Урок "Правописание сложных слов с корнем пол-"
методическая разработка по русскому языку (5,6 класс) на тему

Валова Нина Леонидовна

Конспект урока в 5 классе по разделу "Словообразование" с презентацией.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Тест «Эти слова сложные»: 1в. а) исследователь б) водопад в) лесоруб г) закрепитель д) выключатель е) птицелов ж) атомоход з) учётчик и) лётчик к) РФ2в. а) кашевар б) обозреватель в) газопровод г) глазомер д) заготовитель е) пчеловод ж) луноход з) путешественник и) газетчик к) ТЮЗ Самопроверка. 1в. б, в, е, ж, к 2в. а, в, г, е, ж, з, к Правописание сложных слов с корнем пол-
Что узнаем:как пишутся сложные слова с корнем ПОЛ.Чему научимся:правильно писать сложные слова с корнем ПОЛ. Понаблюдаем: пол - Европы пол – листа пол - апельсинапол - Москвы пол – лимона пол - яблокапол - Байкала пол – луковицы пол – окна полдоски полумесяц полпарты полузащитник полстены полутьма Сформулируйте правило. пол - Европы пол – листа пол – апельсина полдоски полумесяц Написание слов с корнем ПОЛ (половина) Через дефисПеред прописными буквами: пол-Москвы.2. Перед буквой Л: пол-ложки.3. Перед гласной буквой: пол-яблока. Слитно Перед согласными буквами: полчаса, полметра.2. Слова, которые начинаются с ПОЛУ: полукруг, полумесяц. прописная букваПол - { л гласная
Опорная схема. Справка. Судок –1.Небольшая чашка, миска с ручками.2.Приспособление для переноски кушаний в виде нескольких кастрюлек, поставленных одна на другую и скрепляющихся ручкой. Запомни! Вот теперь нам стало ясно, Не забудем никогда: Слово ПОЛ с любой согласнойСлитно пишется всегда. Перед Л и перед гласной, Перед буквой прописнойСлово ПОЛ, любому ясно, Отделяется чертой! Домашнее задание: Выучить правило (стр. 45 – 46) Придумать и записать шуточный рассказ со сложными словами с корнем пол- .Выучить шуточное правило (по желанию).


Предварительный просмотр:

Правописание сложных слов с корнем пол - .

Цели: познакомить с условиями выбора слитного и дефисного написании сложных слов с корнем  пол-, формировать навык правописания слов с этой орфограммой; закрепить навык правописания сложных слов; актуализировать умение находить сложные слова; продолжить развитие навыка самоконтроля, познавательной активности; углубить интерес к предмету

I. Повторение. Опрос.

 - Какой раздел лингвистики изучаем? (показать по карте Страны РусскогоЯзыка).

 - Какую тему из этого раздела изучаем на протяжении ряда уроков?                             (2)

    1. Связный рассказ «Способ сложения» (подготовка к ответу у доски, запись примеров).                                                                                                                                        

                                                                                                                                                  (3)  

   2. Тест «Эти слова сложные»:                                                                               (3)   слайд 1

1в. а) исследователь б) водопад в) лесоруб г) закрепитель д) выключатель

      е) птицелов ж) атомоход з) учётчик и) лётчик к) РФ

2в.  а) кашевар б) обозреватель в) газопровод г) глазомер д) заготовитель е) пчеловод ж) луноход з) путешественник и) газетчик к) ТЮЗ

      Самопроверка: 1в. б, в, е, ж, к      2в. а, в, г, е, ж, з, к                                     (1)    слайд 2

(Учитель проверяет у консультанта, затем тот проверяет  у нескольких уч-ся с помощью проверочной карточки для выставления оценки. Для остальных – самопроверка.)

    3. Прослушивание связного монологического ответа, рецензирование по памятке.

II. Словообразовательная «разминка». Игра «Замените».                                           (7)

     Заменить словосочетания сложными словами. Соревнуются 3 команды(кто напишет без ошибок) – эстафетная запись слов на доске и в тетрадях.

    Артист кино, новая стройка, бывший в прошлом году. Древняя Русь, относящийся к железной дороге, падение листьев. Помещение для хранения овощей; человек, пишущий басни, юный натуралист. Любящий тепло, добывающий уголь; человек с добрым сердцем.

  - Что повторили, выполняя разминку?

III. Объяснение новой темы.

  1. Решение познавательной задачи.                                                                             (2)

- Что вы видите на рисунках? (пол- яблока, пол-огурца, пол- лимона, пол-листа, полмотоцикла, пол – Москвы, пол - картины).                                                     слайд 3

- Что общего в лексическом значении слов?

