Вводные слова и предложения
презентация к уроку русского языка (8 класс) по теме

Урок в 8 классе.Обобщение по теме "Вводные слова и вводные предложения". Можно добавить подзаголовок "За страницами учебника". Урок проводится перед изучением темы "Вводные конструкции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnye_slova_i_predlozheniya.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon vvodnye_slova_i_predlozheniya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Закрепление темы «Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них»

 (слайд 1)

Цели и задачи:

  1. повторить и обобщить сведения о вводных словах и вводных предложениях;
  2. дать понять ученикам, что материал учебника по данной теме ограничен, приучать их работать с дополнительной и справочной литературой с целью углубления знаний;

Оборудование: компьютер, документ-камера, экран, мультимедиапроектор, презентация, карточки-задания, опорные карточки, компьютер, документ-камера, выставка справочников по русскому языку, дополнительной литературы по теме урока.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Предварительная домашняя работа: индивидуальные задания: найти в справочниках, учебных пособиях сведения о вводных словах и предложениях, которых нет в школьном учебнике.

Ход урока.

1. Оргмомент

 Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.

На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и вводных предложениях.

 2. Повторение теоретических сведений.

Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал и проведём блиц-опрос.                                                                                                                   1) какие слова называются вводными? ( это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает)                2) вводные слова являются членами предложения? ( вводные слова не являются членами предложения)                                                                                                                                         3) какие значения вводных слов вы знаете? (различная степень уверенности, различные чувства, источник сообщения, порядок мыслей и их связь, замечания о способах оформления мыслей)                                                                                                                               4) эти значения могут быть выражены только вводными словами? ( нет, могут быть выражены и вводными предложениями)                                                                                           5) приведите примеры из домашнего упр. 373 замены вводных слов близкими по значению вводными предложениями.                                                                                            6) закончите предложение: «Так же, как и вводные слова, выделяются запятыми обычно и…»  (междометия, и слова ДА, НЕТ)                                                                                        7) Как выделяются вводные слова и предложения при произнесении и на письме? (паузами, понижением тона, сравнительно быстрым произнесением; на письме – выделительными знаками препинания)

 Учитель: Мы повторили теоретический материал, данный в учебнике.

В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях  допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вводных слов? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий.

Запишем сегодняшнее число и тему урока. Итак, нам помогает найти вводное слово интонация.

3. Практическая часть (слайд 2)

У вас на столах есть карточки № 1 с предложениями. Упражнение проводим в парах. Прочитайте задания , распределите в своей паре функции и выполняйте в тетрадях.

Задание 1. Работа по карточкам с дифференцированным заданием.

  1. выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;
  2. найти вводное слово;
  3. списать и расставить знаки препинания

Предложения для анализа.

(слайд 3)

Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.

(слайд 4)

 Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.

(слайд 5)

Главным в музыке конечно же всегда остается человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру.

(слайд 6)

По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед.

(слайд 7)

К сожалению есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует.

Учитель: Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации?

Вывод 1: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов по интонации.

Учитель: Что же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова?

Вывод 2: Чтобы найти вводные слова, нужно знать, какие именно слова могут выступать в роли вводных.

(слайд 8)  Совершенно верно. А теперь поиграем. Необходимо как можно больше назвать вводных слов с разными значениями. ( Игра “Кто больше?”)

  1. – уверенности; сомнения, предположения;
  2. - различных чувств;
  3. - источника сообщения;
  4. - порядка мыслей, их связи;
  5. - замечания о способах оформления мыслей.

 Но и здесь возникает трудность: в учебнике список вводных слов очень ограничен.

Задание 3. Записать предложение: (слайд 9)

Музыка, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.

Найти вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (Примечание: такой группы в учебнике нет).

Учитель: Кто нашел в дополнительной литературе, какое это вводное слово по значению, какие еще слова относятся к этой группе?

(Индивидуальное задание: рассказ о вводных словах, представляющих собой призыв к собеседнику.) (слайд 10)

 Учитель: Теперь сопоставьте, сколько вы запомнили вводных слов, сколько их дано в учебнике и ту информацию, которую сообщили вам товарищи. Какой вывод можно сделать?

