Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

 

     Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет способствовать совершенствованию и углублению умений и навыков учащихся в данной области, их обобщению и систематизации, а также более основательной подготовке к выпускному экзамену. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации, а традиционная система уроков в 10-11 классах не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, то содержание этой программы – стремление организовать работу так, чтобы совместить традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ. Программа учитывает специфику КИМов и рассматривает наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибокПри разработке данной программы были учтены изменения в предъявлении части С на едином государственном экзамене по русскому языку, именно поэтому особый акцент сделан на отработке навыков анализа исходного текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

элективного курса для 10-11 классов

«Трудные вопросы

синтаксиса и пунктуации»

Составила

учитель МБОУ «Судинская средняя

общеобразовательная школа»

Зомарева Ангелина Григорьевна

Пояснительная записка

Согласно Стандарту полного общего образования по русскому языку, изучение предмета должно способствовать углублению знаний о языке, в частности – о его устройстве; совершенствованию лингвистической и языковой компетентности (умению анализировать синтаксические структуры языка, грамотно оформлять их с помощью знаков препинания на письме); формированию пунктуационных навыков; овладению некоторыми формами учебно-познавательной деятельности.

Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет способствовать совершенствованию и углублению умений и навыков учащихся в данной области, их обобщению и систематизации, а также более основательной подготовке к выпускному экзамену.

Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации, а традиционная система уроков в 10-11 классах не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, то содержание этой программы – стремление организовать работу так, чтобы совместить традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ.

Программа учитывает специфику КИМов и рассматривает наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.

При разработке данной программы были учтены изменения в предъявлении части С на едином государственном экзамене по русскому языку, именно поэтому особый акцент сделан на отработке навыков анализа исходного текста. Опыт участия в ЕГЭ показал, как важно научить учащихся конкретным приёмам создания сочинения-рассуждения. Для проведения практических занятий программа предусматривает учебно-тренировочные упражнения, которые помогут учащимся различными способами смоделировать вступление, основную часть, заключение, способы выражения личностной позиции.

Целью предлагаемого курса является углубление и систематизация знаний в области синтаксиса, осмысление учащимися особенностей функционирования в художественном тексте единиц различных языковых уровней.

Курс призван решить ряд задач:

  1. обобщить и углубить базовые знания по синтаксису;
  2. систематизировать правила пунктуации;
  3. совершенствовать пунктуационные навыки учащихся;
  4. обеспечить овладение приёмами лингвостилистического анализа художественного текста;
  5. развить навыки лингвистического микроисследования;
  6. способствовать воспитанию любви и бережного отношения к родному языку;
  7. создать условия для освоения учащимися новых форм познавательной деятельности.

В результате изучения курса учащиеся познакомятся с более сложными случаями орфографии и пунктуации, с выразительными возможностями русской речи; научатся анализировать синтаксические структуры языка, грамотно оформлять их на письме, чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения; более основательно подготовятся к выпускному экзамену по русскому языку.

Курс рассчитан на два года обучения (10-11 классы) из расчёта 1 час в неделю или на один год (11 класс) из расчёта 2 часа в неделю; может быть рекомендован для учащихся гуманитарного профиля.

Учебно-тематический план

п/п

ДАТА

(примерно)

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ

Количество часов

теория

практика

всего

1

Сентябрь

(5, 12)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Роль пунктуации в письменном общении.

Принципы и функции русской пунктуации.

Трудные вопросы постановки знаков препинания.

1

1

2

2

Сентябрь

(19, 26)

Октябрь

(3, 10)

Октябрь

(17, 24, 31)

Ноябрь

(14, 21)

Ноябрь

(28)

Декабрь

(5, 12, 19)

Декабрь

(26)

ПУНКТУАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи.

Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого  предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них.

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.

Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов.

Тестовая работа по теме «Пунктуация в предложениях с разными видами связи».

1

1

1

1

1

_

1

1

2

1

3

1

2

2

3

2

4

1

3

Январь

(9,16)

Январь

(23, 30)

Февраль

(6, 13, 20, 27)

Март

(6, 13, 20)

Апрель

(3,10)

Апрель

(17, 24)

ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Текст как результат употребления языка. Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических и синтаксических конструкций.

Анализ художественного текста.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста.

Практическая работа. Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы.

Тестовая работа по теме «Функциональные стили речи».

