Готовимся к тестовым заданиям ГИА
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Тестовые задания ГИА Материалы для учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.

  (2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

   (3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

    (9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню.

   (13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён.

   (15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.  

(16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костер,  чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались

облачные небеса.

    (20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было

необыкновенно, прекрасно и удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался

ею, точно глотал вкусное мороженое.

   (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку. (23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».

   (24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…

                                                                    (По А. Лиханову)

Задания A1A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1А3 даны 4 варианта ответа, из которых  только один правильный. Ответы на задания А1А3 обведите кружком.

А1.  В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой  в библиотеке книгой?»

1) (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.

2) (3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.

3) (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

4) (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоянство» (предл. 9).

1) неизменность      2) верность       3) твёрдость         4) неподвижность

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является   эпитет.

1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти,  словно в театральные кулисы.

2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море

войны?

3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными u1075 голосами

детей и взрослых.

4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные  небеса.

Задания B1B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на  задания В1В14 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «послонялся» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Ответ: ___________________________

В2. Из предложения 18 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в  корне.

Ответ: ___________________________

В3. Из предложений 15–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

Ответ: ___________________________

В4. Из предложения 23 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Ответ: ________________________

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихой Волге,(3) представляя героя книжки,(4) моего сверстника,(5) самим собою?

Ответ: ___________________________

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я ощущал прикосновения человеческих ладоней,(1) видел рыбацкий костёр,(2) чувствовал запах дыма,(3) который доносился с берега,(4) слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер,(5) наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время,(6) и раскрывались безмерные дали,(7) расступались облачные небеса.

Ответ: ___________________________

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Всё,(1) что происходило сейчас,(2) казалось временным. Но затянувшаяся временность,(3) понятно,(4) требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

Ответ: ___________________________

В8. Замените словосочетание «временно закрыта» (предложение 23), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Ответ: ___________________________

В10. Среди предложений 20–23 найдите предложения с однородными членами.

Напишите номера этих предложений.

Ответ: ___________________________

В11. Среди предложений 22–24 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________

В13. Среди предложений 11–15 найдите сложное бессоюзное предложение.

Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

В14. Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________



Предварительный просмотр:

Задания для подготовки к ГИА 9 класс

В 9. Выпишите грамматическую основу предложения …

В 12. Укажите количество грамматических основ в предложении …

Упражнение 1. Прочитайте текст, выполните задания.

     1) Снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. 2) Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей  и соборов. 3) Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. 4) Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах. 5) Думая о будущем, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. 6) Поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, такой строгости, своеобразия.

1. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

2. В каком предложении неверно выделены грамматические основы?

3. Найдите составные глагольные сказуемые. Подчеркните их.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.

5. Объясните пунктуацию в 4-м предложении. Начертите его схему.

Упражнение 2. Прочитайте текст, выполните задания.

     1) Если бы вам показали (не)большой кусочек кожи (не)определенного цвета с затертыми надписями, вы бы и (не)догадались, что это деньги. 2) Однако в прошлом такие денежные знаки действительно имели хождение, например, в XIX веке на Аляске.
    3) С 1740-х годов на Аляске основываются первые русские поселения, тогда же на полуострове появляются и деньги – монеты. 4) Бумажных ассигнаций к этому времени Россия еще (не)имела: они были введены в оборот указом Екатерины II только в 1768 году.    

1. В каких предложениях употреблены  составные именные сказуемые? Подчеркните их. В каком из  предложений связка нулевая?

2.
 Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

3. Какая синтаксическая характеристика  соответствует предложению 3?
А) сложноподчиненное предложение;
Б) сложносочиненное предложение;
В) бессоюзное сложное предложение;
Г) простое предложение

4. Выпишите слова со скобками, объясните написание не со словами.

5. Найдите в тексте прилагательное, перешедшее в существительное.

Упражнение 3. Прочитайте текст, выполните задания.

     1) Осень глубокая осень! 2) Серое небо низкие тяжелые влажные облака. 3) Голы и прозрачны становятся сады рощи и леса которые видны окрест. 4) Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще куда летом не проникал глаз человеческий.
    5) Старые деревья давно облетели и только молодые отдельные березки сохраняют свои увядшие желтоватые листья блистающие золотом когда тронут их  косые лучи невысокого осеннего солнца.

1. Сформулируйте самостоятельно первое задание к этому тексту. Выполните его.

2. Определите  функционально-смысловой тип речи. Аргументируйте свой ответ.

3. Укажите односоставные предложения и их тип.

4. Подчеркните  грамматические основы в 3-м предложении. Определите вид сказуемых.

5.  Какая синтаксическая характеристика  соответствует предложению 5?
А) сложносочиненное предложение;
Б) сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной;
В) сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной

Пыжьянова О.Ю.



Предварительный просмотр:

  1. Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки.
  2. Расставьте пропущенные знаки препинания.
  3. Подчеркните однородные члены предложения.

Есть блаженное слово – провинция, есть чудесное слово – уезд. Столицами восторгаю_ся, восхищаю_ся, гордя_ся. Умиляет душу только провинция.

Держался город на трех китах: вокзал, тюрьма, женская г_мназия... От вокзальной площади – самый вокзал, как некий форум стоял на возвышении, – причудливыми зигзагами разбегались в низ не повторимые не проходимые не пост_жимые то заходившие в тупички то друг дружку обгонявшие и пересекавшие, русские, южнорусские улицы. А на окраине города – Казенный сад, с высоким украинским тополем, а под сенью тополей выщербл_ные от времени скамейки и вырез_ные на них перочинным ножом дни, месяцы, годы, имена, инициалы и пронзенные стрелой отлюбившие перегоревшие испепеленные сердца.

 (Дон-Аминадо)

Обведите кружком запятые, которыми разделены однородные определения.

Из данных предложений выпишите однородные члены, укажите признаки, характерные для них.

Образец

Лесничего смущала подчеркнутая вежливость попутчиков, их пижамы, разговоры о курортной жизни. – Вежливость, пижамы, разговоры – это однородные подлежащие, отвечают на вопрос что?, взаимосвязаны с глаголом смущала, между собой связаны сочинительной (равноправной) связью с помощью интонации перечисления. (Обратите внимание! Какова особенность согласования в числе сказуемого и однородных подлежащих?)

• А вечером  ко мне нагрянули и Черемницкий, и новый городничий Порохонцев. (Лесков)

• Гаврила решил, что немой либо бежал, либо утонул вместе со своей собакой. (Тургенев)

  1. Рядом со мной в комнате спит человек,—я слышу его дыхание и ласковые слова сквозь сон, — и вот книга о море, великих побережьях,  о штилях и туманах наполняется людьми, смехом, спорами, борьбой и любовью (Паустовский). (Данное предложение сложное, состоит из трех простых. Рассматриваем каждое простое предложение отдельно. В первом однородных членов нет, во вто ром и третьем есть. Выписываем однородные члены из второго предложения вместе с тем словом, от которого они зависят: слышу (что?) дыхание и слова — прямые дополнения, союз соедини тельный. В третьем предложении два ряда однородных членов: книга (какая?) о море, побережьях, о штилях и туманах — несогла сованные определения, союз соединительный; наполняется (чем?) людьми, смехом, спорами, борьбой и любовью — косвенные до полнения, союз соединительный).

  1. Отдельные главы книги напоминают то горький крик че ловека, схватившегося за голову при виде чудовищной неспра ведливости, то едкие и остроумные притчи-памфлеты, то нежные утешения любимым людям, окрашенные печальным юмором, то последние попытки воскресить наивную веру своего детства (Паустовский.).

  1. Вода в бухте отражала скалы. Цвет их был суров, но не однообразен. Скалы были черные, красные и желтые, как охра. Изредка их перерезали пласты зеленых, белых и синева тых пород (Паустовский.)

 Волшебный квадрат.

В данных предложениях найдите однородные члены, связанные сочинительными союзами, и впишите их в квадрат.

• Оттого, что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло.

• Корни берез и ольхи подгорели, деревья свалились, и мы каждую минуту должны были перелезать через большие завалы.

• Гайдар не взял компаса, сказал, что найдет обратную дорогу по солнцу, и ушел.

• Мы не остались ночевать на «острове», а пошли мшарами в сторону «материка» – лесистого берега болота.

• Листья белокрыльника немного похожи на листья ландыша, но на одном листе прорисована широкая белая полоса, и издали кажется, что это цветут громадные снежные цветы.

• Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов.

• Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздались визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой.

• Цвет Черного озера особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин.

• По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой.

• Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.

        

        

        Эталон

        

тихо и тепло

берез и ольхи

сказал и ушел

не остались ночевать, а пошли

дыхание и

запах

въехали и готовились пристать

тявканье и вой

желтые и

красные        

берез и осин

        

        

         Лингвистический эксперимент. Попытайтесь на месте пропусков вставить подходящие, на ваш взгляд, пояснительные слова к однородным членам.

В конце осени я встретил на Прорве Прохора. Седой и косматый, облепленный рыбьей чешуей, он сидел (где?) ________________________ и удил (кого?) ______________. На взгляд Прохору было лет сто, не меньше. Он улыбнулся (чем?) ________________________________, вытащил (откуда?) _________________ толстого очумелого окуня и похлопал (кого?) ____________ по жирному боку – похвастался (чем?) __________________.

(До каких пор?) ___________________ мы удили вместе, жевали (что?) _______________________ и (как?) _______________________ разговаривали о недавнем лесном пожаре.

• Какую роль играют пояснительные слова при однородных членах? Какие дополнительные значения вносят они в предложение?

Текст-эталон

В конце осени я встретил на Прорве Прохора. Седой и косматый, облепленный рыбьей чешуей, он сидел под кустами тальника и удил окуней. На взгляд Прохору было лет сто, не меньше. Он улыбнулся беззубым ртом, вытащил из кошелки толстого очумелого окуня и похлопал его по жирному боку – похвастался добычей. До вечера мы удили вместе, жевали черствый хлеб и вполголоса разговаривали о недавнем лесном пожаре.

1.Прочтите два отрывка из произведений А.С.Пушкина:

Вот уж по Тверской                                              Тяжкой тучей

Возок несется чрез ухабы,                                   Отряды конницы летучей,  

Мелькают мимо будки, бабы,                              Браздами, саблями звуча,                

Мальчишки, лавки, фонари,                                 Сшибаясь, рубятся сплеча.                                  

Дворцы, сады, монастыри,                                   Бросая груды тел на груду,

Бухарцы, сани, огороды,                                       Шары чугунные повсюду

Купцы, лачужки, мужики,                                    Меж ними прыгают, разят,

Бульвары, башни, казаки,                                     Прах роют и в крови шипят.

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах                                                     «Полтава»

И стаи галок на крестах.

            «Евгений Онегин»

  1. Определите, какие синтаксические конструкции преобладают в этих текстах.  Подумайте о целесообразности их выбора автором.
  2. Сравните тексты и ответьте на вопросы: «Почему А.С.Пушкин в отрывке из «Евгения Онегина» использовал однородные подлежащие, выраженные существительными, а описывая Полтавский бой – однородные сказуемые, выраженные глаголами?  Как это связано с содержанием отрывков?»



Предварительный просмотр:

Повторяем В1.

Упражнение 1.

– Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

– Вчера в ресторане я одному типу по ______ засветил, - мужественно признался преображённый поэт.

– Основание? – строго спросил гость.

– Да, признаться, без основания, – сконфузившись, ответил Иван.

– Безобразие, – осудил гость Ивана и добавил: – А кроме того, что это вы так выражаетесь: по ____ засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, ____ или ____ . И, пожалуй, ведь всё- таки ____ . Так что, знаете ли, кулаками … . Нет уж, это вы оставьте и навсегда.

                                                                                                     (По М.А. Булгакову).

  1. Вставьте пропущенные слова и определите их стилистическую  окраску.
  2. Подберите к ним как можно больше просторечных и книжных  синонимов.

Найдите в тексте слова с ярко выраженной стилистической окраской и подберите к ним стилистически нейтральные синонимы.

Упражнение 2 .

(1) На другой день я уехал из Симферополя и дорогой думал о том что надо любить и жалеть людей хотя бы тех которые хорошие.  (2) И надо дарить им иногда какие нибудь подарки.

(3) И тогда у тех кто дарит и у тех кто получает становит…ся прекрас…но на душе.

(4) А которые ничего не дарят людям а вместо этого пр…подносят им (не) приятные сюрпризы, – у тех бывает мрачно и противно на душе. (5) Такие люди чахнут сохнут и хворают нервной экземой. (6) Память у них ослаб…вает и ум затемняется.  (7) И они ум…рают раньше времени. (8) А добрые наоборот живут крайне долго и отличаются хорошим здоровьем. (По М.М. Зощенко)

  1. Прочитайте текст. Найдите в нем грамматическое просторечие.
  2. Замените такие конструкции правильно построенным предложением.
  3. Запишите текст в  исправленном виде, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.



Предварительный просмотр:

Повторяем  В2.

В тесте задание звучит так: «Из предложения № выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне»

Упражнение 1.

Разр_вняем грядки, заг_рим на солнце, посадим р_стки, они подр_стут, превратятся в зар_сли; нам_кают от росы, пол_жили в тень, прол_жили тропинку, предл_гаем прогуляться, поск_кать верхом, начнем на з_ре, вым_кнем под дождем, прик_снулись к стволу, капли бл_стят, не к_саясь мокрых веток, непром_каемая куртка, ср_внили выр_щенные плоды, подск_чили от радости, будем м_кать хлеб в молоко.

  1. Запишите текст словарного диктанта.
  2. Прочитайте словосочетания (!)
  3. Определите вид связи в словосочетаниях. ( В8)
  4. Выделите все корни с чередованием гласных
  5. Почему в слове роса нет чередования? Ведь там корень – рос-.
  6. Применив один из подходящий из приемов сжатия текста, сокращенно сформулируйте

            правила написания корней скоч-скак, лож-лаг, рос-раст-ращ

Упражнение 2.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередованием и

обозначьте условия выбора гласных.

Выт_рал, но так досуха и не выт_р, разб_рал записи, зап_рать шкатулку было нетрудно, а отп_реть не уд_лось, пот_ряли ключ, выж_гать по дереву интересно, он выж_г свое имя, подст_лить коврик, заст_лать постель, подб_решь по цвету, бл_стающий мир, редкое соч_тание красок, зам_реть от восторга, откл_нился от курса, переходный возр_ст.

  1. В каких словах с пропущенными буквами безударные гласные корня
  2. проверяются ударением?
  3. Какие фрагменты можно представить как отдельные предложения? Охарактеризуйте каждое простое предложение (односоставное или двусоставное, если односоставное, то какого вида).



Предварительный просмотр:

Вставить пропущенные буквы, выделить корень, объяснить правописание.

Г...ревший, прик...сновение, прил...жение, перер...сший, прост...раться, зам...р, обм...реть, выст...лать, разв...вать способности, соприк...сновение, обл...гать налогом, соч...тание, выч...тание, прож...гать, прот...реть, разв...вающийся флаг, неприк...сновенный, город распол...жен, нагр...вать, соб...рутся, заг...релый, пон...мание, выт...реть, зан...маться, расст...лать, возвр...щение, сл...гаемое, к...саться, р...стение, заг...р, приб...раясь в квартире, зам...рать, зап...реть, выт...рать, упр...стить, тор...пясь.

*Запишите текст.

*Выделите все корни с чередованием гласных.

*В каких словах с пропущенными буквами безударные гласные корня проверяются ударением?Укажите их. Напишите проверочное слово.

*Найдите словосочетания, определите вид связи.

*Найдите основу, подчеркните.

*Найдите деепричастие,подчеркните.

*Напишите правила правило правописания корней - ЛАГ- -ЛОЖ-, РАСТ-РАЩ- РОС, КАС- КОС.

В тесте задание звучит так: "Из предложения № выпишите слова с чередующимися безударными гласными в корне ".

      Внизу огорода , где р..стет капуста, вырыт колодец. Колодец как яма,только стенки его выл..жили камнем. Ближе к воде он пор..с мхом,покрылся мокрой плесенью. Сюда, в мох,выпрыгивают лягушки. Они тоже з..леные, и сначала я с трудом узнаю их. Мы с Галькой швыряем в лягушек комья. Лягушки появля..ся все реже, взб..раются невысоко, жмут..ся ближе к воде. Я л..жусь над колодцем. В ч..рной воде его появляет..ся мое отражение, я улыбаюсь ему, оно улыбает..ся мне. З..лененькая, бл..стящая от воды лягушка высовывает остренькую мордочку, уп..рается лапкой в камень... И тут я размахиваюсь. ..Все происходит очень быстро, я  чувствую, что лечу, руками не за что уцепит..ся, внутри зам..рает, и я не успеваю опомнит..ся, как влетаю в  воду.

                                                                                                                         ( По Л. В. Латьевой. )

* Спишите текст.

*Вставьте пропущенные буквы.

*Выделите корни с чередованием и обозначьте условия выбора гласных.

*В каких словах  с пропущенными буквами безударные гласные корня проверяются ударением?

*Надпишите над глаголами вид.

*Докажите, что это текст.

*Укажите, какие средства речевой выразительности используются в предложении:

"Зелененькая, блестящая от воды лягушка высовывает остренькую мордочку, упирается лапкой в камень... ."

1.Метонимия.

2.Эпитеты.

3.Метафора.

4.Сравнительный оборот.

