся, но даже в наше, полностью компьютеризованное, время, по всему миру более трех миллионов адресатов получают письма. Хотя сейчас намного меньше людей пользуется услугами почты, но, несмотря на это, в наши почтовые ящики регулярно приходят всевозможные счета, деловая документация и разнообразные рекламные каталоги. И все это отправляется по почте в конвертах.

Слайд 4

Почтовый словарь Адрес – местожительство адресата или адресанта Эпистола – письмо, послание

Слайд 5

История возникновения конверта Слово конверт пришло из латинского языка и означает «превращать», «оборачивать» . В Сирии найдены древние конверты из глины. На таблички клинописью наносили буквы, потом эти таблички обжигали, писали на них адрес и еще раз обжигали. Т. о. получался конверт, который надо было разбить, чтобы добраться до письма.

Слайд 6

В античные времена послания писали на табличках из воска, потом клали их лицом друг к другу, и перевязывали ленточкой, на которой ставили печать. В древней Греции для изготовления печатей использовали глину и воск. Римляне же делали цветные печати из одного воска: радостные известия обозначались печатями белого цвета, а трагические – черными. Позже для печатей стали использовать металлы: свинец, серебро и золото. Такие печати выглядели, как тоненький кусочек металла со штампом, который перегибался по краю письма. Это гарантировало тайну переписки.

Слайд 7

Берестяные письма В Древней Руси письма писались на бересте, на нем же указывался и «адрес», который ленточкой привязывался к посланию. Такие письма доставлялись гонцами .

Слайд 8

Сургуч Клейкое вещество – сургуч, было завезено в Европу из Китая Магелланом. Печати из этого материала оберегали самые большие и важные тайны, так как изготовить их могли только несколько умельцев.

Слайд 9

Штемпель Уже в 17 в. на сургучные печати начали ставить штемпели. По приказу Генри Бишопа, были изготовлены круглые штемпели, разделенные на две половинки: В одной писали буквами месяц отправки письма, а в другой – с помощью цифр писали день его отправки. Такие штемпели ставились на всех почтовых станциях. Со временем, такие штемпели стали появляться во всех странах. Сначала письма писали на бумаге, складывали их и опечатывали. Прочитать письмо, закрытое печатью, можно было только после ее взлома. Именно поэтому и говорят « распечатать письмо ».

Слайд 10

Первый в мире бумажный конверт Именно он изготовил специальные бумажные упаковки для писем, и начал даром раздавать их всем прохожим.. Долго письма склеивали сургучом. А немного позже, Француз Пуарье предложил смазывать клеем клапан конверта. В 1820 году торговцем бумаги Бревером в Брайтоне изобретён конверт.

Слайд 11

Р а з н о ц в е т н ы е п и с ь м а в понедельник - цвет морской волны, во вторник – бледно-розовый цвет, в среду – серый, в четверг – голубой, в пятницу – серебристый, в субботу – желтый, а в воскресенье – белый. В XIX веке у англичан появились разноцветные конверты. Их цвета отличались в зависимости от дней недели:

Слайд 12

Почтовая марка Первая почтовая марка поступила в обращение в мае 1840 года в Англии Во времена царской России, штемпель ставили в любом углу конверта на его лицевой стороне. Такой конверт стоил 6 копеек. В зависимости от веса письма, отличался и цвет его штемпеля. Позже штемпель стали ставить в правом верхнем углу конверта. Только теперь вместо штемпеля мы клеим на конверт почтовую марку.

Слайд 13

Что должен знать адресант Что должен знать адресант

Слайд 14

Правила эпистолярного этикета Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее – не позднее, чем через 5-7 дней после получения. Письмо начинается, как правило, с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Уважаемые…», «Дорогой…» «Милый…». Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в которых ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.

Слайд 15

Правила эпистолярного этикета (продолжение) Если хочешь пошутить – шути сам, если хочешь что-то сказать – скажи своё, а не чужое, пустое и вычурное. Никогда не читай чужих писем! Если к тебе случайно попало чужое письмо, отправь его, не вскрывая, обратно по указанному адресу. (Если адрес не указан, отнеси на почту.) Если просишь кого-нибудь передать своё письмо, не запечатывай конверт, это не принято! Этим ты покажешь, что доверяешь человеку, с которым отправляешь письмо.

