Технология интенсивного обучения русскому языку
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Вагизова Альфия Нурмихаммятовна

Статья отражает методику обучения, методы и приёмы работы по блочно- модульной системе преподавания русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt-_urok_po_teme_glagol.docx635.61 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МАМАДЫШСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЕМЕШ- КУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Урок- проект по теме «Глагол» в 6 классе

                                       

/Разработка плана - конспекта урока/

             

                       

     Высокие требования к качеству обучения побуждают  современного учителя использовать новейшие технологии обучения, искать оптимальные формы проведения урока. Особенно широкие возможности для развития творческих способностей учащихся, их самореализации, повышения качества  знаний дают уроки – проекты, на которых творческая активность ребят достигает очень высокой степени, поскольку каждый этап урока строится на основе самостоятельно подготовленного учащимися материала и позволяет детям продемонстрировать свои способности, высокий уровень знаний. Нередко ребята открываются перед своими одноклассниками и учителем неведомой для них прежде гранью своего таланта. Именно поэтому уроки –проекты пользуются таким интересом.

    К уроку учащиеся готовились в течение тридцати дней. За это время они проделали большую работу по подготовке творческих проектов: составили вопросы для грамматической разминки, рисунки для вернисажа «Я рисую глагол», сочинили лингвистические сказки, отражающие морфологические признаки глагола или глагольные орфограммы, придумали лингвистические игры, ни одна из которых не повторяется ни по идее, ни по содержанию. Все творческие проекты делались постепенно. Сильные учащиеся справлялись со всеми видами работы самостоятельно, слабые иногда пользовались советами учителя. Уже подготовка к уроку вызвала большой интерес ребят, который  прошёл необычайно живо.

     На данном уроке- проекте были применены элементы информационно- коммуникационных и игровых технологий, которые являются составной частью используемой мной технологии интенсивного обучения русскому языку.

Паспортные данные  урока- проекта

  1. По предметно – содержательной области:  

    монопроект.

  1.  Характер основной деятельности:

творческий.

  1.  Количество участников:

индивидуальный.

  1.  Продолжительность проекта:

30 дней.

     5.  Форма:  деловая игра.  

Тема урока: повторение. Глагол. Урок – проект в 6 классе.

Цели урока: обобщить и систематизировать основные понятия по теме «Глагол»; учить составлению электронной презентации творческих проектов (лингвистических сказок и лингвистических игр); работать над развитием связной речи, логического мышления, творческих способностей учащихся; совершенствовать их орфографические навыки; проверить знания, умения, навыки  по теме «Глагол» посредством тестирования.

Оборудование к уроку: электронная презентация «В гостях у Глагола», рисунки учащихся «Я рисую Глагол», магнитофонная запись отрядной песни «Улыбка».

Ход урока.

1. Словарная работа- 1 слайд

-  Мы начинаем необычный урок повторения по теме «Глагол». Необычен он тем, что это урок – проект. Проект – новое дело. Архитектор проектирует новые здания. Конструктор – новые самолёты, а мы с вами будем проектировать новый урок. Каждый этап его будет полностью строиться на ваших творческих проектах.  

  - Познакомимся с новыми словами: презентация - представление

                                                                лингвистический -языковой

                                                                филологический  - языковой

                                                                вернисаж – выставка картин.                                      

                                                               

2 слайд

Грамматическая разминка. Автор – Хазиева Г.

       Учащиеся обобщают и систематизируют знания по теме «Глагол»,  

     отвечая на вопросы, приготовленные учеником:

- Что обозначает глагол?

- Расскажите о наклонениях глагола.

- Какие глаголы называются (не) переходными?

- Расскажите о глаголах 1, 2 спряжения и разноспрягаемых глаголах.

- Какие глагольные орфограммы знаете?

- Что можно сказать о правописании глаголов 2 л., ед.ч., настоящего  времени?

- В каких других формах глагола после шипящих пишется Ь?

- Вспомните о правописании Ь в глаголах на –тся, ться.

- Какова синтаксическая роль глаголов в предложении?   

 

   3 слайд. Самооценка

 

   - Оцените свою работу на уроке обычной отметкой.

      (Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке, называя её учителю.)

4- 9 слайды

Вернисаж «Я рисую Глагол»

       Каждый из участников проекта показывает и комментирует рисунок, выставленный на вернисаж «Я рисую Глагол»:

     - Я нарисовал глагол в виде СТАРИННОГО ЗАМКА, где «живут» его морфологические признаки: на башнях 1, 2 спряжение и разноспрягаемые глаголы, на воротах- переходные и непереходные, на крыше- возвратные глаголы, в окошках – совершенный и несовершенный виды.

