Урок развития речи в 8 кл. Подготовка к написанию сочинения по впечатлениям. Описание памятника Серафиму Саровскому в Коренной пустыни работы В. Клыкова
план-конспект урока русского языка (8 класс) по теме

Рагулина Лариса Владимировна

Урок подготовки к написанию сочинения по впечатлениям "Описание памятника Серафиму Саровскому работы В. Клыкова" разработан и проведён в рамках проведения стажировочной площадки по теме « Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности на основе регионального компонента» в марте 2012 года. Стажировочная площадка «ФГОС ООО: содержание и механизмы реализации в процессе преподавания русского языка и литературы" в МБОУ "Средняя общеобразовательная школ №35 им. К.Д.Воробьёва" г. Курска призвана способствовать изучению опыта реализации ФГОС НОО, а также  обобщению и внедрению опыта работы учителей основной школы, успешно интегрирующих элементы стандартов второго поколения в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_stazhir.pl_._ragulinoy_l.v..docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Рагулина Лариса Владимировна, учитель высшей категории

МБОУ «СОШ №35 им. К. Д. Воробьёва» г. Курска

Урок развития речи в 8кл. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по впечатлениям «Памятник Серафиму Саровскому скульптора Клыкова»

Урок построения системы знаний.

Ц.: учить систематизировать и наращивать знания, структуировать, проследить, какие знания есть у ребят, а каких ещё не хватает

Цели урока:

Учебные:

  1. Формировать умения работы над сочинением-описанием памятника
  2. Знакомить  учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры
  3. Учить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника, его деталях, окружении;
  4. Обогащать словарь учащихся искусствоведческими терминами;

Развивающие:

  1. Развивать умения классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
  2. Развитие коммуникативных навыков -  умение работать в группах
  3. развивать устную и письменную речь учащихся, умение логически строить свои ответы

Воспитывающие:

  1. Воспитывать уважительное отношение к истории своей страны, к ее культурному наследию, к исторической памяти;
  2. прививать любовь к искусству, гордость за земляков – выдающихся  личностей

Задачи:

  1. Собрать материал к сочинению,
  2. обучить порядку работы над сочинением такого типа.
  3.  Повторить   стили и типы речи, различные пласты лексики

Подготовка: презентации мини-проектов, выразительное чтение стихотворений, работа со словарем,  подбор наглядного материала

  1. Организационный этап
  1. Приветствие1мин
  2. Объявление темы
  3. Осмысление темы1,5мин
  4. Постановка целей и задач урока
  5. Определение алгоритма действий -  расшифровка темы2мин
  6. Формулирование актуальности работы, идеи урока (постановка проблемного вопроса с опорой на эпиграфы)
  1. Чтение эпиграфа как кратко и образно сформулированной гл. мысли2мин всей темы

Эпиграфы:

Ничего не боялся я столько,

Как жить в городе без истории,

преданий и памятников.

       Аполлон Григорьев.

Уважение к минувшему –

вот черта,

 отделяющая образованность от дикости

А.С.Пушкин.

  1. Как вы понимаете смысл высказываний А.Григорьева и А.с.Пушкина? Почему автор боялся жить в таком городе?  У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.

Мы должны уважать своё прошлое, потому что это наши корни. Мы должны брать пример с тех, кто составил гордость России. Кто приумножил наши военные, культурные, научные ценности.

 Памятник – от слова «память». Мы ставим памятники тому, кого уважаем, чтим, помним, кто жил до нас и творил полезные дела.