Слайд 16

Правила эпистолярного этикета (продолжение) Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!» «Всего доброго» и т. п. Если случайно забыл написать о чём-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P . S ., что означает post scriptum – «после написанного». Никогда не употребляй шаблонных, безвкус - ных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета».

Слайд 17

Основные этикетные нормы Бумагу для письма используйте соответствующую. Мятый листок, обрывок могут оскорбить адресата. Важные письма пишутся с черновика. Писать желательно яркими чернилами без ошибок и исправлений. Перед отправкой письма перечитывайте. Если хромает ваша грамотность, по чаще заглядывайте в орфографический словарь — это принесёт вам, бесспорно, немало плюсов.

Слайд 18

Основные этикетные нормы (продолжение): Желательно избегать приписок. Если их не удалось избежать, пишем «PS» (постскриптум) и после изложенного ставим свои инициалы. Отвечать на полученные вами письма желательно не позднее, чем через 3—5 дней после их получения. Ни в коем случае не вскрывайте и не читайте чужие письма.

Слайд 19

Общие правила для всех писем Письмо должно быть написано так, чтобы, читая его вслух, вашему адресату не было стыдно за его слог. Поэтому тщательно подбирайте слова и так же составляйте фразы , когда пишите. При составлении писем важно выбрать тональность. (Если письмо адресовано родным, близким или друзьям, пишите просто, задушевно, без заумных слов и выражений). Содержание любого письма должно строиться по законам логики, только в этом случае вы донесёте до адресата именно тот смысл, который хотели.

Слайд 20

Общие правила для всех писем (продолжение) 5 . Письма пишутся с различными целями, поэтому в каждом отдельном виде писем продумать содержание вашего письма. 6. При написании Что должен знать адресант писем следует учитывать такие моменты, как возраст, пол, положение в обществе и индивидуальность адресата. 7. Каждое письмо непременно отражает характер адресанта. И из этого следует вывод, что если вы находитесь в состоянии негодования, обиды или плохом настроении, то письмо лучше не писать, тем самым вы убережёте чужие нервы от лишних потрясений.

Слайд 21

Основные правила заполнения конверта: Писать адрес разборчивым красивым почерком, аккуратно и грамотно. Название стран, городов, посёлков, деревень и других населённых пунктов пишутся в именительном падеже. Фамилия, имя, отчество адресата в дательном падеже, а адресанта в именительном падеже. В нижней левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия места назначения, состоящий из шести цифр. Образец написания цифр дан на обратной стороне конверта.

Слайд 22

Реквизиты адреса на почтовых отправлениях для гражданина - фамилия, имя, отчество; улица, номер дома, номер квартиры; название населенного пункта (города, поселка и т.п.); а) название района; б) название республики, края, области, автономного округа (области); в) название страны (для международных почтовых отправлений); г) почтовый индекс.

Слайд 23

Зачем писать письма? В век электронной почты и мобильной связи письмо становится неактуальным. С этим трудно спорить. Вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать? Зачем люди пишут друг другу?(сообщить, поздравить, извиниться, поделиться чувствами, впечатлениями, поблагодарить и т. д ). Почему мы ждем писем от близких нам людей, от родных? Мы ждем именно писем, а не звонков, не открыток? Ответ очевиден: письма помогают общаться душою Письмо – это связь между людьми, неподвластная времени.

Слайд 24

Письмо – это что?.. Письмо - это труд души, обращенный к другому человеку. Мы звоним, шлем факсы, отправляем SMS , Интернет - письма. Общаемся? Да. Но уж очень по-деловому, подчас забывая, что письмо – это художественное произведение, искусство слова. А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? Им не хватает теплоты и душевности. Письмо – это связь между людьми, неподвластная времени.

Слайд 25

Как хорошо, что люди придумали почту! Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь и бросишь его в другую душу , ждущую и мятущуюся… Тэффи Роль письма в жизни человека

Слайд 26

Роль письма в жизни человека "Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены Н.Кузовлёва

Слайд 27

Знаете ли вы?

Слайд 28

Благодарю за внимание!

Слайд 29

Ресурсы http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=177399192-43-72 http://s48.radikal.ru/i121/0901/bc/2961cad00e14.jpg http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=201542867-20-72 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=630426169-69-72 http://estaticos03.marca.com/blogs/el-otro-mundial/imagenes_posts/2010/07/01/pat.jpg http://wiredmedia.com.au/wp-content/uploads/2010/04/email-v2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...