1

1

-

-

-

-

1

1

4

1

2

2

2

2

4

1

2

2

4

Май

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Последовательность лингвостилистического анализа.

Итоговая работа. Лингвистический анализ текста.

1

-

1

1

2

1

ИТОГО:

9

23

32

Содержание курса

Раздел 1. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы. Словосочетание, простое предложение, сложное предложение.

 Назначение и принципы русской пунктуации. Знаки препинания – средства выражения мысли. Опора на смысл,  интонацию и структуру предложения. Функции знаков препинания (разделительные и выделительные знаки). Вариативные знаки препинания.

Раздел 2. ПУНКТУАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Виды словосочетаний. Характеристика простого предложения по цели высказывания; эмоциональной окраске; характеру грамматической основы (двусоставное – односоставное);  наличию необходимых членов предложения (полное – неполное); наличию второстепенных членов предложения (распространённое – нераспространённое); Простое предложение, осложнённое обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами. Причины обособления. Выделение обособленных членов запятыми и тире. Уточняющие члены предложения. Сложные предложения – союзные и бессоюзные. Союзные – сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложные предложения с разными видами связи.

Способы выражения подлежащего. Составное глагольное и составное именное сказуемое.

Односоставные предложения, их виды: назывные; неопределённо-личные, определённо-личные и безличные. Способы выражения главного члена в них.

Предложения с разрывом синтаксических связей. Обращения, распространённые обращения, знаки препинания при них. Вводные слова и словосочетания, их основные группы по значению, знаки препинания. Вводные предложения, вставные конструкции и выделение их на письме.

Явление однородности в русском языке, синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.

Раздел 3. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Текст как результат употребления языка. Признаки и свойства текста. Его стилистическая, типологическая и жанровая принадлежность. Специфика художественного и публицистического текстов.

Языковые средства художественной изобразительности. Лексическое богатство русского языка (стилистическое использование многозначных слов; синонимы и в художественном тексте; использование изобразительных возможностей переносного значения слова; тропы и фигуры речи). Изобразительные ресурсы русского словообразования. Морфологические средства выразительности русской речи (стилистическая роль имён, местоимений и наречий; глагол и его особые формы в художественном тексте; служебные части речи; междометия). Синтаксическое богатство русского языка (экспрессивное использование предложений разных типов; период; синтаксические фигуры).

Раздел 4. ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Лингвостилистический анализ художественного текста. Сочетание возможностей различных языковых уровней в средствах изобразительности.

Связь тропов и фигур с лексическим и грамматическим уровнями. Многоуровневый характер анафоры и эпифоры. Последовательность лингвостилистического анализа.

Методическое обеспечение

Раздел 1.

Лекции с элементами беседы. Тренировочные упражнения.

 Раздел 2.

Лекции с элементами беседы. Упражнения в синтаксическом разборе словосочетаний; простых и сложных предложений. Коллективное составление таблицы «Способы выражения подлежащего» и «Виды сказуемого». Практикум по анализу примеров. Микроисследования в группах; тренировочные упражнения, тренировочные и контрольные тесты.

Раздел 3.

Лекционно-практические занятия; индивидуальные микроисследования, составление опорных таблиц и схем. Практикум по анализу текста.

Раздел 4.

Семинар. Практикум. Проверочная работа.

Формы учебной деятельности

Лекции, микроисследования в группах, практикум по анализу текста, составление таблиц и алгоритмов, практическая работа по текстам художественной литературы.

Виды контроля

Синтаксический разбор простого и сложного предложения, лингвостилистический анализ текстов, подбор текстов для анализа, сообщения по результатам групповой работы, составление алгоритма анализа поэтического и прозаического текстов, творческие и контрольные работы.

Список литературы

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М., 1979.
  2. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
  3. Данилова Л.Г., Станькова А.А. Русский язык. Тесты и задания для поступающих в вузы. – М., 1997.
  4. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И.Львова и др. – М., 2004.
  5. Современный русский язык: Учебное пособие для сткдентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткин и др.; Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000.
  6. Фёдоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М. 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации".  Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию  за курс 5-9 класса, активизировать в...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно».

Цель курса: Расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Задачи курса: ·...

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....

Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс

Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Практикум по орфографии и пунктуации"

Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Р...

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"

Программа элективного курса по русскому языку  "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"...