программа курса "Казнить нельзя помиловать"
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Чегодаева Надежда Пафмитьевна

«Казнить нельзя помиловать..». Для пишущего пунктуационная ошибка, как и орфографическая, - это то, что мешает точно, правильно передать свои мысли и чувства тому, кто будет читать.  Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться, - значит обеднять свою письменную речь и не всегда правильно понимать письменные тексты

 

            Предметно-ориентированный курс «Казнить нельзя помиловать» соответствует положению Концепции профильного обучения. Данный курс рассчитан на учащихся 9-10классов, готовящихся к экзамену по русскому языку, а также на учащихся, желающих углубить свои знания по русскому языку.

            Основное внимание уделяется теоретическим сведениям, не изучаемым или недостаточно изученным в школьном курсе русского языка. Большое внимание в курсе уделяется активизации в речи учащихся  различных синтаксических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaznit_nelzya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Общеобразовательный эколого-биологический лицей»

Рассмотрено на НМС

                                                                                            Протокол №______

от «_____»_____________2008г

Утверждаю

директор МОУ ЭБЛ

.                                                               __________В.С. Гордеева

Дополнительная образовательная программа

«Казнить нельзя помиловать»______

                                                                (возраст обучающихся –    15-17       лет,

срок реализации программы –    1 год      )

Педагог дополнительного образования

учитель   русского языка и литературы

 МОУ ЭБЛ

                

Чегодаева Н.П.

Архангельск

2008 г.

                  «Казнить нельзя помиловать»

 

Пояснительная записка

          «Казнить нельзя помиловать..». Для пишущего пунктуационная ошибка, как и орфографическая, - это то, что мешает точно, правильно передать свои мысли и чувства тому, кто будет читать.  Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться, - значит обеднять свою письменную речь и не всегда правильно понимать письменные тексты

           Предметно-ориентированный курс «Казнить нельзя помиловать» соответствует положению Концепции профильного обучения. Данный курс рассчитан на учащихся 9-10 классов, готовящихся к экзамену по русскому языку, а также на учащихся, желающих углубить свои знания по русскому языку.

          Основное внимание уделяется теоретическим сведениям, не изучаемым или недостаточно изученным в школьном курсе русского языка. Большое внимание в курсе уделяется активизации в речи учащихся  различных синтаксических категорий.

  Актуальность курса. В 9 классе программа отводит на изучение русского языка всего 2 часа в неделю. Обилие пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися, недостаточное количество часов на повторение,  необходимое для успешной сдачи экзамена, привело к  необходимости создания данного курса. Русской пунктуации присуща многофункциональность знаков препинания и их взаимозаменяемость. Гибкая пунктуационная система позволяет выявлять не только смысловую сторону текста, но и стилистические его оттенки

 Цели курса:

-  помочь девятиклассникам овладеть навыками грамотного письма,

-  углубить знания в области синтаксиса простого и сложного предложения,

-  повысить культуру речи.

 Эти цели обусловливают следующие задачи:

- систематизация  пунктуационных правил,

- на основе пунктуационных правил закрепление и совершенствование пункт. навыков,

- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- отработка общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой;

- работа по культуре речи.

 Курс рассчитан на 34 часа.

         Данный курс  разработан на основе программ    по русскому языку, утвержденных

 Министерством образования РФ (программа по стабильным учебникам под редакцией Баранова и Ладыженской 2006 г., программа Разумовской М.М. и программа Бабайцевой В.В.) и дополнительной методической литературе. Курс не повторяет, а дополняет базовые умения учащихся и имеет практическую направленность. Учащиеся отрабатывают навыки выразительного чтения, очень важного при изучении синтаксиса; закрепляют полученные знания и отрабатывают пунктуационные умения; развивают речь, обогащая и усложняя словарный запас при создании небольших текстов с осложненными и сложными предложениями; учатся грамотно писать, выступая в роли корректоров. Для фиксирования динамики интереса и контроля учащихся занятия предполагается проводить в форме практикумов с использованием игровых моментов, творческих заданий.

Содержание программы.