- Знаете ли вы, как писать эти слова?

- Как вы думаете, одинаково ли они пишутся?

2.  Сформулируйте тему и цель урока.                                                                           (1)  

- Запись темы в тетради.                                                                                          слайд 4

- Сформулируйте цель (что узнаем? чему научимся?)                                  

-  Проверьте, совпадают ли ваши формулировки с моими.                      

Что узнаем: как пишутся сложные слова  с корнем пол-.                                    слайд 5

Чему научимся: правильно писать сложные слова  с корнем пол-.

  1. Наблюдение. Вывод правила.                                                                                   (5)

   пол - Европы             пол – листа                  пол – апельсина                               слайд 6

   пол - Москвы            пол – лимона               пол - яблока

   пол - Байкала            пол – луковицы           пол – окна

 

   полдоски                    полумесяц

   полпарты                   полузащитник

   полстены                   полутьма

                - Прочитайте слова. Сколько групп? По какому принципу слова сгруппированы?

                - Запишите столбиком по 1 слову из каждой группы.

- Кто готов сформулировать правило? (самостоятельный вывод правила)         слайд 7

- Проверьте правильность своих выводов по учебнику (стр. 45 – 46).                 слайд 8

IV. Физминутка.                                                                                                                   (2)

V. Творческая работа. Составление опорной схемы (самостоятельно).                        (5)

     Несколько лучших вариантов записываются на доске, в тетрадь-справочник – «запоминалка»: «Пол - Юли»

                                                пол – прописная буква                                слайд 9

          - л

                      - гласная

VI. Закрепление.

       1. Выборочный диктант. (Волина В. В  Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996. – стр.369)                                                                                              (5)

Выписать слова с корнем пол- , объяснить орфограмму (запись в тетрадях и на доске – по цепочке).

Я пришёл из школы: мамы дома нет. На столе оставлен для меня обед:

Полбатона хлеба, полсудка борща и на сковородке ровно пол-леща.

               (для справки: судок –1.Небольшая чашка, миска с ручками. 2.Приспособление для переноски кушаний в виде нескольких кастрюлек, поставленных одна на другую и скрепляющихся ручкой.)                                                                                                   слайд 10

Если мамы дома нету, полминуты не теряй

И варенье из буфета поскорее доставай.

У меня сегодня был такой обед: полкило варенья, полмешка конфет,

Пол – арбуза с тортом, апельсин с халвой (я ещё не мёртвый, но полуживой).

Я не ем уж  полнедели, я не сплю уж 5 ночей,

У моей  стоит постели ровно пол – Москвы врачей.

      2. Диктант с последующей самопроверкой.                                                                 (4)

( последние 2 четверостишия записываются полностью под диктовку, самопроверка - по  записи на слайде).                                                                                                             слайд 11

Вот теперь нам стало ясно,                                           Перед Л и перед гласной,

Не забудем никогда:                                                      Перед буквой прописной

Слово ПОЛ с любой согласной                                   Слово ПОЛ, любому ясно,                                  

Слитно пишется всегда.                                                Отделяется чертой!

(хоровое чтение текста)

VII. Подведение итогов урока.

       - Что узнали?

       - Чему научились?

 - А кто ещё не научился, не огорчайтесь. На следующем уроке мы закрепим ваше умение правильно писать сложные слова с корнем  пол- .

VIII. Домашнее задание.                                                                                                 слайд 12

  1. Выучить правило (стр. 45 – 46)
  2. Придумать и записать шуточный рассказ со сложными словами с корнем  пол- .
  3. По желанию – выучить шуточное правило.

- Спасибо за урок!                                                                                                             слайд 13

Валова Н.Л. МБОУ ООШ №5 г. Амурска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа «Правописание слов с корнями -раст-//-ращ-//-рос-»

Проверочная работа «Правописание слов с корнями  -раст-//-ращ-//-рос-»...

История русского литературного языка. Материалы по теме: «История слов с корнем –бел- в русском языке»

ОглавлениеВведениеГлава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического исследованияГлава 2. Лексико - тематическая групп...

Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...

Сложные слова. Образование сложных слов.

материал к уроку русского языка...

Сложные слова. Образование сложных слов.

материал к уроку русского языка...

Технологическая карта урока по русскому языку «Сложные слова. Соединительные О и Е в сложных словах»

Класс:     6         УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,...