*Напишите сочинение-рассуждение "Зачем нужна орфография?"

Работа с текстом.

Вся семья вместе с " мальчиками " и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой,(1) которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом ,(2)  традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом,(3)  за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, (4) дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, (5)  племянников-крестников в студенческих тужурках.

  Я любила эти сборища за столом. Особенно на Пасху и Рождество, когда пекли что-нибудь вкусное.

                                                                                           ( По И. Крюковой )

*Из  предложений выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне.

*Можно ли это слово проверить при помощи ударения ? Почему ? Расскажите правило. Приведите примеры на это правило.

*В приведенном первом предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Выпишите грамматическую основу первого предложения

*Выписать три словосочетания с видом связи - согласование.



Предварительный просмотр:

Задание В1

  Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. Вот замечательный пример употребления целого ряда синонимов в небольшом тексте.

-Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

- Ну, царство небесное, -  согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают, это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдает…

    - То есть как это считается? У кого это считается?

    - У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят:»А наш-то, слышали, дуба дал».

   Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

    - Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

    - Я – человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.

      Из фрагмента романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» выпишите синонимический ряд слов, связанных со словом «умереть». Укажите стилистическую окрашенность синонимов.

Задание В8

Упражнение №1

Выполните тест:

1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1. падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас

2. разрисованная витрина, любящие родители, развешанные на стенах

3. удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол

4. свое присутствие, некоторые наречия, придуманный мною

2. В каком ряду все словосочетания со связью  согласование?

1. несогласованное определение, образованный юноша, удивленно пробормотав

2. прошедшее время,  один человек, взглянуть на присутствующих

3. покрытый снегом, любимый мною, когда-то знал

4. двенадцатый карандаш, роскошный особняк,  мое мнение

3. В каком ряду все словосочетания со связью  управление?

 1. образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашел среди цветов

 2. увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно

 3. оба пенсионера, тревога усиливалась, долго молчали

 4. трое из нас, переходит через границу,  смотреть вдаль

4.  В каком ряду все словосочетания со связью  примыкание?

 1. вкратце изложить, работать молча, сомневаюсь в этом

 2. откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую

 3. говорить невпопад, два рубля, любуясь собою

 4. сжечь дотла, говорить вполголоса,  в пустую комнату

5. В каком  ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?

 1. гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои

 2. сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся

 3. поющие птицы, возбуждающий интерес, унесенный ветром

 4. поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лес

Упражнение 2

  1. Определить тип подчинительной связи в словосочетаниях.
  2. Заменить данные словосочетания синонимичными.

   Годы войны, дни осени, радостное чувство, тревожное чувство, средства языка, пятилетняя девочка, музей истории, пение птиц, берег моря.



Предварительный просмотр:

Повторяем В3

В тексте задание звучит так: «Из предложений … выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется –с, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

Упражнение 1.

1) Тр..пинок было не ..честь и они во всех направлениях и..чертили лес. 2) Когда мощный порыв ветра, рыча, продул лес св..ркнула молния и грохнул ра..кат грома, Бемби чуть не лишился чувств: ему представилось, что мир вот-вот ра..колется на куски. 3) Бемби б..жал позади матери. Каждый удар грома словно ..дувал его с дор..ги в кусты, каждый высверк молнии возвращал назад. Каждая в..пышка молнии отражалась в тысячах капель и струй, как будто лес воспламенился! 4) Однажды мать и вовсе и..чезла. Его охватило бе..покойство, быстро перешедшее в страх, а затем лишь глубокая, бе..надежная тоска. 5) Олененок совсем обе..илел от голода, холода и лишений. Он бе..прерывно дрожал и стал ко всему бе..участен.

(Ф. Залтен)

 В каких словах с пропущенными буквами на конце приставок пишется –с? Объясните.

 В каких словах с пропущенными буквами безударные гласные корня проверяются ударением?

 Охарактеризуйте СП, расставьте недостающие знаки препинания.

Упражнение 2.

Ребенок без забот, небо без звезд, жидкость без цвета, дорога без конца, плач без звука, движение без шума; тихая погода, полное отсутствие ветра; ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли; уведомление о чем-нибудь; тревожное состояние, волнение.

 Найдите словосочетание.

 Какие способы связи используются в словосочетаниях?

 Замените развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова.

 Сформулируйте правило написания приставок, оканчивающихся на –з, -с.


Упражнение 3

Первый раз на коне.

Шаг коня стал торопливее кончилась рожь и мы с Буркой вышли на вытоптанный лошадьми двор. Широкие в..рота к..нюшни были ра..пахнуты и в темном проеме в с..рае ржал игриво маленький ж..ребенок.

Бурка, не..бавляя шага, шел в свой пропахший сеном, овсом и лошадиным потом дом, неся туда же и меня.

Пока мы плыли с ним по полям, я больше всего на свете боялся упасть с него, думая почему-то, что он обязательно раздавит меня подкованными к..пытами.

Страх так въелся в мою душу, что я не в силах был и теперь, возле в..рот к..нюшни, перекинуть ногу через спину коня и, держась за холку, ..прыгнуть на землю.

Радость, когда я увидел к..нюшню, бе..ледно и..чезла. Дверной проем показался мне ч..рной пастью. Все во мне ..жалось, когда Бурка простучал к..пытами передних ног по дощатому настилу перед входом и в этот момент меня бе..жалостно и грубо стукнул вдруг по лбу кто-то непонятный и злой. Я не понял, как очутился на земле.

— Ты чего это голову не пригнул? — услышал я ворчливый голос ..клонившегося надо мной конюха. Я не ..держался и ра..ревелся.

(По Г. Семенову.)

 Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи.

 Вставьте недостающие буквы и знаки препинания. Объясните.

 Заполни таблицу словами из текста.

Приставка с-

Приставка

на

на

 Выделите слова, словосочетания, которые передают чувства героя.

 Используя слова таблицы, напишите краткое изложение по данному тексту.


Повторяем В3

В тексте задание звучит так: «Из предложений… выпишите слово с орфограммой «Правописание приставок Пре-, При-»

Упражнение 1

Рассмотри опорную карточку. Произнеси слова, данные в разных колонках. Одинаковые ли значения у этих слов? Как они пишутся?

OK Различай значение и написание слов:

пребывать (находиться)                        прибывать (приезжать)

предавать (изменять)                        придавать (прибавлять)

предел (граница)                                придел (пристройка к церкви)

преемник (продолжатель)                        приемник (радио)

презирать (относиться без                        призирать, призреть (проявить

уважения)                                        заботу)

преступить (нарушить)                        приступить (начать)

претвориться (осуществиться)                притвориться (прикинуться)

преклоняться (относиться с                приклониться (наклониться)

большим  уважением)

преходящий (временный)                        приходящий (пришедший на

какое-то время)

 Запиши сначала предложения, в которых есть слова с приставкой пре- затем предложения со словами с приставкой при-.

 Укажи значение приставок

1. Я пр..терпелся ко всем этим неудобствам. 2. Он пр..давал огромное значение словарной работе. 3. Словно ребенок, я плескался в воде, пр..даваясь наивысшему наслаждению. (А. Чехов.) 4. Колосья спелой ржи пр..клонились к земле. 5. Я пр..клоняюсь перед вашей отвагой. 6. Не пр..зирай совета ничьего. (И. Крылов.) 7. Безродного пр..зрел и взял в свое семейство. (А. Грибоедов.) 8. Кудесник, ты лживый, безумный старик! Пр..зреть бы твое предсказанье. (А. Пушкин.) 9. Не хлопай дверью, а аккуратно пр..твори ее. 10. Лисица пр..творилась мертвой и обманула мужика 11 Теперь надо было срочно пр..творить этот проект в жизнь. 12. Он долго пр..бывал в неведении. 13 Вода быстро пр..бывала, но плотина пр..граждала ей путь. 14 Его пр..емник начал с перестановки мебели в своем кабинете.


Упражнение 2

Кусака

Она никому не пр..надлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог сказать, где находилась она и чем кормилась. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи и бескорыстно сторожила ее.

Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором.

Ночью собака подкралась к заснувшей дач., и бе..шумно улеглась на свое место под террасой. Пахло людьми, и в открытые окна пр..носились тихие звуки короткого дыхания. Люди спали, были бе..помощны, и собака ревниво сторожила их.

Пр..ехавшие дачники были очень добрыми людьми. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку, но потом лр..выкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:

— А где наша  Кусака?

...Кусака пр..смотрелась к лицам людей и усвоила их пр..вычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и пр..ласково помаргивала, не зная, ударят ее или пр..ласкают. Но ее пр..ласкали.

Маленькая теплая рука пр..коснулась нерешительно к шершавой голове собаки и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча. Когда дети стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала  при каждом пр..косновении...

Всею своей собачьей душою ра..цвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она пр..надлежала людям и могла им служить. Разве не достаточно этого для  счастья  собаки?

(По Л. Андрееву.)

 Прочитай текст. Сформулируй основную мысль.

 Определи стиль и тип текста, обоснуй свое мнение. Выдели смысловые части.

 Составь план. Приготовься писать изложение.

 Обрати внимание на первый и последний абзацы текста. Почему автор почти одними и теми же словами пишет о положении собаки? Что достигается этим?

 Назови слова с приставками при- и пре-. Есть ли среди них слова с неясным значением приставки?

 Укажи слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Какое правило надо применить, чтобы проверить написание гласных в этих корнях?

Повторяем В3

В тексте задание звучит так: Из предложений… выпишите слово с орфограммой «Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Упражнение 1

Идейный, инициативный, интересный, искусный,

 Образуй от данных прилагательных слова с противоположным значением, прибавляя приставки не- и без-.

 Сделай вывод, от чего зависит написание буквы ы в корне слова после приставок.

 Какие из образованных прилагательных не могут быть использованы для характеристики человека? Составь с этими словами предложения.

Упражнение 2

«Снежная туча пройдет,— думают,— станет в лесу светлее, от..щем дорогу и пойдем домой». (Т. Александрова.) Батюшка с матушкой вернулись — нет дочек. Ну, думают, у подружек. Но подружки сами прибежали по..грать. (Т. Александрова.) Оба смешно подпрыгивали, стукали друг друга лбами, и Беглянка так раз..гралась, что даже забыла про Витю. (В. Чаплина.) Я стою, склонившись над этим младенческим лесом, вд..хаю его первозданный запах, и мне кажется, что я присутствую при рождении мира, под..мающегося на утренней заре. (Ф. Абрамов.)

 Запиши предложения, вставь недостающие буквы и обозначь в этих словах приставки и корни.

 После каких приставок первая буква корня и не меняется на письме?

 В каких морфемах пропущены буквы?

 Найди слова, соответствующие схеме:



Предварительный просмотр:

Повторяем В4

В тесте задание звучит так: из предложений № выпишите слово(а), в которых правописание НН определяется правилом ( в разных вариантах разные правила на правописание Н и НН в прилагательных и причастиях).

  1. Реши тест. Укажите слова, где надо писать одну букву Н

А. карти…ая галерея

Б. излома…ые вещи

В.окраи….ый район

Г. Овся..ая каша

Д.стекля…ая посуда

Е. работа не провере…а

Ж.   соломе…ая крыша

З.лебеди…ая песня

И. зеле..ое платье

К. скоше…ая вовремя трава

  1. Повторяем теорию. Заполняем таблицу.

Часть речи

Н

НН

Прилагательное

Кожаный, львиный, глиняный +ветреный

Свиной

Обеденный, туманный+

Оловянный …

причастие

отправлено

Собранные

Жаренные в масле

Лакированный

Дополни таблицу примерами

Юный, серебряный, клюквенный, , незамеченный, организованный, испуганный, испугана, журавлиный, груженная кирпичом, деревянный, нерешеный.

3.В каком ряду все слова пишутся с н?

А. Окруже…ы забором,ветре..ый день гуси…ная кожа, глаже…ые вещи.

Б. газирова…ая вода, масле..ый блин, реше…ый пример, посажё…ый отец.

В.краше…ые двери, нехоже..ые тропы, нежда…ый гость, бракова…ые детали

Г. Свежемороже..ые овощи, асфальтирова…ое шоссе, смышле…ый малыш, некоше…ые травы.

4.Запиши текст под диктовку и объясни правописание н и нн.

Загадочны берега Антарктиды. Материк еще  недостаточно изучен. Всюду громоздятся угрюмые, совершенно подавляющие своей величественной мощью скалы. Сверкают бесконечные ледники, испещренные бездонными трещинами. Ущелья озарены изнутри синим светом. В глубине ледника вырисовываются горные хребты. Они кажутся таинственными. Айсберги, ледяные горы, изъеденные гневными волнами, холодно сияют под луной.

Лексическая работа – испещренные (покрытый мелкими пятнами, множеством точек)

Повторение пунктуации – причастный оборот, однородные члены предложения.

5.Самостоятельная работа с текстом.

О волках ходит много выдума(н,нн)ых историй. Говорят о нападениях волков на людей, о растерза(н,нн)ых одиноких путниках на зимних пусты(н,нн)ых дорогах. Страшные эти рассказы выдума(н,нн)ы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку беше(н,нн)ый волк, как опасны беше(н,нн)ые собаки.

Из текста выпиши слово(а), в котором правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий»

Правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида

Правилом правописания НН в прилагательных.



Предварительный просмотр:

Повторяем В6.

В тесте задание звучит так: «В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями  сложносочинённого предложения».

Задание №1

    Солнце еще не выглянуло из(за) края неба но ра…свет был виден сквозь прозрачный туман. (М.Пришвин) 2. То увид…шь двух прыгающих белок то выскочит навстречу рыжая лиса то перебежит дорогу работяга ежик то вырв…тся с оглушительным хлопаньем крыльев дикий голубь. (В.Солоухин) 3. Уже ра…свело и небо над березовой рощей порозовело но солнце еще (не) показывалось. 4. Все ели из котла Пантелей же сидел в стороне и ел кашу из деревя…ой чашечки. (А.Чехов)

  1. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы, расставьте знаки препинания, подчеркните основы.
  2. Найдите сочинительные союзы и укажите их вид (соединительные, разделительные и противительные).
  3. Составьте схемы предложений с разделительными и противительными союзами.
  4. Выпишите из 1 и 2 предложения словосочетания со связью управление и согласование.
  5. Выпишите из 3 и 4 предложения словосочетания, построенные на основе согласования, и замените их синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания. (В8)

Задание №2

НЕМНОГО ИСТОРИИ

     Евр…пейцы за последнее время так пр…выкли к к..ртофелю, (1)что без него не могут обходит…ся. А между тем к..ртофель не так давно появился в Европе и история его очень любопытна. Первыми отведали к…ртофель испанские м…ряки,(2) а потом он попал в Италию.

     Во Франции еще в XVIII веке своеобразно использовали к…ртофель. Модницы укр…шали его цветами волосы,(3) некоторые же делали из его цветов букеты. На к…ртофельные цветы установилась такая мода,(4) что пришлось делать искусственные, (5)так как живых не стало хватать.

     Царские чиновники России принуждали крестьян сажать картофель,(6) однако это вызывало «картофельные бунты». Крестьяне не хотели сажать и есть «земляные яблоки».                                          (По Н.Верзилину)        

  1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы.
  2. Определите стиль текста.
  3. Найдите ключевые слова.
  4. Определите главную мысль каждого абзаца и всего текста.
  5. Составьте план текста.
  6. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
  7. Выполните синтаксический разбор сложносочинённого предложения, составьте его схему.

Задание №3

     1.Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль. 2. На заре третьего дня ветер утих и пали над степ..ю густые туманы. (М.Шолохов) 3. Перед ненастьем словно кумач…м затянут горизонт из-за него показывает..ся красный солнеч..ный диск. (Архангельский) 4. Ветер был (на)встречу и дождь валил сплошной стеной. (К.Симонов) 5. Зацвел багульник и склоны сопок зап..лыхали фиолетово-малиновым огнем. (В.Ажаев) 6. Иногда в горах срывались лавины и над ними ст…лбом ст…яла белая пыль. (К.Паустовский)7. . Воздух застыл.8. Степь приняла унылый вид. 9. Поднялся сильный ветер. 10.Чу..ствовалось приближение грозы.

  1. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы.
  2. Укажите номера сложносочинённых предложений. Расставьте запятые, указав тип союза (соединительный, разделительный и противительный).
  3. Используя 7 и 8; 9 и 10 предложения, составьте из них ССП, включив причастный или деепричастный оборот. Расставьте знаки препинания.
  4. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом.
  5. Выпишите грамматическую основу предложений 4 и 5. (В9)
  6. Замените во 2 предложении глагол пали близким по значению синонимом.(В1)

.

Второй уровень

I. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).

1. Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль. 2. На заре третьего дня ветер утих и пали над степью густые туманы. (М.Шолохов) 3. Перед ненастьем словно кумачом затянут горизонт из-за него показывается красный солнечный диск. (Архангельский) 4. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной. (К.Симонов) 5. Зацвел багульник и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем. (В.Ажаев) 6. Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. (К.Паустовский)

II. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.

1. Корень учения горек за(то) плоды его сладки. 2. Эта задача решается так(же) легко как и та. 3. Я любил так(же) читать. 4. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили. 5. Яруг – это то(же) что и овраг. 6. «Ты то(же) ошибался», – ответил друг.

Третий уровень

Включите в одно из простых предложений причастный или деепричастный оборот, составьте из этих предложений ССП. Расставьте знаки препинания.