      -Я нарисовала глагольные орфограммы в виде ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ, где есть остров Глагол, который омывает Морфологический океан. На острове расположены города Ь в неопределённой форме; Ь во 2 л. ед.ч.; возвышенность Ь в глаголах на –тся, -ться; город Безударные гласные; гора Глаголы повелительного наклонения на шипящий.

        Остальные  ребята комментируют изображения глагола в виде щенка ГЛА –ГАВ – ГОЛ, медвежонка ГЛАГОЛЁНКА, девочки Глаголины, боксёрского ринга ГЛАГОРИНГА, сказочного ДОМИКА.          

                     

                               

   

                                               

                                                   11- 16  слайды

Презентация лингвистических сказок о глаголе

 Учащиеся рассказывают авторские лингвистические сказки на тему «Глагол».

17 слайд. Самооценка.

18- 23 слайды

Игротека « В гостях у глагола».

Презентация лингвистических игр.

    - Мы услышали ваши замечательные лингвистические сказки, познакомились с необычными их героями, а теперь отправимся все вместе в игротеку «В гостях у глагола». Каждый из вас придумал лингвистическую игру и теперь познакомит нас с условиями игры, а остальные учащиеся будут искать правильные ответы. Все игры объединены общей темой «Глагол».

    Учащиеся демонстрируют и проводят авторские  лингвистические игры:

  1. Игра «Найди «лишнее» слово.» Автор- Низамиева Эльвира.

- Найдите «лишнее» слово. Почему оно «лишнее»?

  1. Игра «Филворд». Автор – Низамиева Эльвира.

- Из данных букв филворда надо подобрать слова -теоретические понятия по теме «Глагол».

  1. Игра «Золотая цепочка». Автор - Гатиятуллин Ильдар.

- Нужно восстановить пропущенные в цепочке слова.

  1. Игра «Молния». Автор – Хузиев Ранис.

- Я буду называть глаголы в достаточно быстром темпе, нужно успеть записать на доске, к какому склонению они относятся значками: 1– 1 спряжение, 2– 2 спряжение, Р– разноспрягаемые глаголы. (Учащиеся по 5- 6 человек одновременно, в быстром темпе пишут ответы на доске в столбик. Затем ведущий игры молниеносно проверяет их таким образом: называет верные ответы, а каждый ученик сам зачёркивает свои неверные ответы.)

  5.  Игра «Лингволабиринт». Автор – Нафиков Нияз.

       -Предлагаю вашему вниманию игру «Лингвистический лабиринт», по которому можно пройти, правильно ответив на следующие вопросы.

6. Музыкальная лингвистическая игра «Улыбка».  Автор - Хазиева Гузель. Ребята прослушивают магнитофонную запись и поют 1- 2 куплета отрядной песни «Улыбка».

       - Начинаем музыкальную лингвистическую игру «Улыбка». Нужно будет ответить на вопросы по теме «Глагол» по тексту песни.

    24 слайд. Самооценка.

 

                                  25- 35 слайды. Тест. Глагол.

- Вы показали неплохие знания по теме во время урока - проекта, а теперь настало время проверить их с помощью составленного учителем электронного тестирования. Вы поставили себе оценки, и пора узнать, совпадут ли они с оценкой компьютера.

   (Учащиеся выполняют электронное тестирование, получая оценку, выставленную компьютером.)

                                     

9. Выставление, мотивировка оценок.

-Ребята, подсчитаем количество набранных вами баллов и посмотрим, совпадут ли они с оценкой учителя.  (Учащиеся подсчитывают баллы самооценки, выявляется победитель игры, выставляются и мотивируются оценки. Ученик получает две отметки: за участие в проекте и за тестирование.)

10.Задание на дом.

          - Дома нужно будет составить карточку по глагольным орфограммам.    

11. Рефлексия.

- Какова была тема урока?  Что вам на нём особенно понравилось?    

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно   интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его раз...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...

Статья об использовании личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку и литературе.

Из опыта работы по использованию личностно-ориентированных технологий в обучению русскому языку и литературе....

Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Содержание Введение   ………………………………………………………………………   2Дидактические основы использования  технических средствобучения и воспитания  ……………………………………………………… ... 4Примене...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...

Инновационные технологии в обучении русскому языку

Понятие "инновация". Методы обучения по инновационным технологиям. Описание гуманно-личностных технологий, Основы технологии сотрудничества....

Проблемно-диалогическая технология в обучении русскому языку как средство развития языковой личности

В данной статье  автор знакомит читателей с опытом  применения проблемно диалогической технологии на уроках русского языка с целью развития языковой личности....


 

Комментарии

Вагизова Альфия Нурмихаммятовна

Обобщающий урок проводится на основе индивидуалльных лингвистических проектов учащихся, включает в себя занимательлный грамматический материал по теме "Глагол".