  1. Введение. Значение и задачи курса. Роль знаков препинания в тексте. Отделяющие и выделяющие знаки препинания.
  2. Тире между подлежащим и сказуемым. 1. Углубление понятия о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Отработка навыка постановки тире. 2. Отсутствие тире между главными членами. Инверсия в предложениях, ее влияние на постановку тире между подлежащим и сказуемым. (Ср.:  Странный человек этот лекарь! – Этот лекарь – странный человек).
  3. Односоставные и неполные предложения. Виды односоставных предложений. Отличие односоставных предложений от неполных. Тире в неполном предложении. Роль интонации в неполных предложениях. Эллиптические предложения.
  4. Однородные члены предложения. 1. Развитие понятия об однородных членах (cпособы связи между однородными членами, возможность их распространения, несколько рядов однородных членов). Однородные и неоднородные определения, умение различать их в связном тексте. 2. Роль интонации в предложениях с однородными членами.  Отработка пунктуационных умений и навыков. Отличие предложений с однородными членами от сложных предложений. Культура речи. Устранение недочетов в предложениях с однородными членами.
  5. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. 1. Значение вводных слов. Отличие вводных слов от членов предложения. Вводные слова в составе обособленных членов. Вводные слова между однородными членами. 2. Вводные предложения и вставные конструкции. Отработка пунктуационных навыков в предложениях с вводными выражениями и вставными конструкциями. Употребление в речи вводных слов с учетом речевой ситуации.
  6. Обособленные члены предложения. 1. Систематизация и углубление материала по обособленным членам предложения. Обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения. 2.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.  Культура речи.
  7. Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции. Разграничение и обособление данных конструкций. Тире в пояснительных конструкциях.
  8. Знаки препинания при союзе КАК. 1. Углубление материала о конструкциях с союзом КАК. Вводные предложения, начинающиеся с союза КАК. Сравнительные обороты. Постановка и отсутствие знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом. 2. Конструкции с союзом КАК, не выделяющиеся и выделяющиеся запятыми. Союз КАК во фразеологических оборотах.
  9. Сочетание знаков препинания в тексте. Пунктуационный анализ текста. Итоговая работа.
  10. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 1.Запятая в ССП с союзами соединительными, противительными, разделительными, присоединительными, пояснительными. Отсутствие запятой при наличии двух вопросительных, побудительных, восклицательных, безличных или назывных предложений.        Отсутствие запятой при наличии общего второстепенного члена, общей придаточной части, общего вводного слова. 2.Постановка точки с запятой и тире в ССП.
  11. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.1.Запятая при сложных подчинительных союзах, на стыке двух союзов (при «встрече» подчинительных союзов, при «встрече» сочинительного и подчинительного союзов. Пунктуация при «встрече» присоединительного и подчинительного союзов). 2.Постановка других знаков препинания (точки с запятой, тире, двоеточия, запятой и тире) в СПП. 3.Трудные случаи пунктуации в сложных союзных предложениях. Отработка пунктуационных навыков.
  12. Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточной частью сложноподчиненного предложения. Цельные по смыслу выражения (обороты типа СДЕЛАТЬ КАК СЛЕДУЕТ, ПИШИ КАК ХОЧЕШЬ, сочетания НЕ ТО ЧТО, НЕ ТО ЧТОБЫ и другие.
  13. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 1.Постановка запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП. Роль интонации в БСП. Выразительность фразы при бессоюзии. Употребление в речи БСП с учетом речевой ситуации. 2.Запятая и тире в БСП. Экспрессивно-стилистические возможности БСП.
  14. Сочетания знаков препинания.1.Сочетания знаков препинания (запятая и тире, кавычки и другие знаки, скобки и другие знаки). 2.Пунктуационный анализ текста. Итоговая работа.
  15. Знаки препинания при прямой речи и  цитатах. 1.Авторские слова внутри прямой речи. Прямая речь внутри авторских слов. Знаки препинания при диалоге. Культура речи. 2.Постановка знаков препинания при цитатах.
  16. Употребление кавычек (слова, употребляемые в необычном значении; названия орденов и медалей; названия сортов растений, пород животных и т.д.)
  17. Факультативные знаки препинания. 1.Собственно факультативные знаки препинания (ставить или не ставить).2.Альтернативные («или - или») и вариативные (знак на выбор) знаки препинания. Многофункциональность знаков препинания
  18.   Подведение итогов. Заключительное занятие.

Тематическое планирование

N / n

 Тема

Колич. часов

Форма обучения

I

Введение. Значение и задачи курса. Роль знаков препинания.

1

Беседа, выраз. чтен., тренир. упражнения

II

. «Тире – один из знаков препинания на письме, будто бы писатель призадумался тут или требует догадки, дополнения, пропуска» (Из Толкового словаря В.И.Даля)

1.Тире между подлежащим и сказуемым. Отработка навыка постановки тире.    

2.Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. Роль инверсии при постановке тире.

1

1

Выразительное чтение.

Практикум. Контроль – тест.

III

Односоставные и неполные предложения. Отличия односоставных предложений от неполных. Тире в неполном предложении.

2

Практикум.

 Творч. работа с макс.использованием односост. предложен («Мой самый яркий школьный день» или сочинение-этюд с использованием эллиптическ.предл. «Любимый уголок города»

Контроль –тест.

IV

Однородные члены предложения.

  1. Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.
  2. Отличие простых предложений с однородными членами от сложных предложений.

1

1

Выразительное чтение.

Практикум. Работа корректором. Контроль – тест.

V

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.

  1. Вводные слова, отличие их от членов предложения.
  2. Вставные конструкции и знаки препинания при них.

1

1

Выразительное чтение.

Практикум. Игра. Контроль – тест.

VI

Обособленные члены предложения.

1.Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.

2.Знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями и обстоятельствами. Культура речи.

3.Соблюдение грамматических норм при пост-

роении предложений с причастными и деепри-

частными оборотами.

1

1

1

Практикум. Игра. Контроль – этюд о зимней (весенней, осенней) природе с использованием обособленных членов предложения

Контроль – тест.

VII

Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции. Запятая и тире в предложениях с данными конструкциями.

2

Выразительное чтение.

Практикум.

VIII

Знаки препинания при союзе как.

1.Сравнительные обороты. Наличие и отсутствие запятых в предложениях со сравнительными оборотами.

2.Конструкции с союзом как, выделяющиеся и не выделяющиеся запятыми.

1

1

Практикум. Работа корректором (найти и исправить пунктуационные ошибки).

Контроль – тест.

IX

Обобщающее занятие. Сочетание знаков препинания. Пунктуационный анализ текста.

2

Итоговая работа. КИМ.

X

Знаки препинания в сложносочиненном предложении (запятая, точка с запятой, тире).

1. Наличие и отсутствие запятой в ССП.

2. Точка с запятой  и тире в ССП.

1

1

Практикум.

Контроль  - тест.

XI

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

  1. Постановка запятой в СПП.
  2. Другие знаки препинания (точка с запятой, тире, двоеточие) в СПП.
  3. Трудные случаи пунктуации в сложных союзных предложениях.

1

1

2

Выразительное чтение. Практикум.

Творческая работа.

Контроль – тест.

XII

Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточной частью СПП.

1

Практикум.

XIII

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1.Точка с запятой, двоеточие и тире в БСП.

2.Запятая и тире в БСП.

1

1

Выразительное чтение. Практикум. Контроль - тест.

XIV

Сочетания знаков препинания.

1.Сочетания знаков препинания.

2. Пунктуационный анализ текста.

1

1

Практикум.

Итоговая работа.

КИМ.

XV

Знаки препинания при прямой речи и при цитатах.

1.Знаки препинания при прямой речи и при диалоге.

2.Знаки препинания при цитатах.

1

1

Практикум.

Работа корректором (найти и исправить ошибки).

Контроль – тест.

XVI

Употребление кавычек.

1

Практикум.

XVII

Факультативные знаки препинания

1.Собственно факультативные знаки препинания.

2.Альтернативные и вариативные знаки препинания

1

Выразительное чтение.

Практикум (работа с текстами худ. литературы).

XVIII

Заключительное занятие. Подведение итогов.

1

Беседа.

Литература

1. Бархударов С.Г. и другие. Русский язык. Учебник для 8-9 класса. – М., 2009.

2.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М., 2008.

3.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М., 2005.

4.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 -11 кл. – М.,2005.

5.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация.- М.,2004.

6.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2004.

7.Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – М., 1990.

8.Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,1983.

9.Валгина Н.С.Современный русский язык. Пунктуация: Учебное пособие для вузов по специальности «Журналистика». – М.,1995.

10.Точка, точка, запятая…Саморепетитор по русской пунктуации / Под ред. А.М.Ломова. – Воронеж, 1993.

11.Войлова К.А., Гольцова Н.Н. Справочник-практикум по русскому языку. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»

Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...

Ролевая игра по биологии 7 класса. Суд над мухами: " Казнить нельзя, помиловать"

Ролевые игры на уроках биологии - эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникативную деятельность, они способствуют развитию коммуникативной компетенции. Благодаря ролевым играм, урок можно сделат...

Сигарета - казнить, нельзя помиловать!

Материал содержит полный сценарий-разработку урока о вреде курения....

классный час КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

классный час построен по деятельностному методу  с опорой на программу "Мой выбор"...

Внеклассное занятие "Казнить нельзя помиловать"

Цель данного  внеклассного занятия: познакомить учащихся с различными точками зрениями на проблему смертной казни; со статистикой смертной  казни и судебных ошибок, а также дать возможность ...

«Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»...

Курить нельзя помиловать

Классный час для старшеклассников о вреде курения...