Программа курса по русскому языку "Коварные знаки препинания"
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

Курс по выбору предназначен для учащихся 10 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому  человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к программе курса по выбору «Коварные знаки препинания»

(трудные случаи пунктуации)

 

          Курс по выбору предназначен для учащихся 10 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку.

         Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка, возможно, даже опережая основную программу.

         Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникает при изучении синтаксиса, и являются постоянно актуальными.

         Учебная цель этого курса – осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются. В ходе занятий учащиеся знакомятся  азами исследовательской деятельности, что также является приемом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы и в высшей школе.

         Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.

          Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.

        Курс рассчитан на 35 часов. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю в течение  года или по два часа в неделю на протяжении одного полугодия.

        Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.

Содержание программы (изучаемого курса).

  1.   Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные номы.
  2.   Назначение пунктуации – «держать текст» (К.Г.Паустовский).  Обозначение границ   предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания:  точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление.
  3.   Функционально - целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально – деловых и художественных текстах.
  4.   Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
  5.   Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. смысловое членение речи. Интонационный принцип эмоциональной речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного  принципов.
  6.   Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.
  7.   Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания  в современной литературе.
  8.   Сложность синтаксиса русского языка. Различие комбинаций знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.

Учебно – методический план.

Темы занятия

Кол – во  часов

Виды деятельности

Формы контроля.

1.

Пунктуационные формы современного русского языка.

4

Вводная лекция с элементами беседы.

2.

Основные правила применения знаков препинания в тексте.

3

Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации.

Проверка работ, определение уровня знаний учащихся.

3.

Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально – делового, научного, художественного стилей.

6

Исследовательская работа в группах  текстами, подготовка буклета по выбранной теме – защита проекта, обсуждение.

Защита проекта.

4.

Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис.

4

Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций – анализ интонаций и знаков препинания.

Оценка соответствия интонации и знаков препинания.

5.

Знаки препинания в рекламе.

4

Ролевая игра: заказчик – авторский коллектив – потребитель – специалист (эксперт).

Оценка экспертов.

6.

Нерегламентированная пунктуация:

- историческая;

- концептуально    обусловленная;

- собственно авторская

6

Зашита проекта – группа из 2-3 человек. Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов.

Коллективная оценка результатов проекта.

7.

Комбинированные знаки препинания.

3

Вступительная лекция, практическое занятие.

8.

Итоговая контрольная работа.

2

Стилистический, синтаксический и пунктуационный анализ текста повышенной трудности.

Проверка контрольных работ.

9.

Итоговое занятие

2

Анализ контрольной работы, подведение итогов курса.

10.

Резервное занятие.

1

Рекомендации учителя.

                                     Итого:                         35 занятий.

Литература

Для учащихся:

  1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М.: Дрофа, 2000г.
  2. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н.Ярцевой. – М.: Советская Энциклопедия, 1990г.
  3. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка. – М.: 2003г.
  4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной  правке . –М.: 2003г.
  5. Розенталь Д.Э. справочник по русскому языку:  Справочник по пунктуации: Управление в русском языке. – М.: Эксмо – Пресс, 1998г.
  6. Розенталь Д.Э. «Русский язык для 10 – 11 классов», М.: «Дрофа», 2000г.

Для учителя:

  1. Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначения. - М., 1979г.
  2. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М.: «Дрофа», 2000г.
  3. Розенталь Д.Э. «Русский язык для 10 – 11 классов», М.: «Дрофа», 2000г.
  4. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений. – М.: «Дрофа», 2002г.
  5. Современная русская пунктуация: сборник. – М., 1997г.
  6. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: система и её функционирование. – М., 1988г.
  7. Газета «Русский язык» - приложение к газете «первое сентября».
  8. Отрывки из произведений русских писателей и поэтов – на усмотрение учителя.

        

Содержание изучаемого курса.

Занятие 1 -2. Пунктуационные нормы современного русского языка.

Занятие 3 -4. Основные правила использования знаков препинания в тексте.

Занятие 5 -6. Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в  текстах

                         разговорного, официально – делового, художественного стилей.

Занятие 7 -8. Структурный и смысловой принципы пунктуации.

                         Экспрессивный синтаксис.

Занятие 9 – 14. Нерегламентированная пунктуация.

Занятие 15 -16. Комбинированные знаки препинания.

Занятие 17 -18. Итоговая контрольная работа.

Занятие 19 -20. Подведение итогов курса.

Практикум по пунктуации.

Консультация 1.

Тема: Простое предложение. Употребление тире между членами предложения..

           Тире на месте сказуемого.

Консультация 2.

Тема: Однородные члены предложения.

           Знаки препинания при однородных членах предложения.

           Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

           Знаки препинания при повторяющихся словах.

Консультация 3.

Тема: Обособленные второстепенные члены предложения. Определения.

           Знаки препинания при обособленных определениях .

Консультация 4.

Тема: Приложения.

           Обособление приложений.

Консультация 5.

Тема: Обстоятельства.

           Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

           Уточнение  обстоятельства места и времени.

Консультация 6.

Тема: Дополнения.

           Знаки препинания при обособленных дополнениях.  

Консультация 7.

Тема: Уточняющие и присоединительные члены предложения. Пояснительные члены предложения.

           Обособление уточняющих членов.

           Обособление присоединительных членов.

           Обособление пояснительных членов.

Консультация 8.

Тема: Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные слова и предложения.

           Обособление вводных слов.

Консультация 9.

Тема: Обращение.

           Обособление обращений.

Консультация 10.

Тема: Междометия, слова – предложения  да и нет.

           Обособление междометий.

            Обобщающие работы по теме «Простое предложение».

Консультация 11.

Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сочиненном предложении.

Консультация 12.

Тема: Сравнительный оборот.

           Обособление сравнительных оборотов.

Консультация 13.

Тема: Сложноподчиненное предложение.

           Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

           Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и в предложениях с разными видами связи.

Консультация 14.

Тема: Бессоюзное сложное предложение.

           Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

           Обобщающие работы по теме «Сложное предложение».

Консультация 15.

Тема: Прямая речь. Диалог. Косвенная речь. Цитирование.

           Знаки препинания при диалоге.

            Знаки препинания  в предложениях с косвенной речью.

            Знаки препинания  в цитатах.

            Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

            Пунктуация при союзе и.

            Пунктуация при союзе как.

            Употребление тире.

            Употребление двоеточия.

            Сочетание  знаков препинания.

Методическое обеспечение образовательной программы.

      Курс по выбору «Коварные знаки препинания» рассчитан на учащихся  десятых классов, определивших для себя дальнейшее обучение в гуманитарных классах гуманитарного направления, а также для всех. Интересующимися русским языком по те или иным причинам.

       К 16 -17 годам у большинства складывается ориентация на будущую сферу деятельности, при этом активные «поиски профессионального самоопределения» начинаются уже в девятом  классе и достигают своего пика в десятом. Поэтому реализация идеи включения разных кратковременных курсов по выбору дает учащимся возможность «попробовать» себя в нескольких областях знаний, изучить свои возможности и творческий потенциал в самостоятельных исследованиях, интеллектуальных упражнениях и учебных играх. Курсы по выбору. Которых учащиеся могут передвигаться свободно и гибко, подскажут подростку. В каком направлении ему следует выбирать программу дальнейшего обучения где его личные интересы и способности будут реализованы с наибольшей пользой.

       Ряд учащихся выбирает курсы не по будущей профессиональной ориентации, а, наоборот, по принципу «слабого звена», намереваясь»подтянуться » в тех предметах, которые труднее всех даются.

        Все это ставит перед учителем, ведущим курс по выбору, определенные цели и задачи: необходимо дать материал, выходящий за рамки общеобразовательного стандарта; использовать методику, рассчитанную на развитие интереса к гуманитарным отраслям; а также предоставить возможность закрепить общеобразовательные знания и навыки, повысить уровень грамотности.

         Курс по выбору для учащихся десятых классов, отвечает интересам учащихся ориентированных на гуманитарный профиль, и запросам тех, кто чувствует «слабость» в пунктуации и хотел бы улучшить свои знания и умения.

          Элективный курс дополнен практикумом по пунктуации, специфика которого в том, что теория здесь дана в малом объеме в форме небольших консультаций перед некоторыми самостоятельными работами.  Усилению практической направленности способствует система заданий, данных к упражнениям. Учащимся предлагается вместе с постановкой знаков препинания сделать синтаксический разбор отдельных предложений. Синтаксический разбор поможет учащимся разобраться в синтаксических конструкциях, что будет способствовать осознанной постановке знаков препинания. Творческие задания к упражнениям направлены на развитие языковых навыков, мышления и на закрепление знаний по пунктуации. Выполнение творческих заданий – необходимое условие для подготовки к экзаменам. Творческие задания составлены с учетом требований перехода на новую систему проведения итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы в 9 классе, а также они подготавливают учащихся 10-11 классов к выпускному экзамену по литературе. Учащимся старших классов необходимо научиться писать сочинения - рассуждения на заданную тему в объеме 70-100 слов.

           В качестве учебников при работе с пособием можно порекомендовать использовать « Русский язык» Л. А. Чешко, « Русский язык. Пособие для поступающих в вузы» Д. Э. Розентация, « Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко и др.

             Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания:

 

- Вводная лекция с элементами беседы.

- Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации.

- Исследовательская работа в группах  текстами, подготовка буклета по выбранной теме – защита проекта, обсуждение.

- Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций – анализ интонаций и знаков препинания.

- Ролевая игра: заказчик – авторский коллектив – потребитель – специалист (эксперт).

- Зашита проекта – группа из 2-3 человек. Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов.

- Вступительная лекция, практическое занятие.

- Стилистический, синтаксический и пунктуационный анализ текста повышенной трудности.

- Анализ контрольной работы, подведение итогов курса.

- Рекомендации учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

Открытый урок. "Принципы русской пунктуации. Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные."

Урок имеет несколько важных целей:1) показать, что знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи;2) рассказать о делении знаков препинания по своей функции на группы;3) описать...

Конспект УЗ по русскому языку "Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"

Данный материал можно использовать при подготовке к учебному занятию по теме"Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"...

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Конспект урока предназначен для учащихся школ 7 вида....

Интерактивный тест по русскому языку "Знаки препинания в сложносочинённом предложении"

Интерактивный тест (на основе шаблона А. А. Баженова) для обучающихся 5-го класса «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»Целевая аудитория: обучающиеся 5-го класса.УМК, авторы образовательно...