   Вывод 3: Не все группы вводных слов по значению перечислены в учебнике. (Есть вводные слова со значением оценки меры того, о чем говорится; степени обычности, выражения экспрессивности высказывания и т.д.)

 Учитель: Следующая трудность, которая встречается при выделении вводных слов. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения.

А теперь прослушайте индивидуальные задания, которые получили некоторые ребята: они должны были, пользуясь дополнительной литературой, справочниками, подготовить выступления  о вводных словах и схожих с ними по звучанию членах предложения.

(слайд 11)  о слове «однако»

(слайд 12) о слове «наконец»

(слайд 13) о слове «значит»

(слайд 14) о слове «действительно»

(слайд 15) о словах, которые ВСЕГДА являются вводными и выделяются запятыми

(слайд 16) о словах, которые не являются вводными словами и не выделяются

 МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖНО БЫТЬ, КАЖЕТСЯ

физминутка

(слайд 17) Задание 3.  Устный пунктуационный разбор.

Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?

а) Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрыленности.

б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.

(С. Т. Коненков, скульптор )

– Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?

(слайд 18)

– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?

Вывод 4: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

Задание 4. Работа с таблицей

Обобщим, какие трудности встречаются при нахождении и выделении вводных слов с помощью плаката (слайд 19)

“Трудности при выделении вводных слов”:

  1. Помогает найти вводное слово особая интонация.
  2. На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено.
  3. Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов.
  4. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Попробовать исключить из предложения.

Задание 5. Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения.

Учитель диктует предложения, учащиеся должны указать номера предложений с вводными словами.

  1. Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.
  2. Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.
  3. Дирижер взмахнул палочкой, и наконец чудесные звуки музыки наполнили зал.
  4. Во время концерта Никколо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.
  5. Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.

(Ключ: 2,5)

Задание 6. Решим несколько пунктуационных задач. На столах у вас лежит карточка №2 и к ней опорные карточки.

1) Записать предложения, сделать пунктуационный разбор. (слайд 20)

а) Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую, развлекательную. – Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать.

(Примечание: если допущена ошибка в пунктуации при вводном слове с союзом “а”, обратиться к опорной карточке (ОК) № 1)

б) Знаете ли вы, например, что предком органа был… водяной насос? – Не огорчайтесь, если сложные сочинения, например симфонии, не сразу покажутся вам понятными.

(Примечание: если не смогут правильно поставить знаки при вводных словах, обратиться к ОК № 2)

ОК № 1

/опорная карточка/

Союз “а” / реже “но”/ не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.

Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет.

ОК № 2

/опорная карточка/

Если слова например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится.

Пример: Некоторые вещества, например сахар, легко растворяются в воде.

Учитель: О чем говорит выполненная работа? Какой еще вывод можно записать в нашу таблицу?

Вывод: некоторые правила выделения вводных слов остаются за рамками учебника.

 Задание 7. Тесты.

Задание 8. Укажите, какая ошибка, приведшая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания. Расставьте знаки препинания так, чтобы предложение приобрело смысл.

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. ( Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях.)

 Задание 9. Работа с текстом с последующей самопроверкой 

Петр Ильич Чайковский

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.                                                                                   В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.                                                                                                  Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.      Великого русского композитора П. И. Чайковского знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.                                          Задание: расставить в тексте знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и предложения.

4. Итог урока  (слайд 21)

Алгоритм Обобщение учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний.

(слайд 22) Домашнее задание: написать небольшое сочинение - рассуждение на лингвистическую тему “Для чего нужны вводные слова в предложении ” .




Предварительный просмотр:

Закрепление темы «Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них»

 (слайд 1)

Цели и задачи:

  1. повторить и обобщить сведения о вводных словах и вводных предложениях;
  2. дать понять ученикам, что материал учебника по данной теме ограничен, приучать их работать с дополнительной и справочной литературой с целью углубления знаний;

Оборудование: компьютер, документ-камера, экран, мультимедиапроектор, презентация, карточки-задания, опорные карточки, компьютер, документ-камера, выставка справочников по русскому языку, дополнительной литературы по теме урока.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Предварительная домашняя работа: индивидуальные задания: найти в справочниках, учебных пособиях сведения о вводных словах и предложениях, которых нет в школьном учебнике.