1. Воздух застыл. Степь приняла унылый вид.

2. Поднялся сильный ветер. Чувствовалось приближение грозы.

3. Солнце поднялось уже довольно высоко. Туман постепенно стал исчезать.

Четвертый уровень

Напишите сочинение-миниатюру «Осень в городе» (используйте ССП).

 

ВАРИАНТ II

Первый уровень

I. Допишите следующие определения:

Сложные предложения – это предложения…

Сочинительные союзы служат для…

II. Выпишите из текста сложносочиненные предложения, выделите в них грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания. 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Европейцы за последнее время так привыкли к картофелю, что без него не могут обходиться. А между тем картофель не так давно появился в Европе и история его очень любопытна. Первыми отведали картофель испанские моряки, а потом он попал в Италию.

Во Франции еще в XVIII веке своеобразно использовали картофель. Модницы украшали его цветами волосы некоторые же делали из его цветов букеты. На картофельные цветы установилась такая мода, что пришлось делать искусственные, так как живых не стало хватать.

Царские чиновники России принуждали крестьян сажать картофель однако это вызывало «картофельные бунты». Крестьяне не хотели сажать и есть «земляные яблоки».

(По Н.Верзилину)

III. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

1. Гоголь бывал в парижских музеях и картинных галереях и больше всего его поразил Лувр. 2. Поезд пришел точно по расписанию но Вари на перроне не было. 3. Еще не светится ни одно окно ни из одной трубы еще не тянется вверх вялый огонек. (В.Тендряков) 4. Не то калитка стукнула не то мне показалось.

IV. Тест (cм. вариант I)

го заходилось в сладкой тоIII. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

1. Гоголь бывал в парижских музеях и картинных галереях и больше всего его поразил Лувр. 2. Поезд пришел точно по расписанию но Вари на перроне не было. 3. Еще не светится ни одно окно ни из одной трубы еще не тянется вверх вялый огонек. (В.Тендряков) 4. Не то калитка стукнула не то мне показалось.

IV. Тест (cм. вариант I)

Второй уровень

I. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).

1. Ночью печально и широко пело море и было холодно. (К.Паустовский) 2. Я пошел глухой лесной тропинкой и все вокруг показалось мне таинственным. 3. На следующий день пошел снег и замела пурга. 4. В начале мая зацветает черемуха и весь участок пути наряжается в белое кружево. 5. Все живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь. (В.Песков) 6. Заболело однажды у Васьки горло и не позволили ему на улицу выходить. (А.Гайдар)

II. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.

1. Днем в степи стояла невыносимая жара ночью то(же) было душно. 2. Животное царство пустыни так(же) бедно как бедна его флора. 3. Все внимательно слушали диктора я так(же) заинтересовался. 4. В жару птицы замолкают за(то) оживает мир насекомых. 5. Только глупец падает в одну и ту(же) воду. 6. Я высоко ценил Петьку за(то) что он был бескорыстным и верным другом.

Третий уровень

Превратите сложносочиненное предложение в простое с однородными членами и наоборот.

1. Гоголь любил путешествовать, и дорога была необходима ему для наблюдений. 2. Последний раз Гоголь посетил Петербург осенью 1848 года и провел в нем около двух недель. 3. На чужбине Гоголь тосковал по Москве и постоянно стремился поскорее возвратиться в древнюю столицу.

Четвертый уровень

По данному началу составьте небольшой рассказ, употребив в нем ССП с разными союзами:

В старом саду было тихо и грустно… .

 

ске. Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1.      Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

А.Б.В.Г.

2.      Укажите сложносочиненные предложения.

А.Б.В.Г.

3.      Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А.Б.В.Г.

4.      Строение какого предложения соответствует схеме:

[неопределенно-личное], и [безличное]?

А.Б.В.Г.

5.      Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

А. одновременность явлений

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6.      Найдите предложения с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Тест по теме "Сложносочиненные предложения"

II ВАРИАНТ

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1.      Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А.Б.В.Г.

2.      Укажите сложносочиненные предложения.

А.Б.В.Г.

3.      Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.

А.Б.В.Г.

4.      Строение какого предложения соответствует схеме:

[определенно-личное], и [двусост.]?

А.Б.В.Г.

5.      Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

А. одновременность действий

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6.      Найдите предложения с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то(же) село.

Определите сложносочинённое предложение.
А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.
В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.
С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.
D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
Правильный ответ: С

Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.
А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
{Правильный ответ}=Е

Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.
В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
Правильный ответ: А

Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.
В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.
D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.
Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
Правильный ответ: А

Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.
В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.
D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.
Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
Правильный ответ: С

Определите сложное предложение.
А) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души.
В) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
С) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно.
D) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.
Е) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
Правильный ответ: Е

Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом.
А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину.
В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.
С) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
D) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать.
Е) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами.
Правильный ответ: В

Определите сложносочинённое предложение.
А) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
В) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.
С) Роща не издавала ни звука, и в этом молчании чувствовалось что-то гордое, сильное, таинственное.
D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
Е) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей
Правильный ответ: С

Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.
В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
Е) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
Правильный ответ: А

Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
А) Ночью шёл тихий дождь, но утром погода разгулялась.
В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.
D) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.
Е) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.
Правильный ответ: А

Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
А) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
С) То нагоняло чёрные тучи, то с неба лился прохладный весенний свет.
D) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.
Е) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.
Правильный ответ: С

Определите сложносочинённое предложение.
А) Экология исследует отношения растений и животных, их видов между собой и окружающей средой.
В) В 21 век человечество вошло в состоянии экологической катастрофы, и в её устранении должен участвовать каждый из нас.
С) Экология - это наука о доме, о непосредственном окружении человека.
D) Человек должен сохранить биологическое равновесие в природе.
Е) Решая экологические проблемы, мы заботимся о будущем человеческого общества.
Правильный ответ: В

Определите сложносочинённое предложение.
А) Хорошее слово в огне не погубишь: оно не имеет цены.
В) У каждого есть в жизни высота, которую он должен взять когда-то.
С) Наука спасает молодые поколения от невежества, а искусство - от грубости и пошлости.
D) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
Е) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе засверкали звёзды.
Правильный ответ: С

Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом.
А) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг повалит водянистый снег.
В) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
С) Ночь ложилась на горы, и туман начинал бродить в ущельях.
D) Бывали трудные ситуации в его жизни, но он всегда выходил из них с честью.
Е) Ни лист в роще не зашуршит, ни птица не запоёт.
Правильный ответ: D

Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.
А) Ещё не взошло солнце, но заря огненно полыхала, освещая верхушки деревьев.
В) То мальчика влекло море, то он мечтал стать лётчиком
С) По обе стороны зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.
D) Или ты сам признаешься, или кто-то укажет на твою ошибку.
Е) Ветра не было, но в саду всё падали листья.
Правильный ответ: С

Определите сложносочинённое предложение с разделительными союзами :
А) Либо ты посадишь на участке цветы, либо я займу его под овощи.
В) Падали только отдельные капли воды, и плеск их разносился очень далеко.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Гласные в приставках ПРЕ – и ПРИ- »

Слайд 2

Приставки и пре- при- Присоединение, приближение, прибавление Неполнота действия Расположение, нахождение вблизи чего-нибудь Высшая степень действия или качества Совпадает по значению с приставкой пере- значение значение пре- при-

Слайд 3

Различай значение! Пре зирать (не уважать) – при зирать (заботиться) Пре дать (выдать кого-нибудь) – при дать (добавить) Пре бывать (находиться где-нибудь) – при бывать (приезжать) Пре ступить (нарушить) – при ступить (начать) Пре клоняться (относиться с глубоким уважением) – при клоняться (наклоняться, пригибаться) Пре творить (воплотить, осуществить) – при творить (закрыть)

Слайд 4

Запомни! пре следование пре пятствие пре ткновение пре вратный пре небрежение пре зидиум пре зидент при ключение при тязание при бор при сягать при оритет

Слайд 5

Гласные в приставках ПРЕ – и ПРИ - Выпишите только те слова, которые не имеют значения приближения , выделите приставки, запомните их написание. Приобрел, приехать, притечь, признать, прискакать, прикатиться, присмиреть, придумать.

Слайд 6

Определите, какое из данных значений слов неправильно. Выпишите эти слова, запомните их написание. 1) Приколол – присоединил булавкой. 2) Прилежание – присоединение к лежащим. 3) Придрался – присоединился драке. 4) Припаял – присоединил паяльником. 5) Приключение – присоединение к ключу. 6) Приголубил – присоединил к голубю.

Слайд 7

Замените данные словосочетания одним словом, запишите, определите значение приставки. (Присоединить) с помощью веревки, с помощью молотка и гвоздей, с помощью иголки с ниткой, с помощью клея, с помощью винтов и шурупов. Участок при школе, край при море, крапива при дороге, постройка при станции, огород при усадьбе, поселок при городе.

Слайд 8

Замените словосочетания словом с приставкой ПРИ- Немного поднял, не совсем открыл, немного хромает, слегка коснулся, ненадолго лег, ненадолго затормозил, не совсем заглушил.

Слайд 9

Замените словосочетания словом с приставкой ПРЕ- Очень скверный, очень гадкий, очень неприятный, очень хорошенький.

Слайд 10

Спишите, вставьте букву –и- или букву –е-. Определите значение приставки, если это возможно. Искать пр..станища, найти пр..бежище, пр..одолеть все пр..грады и пр..пятствия, пр..небрегать советами, пр..градить дорогу, пр..сечь ненужные разговоры, дать пр..сягу, сделать пр..вивку, вступить в пр..рекания, пр..мирить спорящих, пр..мерить пальто, пр..сутствовать на собрании, пр..одолеть страх, пр..выкнуть к условиям.

Слайд 11

«Проверь себя» Искать пр. И. станища, найти пр И бежище, пр. Е .одолеть все пр .Е .грады и пр. Е .пятствия, пр Е небрегать советами, пр. Е .градить дорогу, пр. Е .сечь ненужные разговоры, дать пр И сягу, сделать пр И вивку, вступить в пр. Е. рекания, пр. И .мирить спорящих, пр. И .мерить пальто, пр. И .сутствовать на собрании, пр. Е .одолеть страх, пр. И .выкнуть к условиям.

Слайд 12

Подбирая подходящие по смыслу слова из указанных в скобках, запишите словосочетания Прибывать –пребывать (к Павелецкому вокзалу, в Москве) приступить – преступить(к рисованию, закон) приклонить – преклониться(голову, перед талантом) призреть – презреть(сироту, опасность) придать – предать(форму шара, товарища)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического разбора 5 класс.

Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического р...

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Часть 2. Задание 5 с ответами по тексту Куприна А.И., тестовые задания по теме "Деепричастие"

Тестовые задания на тему "Правописание суффиксов" призваны отработать умение находить слова с орфограммами на правописание суффиксов разных частей речи. В пособиях представлены задания на отработку пр...

тренировочные задания для подготовки в ОГЭ по химии 15 тестовых заданий

тестовые задания направлены повторение материала и проверку знаний части А в ОГЭ по химии...

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Задание 6. Морфологические нормы.

Файл содержит тест в двух вариантах по теме "Морфологические нормы" ( задание 6 ЕГЭ) с ответами и блок заданий для работы на уроке....

Готовимся к ЕГЭ. Тестовые задания в формате ЕГЭ по темам

Для успешной подготовки к ЕГЭ предлагаю использовать данные тесты, как итоговое повторение по темам....

Разработка тестовых заданий для диагностики качества образования на основе тестовых оболочек

Для любой образовательной системы оценка знаний учащихся является одной из основных задач. Сегодня тестирование, как метод оценки знаний учащихся, приобретает всё большую популярность. Составлени...