Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

В игровой форме ученики показывают знания по фразеологии, эрудицию, умение работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_frazeologizmov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

 Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и            

                крылатых слов.

Подготовка к празднику: учащиеся выбирают организационную группу, которая составляет список фразеологизмов и крылатых слов: исторических, библейских, из греческой и славянской мифологии, из произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова. Перед праздником учащиеся повторяют пословицы и поговорки о труде и лени, о знании и невежестве, о хлебе, дружбе, о чертах характера человека. Ребята с помощью словаря выясняют значение пословиц с устаревшими словами. На уроках русского языка в период полготовки к празднику внимание учащихся акцентируется на фразеологизмах. Организационная группа готовит для праздника рисованные викторины, плакаты, рисунки, которые будут использоваться в различных конкурсах, карточки для игры «Найди пару», предметы для «Поля чудес», придумывают различные сценки.

Ход праздника:

Открывает праздник ведущий, который еще раз напоминает ребятам, что такое фразеологизмы, как они украшают нашу речь, помогают более образно и эмоционально выразить мысль. Затем на сцену выбегают скоморохи Миняй и Митяй (это помощники ведущего).

Митяй: Ну что ты наделал? Все пословицы перепутал! Как я теперь их сложу?

Меняй: А ребята на что? Они сейчас все их соберут. Ведь правда, ребята?

Скоморохи раздают ребятам, желающим принять участие в игре «Найди пару», по половине пословицы. На карточках написано:

1. Не спеши языком -

2. Сам пропадай,

3. С кем поведешься,

4. Труд человека кормит,

5. Глаза страшатся,

6. Хочешь много знать -

7. Ученье – свет,

8. По одежке встречают,

9. Грамоте учиться -

10. Не сиди сложа руки -

11. Птица красна пением,

12. Семь раз отмерь -

13. Лодырь да бездельник -

14. Любишь кататься -

Вторая половина пословиц – на следующих карточках:

1. торопись делом.

2. а товарища выручай.

3. от того и наберешься.

4. а лень портит.

5. а руки делают.

6. надо мало спать.

7. а неученье – тьма.

8. а по уму провожают.

9. всегда пригодится.

10. так и не будет скуки.

11. а человек умением.

12. один раз отрежь.

13. им праздник и в понедельник.

14. люби и саночки возить.

Ребята ищут половину своей пословицы и, взяв за руку «пару», подходят к скоморохам. Те, в обмен на пословицу, дают паре призовые фишки. Награждаются первые 6 пар.

Затем оба скомороха проводят аукционы в противоположных концах зала. Один скоморох поочередно «продает» слова ум, вода, голова, один. Другой скоморох «продает» слова дело, глаз, рука, как. Побеждает «покупатель», который последним произнесет фразеологизм с названным словом.

Со словом ум ребята назвали такие фразеологизмы: браться за ум, без ума от чего-либо, в своем уме, задним умом крепок, себе на уме, не выходит из ума, повредиться в уме, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу, ум за разум заходит.

Со словом вода: как в воду опущенный, водой не разольешь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, лить воду на чью-то мельницу, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды.

Со словом голова: вбить в голову, взять в голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног, выкинуть из головы, вскружить голову.

Со словом один: один на один, семеро одного не ждут, на один зуб, мерить на один аршин, одним духом, одним словом, на одно лицо, жить одним днем, одним росчерком пера, все до одного.

Со словом дело: гиблое дело, дело в шляпе, дело – сторона, десятое дело, дело идет, заплечных дел мастер, за чем дело стало, видимое дело, суд да дело.

Со словом глаз: говорить в глаза, хоть глаз выколи, говорить за глаза, в глаза не видеть, произошло на глазах, отводить глаза, смотреть во все глаза, куда глаза глядят, на глазок, с глазу на глаз.

Со словом рука: рука об руку, из первых рук, рука руку моет, разводить руками,  рука набита, рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать.

Со словом как: как с гуся вода, как белка в колесе, как в воду смотреть, как об стенку горох, как пить дать, как камень в воду, как ветром сдуло, как снег на голову, как из-под земли вырос.

Победителей аукциона награждают фишками.

Миняй: Митяй! А ты говорил, что эти школяры мало что ведают. Ан, нет! Смотри, сколько фишек я раздал!

Митяй: И правда, Миняй! А вот поглядим, сильны ли они в викторинах. А ну, школяры! Видите эти свитки на стене? Здесь задания для вас. Берите бумагу, пишите, да не забудьте фамилию подписать.

Викторина 1.

