Урок русского языка в 6 классе "Обобщение и систематизация изученного о местоимении"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок систематизации и обобщения  знаний после изучения раздела "Местоимения".  Содержит презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе

Учитель Федорова В. М.

Тема:  « Обобщение и систематизация изученного о местоимении»

Цели урока:

образовательные: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимения в речи;

развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развивать зрительную память через нестандартный подход к возникающей проблеме, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;

воспитательные: создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.

оборудование: презентации, сигнальные карты, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, оценочный лист.

1. Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. Урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Объявление темы и постановка целей.( слайд 1) 2 минуты.

2. Повторение теории. Защита презентации №1. 3 минуты. Уч-ся оценивают,  поднимая карточку, зеленый – нравится, желтый – не очень, красный – не нравится.

3. Загадка №1

Слушая загадки, обучающиеся должны найти отгадки, спрятанные в кабинете, и записать в тетради все услышанные местоимения.

Хоть открыты настежь двери,
Но
 ко мне не входят звери,
Ты смотри меня не тронь, 
Я колючий шарик…
(ёж)

4. Защита презентации №2. Оценка уч-ся.

5. Загадка №2

Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут.
Я всё терплю
И добром плачу.
 
(Тесто)

6. Работа с текстом

Далее один ученик выходит к доске и получает индивидуальное задание:
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
 
(Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.
В это время весь класс получает листы с текстом.
 
Ребята, сейчас мы с вами прочитаем отрывок из замечательного произведения Юрия Олеши «Три толстяка» и выполним интересные задания.
Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Тибул залез на кольцо, окружавшее ф…нарь. «Н…чего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего (н…)кто (не)ожидал. Полосатая фигурка пр…села на железном кольце, пов…рнула какой(то) рычаг, что(то) щ…лкнуло, звякнуло, и ф…нарь потух. (Н…)кто (не)успел сказать ни слова. А в следующ…ю м..нуту все громко закр…чали, что(то) стукнуло и зазв…нело. (Ю. Олеша)
Ребята комментировано записывают текст, объясняют орфограммы, называют местоимения.
Окончательный вариант текста:
Тибул залез на кольцо, окружавшее фонарь. «Ничего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего никто не ожидал. Полосатая фигурка присела на железном кольце, повернула какой-то рычаг, что-то щелкнуло, звякнуло, и фонарь потух. Никто не успел сказать ни слова. А в следующую минуту все громко закричали, что-то стукнуло и зазвенело.
После текста учитель обращает внимание детей на доску.
Правильный вариант:
Ко мне, около нас, у них, некоторый, что-нибудь, кое-кто, какой-либо, вернуться ни с чем, никому не доверять, ни с чьей стороны, не у кого спросить.
Ученик объясняет орфограммы, учитель благодарит, ученик садится на место.
Учитель предлагает ребятам составить по предложению с одним из местоимений и разобрать данное местоимение как часть речи.
7. Физминутка.

8. Загадка №3

Он с ежом во многом схож,
Но цветок
 он, а не ёж. 
(Кактус)

9. Защита презентации №3.

10. Синтаксический разбор предложения, морфологический разбор 1 местоимения.

Мой щенок.

Вдруг какой-то страшный зверь

открывает лапой дверь,

Прыгает через порог...

Кто же это?

Мой щенок...

Весь укутанный

В постели

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-еле

Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу —

Я сама его лечу.

11. Найти лишнее (слайд)

12. Загадка №5

Без разгона ввысь взлетает 
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский …
(вертолёт) Зачитываются местоимения. Проверяются по слайду. Объявляются самые внимательные.

13. Найти местоимения (слайд)

14. Конкурс на самого сообразительного.

1) В каком местоимении два звука, но одна буква?
2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
3) Сколько личных местоимений в слове семья?
 
4) Первый слог- личное местоимение, второй –звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
5) Когда руки бывают тремя местоимениями?
6) Какое местоимение требует чистоты?
Ответы:
1) В местоимении «я» - [йа];
2) Я-мы;
3) Семь «я»;
4) Ты-ква;
5) Когда руки
 вы-мы-ты;

6) Мой.
15. Рефлексия. Понравился ли вам урок? Какая форма работы вам понравилась? Что вызвало затруднения?

16. Самооценка собственной работы с помощью карточек. Довольны ли вы своей работой на уроке?

17 Домашнее задание. Слайд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».

Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие» с  учётом требований ФГОС основного общего образования ...

Урок русского языка в 6-м классе «Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»

Цели урока: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и место...

Урок русского языка в 5 классе «Систематизация и обобщение изученного о правописании корней с чередованием»

Цели урока:1.     Проверить знания учащихся по теме.2.     Активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока.3.     В...

Урок русского языка "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

Урок повторения и обобщения материала по теме "Деепричастие"...

Урок русского языка в 6 классе "Повторение изученного в разделе "Местоимение"

Разработка урока и презентация  для 6-го специального коррекционного класса VII-го вида...