Главные вкладки

    План-конспект урока русского языка (5 класс) по теме:
    Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

    Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Урок развития речи в 5классе.zip161.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи по теме «Дождь»  (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

    Тема урока: «Дождь»

    Тип урока: обобщения и систематизации знаний;

      Цель урока:

    1. Развитие связной устной и письменной речи.
    2. Повторение стилей речи, известных пятиклассникам к концу учебного года.
    3. Воспитание эстетических чувств у учащихся.
    4. Расширение кругозора учащихся.
    5. Работа над культурой речи учащихся.

    Оборудование. Классная доска, цветные мелки, диск с записью музыки Шопена «Капли дождя», магнитофон, поощрительные жетоны в виде тучки(5), капельки (4), нарисованное на ватмане облачко.

    Метод  урока: повторение изученного.


    Урок развития речи

    в 5 классе.

    Напечатан в журнале «Русский язык» приложение к газете «Первое сентября».

    Тема урока: «Дождь».

    Содержание темы: повторение теоретических сведений и применение их на практике.

                                                     План урока.

    1. Организация класса. (1 мин.)
    2. Работа над содержанием темы и словом «Дождь» (10 мин.)
    3. Повторение художественного стиля (6 мин.)
    4. Повторение научного стиля (6 мин.)
    5. Творческая работа (10 мин.)
    6. Повторение узкой и широкой тем (понятия) (5 мин.)
    7. Подведение итогов урока (2 мин.)

    Ход урока.

    1. Организация класса до урока:  по краям доски развешиваются детские рисунки на тему: дождь. Посередине доски пишутся глаголы: идёт, шумит, звенит, шуршит по листьям, капает, моросит, накрапывает, льёт,( льётся, как из ведра),хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит,(сеет, как из сита), прыгает, пляшет. Они закрываются нарисованной на ватмане тучей. Вверху рисуется солнце, сбоку радуга, из тучи идёт дождь. В магнитофон вставляется диск с записью.

    Это создаёт настроение.

    Организация класса на уроке.

    Сегодня у нас урок развития речи, но прежде, чем вы узнаете, о чём мы сегодня будем вести разговор, вы должны отгадать загадку:

    Меня частенько

         Просят, ждут,

    А только покажусь.

    Так прятаться начнут.

                                          ( Дождь)

    Действительно, речь пойдёт о дожде. Открываем тетради, отступаем строго две строки, пишем число, классная работа и тему урока зелёным стержнем «Дождь».

    2.Слово «дождь», произнесите его тихо и погромче, кричать не надо, какие мысли, чувства настроение возникают, когда вы слышите или произносите это слово. Расскажите нам о них.

    Делается вывод ( скорее всего это скучно).

    А теперь послушайте музыку Шопена «Капли дождя», подумайте, каким он представлял себе дождь, когда писал музыку. И попробуйте сами придумать название для этого музыкального произведения.

    Делается вывод.

    Действительно, дождь может быть и весёлым, и грустным, и это я попытаюсь доказать, обращаясь за помощью к великим поэтам. К уже известному вам С.Есенину и пока не открытым вами Александру Блоку и Сергею Кирсанову.

    С. Есенин

    1. Проплясал, проплакал дождь весенний.
    2. Капли жемчужные, капли прекрасные,

               Как хороши вы в лучах золотых,

               И как печальны вы ,капли ненастные,

     Осенью чёрной на окнах сырых.

    А.Блок.

    1. На земле – дождик и слякоть,

    Не знаешь о чём горевать.

    И скучно, и хочется плакать,

    И некуда силы девать.

    1. Осенний вечер был. Под звук дождя стеклянный

    С.И.Кирсанов. Дождь.

    Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист,

    Вскоре стал мир, как Эдем, свеж и опять чист.

    И глядит луч из седых туч в зеркала луж –

    Как растёт ель, как жужжит шмель, как блестит уж.

    О, грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить,

    Все кусты ждут – дай ветвям жить. Дай цветам пить,

    Приложи к ним световой луч, миллион линз,

    Загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь.

    Загляни, луч, и в мою глубь, объясни -  как

    Смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак.

    Но прошёл дождь и ушёл в лес громыхать гром,

    И, в слезах весь, из окна вдаль смотрит мой дом.

    Прежде, чем мы продолжим говорить о дожде, давайте объясним некоторые слова. Кто знает, что обозначают слова:

    СЛЯКОТЬ – образующаяся от дождя или мокрого снега.

    ГРУНТ – 1.Почва, земля (всего 4 понятия по словарю Ожегова)

    ЭДЕМ, РАЙ- место, где души умерших праведников ведут блаженное существование.

    1. Кто внимательно слушал? О дожде какого времени говорится в этих стихотворениях? (О весеннем, осеннем, летнем – записываем в тетрадь).
    1.    О дожде какого времени не упоминается и почему?
    2. Кто запомнил, каким может быть дождь, эпитеты и определения?
    3. В тетрадь: грибной, стеклянный, хрустальный

    Продолжим: тёплый, холодный, затяжной, быстрый….

    1. Почему грибной?(после него растут грибы, корень гриб, разберём это слово по составу).
    2. Почему стеклянный? (прозрачный, звенит).

    3.Прилагательные к слову дождь мы подобрали, а теперь помогите мне подобрать глаголы, с последующей записью в тетрадь.

    4. С каким стилем мы с вами работали? Давайте вспомним его основные особенности.

    Работа с тетрадью: составляем небольшой текст о дожде с точки зрения природоведения. Работы зачитываются. После чего им представляется определение, данное в словаре Ожегова.

    ДОЖДЬ -я, м. 1. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. Идет д. Осенние дожди. Проливной д. Д. льет как из ведра. 2. перен. О чем-н. падающем во множестве. Искры сыплются дождем. Д. конфетти. * Звездный (метеорный) дождь - появление в ночном небе множества падающих звезд (метеоров). Сухой дождь - обильное выпадение мельчайших частиц пыли во время пыльных бурь. || увел. дождина, -ы, м. (к 1 знач.). || прил. дождевой, -ая, -ое (к 1 знач.).

    1. В чём особенность научного стиля?

    Помогите мне, я всё повторяю дождь и дождь. Вспомните синонимы и однокоренные слова, чтобы речь моя стала красивее.

    Дождь – ливень, дождик, морось, дождичек – запись в тетрадь.

    Вспомним, что слово дождь в предложении можно заменить словом он.

    1. А теперь письменная работа по рядам: написать сочинение-миниатюру (можно в стихах, можно в виде загадки).

    1 ряд: Весенний дождь за моим окном.

    2 ряд: Осенний дождь в моём саду (в моём дворе).

    3 ряд: Летний дождь во время прогулки.

    - Пользуясь нашими определениями, эпитетами, синонимами и глаголами, которые вы уже записали в тетради и которые вы видите на доске.

    Но! Учтите грусть – какое это чувство? (Тихое).

    Глаголы к грустному дождю – шуршит, шелестит, струится, капает. Сами слова уже озвучивают дождь (несколько раз весь класс шёпотом произносит понравившийся глагол).

    А радость? (Громкое). Барабанит, пляшет, звенит. Можно ли грустно барабанить? Не танцевать, а плясать можно ли грустно? Учтя всё это приступаем к работе.

    Зачитываются работы всех желающих прочитать своё творение.

    1. Последний этап работы. Тема «Дождь» очень широкая. Предложите мне пример узкой темы: «Дождь в осеннем лесу»,  «Утренний дождь».

    Мы с вами помним, что каждое слово в теме очень важно. Сравните две темы:

    «Дождливое утро» и  «Утренний дождь». Очём нужно рассказывать в первой теме? О чём во второй?

    1. Подведение итогов урока. (Обязательно всех похвалить).

    Подсчитываются жетоны, выставляются оценки.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Урок профессионально - трудового обучения (швейное дело) "Строгание широкой и узкой греней с контролем линейкой и угольника"

    Конспект урока предназначен для проведения в 5 классе по предмету профессионально-трудовое обучение (столярное дело) по ...

    Урок развития речи в 5 кл.

    Урок развития речи в 5 кл. по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка!"...

    Урок развития речи в 7 классе

    Сочинение по картине И.Бродского "Летний сад осенью"...

    Урок русского языка в 5 классе. Повторение и обобщение темы «Имя существительное» с использованием игровых технологий и ИКТ.

    Данный урок был разработан для отчетной контрольной работы дистанционных курсов "Первое сентября". Форма - путешествие....

    Урок письма и развития речи "Грамматические признаки существительного"

      Цели:повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его грамматичес...

    Урок письма и развития речи "Турпоход по стране Местоимение"

     Цели:- обобщить и закрепить изученный материал по теме «Местоимение как часть речи»,- работать над грамотностью пи...

    Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщающее повторение темы "односоставные предложения"

    Урок русского языка в 8 классе.Тема: Обобщающее повторение по теме «Односоставные предложения».Представленный урок являе...

    Конспект урока русского языка .Урок развития речи.Мастерская "Снежинка"

    Технология  « Мастерская »    Мастерская (ателье) — «самостроительство» знаний через критическое отн...

    Урок развития речи с элементами интеграции (Русский язык и рисование)

    Урок развития с элементами интеграции (Русский язык и рисование)...