На плакате надпись: «Какие 6 фразеологизмов не могут без меня существовать?» - и нарисованы палец, ноги,  язык, нос.

В своих ответах ребята назвали идиомы: попасть пальцем в небо, палец о палец не ударить, пальцем не тронуть, знать как свои 5 пальцев, по пальцам можно пересчитать; взять ноги в руки, на щирокую ногу, ни в зуб ногой,

Одна нога здесь – другая там, уносить ноги, падать с ног; язык до Киева доведет, держать язык за зубами, молоть языком; повесить нос, клевать носом, задирать нос, зарубить на носу.

Викторина 2:

«Найди пару». Из данных фразеологизмов составьте антонимичные пары.

1. Хоть иголки собирай.

2. Заваривать кашу.

3. По чайной ложке.

4. Коломенская верста.

5. Чуть свет.

6. Повесить нос.

7. Жить душа в душу.

8. Сидеть сложа руки.

1. Ни зги не видно.

2. Воспрянуть духом.

3. На ночь глядя.

4. От горшка два вершка.

5. Как кошка с собакой.

6. Одним духом.

7. Расхлебывать кашу.

8. Не покладая рук.

Викторина 3:

На плакате надпись: «Запишите по одному фразеологизму, связанному с этими представителями животного мира» - и нарисованы комар, мышь, свинья, курица, кот, рак, бык.

Ответы ребят: как мышь на крупу, кот наплакал, когда рак на горе свистнет, брать быка за рога, комар носа не подточит, метать бисер перед свиньями, носиться как курица с яйцом.

После окончания викторин объявляется музыкальная пауза.

Вторая часть праздника начинается с «Поля чудес». Ведущий объявляет условия игры: на игровом поле лежат разные предметы (камень, горошек, ступа, решето, шляпа, рог, лыко), крутится вертушка. Играющий должен назвать фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала

стрелка вертушки. Если он затрудняется с ответом, то в игру вступает следующий участник. Так разыгрываются первые три предмета, затем еще три, но уже с новыми игроками. Когда стрелка вертушки показывала на камень, игроки должны были назвать фразеологизм держать камень за пазухой, когда на лыко – не лыком шит, когда на галошу – сесть в галошу,

на ступу – толочь воду в ступе, на решето – решетом воду носить, на шляпу – дело в шляпе.

Миняй: Ты знаешь, Митяй, что я придумал? Дай, тебе на ухо скажу, а то ребята догадаются.

Митяй: Сейчас мы вам покажем шарады, а вы попробуйте их разгадать.

На сцене скоморохи разыгрывают фразеологизмы спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, кричать вовсю ивановскую, переливать из пустого в порожнее. Ребята угадывают фразеологизмы и объясняют их значение.

Победителям этого конкурса скоморохи раздают фишки, а затем выясняют, кто получил по две, три, четыре фишки. Истинных знатоков фразеологизмов, получивших по три-четыре фишки, они приглашают приныть участие в суперигре. Игрокам предлагается 4 картины. На первой изображен веселый чертик и надпись: у черта на куличках; на второй – древнегреческий воин с сияющей пяткой и надпись: ахиллесова пята; на третьей – буква «ять» и подпись: знать на ять; на четвертой – несколько насекомых и подпись: показать кузькину мать. Участники суперигры должны объяснить значение и происхождение выражений, написанных на картинах.

Завершился праздник награждением победителей суперигры. Они получили призы и памятные подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник фразеологизмов, пословиц и поговорок"

Урок - игра по пословицам, поговоркам и фразеологизмам с презентацией по фразеологии...

Презентация "Фразеологизмы и крылатые слова"

В презентации в увлекательной форме рассказываесят о фразеологизмах и крылатых выражениях и предлагается ряд заданий для выполнения....

Праздник фразеологизмов, пословиц и поговорок

Сценарий внеклассного мероприятия после изучения фразеологических оборотов для учащихся 5-8 классов.Мероприятие прводится в виде соревнования двух команд. Использованы разные конкурсы и игры, связанны...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

Данная викторина предназначена для учеников 6, 7 класса, занимающихся по УМК М.Т. Баранова и др....

Дидактический материал к различным темам уроков русского языка, включающий в себя пословицы, поговорки, «крылатые» слова и выражения.

Данный дидактический материал является дополнительным пособием для урокв русского языка. Может быть использован на различных этапах урока, а также как лингвистический практикум и физкультминутка....

"Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Обработка текстовой информации" -интегрированный урок

  В презентации представлен материал интегрированного урока русского языка и информатики, где четко прослеживаются метапредметные связи...