  1. Нам важно обращаться к теме исторической памяти, чтобы не быть «дикими» людьми, не помнящими своих корней. Мы любим малую родину, нам интересно всё, что с ней связано…

  1. Этап проверки домашнего задания
  1. Работа по алгоритму:
  1. Рассказ о Коренной (видео + информация Приходько + стихотворение Буцукиной М.);  - Выделите ключевую фразу сообщения4мин
  2. Рассказ о скульпторе, история создания памятника (видео + Данилин И.) – определи главную мысль твоего очерка2мин
  3. Рассказ о Серафиме Саровском (историческая справка -  Анохин В. + стихотворение Литвинова Е., Сергеева А.) – коротко определите значение этой фигуры в истории России?4мин

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе3мин
  1. к девочкам-чтецами классу: легко ли было работать над чтением стихотворения и его восприятием?  Что затрудняло? ( церковный язык, устаревшая лексика, например, …) Вы нашли им толкование?...
  2. Чем оправдано использование этой лексики? Можно использовать её в ваших сочинениях? С какой целью?
  1. Запишите ещё слова, распределите  синонимы в группы, вставьте пропущенные буквы: большой – гр.нд.озный – в.личествен?ый; с.здать – в.здвигнуть -соорудить; зап.ч.тлеть – ув.к.вечить

  1. Но невозможно описывать памятник, не зная его специфики как скульптурного сооружения. По ходу рассказа проведем словарно-лексическую работу. – Кондулинская Маша записывает на доске слова и даёт им толкование, подбирает синонимы: Пьедестал, постамент, скульптор, ваятель, художник, архитектор, статуя, монумент, скульптура3мин 

Беседа о специфике памятника как скульптурного сооружения.

Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал

  1. Работа над речевыми конструкциями (на развороте доски)5мин

Продолжите фразу:

  1. Памятник кому? или чей? - …в чём разница? Д.п. и Р.п. – ответы учащихся
  2. Скульптору удалось выразить (что?) своё восхищение Серафимом Саровским, его подвижническим трудом в России
  3. Памятник Серафиму Саровскому выражает (что?) любовь и память потомков о тех, кто трудился во имя Отчизны
  4. Скульптор сумел передать (что?) душевное состояние святого
  1. Этап усвоения новых знаний и способов действия2мин

  1. В нашей работе важна не только идея, но и последовательность мыслей, логика рассуждения.

Примерный план сочинения:

  1. Вступление
  1. История  памятника (где и когда был установлен).
  2. Автор памятника – скульптор Вячеслав Клыков
  3. Замысел художника.
  1. Основная часть.
  1. Общий вид памятника (поза персонажа).
  2. Детали памятника

         - лицо;

         - голова,

         - руки;

  1. Постамент – основание памятника

  1. Впечатление от произведения:  Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, в окружении. О чём заставил задуматься.  (строгость и величавая простота – главное достоинство этого скульптурного произведения).

  1. Этап первичной проверки понимания изученного4мин

В какой форме вы могли бы или хотели изложить собственное впечатление от увиденного?

1. статья           2. рассказ об увиденном (письмо)                размышление - эссе

информативность                Лиричность                                идейность

научн.-попул.                 Доверительность                         публицистичность

пов.с эл.опис                         описание                                рассуждение

  1. Обычно труднее всего начать сочинение, но вам поможет вариативность выбранных жанров, а вот над основной частью сочинения надо бы поработать

Теперь я прочитаю вам фрагменты сочинений учащихся прошлых лет. Послушайте их и выскажите своё мнение о стиле, типе речи, о задаче автора, об уместности  использования в определённых жанрах сочинений.10мин

  1. Монумент Клыкова очень прост, отличается глубиной психологического раскрытия образа святого человека. Отсутствие усложняющих второстепенных деталей сосредотачивает внимание зрителей на главном – на образе самого Серафима  Саровского. Достигнуто максимальное портретное сходство (прижизненных портретов мало, но иконописная традиция опиралась на достоверность изображаемого). Обаяние памятника, его достоинство заключается также и в том, что он не подавляет, своими размерами, бронзовая фигура поэта кажется очень естественной, живой, и эта иллюзия не покидает нас, даже если мы близко подойдем к памятнику.

  1. Клыков изображает Серафима Саровского  в момент страстного моления. Все детали памятника: поворот кисти рук, воздетая к небесам голова, пристальный, страждущий взгляд – подчеркивают отрешённость старца, его упоение молитвой Царице Небесной. Он весь вдохновение, весь полет, устремлённость ввысь.

