Урок русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений". 9 класс.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Нестерова Ольга Анатольевна

урок-закрепление темы "Виды СПП" в 9 классе направлен на формирование ЗУН по конструированию СПП по схемам и наоборот, по синтаксическому разбору СПП, по структурно-семантическому анализу СПП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_-_9._urok_po_spp..doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

русского языка в 9 классе

по теме «Виды сложноподчиненных предложений»

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Ульяновская средняя

общеобразовательная школа»

Нестеровой Ольги Анатольевны

2012 год

Тема:            Виды сложноподчиненных

  предложений: закрепление.

Цели урока:

  1. Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа предложения.
  2. Закрепить навыки конструирования сложноподчиненных предложений по схемам и наоборот.
  3. Закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения.
  4. Развивать речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи.
  5. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» /Автор – сост. М. М. Разумовская/; таблицы «Виды сложноподчиненных предложений», «Значение и строение сложноподчиненных предложений.»; карточки со схемами сложных предложений, индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Выборочная проверка домашнего задания. (§ 10, упр. 85) (во время проверки один ученик строит горизонтальные схемы предложений).

- Объясните пропущенные буквы и знаки препинания.

- Определите виды сложносочиненных предложений.

- В чем сходство и различие в словах «отворить» и «отварить»? Какое из них употреблено в последнем предложении? («отворить» - открыть что – либо: дверь, калитку; «отварить» - варить что – либо до готовности: отварить мясо;

В предложении употреблено слово «отворить» (дверь). Кстати, существует проверочное слово к слову «отворить» - затвóр.)

- Проверьте схемы, построенные на доске и у вас в тетрадях. Какие замечания есть у вас?

  1. Закрепление темы «Виды сложноподчиненных предложений».

1

Фронтальный опрос.

- Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы).

- Назовите виды сложных предложений? (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

 - От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

- В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

- Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельные, которые делятся на 9 подвидов)

- Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

- Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

2

        Групповая работа

Каждая группа получает задание на карточках:

Задания:

I группа:  Составить и записать предложения, используя данные схемы. Определить вид придаточного в каждом случае. (карточка № 1).

II группа: Расставить и объяснить знаки препинания в предложениях. Построить схемы. (карточка № 2).

III группа: Дать характеристику предложениям по данным схемам. (карточка № 3)

3

        Коллективная проверка выполнения работы по      

              карточкам.

4

        Работа с учебником.

  1. Чтение  материала «Возьмите на заметку!» на с. 64.

- Какие важные тезисы вы можете назвать? (1. Есть особый вид сложноподчиненных предложений. Это сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. 2. Средством связи в них служат союзные слова. 3. К присоединительным придаточным нельзя поставить вопрос.)

  1. Выполнение упр. 88., с. 94.

- Что вы должны сделать в этом предложении? (Списать, обозначить грамматические основы и союзные слова)

      (Упражнение выполняется коллективно, с комментарием каждого предложения)

  1. Обобщение.

(На доску вывешены две таблицы)

- Что важного о сложноподчиненном предложении вам говорят эти таблицы?

  1. Домашнее задание: § 10 упр. 91.
  2. Подведение итогов урока.

Выставление оценок за работу на уроке.


КАРТОЧКА № 1

Составить предложения по схемам. Определить вид придаточного в сложноподчиненных предложений.

  1.      [            =   ], и [           =  ].

  1.      [         ], ( какой… )

        

  1.      [  … глаг. ],  (что…)

  1.      (Хотя…   ),  […      ]

        

  1.       (Если…  ), [ то …   ]

КАРТОЧКА № 2

      Расставить знаки препинания, построить схемы.

  1. Он пригласил в гости товарища который жил недалеко от него.
  2. Река по которой мы плыли была весьма широкой.
  3. Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете.
  4. Мы вышли к реке когда начался дождь.
  5. Охотник вздрогнул быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой – то шум.

КАРТОЧКА № 3

Дать характеристику предложениям по данным схемам:

  1. [ … сущ  ], (который…).

  1. [               ], и [                       ].

[          и                        ], хотя  [                         ].

  1. [ … гл   ],   (что …).

1

2 что


Самоанализ урока.

Данный урок играет важную роль при изучении синтаксиса русского языка в 9 классе, так как, во – первых, является стартовой площадкой для понимания общей структурно – семантической картины сложноподчиненного предложения, а во – вторых, является фундаментом для изучения структуры предложения с разными типами связи.

Тип урока – урок закрепления новых знаний.

Цели урока:  

  1. Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа предложения.
  2. Закрепить навыки конструирования сложноподчиненных предложений по схемам и наоборот.
  3. Закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения.
  4. Развивать речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи.
  5. Воспитывать любовь к родному языку.

При планировании учитывались психолого – педагогические особенности детей, уровень обученности. Исходя из этого большую часть урока имела место фронтальная форма работы, а также групповая, на основе словесно – иллюстративного метода.

Урок был построен по принципу «от общего к частному», т. е. фронтальный опрос о сложном предложении и его видах сменялся групповыми заданиями, а затем коллективной работой с конкретным видом сложноподчиненного предложения.

В течение урока задания не повторялись и были направлены на закрепление и проверку знаний, умений, навыков всего, чем должны овладеть учащиеся, прежде чем они перейдут к более глубокому изучению отдельных видов сложноподчиненных предложений.

Каждому устному вопросу и заданию было дано логически выстроенное объяснение, а письменные упражнения подвергались анализу, проверке и оценке.

На уроке была создана атмосфера сотрудничества и доброжелательности. В результате ученики быстро вошли в деловой ритм работы. Хороший темп урока, привлечения всех возможных средств и методом обучения способствовали реализации поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9классе "Сложноподчиненые предложения с придаточными определительными" Малина Е В

Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе с применением требований по новым ФГОС и использованием дальтон-технологии....

Открытый урок по русскому языку на тему « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"  позволит познакомить учащихся с новым видом придаточных предложений, сформировать у них...

Урок русского языка по теме" Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными"

Урок русского языка 9 класс. Тема:  Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.Тип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: системно-деятельностный подходЦел...

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление» в 9 классе

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление». Цель урока: 1. Образовательные цели: o закрепить полученные знания о СПП; o формировать умения находить ...

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом

Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...