Ход урока.

1. Оргмомент

 Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.

На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и вводных предложениях.

 2. Повторение теоретических сведений.

Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал и проведём блиц-опрос.                                                                                                                   1) какие слова называются вводными? ( это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает)                2) вводные слова являются членами предложения? ( вводные слова не являются членами предложения)                                                                                                                                         3) какие значения вводных слов вы знаете? (различная степень уверенности, различные чувства, источник сообщения, порядок мыслей и их связь, замечания о способах оформления мыслей)                                                                                                                               4) эти значения могут быть выражены только вводными словами? ( нет, могут быть выражены и вводными предложениями)                                                                                           5) приведите примеры из домашнего упр. 373 замены вводных слов близкими по значению вводными предложениями.                                                                                            6) закончите предложение: «Так же, как и вводные слова, выделяются запятыми обычно и…»  (междометия, и слова ДА, НЕТ)                                                                                        7) Как выделяются вводные слова и предложения при произнесении и на письме? (паузами, понижением тона, сравнительно быстрым произнесением; на письме – выделительными знаками препинания)

 Учитель: Мы повторили теоретический материал, данный в учебнике.

В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях  допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вводных слов? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий.

Запишем сегодняшнее число и тему урока. Итак, нам помогает найти вводное слово интонация.

3. Практическая часть (слайд 2)

У вас на столах есть карточки № 1 с предложениями. Упражнение проводим в парах. Прочитайте задания , распределите в своей паре функции и выполняйте в тетрадях.

Задание 1. Работа по карточкам с дифференцированным заданием.

  1. выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;
  2. найти вводное слово;
  3. списать и расставить знаки препинания

Предложения для анализа.

(слайд 3)

Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.

(слайд 4)

 Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.

(слайд 5)

Главным в музыке конечно же всегда остается человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру.

(слайд 6)

По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед.

(слайд 7)

К сожалению есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует.

Учитель: Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации?

Вывод 1: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов по интонации.

Учитель: Что же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова?

Вывод 2: Чтобы найти вводные слова, нужно знать, какие именно слова могут выступать в роли вводных.

(слайд 8)  Совершенно верно. А теперь поиграем. Необходимо как можно больше назвать вводных слов с разными значениями. ( Игра “Кто больше?”)

  1. – уверенности; сомнения, предположения;
  2. - различных чувств;
  3. - источника сообщения;
  4. - порядка мыслей, их связи;
  5. - замечания о способах оформления мыслей.

 Но и здесь возникает трудность: в учебнике список вводных слов очень ограничен.

Задание 3. Записать предложение: (слайд 9)

Музыка, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.

Найти вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (Примечание: такой группы в учебнике нет).

Учитель: Кто нашел в дополнительной литературе, какое это вводное слово по значению, какие еще слова относятся к этой группе?

(Индивидуальное задание: рассказ о вводных словах, представляющих собой призыв к собеседнику.) (слайд 10)

 Учитель: Теперь сопоставьте, сколько вы запомнили вводных слов, сколько их дано в учебнике и ту информацию, которую сообщили вам товарищи. Какой вывод можно сделать?

   Вывод 3: Не все группы вводных слов по значению перечислены в учебнике. (Есть вводные слова со значением оценки меры того, о чем говорится; степени обычности, выражения экспрессивности высказывания и т.д.)

 Учитель: Следующая трудность, которая встречается при выделении вводных слов. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения.

А теперь прослушайте индивидуальные задания, которые получили некоторые ребята: они должны были, пользуясь дополнительной литературой, справочниками, подготовить выступления  о вводных словах и схожих с ними по звучанию членах предложения.

(слайд 11)  о слове «однако»

(слайд 12) о слове «наконец»

(слайд 13) о слове «значит»

(слайд 14) о слове «действительно»

(слайд 15) о словах, которые ВСЕГДА являются вводными и выделяются запятыми

(слайд 16) о словах, которые не являются вводными словами и не выделяются

 МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖНО БЫТЬ, КАЖЕТСЯ

физминутка

(слайд 17) Задание 3.  Устный пунктуационный разбор.

Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?

а) Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрыленности.

б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.

(С. Т. Коненков, скульптор )

– Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?

(слайд 18)

– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?

Вывод 4: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

Задание 4. Работа с таблицей

Обобщим, какие трудности встречаются при нахождении и выделении вводных слов с помощью плаката (слайд 19)

“Трудности при выделении вводных слов”:

  1. Помогает найти вводное слово особая интонация.
  2. На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено.
  3. Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов.
  4. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Попробовать исключить из предложения.

Задание 5. Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения.

Учитель диктует предложения, учащиеся должны указать номера предложений с вводными словами.

  1. Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.
  2. Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.
  3. Дирижер взмахнул палочкой, и наконец чудесные звуки музыки наполнили зал.
  4. Во время концерта Никколо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.
  5. Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.

(Ключ: 2,5)

Задание 6. Решим несколько пунктуационных задач. На столах у вас лежит карточка №2 и к ней опорные карточки.

1) Записать предложения, сделать пунктуационный разбор. (слайд 20)

а) Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую, развлекательную. – Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать.

(Примечание: если допущена ошибка в пунктуации при вводном слове с союзом “а”, обратиться к опорной карточке (ОК) № 1)

б) Знаете ли вы, например, что предком органа был… водяной насос? – Не огорчайтесь, если сложные сочинения, например симфонии, не сразу покажутся вам понятными.

(Примечание: если не смогут правильно поставить знаки при вводных словах, обратиться к ОК № 2)

ОК № 1

/опорная карточка/

Союз “а” / реже “но”/ не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.

Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет.

ОК № 2

/опорная карточка/

Если слова например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится.

Пример: Некоторые вещества, например сахар, легко растворяются в воде.

Учитель: О чем говорит выполненная работа? Какой еще вывод можно записать в нашу таблицу?

Вывод: некоторые правила выделения вводных слов остаются за рамками учебника.

 Задание 7. Тесты.

Задание 8. Укажите, какая ошибка, приведшая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания. Расставьте знаки препинания так, чтобы предложение приобрело смысл.

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. ( Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях.)

 Задание 9. Работа с текстом с последующей самопроверкой 

Петр Ильич Чайковский

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.                                                                                   В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.                                                                                                  Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.      Великого русского композитора П. И. Чайковского знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.                                          Задание: расставить в тексте знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и предложения.

4. Итог урока  (слайд 21)

Алгоритм Обобщение учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний.

(слайд 22) Домашнее задание: написать небольшое сочинение - рассуждение на лингвистическую тему “Для чего нужны вводные слова в предложении ” .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вводные слова и предложения» (Тема пройден,но...)

Цель данного  урока -  обобщить изученный материал о вводных словх и предложениях, формировать  у учащихся потребность самостоятельно пополнять свои знания. ...

Презентация к уроку по русскому языку в 8 классе "Вводные слова и предложения"

Данная презентация рассчитана на два  урока и поможет учащимся понять данную тему....

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Вводные слова и предложения. Обращения."

Систематизировать и обобщить знания по темам "Вводные слова и предложения", "Обращения"....

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями

Предложенная презентация напоминает о необходимости отличать вводные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся таковыми, и в зависимости от этого правильно ставить знаки препинания. В матер...

Осложняющие предложение конструкции. Вводные слова и предложения.

Формирование знаний и умений на уроке организовано посредством применения разноуровневых заданий, через поэтапное усложнение мыслительной деятельности с применением таксономии Блума. Данный урок, в си...

Осложняющие предложение конструкции. Вводные слова и предложения.

Тема:    Осложняющие предложение конструкции. Вводные слова и   предложения.Цели:-   формирование  умений различать виды осложнений в предложении  через ис...


 

Комментарии

Халимон Александр Иванович

Спасибо за разработку!

С интересом познакомилась с материалом!