Обо всем этом напоминает нам и надпись на пьедестале: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас», и общий вид памятника, и все его детали.

        Статуя Серафима Саровского была бы заурядным произведением, если бы она воплощала только обычные черты пожилого человека. Но скульптор в холодном металле запечатлел состояние христианского  вдохновения, не передаваемое словами течение мыслей, момент погружения в молитву.

        

  1. Это памятник знаменитому земляку, исполнившему обед молчания, великому столпнику, народному защитнику.

Фигура святого находится в состоянии исполнения подвижнического обета: скульптор В. Клыков изобразил его молящимся на камне. Руки воздеты к небесам, и внимание присутствующих обращено на ладони. Они выдают в Серафиме Саровском человека, который много работал, испытал тяготы простого труда.

Сейчас он говорит небесам что-то важное, сокровенное, в его сосредоточенном взгляде мы читаем не только печаль, но и веру – веру в недюжинные народные силы русского человека. Это взгляд мудрого пророка, погружённого в глубокие размышления, осенённого божественным вдохновением.

 Он хочется поделиться своими сомнениями и тревогами. Он так погружён в себя, что не обращает внимания на посторонние предметы и движение вокруг него. Скульптор Клыков изобразил святого старца в момент произнесения молитвы.

  1. Автор  передал простоту и духовную силу Серафима Саровского. Его одежда проста и вместе с тем величественна. Длинное монашеское одеяние  ниспадает свободными складками. Отшельник страстно всматривается  в небесную даль. Эта даль и расстояний, и времени. Вокруг памятника ощущается благодать, покой и гармония.

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действия1,5мин

  1. Ваше впечатление? Что бы вы взяли в свои работы, чего не хватает?

  1. Этап применения знаний и способов действия5мин+3мин
  1. Объединение класса в три группы, для того чтобы попробовать собственные силы в написании набросков сочинений: 1 – статья, 2- рассказ об увиденном (письмо), 3 – философское размышление, эссе
  2. Обмен мнениями, оценка одноклассников
  1. Этап обобщения и систематизации знаний2мин

  1. Вернёмся к началу урока, к нашим планам и целям: всего ли мы смогли сегодня достичь, со всеми ли задачами мы справились?
  1. Можем ли мы противопоставить себя, современных жителей 21века тем «дикарям», о которых рассуждал А. С. Пушкин? Возможно ли причисление нашего города к тем, в которых опасался жить А. Григорьев? (нет, т.к. мы любим свою историю, восторгаемся нашими предками…)

  1. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий2мин
  1. Работа с оценочными таблицами. Оцените проделанную вами работу, оставив +/-. Если остались какие-то пробелы в знаниях, то придётся дома чуть дольше поработать над Д/з

  1. Этап информации о Д/з1,5мин

  1. Из вашей оценочной таблицы ясно, какого этапа в освоении темы не достаёт до выставления полноценной отметки – это Д/з
  2. Как считаете, что логичнее всего предложить для домашнего закрепления? Завершения работы? – описание сочинений по вариантам (рядам)
  3. Может, кто-то придумает своё оригинальное задание?

  1. Вы можете выбрать любой жанр сочинения. Однако, при любом выборе центральной, обязательной частью сочинения должно стать описание конкретного памятника.

  1. Этап подведения итогов2мин

Хочу отметить грандиозную поисковую работу и тех, кто представлял мини-проекты. Спасибо им.

  1. Этап рефлексии2мин

Я - …

Мы - …

Дело - …

  1. На уроке было самым трудным ….; самым простым….; самым интересным……

П +……

М -…….

И интересно…..       СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....

Урок развития речи на тему"Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему : "Святая материнская любовь"...

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

      Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

Презентация к уроку развития речи по теме: подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»

Презентация содержит в себе материалы для подготовки к написанию  сочинения - описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»...

Методическая разработка на тему Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения".

Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии....