переводная работа по русскому языку в 8 классе (по типу ГИА)
тест по русскому языку (8 класс) по теме

Лыскова Светлана Владимировна

Данная форма итогового теста позволяют учителю проверить уровень подготовки учащихся 8 классов за весь учкбный курс. Работа по содержанию и структуре имитирует ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom_8_po_tipu_gia.doc78.5 КБ
Файл 8_perevodnoy_6_var-v.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант № 1


(1) Человек, лишённый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастен. (2) Ему трудно уживаться в коллективе. (3) Он мнителен и всегда настороже. (4) Простую безобидную шутку он может воспринять как оскорбление. (5) Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над самим собой. (6) Такой человек – плохая мишень для злых шутников. (7) Попав в смешное положение, он не смутится, не испытает желания «провалиться сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ценить, развивать и  беречь. (9) Это жизнестойкий витамин, помогающий подчас человеку в самые трудные минуты его жизни.



(С. Михалков)


А 1. Какое утверждение противоречит мысли, выраженной в тексте С. Михалкова?

1) Человек, умеющий посмеяться над собой, защищён от нападок окружающих.

2) Человек без чувства юмора несчастен.

3) Без чувства юмора человеку легко прожить.

4) Чувство юмора помогает человеку в трудные минуты жизни.

А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?

1) публицистический стиль, описание

2) художественный стиль, рассуждение

3) научно-популярный стиль, повествование

4) публицистический стиль, рассуждение

А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении №  9?

1) олицетворение       2) метафора       3) сравнение       4) фразеологизм

А 4. Какой частью речи является слово БЕСЦЕННО (предложение № 5)?

1) краткое причастие   2) краткое прилагательное  

3) наречие                     4) слово состояния

А 5. Каково лексическое значение слова МНИТЕЛЬНЫЙ (МНИТЕЛЕН)  из предложения №  3?

1) обидчивый        2) думающий      3) кажущийся       4) всего опасающийся

В 1. Найдите в тексте личное местоимение 3 лица, стоящее в творительном падеже. Выпишите его.

В 2. Из предложения № 9 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является В МИНУТЫ.

В 3 Из предложения № 2 выпишите грамматическую основу.

В 4. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными определениями, напишите их номера.

В 5. Найдите в тексте простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, напишите его номер.

В 6. Выпишите из текста сочинительный противительный союз.

В 7. Найдите в тексте простые односоставные безличные предложения, напишите их номера.

Вариант № 2.


1. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом,  уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. 2. Благородные пропорции белого храма точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж.



3. Трудно сказать,  когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. 4. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается со всеми временами года.



5.  Храм возвышается среди волн,  как белоснежный лебедь. 6. Сменяются поколения,  а лебедь-храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов. 7. Любуясь Покровом на Нерли,  думаешь об истории храма,  о веках, пронёсшихся над его стенами.



8. Храм посвящается Покрову Богородицы,  которая,  по старинному поверью,  держала в руках плат – покров,  защитив город от врагов.       (По Е.И.Осетрову.)


А1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль данного текста?

1)  1                2) 2                3) 5                     4) 8

А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?

1) публицистический стиль, описание

2) художественный стиль, рассуждение

3) научно-популярный стиль, повествование

4) публицистический стиль, рассуждение

А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении №  5?

1) олицетворение       2) метафора       3) сравнение       4) эпитет

А 4. Какой частью речи является слово ТРУДНО (предложение № 3)?

1) краткое причастие   2) краткое прилагательное  

3) наречие                     4) слово состояния

А 5. Каково лексическое значение слова БЛАГОРОДНЫЙ  из предложения №  2?

1. высоконравственный, честный                        2) дворянского происхождения  

 3) исключительный по своим качествам, изяществу           4) почтительный    

В1.  Найдите в тексте притяжательное местоимение.  Выпишите его.

В2. Из предложения № 1 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является ПО ВОЛНАМ.

В3.  Из предложения № 7 выпишите грамматическую основу.

В4.  Найдите в тексте предложения, в которых есть  обособленные определения, напишите их номера.

В5. Найдите в тексте предложения, в которых есть  обособленные обстоятельства, напишите их номера.

В 6.  Выпишите из текста сочинительный противительный союз.

В 7.  Сколько в данном тексте сложных предложений? Ответ запишите словом.

Вариант № 3


        1) Однажды Ваня принёс маленькую берёзку, выкопанную с корнем.   2) Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землёй и посадили в него маленькую берёзу.  3) В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. 4) Как-то ночью пришёл первый заморозок.  5) Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождём.



   6) Зайдя рано утром в комнату, я посмотрел на нашу берёзу. 7) Почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. 8) Комнатная теплота не спасла берёзу. 9) Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг.


А1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль данного текста?

1)  1                2) 2                3) 3                     4) 8

А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?

1) публицистический стиль, описание

2) художественный стиль, повествование

3) научно-популярный стиль, повествование

4) публицистический стиль, рассуждение

А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении №  9?

1) олицетворение          2) метафора          3) сравнение          4) эпитет

А 4. Какой частью речи является слово ДОВЕРХУ (предложение № 2)?

1) существительное      2) краткое прилагательное  

3) наречие                     4) местоимение

А 5. Каково лексическое значение слова ОТСТАВАТЬ  из предложения №  9?

1. оставаться позади                     2) опаздывать  

 3) быть несовременным              4) стоять на более низком уровне развития  

В1.  В предложениях № 1 – 5 найдите  неопределённое  местоимение.  Выпишите его.

В2. Из предложения № 7 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является ЗА НОЧЬ.

В3.  Из предложения № 8 выпишите грамматическую основу.

В4.  Найдите в тексте простое предложение, осложнённое   обособленным определением, напишите его номер.

В5. Найдите в тексте простое предложение, осложнённое   обособленным обстоятельством, напишите его номер.

В 6.  Выпишите из текста сочинительный противительный союз.

В 7.  Сколько в данном тексте сложных предложений? Ответ запишите словом.

Вариант № 4.


(1) Когда случается беда, настоящий человек отдаёт свои силы людям, не задумываясь о возможных последствиях для себя. (2) В одном из сёл в Красноярском крае загорелся дом. (3) В нём находились дети, оставленные родителями без присмотра. (4) Дети, увидев пламя, попытались его сбить, но на девочке загорелась одежда... (5) Страшно подумать, что могло бы произойти с детьми. (6) К счастью,  пламя и дым, валившие  из окон горевшего дома, увидел соседский парнишка. (7) Пятнадцатилетний подросток разбил окно в горящей комнате, вытащил девочку, потом нашёл под кроватью мальчика. (8) Он же вызвал пожарных и скорую помощь. (9) Благодаря грамотным действиям подростка детей удалось спасти.


А1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль данного текста?

1)  1                2) 2                3) 5                     4) 9

А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?

1) публицистический стиль, описание

2) художественный стиль, повествование

3) публицистический стиль, повествование

4) публицистический стиль, рассуждение

А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении №  9?

1) олицетворение          2) метафора          3) сравнение          4) эпитет

А 4. Какой частью речи является слово СТРАШНО (предложение № 5)?

1) существительное      2) краткое прилагательное  

3) наречие                     4) слово состояния

А 5. Каково лексическое значение слова СБИТЬ  из предложения №  4?

1. заставить упасть                    

2) отклонить от правильного пути  

3) убавить, снизить, свести к минимуму  

4) ударами соединить, собрать вместе  

В1.  Найдите в тексте производный предлог.  Выпишите его.

В2. Из предложения № 7 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является ПОТОМ.

В3.  Из предложения № 9 выпишите грамматическую основу.

В4.  Найдите в тексте предложения, осложнённые   обособленными определениями, напишите их номера.

В5. Найдите в тексте предложения, осложнённые   обособленными обстоятельствами, напишите их номера.

В 6.  Выпишите из текста сочинительный противительный союз.

В 7.  Сколько в данном тексте сложных предложений? Ответ запишите словом.

Вариант № 5.


1) На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. 2) Этот дом, безусловно, знаком москвичам и гостям столицы. 3) Здесь находится музей Пушкина. 4) В начале XIX века это был гостеприимный литературный дом, куда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков. 5) Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. 6) В музее вы увидите произведения прославленных русских художников: портреты современников Пушкина, пейзажи, картины из частной жизни. 7) Переходя из зала в зал, погружаешься  в неповторимую атмосферу эпохи, тесно связанной с именем русского гения.


 

А1. Определите стиль и тип речи данного текста.

1. художественный стиль, повествование

2 художественный стиль, описание

3. публицистический  стиль, рассуждение

4. публицистический стиль, описание

А2. Какое сочетание слов является грамматической основой одного из предложений:

 1. здесь находится       2. увидите произведения  

 3. был дом                    4. знаком москвичам и гостям

А3. В каком варианте ответа дано верное лексическое значение слова ЧАСТНЫЙ (из предложения № 6)

1. не типичный  

2. личный, не общественный

3. принадлежащий  отдельному лицу  

4. являющийся отдельной частью чего-либо

А4. В каком предложении есть цельное словосочетание?

            1. 1                  2. 3                  3. 5               4. 7

В1. Определите способ связи слов в словосочетании ТЕСНО СВЯЗАННОЙ (предложение № 7)

В2. Из предложения № 3 выпишите словосочетание со способом подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ.

В3. Укажите номер простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством и обособленным определением.

В4. Укажите номер простого предложения с вводным словом.

В5. Найдите и выпишите из текста неопределённое местоимение.

В6. В каком предложении сказуемое является составным именным? Запишите номер этого предложения.

В7. Укажите номер простого предложения, осложнённого однородными дополнениями с обобщающим словом.

Вариант № 6.


(1) Речевая культура – это соответствие речи отдельного человека  речевым нормам языка. (2)Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую культуру.   (3) Поэтому то, что свойственно речевой культуре одного народа, может быть не свойственно речевой культуре другого народа. (4) Хотя есть и общечеловеческие свойства в любой речевой культуре. (5) Например, в каждой речевой культуре есть правила вежливости, хотя сами эти правила могут различаться. (6) Поэтому можно говорить о русской, английской, китайской и других речевых культурах как общечеловеческом феномене.


А1.        Какие слова являются грамматической основой в предложении № 1 текста?

1) это соответствие        2)  культура - это          3) культура - соответствие       4) речевая культура

А2. Укажите верную характеристику предложения № 3 текста.

1) простое, осложнённое    2) сложное бессоюзное   3) сложносочиненное     4) сложноподчинённое

A3.        Укажите правильную морфологическую характеристику слова ХОТЯ  из предложения № 5.

1) союз                                2) частица                            3) наречие            4)  деепричастие

А4.        Укажите значение слова КУЛЬТУРА в тексте.

      1) совокупность производственных, общественных и духовных достижений человечества.

       2) разводимое в специальных условиях растение

       3) высокий уровень развития, умения

      4) соответствие определённому уровню, правилам

В1. Определите  способ связи в словосочетании ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ (из предложения № 5)

В2. Определите способ словообразования слова ВЫРАБОТАЛ (предложение № 2)

В3. Укажите номер сложного  предложения, в состав которого входит простое предложение с составным глагольным сказуемым.

В4. Укажите номер предложений, в котором есть вводное слово.

В5. Укажите номер односоставного безличного  предложения.

В6. Укажите номер простого предложения,  в котором сказуемое является составным именным.

Вариант № 7.


(1) Любовь к театру у Гоголя особенно проявилась в годы учения в Нежинской гимназии. (2) Здесь будущий писатель принимал активное участие в создании спектаклей. (3) Обычно Гоголь был и постановщиком, и декоратором, и актёром. (4) Окончив гимназию, Гоголь едет в Петербург, однако столица неласково встретила его. (5) После продолжительных поисков работы в различных департаментах Гоголь обращается в театр, где нужно было сдать экзамен на звание актёра. (6) Тогда считалось, что истинный актёр должен декламировать чуть ли не с завываниями, Гоголь же читал монологи просто, это и погубило его.


А1.   Какие слова являются грамматической основой в предложении № 1?

    1)  любовь к театру             2)   особенно проявилась          3)  любовь проявилась        4)   проявилась в годы

А2. Укажите верную характеристику предложения № 5.

    1) сложноподчиненное     2) простое осложнённое          3) сложное бессоюзное     4) сложносочиненное

A3.  Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОСЛЕ  из предложения № 5.

    1) наречие      2) предлог           3) подчинительный союз         4) частица

А4. Укажите значение слова  ИСТИННЫЙ в предложении 6.

1)  содержащий истину    2)  соответствующий истине    3)  точный, установленный научно   4) настоящий, несомненный

В1. Из предложения № 1 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.

В2. Определите способ словообразования слова ПИСАТЕЛЬ (предложение № 2)

В3. Укажите номер простого предложения, в котором сказуемое является составным именным.

В4. Укажите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство.

В5. Сколько сложных предложений в данном тексте? Ответ запишите словом.

В6. Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят простые предложения с составными глагольными сказуемыми.

Вариант № 8.


(1)Память играет огромную роль в освоении учебных дисциплин и в деятельности человека вообще. (2) Поэтому полезно иметь хотя бы поверхностное представление о памяти. (3) Память — это свойство человеческого мозга. (4) Считают, что она проявляется в трех элемен тах: запечатление информации, ее сохранение и воспроизведение. (5) В пожилом возрасте люди иногда не помнят, что было с ними час тому назад, то есть у них нарушен элемент запечатления. (6) Однако они хорошо помнят факты далекого прошлого, так как элемент сохранения и воспроизведения функционирует нормально.


А1.   Какие слова являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста?

    1)  это свойство              2)   память — это          3)  свойство мозга        4)   память — свойство

А2. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

    1) сложноподчиненное     2) простое              3) сложное бессоюзное     4) сложносочиненное

A3.  Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО  из шестого (6) предложения текста.

    1) наречие      2) сочинительный союз           3) подчинительный союз         4) частица

А4. Укажите значение слова  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ в предложении 2.

    1)  изображение на сцене         2)  понимание, осознание

    3)  предъявление чего-либо    4) воображение

В1. Из предложения № 5 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.

В2. Определите способ словообразования слова ОСВОЕНИЕ (предложение № 1)

В3. Укажите номер предложения, в котором сказуемое является составным глагольным.

В4. Укажите номера предложений, в которых есть цельные словосочетания.

В5. Укажите номер односоставного безличного  предложения.

В6. Укажите номер сложного предложения, в состав которого входит простое предложение с составным именным сказуемым.

Вариант № 9 (облегчённый).


(1) Осень – это пора пышного увядания природы. (2) Замечательно красив в конце сентября осенний парк. (3) Метёт багряная лиственная метель по его дорожкам. (4) Уходят вдаль эти осенние дорожки, устланные опавшими листьями осин, клёнов и берез. (5) Приятно бродить  по мягкому лиственному  ковру, любуясь  осенним разноцветьем.


А1.        Какие слова являются грамматической основой в предложении № 1 текста?

1) пора увядания       2)  осень - это              3) осень - пора           4) осень увядания

А2. Укажите верную характеристику предложения № 5  текста.

1) простое, осложнённое обособленным обстоятельством                2) сложное бессоюзное

3) сложносочиненное                       4) простое, осложнённое обособленным определением

A3.  Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВДАЛЬ  из предложения № 5.

1) имя существительное                   2) частица                          3) наречие            4)  предлог

А4.        Укажите значение слова ПЫШНЫЙ в предложении № 1.

  1) лёгкий, пушистый                2) роскошный, великолепный    

   3) толстый, пухлый                 4) как бы взбитый

В1. Из предложения № 1 выпишите словосочетание со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

В2. Определите часть речи слова ОПАВШИЕ  (предложение № 4)

В3. Укажите номер  предложения, в котором сказуемое является составным глагольным.

В4. Укажите номер предложения, в котором есть причастный оборот.

В5. Укажите номер односоставного  предложения с главным членом – сказуемым (в котором нет подлежащего).

В6. Укажите номера простых предложений,  в которых сказуемые являются составными именными.

Вариант № 9.


1) Вот невдалеке неожиданно блеснула молния. 2) Пора искать убежища для спасения от неожиданного дождя. 3) Надеюсь, что успеем скрыться вовремя вон под тем дубом. 4) Под таким шатром, созданным щедрой природой, никогда не промокнешь. 5) Но вот отблистали молнии, и полчища туч унеслись куда-то вдаль. 6) Пробравшись через мокрый папоротник, выбираемся на едва приметную тропинку.



7) Как прекрасна Мещёрская сторона, когда привыкнешь к ней! 8) Всё становится родным. 9) Крики перепелов, суетливый стук дятлов, шорох дождей в рыжей хвое, торжественный гул вершин гигантских сосен. 9) Нельзя не любить этот край!


В1. Какое сложное предложение состоит из ряда простых односоставных назывных предложений? Напишите его номер.

В2. Напишите номера предложений, которые являются определённо-личными или включают в свой состав определённо-личное предложение.

В3. Напишите номера простых односоставных безличных предложений.

В4. Напишите номера предложений, где есть составные именные сказуемые.

В5. Напишите номера предложений, где есть составные глагольные сказуемые.

В6. Напишите номер простого предложения, осложнённого  обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

В7. Напишите номер простого предложения, осложнённого  обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

В8. Выпишите из текста неопределённое  местоимение.

В9. Выпишите из текста отрицательное местоимение.

В10. В каких предложениях есть указательные  частицы? Напишите номера этих предложений.

В11. Их предложения № 9 выпишите словосочетания:

А) со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

Б) со способом связи УПРАВЛЕНИЕ.

В) со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.

В12.  Напишите номер сложносочинённого предложения с соединительным союзом.

В13. Сколько сложных предложений в данном тексте? Ответ запишите словом.

Вариант № 10.


1) Можно ещё много написать о Мещёрском крае. 2) Можно написать, что очень богат он природными ресурсами. 3) Но я нарочно не пишу об этом. 4) Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи?



5) Не только за это любят родные места. 6) Их любят за то, что они прекрасны для человека, родившегося здесь.



7) И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца знаешь, что защищаешь и этот клочок земли, научивший тебя видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было.                                                 (По К. Паустовскому.)


В1. Напишите номера предложений, где есть обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

В2. Напишите номера предложений, где есть составные глагольные сказуемые.

В3. Напишите номера предложений, которые являются безличными или включают в свой состав безличное предложение.

В4. Напишите номера предложений, которые являются неопределённо-личными или включают в свой состав неопределённо-личное предложение.

В5. Напишите номера предложений, где есть составные именные сказуемые.

В6. Напишите номер сложного предложения, в состав которого входят определённо-личные предложения.

В7. Их предложения № 2  выпишите словосочетания:

А) со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

Б) со способом связи УПРАВЛЕНИЕ.

В) со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.

В8. В каком предложении есть частица? Напишите номер этого предложения.

В9. Сколько сложных предложений в данном тексте? Ответ запишите словом.



Предварительный просмотр:

8 класс  ВАРИАНТ 1

Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6

    (1) Поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что должно стать нашим внутренним содержанием. <…>

    (2)  Говорят,  надо быть весёлым. (3)  Но шумное и навязчивое веселье  утомительно окружающим. (4) Вечно сыпящий остротами молодой человек  перестаёт восприниматься как достойно ведущий себя. (5)  Он становится  шутом.

    (6) Не будьте смешными…

    (7)  Смешным можно быть во всём,  даже в манере одеваться. (8)  Если мужчина слишком тщательно подбирает галстук к рубашке,  рубашку к  костюму –  он смешон. (9)  Чрезмерная забота о своей наружности сразу  видна. (10) Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчины не должна переходить границ. (11) Женщина –  это другое дело.   (12)  У мужчины же в одежде должен быть намёк на моду. (13)  Идеально  чистая рубашка,  чистая обувь и свежий,  но не очень яркий галстук –  это  достаточно. (14) Костюм может быть старый.

    (15)  В разговоре с другими умейте слушать,  умейте помолчать,  умейте редко и вовремя пошутить. (16) Занимайте собой как можно меньше места,  не старайтесь быть «душой общества».

    (17)  Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении  человека, чем важность и шумность. <…>

    (18)  В своём поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть  скромным и тихим.

                                                                                                                                                                     (По Д.С.Лихачёву)

А1.  Как,  по мнению Д.С.Лихачёва,  надо вести себя в разговоре с другими  людьми?

1) Быть весёлым, чаще шутить.                                                                 2) Стараться быть серьёзным, важным.

3) Уметь слушать других, уметь вовремя помолчать.                         4) Стремиться стать «душой общества».

А2. Что значит, по мнению автора, «одеваться прилично»?

1) Тщательно подбирать костюм, рубашку и галстук по цвету.

2) Всегда быть в идеально чистой рубашке, чистой обуви, иметь свежий  неяркий галстук.

3) Стараться приобретать только очень дорогие, эксклюзивные вещи.

4) Стремиться иметь в своём гардеробе самую модную одежду.

А3. Как следует понимать выражение «душа общества»?

1) Нелюдимый, замкнутый, неразговорчивый человек.           2) Образованный, начитанный человек.

3) Весёлый, общительный, легко вступающий в дружбу.         4) Пожилой, умудрённый опытом человек.

А4. Какой частью речи является слово  ВОВРЕМЯ  (предложение 15)?

1) предлог;                         2) деепричастие;                                    3) союз;                             4) наречие

В1.  Из предложений 2-4  выпишите слово,  в котором правописание  ПРИСТАВКИ    зависит от глухости/звонкости звука,  обозначаемого  следующей после приставки буквой.

В2.  Из предложений 2-4  выпишите    ОДНОКОРЕННЫЕ  (РОДСТВЕННЫЕ)  слова.

В3. Из предложений 7-10 выпишите слово с  ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ  безударной  гласной в корне.

В4. Из предложения 3 выпишите его  ОСНОВУ.

В5.  Из предложения 9  выпишите словосочетание с типом связи  ПРИМЫКАНИЕ.

В6.    Среди предложений 7-14  найдите    ПРОСТОЕ   НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ. Напишите его номер.

8 класс  ВАРИАНТ 2

Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6

    (1)  В приметах заключено много точного знания и поэзии. (2)  Есть  приметы простые и сложные. (3) Самая простая примета –  это дым костра.   (4) То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых  высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (5) И вот к

прелести ночного костра,  к горьковатому запаху дыма,  треску сучьев,   перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание  завтрашней погоды.

    (6) Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или  снова,  как сегодня,  солнце подымется в глубокой тишине,  в синих прохладных туманах. (7) Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса.  (8) Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд.   (9) И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

    (10)  Это всё несложные приметы. (11)  Но есть    приметы сложные и точные. (12)  Иногда небо вдруг кажется очень высоким,  а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра.   (13) Это признак будущей ясной погоды.

    (14) Иногда в безоблачный день вдруг перестаёт брать рыба. (15)  Реки и озёра мертвеют,  как будто из них навсегда ушла жизнь. (16)  Это признак близкого и длительного ненастья. (17)  Через день-два солнце взойдёт в  багровой зловещей мгле, а к полудню чёрные облака почти коснутся земли,

задует сырой ветер и польются томительные,  нагоняющие сон обложные  дожди.

                                                                                                                                                                     (К.Г.Паустовский)

А1. Какую погоду на завтра предсказывает обильная ночная роса?

1) Сильный снегопад, метель.                                                            2) Безветренную и тёплую погоду.

3) Грозовой дождь.                                                                                4) Сильный порывистый ветер.

А2. В каком из предложений содержится  СРАВНЕНИЕ?

1) 3;                                                    2) 5;                                           3) 15;                                  4) 17

А3. Как следует понимать выражение «ОБЛОЖНЫЕ  ДОЖДИ»?

1) Дожди, сопровождающиеся сильным, порывистым ветром.

2) Летние, короткие дожди, во время которых продолжает светить солнце.            3) Тропические ливни. 4) Долгие, томительные, нагоняющие сон. А4. В каком из предложений содержатся  АНТОНИМЫ?

1) 1;                                                   2) 2;                                           3) 8;                                     4) 16

В1. Из предложений 6-9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука,  обозначаемого следующей после  приставки буквой.

В2. Из предложения 4 выпишите глагол II спряжения.

 

В3.  Из предложения 17  выпишите    ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ    ПРИЧАСТИЕ.

В4.Из предложений 14-17  выпишите слова с безударными  ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ  гласными в корне.

В5.  Из предложения 7  выпишите словосочетание с типом связи  СОГЛАСОВАНИЕ.

В6.  В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.  Выпишите цифру,  обозначающую запятую при    ДЕЕПРИЧАСТНОМ  ОБОРОТЕ.

 Глядя на дым, (1) можно точно сказать, (2) будет ли завтра дождь, (3) ветер, (4)  или снова, (5)  как сегодня, (6)  солнце подымется в глубокой тишине, (7) в синих прохладных туманах.

8 класс  ВАРИАНТ 3

Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6

Воробей

    (1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди  меня.

    (3)  Вдруг она уменьшила шаги и начала красться,  как бы зачуяв перед  собой дичь.

    (4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около  клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда  (ветер сильно качал берёзы  аллеи)  и сидел неподвижно,  беспомощно,  растопырив едва прораставшие крылышки.

    (6) Моя собака медленно приближалась к нему,  как вдруг,  сорвавшись с близкого дерева,  старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

    (7)  Он ринулся спасать,  он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

    (8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой,  безопасной ветке. (10) Сила,  сильнее его воли, сбросила его оттуда.

    (11)  Мой Трезор остановился,  попятился. (12)  Видно,  и он признал эту  силу.

    (13) Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.   (14) Да,  не смейтесь. (15) Я благоговел пред той маленькой,  героической  птицей, пред любовным её порывом.

    (16)  Любовь,  думал я,  сильнее смерти и страха смерти. (17)  Только ею,   только любовью держится и движется жизнь.                                                                                                                                           (И.С.Тургенев)

А1. Почему писатель поспешил отозвать собаку?  

1) Трезор не ел воробьёв.                                                                    2) Писатель опаздывал домой к ужину.

3) Писателя восхитила смелость старого воробья.                       4) Подул сильный ветер, и начался ливень.

А2. В каком из предложений содержится главная мысль текста?

1) 7;                                                      2) 12;                                           3) 13;                             4) 16

А3.  Какое из слов является    СИНОНИМОМ    к слову    БЛАГОГОВЕЛ   (предложение 15)?

1) переживал;                                  2) боялся;                                  3) восхищался;            4) надеялся

А4. В каком из предложений есть  ОДНОРОДНЫЕ  ЧЛЕНЫ?

1) 2;                                                    2) 4;                                             3) 10;                              4) 12

В1. Из предложений 1-5 выпишите слово с   ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ   безударной гласной в корне.

В2.  Из предложения 6  выпишите слово,  в состав которого входят    ДВА КОРНЯ.

В3.  Среди предложений 11-17  найдите предложения,  в которых союз    И   связывает    ОДНОРОДНЫЕ    ЧЛЕНЫ    ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  Напишите их   номера.

В4.  Из предложения 8  выпишите словосочетание с типом связи   СОГЛАСОВАНИЕ.

В5.  Среди предложений 8-16  найдите предложение с    ВВОДНЫМ   СЛОВОМ. Напишите его номер.

В6.  Из предложения 9  выпишите его    ГРАММАТИЧЕСКУЮ    ОСНОВУ

8 класс  ВАРИАНТ 4

Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6

    (1) В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. (2) Больше всего озёр с  чёрной водой. (3)  В иных озёрах вода напоминает блестящую тушь. (4)  Трудно,  не видя,  представить себе этот насыщенный,  густой цвет. (5)  И вместе с тем вода в это озере, так же как и в Чёрном, совершенно прозрачная.

    (6)  Этот цвет особенно хорош осенью,  когда на чёрную воду слетают  жёлтые и красные листья берёз и осин. (7) Они устилают воду так густо, что  челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу.

    (8) Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на  необыкновенном стекле. (9) Чёрная вода обладает великолепным свойством  отражения:  трудно отличить настоящие берега от отражённых,  настоящие    заросли – от их отражения в воде.

    (10)  В Урженском озере вода фиолетовая,  в Сегдене –  желтоватая,  в  Великом озере – оловянного цвета, а в озёрах за Прой – чуть синеватая. (11)  В луговых озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый  морской цвет и даже запах морской воды.

    (12)  Но большинство озёр –  чёрные. (13)  Старики говорят,  что чернота  вызвана тем,  что дно озёр устлано толстым слоем опавших листьев. (14)   Бурая листва даёт тёмный настой. (15)  Но это не совсем верно. (16)  Цвет  объясняется торфяным дном озёр – чем старее торф, тем темнее вода.

                                                                                                                                                                      (К.Г.Паустовский)

А1. Чем следует объяснить чёрный цвет воды в озёрах?

1) Большим количеством опавших листьев, устилающих дно.

2) Грязной, мутной водой.                                                                3) Торфяным дном озёр.

4) Особенными бактериями, обитающими в озёрах.

А2. В каком из предложений есть  СРАВНЕНИЕ?

1) 2;                  2) 6;                3) 8;               4) 10

А3. Какая из характеристик предложения 4 является верной?

1) двусоставное;                                                                      3) односоставное определённо-личное;

2) односоставное безличное;                                              4) односоставное неопределённо-личное

А4. В каком из предложений  НЕТ  ГЛАГОЛОВ?

1) 3;                   2) 6;                 3) 10;           4) 13

В1.  Из предложений  6-7  выпишите слова с    ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ  безударными гласными в корне

 

В2. Из предложений 8-11  выпишите слово,  являющееся   ИСКЛЮЧЕНИЕМ    из правила: в суффиксах прилагательных –ин-,  -ан-,  -ян- пишется одна буква    Н.

 

В3. Из предложений 7-9 выпишите  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ  ПРИЧАСТИЕ.  

В4.  Из предложения 5  выпишите словосочетание с типом связи  ПРИМЫКАНИЕ.

В5.  Из предложения 6  выпишите его    ГРАММАТИЧЕСКИЕ    ОСНОВЫ.

В6.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста  пронумерованы все запятые.    Выпишите цифру,  обозначающую запятую,   разделяющую  ОДНОРОДНЫЕ  ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Трудно, (1) не видя, (2) представить себе этот насыщенный,(3) густой цвет.  И вместе с тем вода в этом озере,(4) так же как и в Чёрном, (5) совершенно  прозрачная.

8 класс  ВАРИАНТ  5

Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6

                        Человеческий коридор.  (1) Это было в сорок первом году. (2)  Тёмная и суровая Москва,  спасая  нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали  медленно,  задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. (4)  В  Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь.

    (6) –  Здесь есть пища, -  сказал Николай Петрович,  сутулый,  жёлтый от  болезни человек. <…>

    (7)  Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. <…>   (8)  Мы стояли и смотрели на окна. (9)  Там было тепло,  там раздавали  людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (10) Потом встал  наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (11) И нам было видно,  как он нервно вздёргивает острые плечи. (12)  И голос у него был слабый,   голос чахоточного человека. (13)  Кто из этих голодающих,  сутками  простаивающих беженцев сможет его услышать?..

    (14)  А люди вдруг зашевелились. (15)  Они подались назад,  и маленькая   трещинка расколола чёрную толпу. (16) А потом мы увидели ещё: какие-то  люди взялись за руки и образовали коридор. (17) Человеческий коридор…

    (18) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю  шагать этим человеческим коридором. (19)  А тогда –  мы шли через него,   качающийся,  живой,  трудный. (20)  И мы не видели лиц,  просто стена   больших и верных людей. (21) И яркий свет вдали. (22) Свет, где нам было

очень тепло,  где и нам отвалили по целой порции жизни,  горячей жизни,   наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.

                                                                                                                                                                     (А.И.Приставкин)

А1.  Почему случай,  произошедший в Челябинске в 1941  году,  навсегда  запомнился А.И.Приставкину?

1) Он в первый раз увидел незнакомый город.

2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.

3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.

4) Он в первый раз ехал на поезде.

А2.  Какое средство художественной изобразительности писатель   использовал в предложении 15?

1) эпитет;                       3) олицетворение;                            3) сравнение;                4) метафору

А3. Предложение 4 является  простым односоставным

1) определённо-личным;                                                       3) безличным;

2) неопределённо-личным;                                                   4) назывным

А4.  Какое из предложений является    ПРОСТЫМ  НЕРАСПРОСТРАНЁННЫМ?

1) 5;                                         2) 8;                         3) 14;                 4) 18

В1. Из предложений 8-13  выпишите слова, правописание   ПРИСТАВОК    в   которых зависит от глухости/звонкости звука,  обозначаемого следующей   после приставки буквой.

В2.  Из предложений 1-7  выпишите слово,  в состав которого входят    ДВА  КОРНЯ.

В3.  Из предложений 18-22  выпишите    ПРИЧАСТИЯ.

В4. Среди предложений 8-13 найдите предложение, в состав которого входит   ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ  ОБОРОТ. Напишите его номер.

В5.  Из предложения 10  выпишите словосочетание с типом связи  ПРИМЫКАНИЕ.

В6.  Из предложения 9  выпишите его    ГРАММАТИЧЕСКИЕ    ОСНОВЫ.

8 класс  ВАРИАНТ  6

Прочитайте текст и выполните задания А1-А4. В1-В6

    (1)  Однажды мы ночевали на Чёрном озере,  в высоких зарослях,  около большой кучи старого хвороста.  (2) Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на  ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. (3) На дне озера толстым  слоем лежали истлевшие листья, а в воде плавали коряги.

    (4)  Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная спина чёрной   рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. (5) Рыба нырнула и  прошла под резиновой лодкой. (6)  Лодка закачалась. (7)Рыба вынырнула  снова. (8)  Должно быть,  это была гигантская щука. (9)  Она могла задеть  резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

    (10)  Я ударил веслом по воде. (11)  Рыба в ответ со страшной силой  хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. (12) Мы бросили удить  и начали грести к берегу, к своему биваку. (13) Рыба шла рядом с лодкой.

    (14) Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать,   но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий,   хватающий за сердце вой. (15)  Там,  где мы спускали лодку,  на берегу,  на  примятой траве стояла,  поджав хвост,  волчица с тремя волчатами и выла,   подняв морду к небу. (16)  Она выла долго и скучно:  волчата визжали и  прятались за мать. (17) Чёрная рыба снова прошла у самого борта и зацепила  пером за весло.

    (18) Я бросил в волчицу тяжёлым свинцовым грузилом. (19) Она отскочила  и рысцой побежала от берега. (20) И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

    (21)  Мы высадились,  подняли шум,  выгнали волчицу из хвороста и  перенесли бивак на другое место.                                                                                                                                                         (К.Г.Паустовский)

                                                                                                                                                                   

А1. В каком из предложений содержится ответ на вопрос: «Почему большая  рыба была опасна для рыбаков на резиновой лодке?»

1) 5;                 2) 9;            3) 11;             4) 12

А2. Какое из высказываний  НЕ  ОТРАЖЕНО  в содержании текста?

1) Огромная рыба была, скорее всего, щукой.

2) Спинной плавник рыбы был острый и мог распороть резиновую лодку.

3) На берегу, в куче хвороста, находилось волчье логово.

4) Эта рыбалка на Чёрном озере оказалась на редкость удачной.

А3.  Какое из средств художественной изобразительности использовано       автором в предложениях 4-9?              

1) сравнения;                3) эпитеты;                               2) олицетворения;                                   4) метафоры

А4. Запятые в предложении 1 служат для обособления

1) причастного оборота;                       3) вводных слов;

2) деепричастного оборота;                4) уточняющих обстоятельств

В1.  Из предложений 1-3  выпишите слова,  правописание    ПРИСТАВКИ    в которых зависит от глухости/звонкости звука,  обозначаемого следующей   после приставки буквой.

В2.  Из предложений 14-17  выпишите слово с приставкой    ПРИ-,  которая  имеет значение  НЕПОЛНОТЫ  ДЕЙСТВИЯ

 

В3.  Из предложений 14-15  выпишите слово с    ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ   безударной гласной в корне.

В4.  Из предложения 9  выпишите его    ГРАММАТИЧЕСКУЮ    ОСНОВУ.

В5.  В приведённом ниже предложении из прочитанного текста   пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при    ДЕЕПРИЧАСТНЫХ  ОБОРОТАХ.

Там, (1) где мы спускали лодку, (2) на берегу, (3) на примятой траве стояла,  (4) поджав хвост, (5) волчица с тремя волчатами и выла, (6) подняв морду к небу.

В6.  Из предложения 17  выпишите словосочетание с типом связи слов      ПРИМЫКАНИЕ.

ОТВЕТЫ

            1      2     3      4     5      6

А 1      3      2     3      3     2      2

А 2      2      3     4      3      4     4

А 3      3      4     2      2      2    1

А 4      4      2     2      3      1    4

Вариант 1                                                                  Вариант 2

В 1 восприниматься                                               безветрие

В 2 весёлым,                                                            веселье струится

В 3  подбирает                                                        нагоняющие

В 4  веселье утомительно коснутся,                 обложные

В 5 сразу видна                                                       вечерняя роса

В 6  14                                                                        1

Вариант 3                                                                   Вариант 4

В 1 прораставшие устилают                                 блестящую  

В 2 черногрудый                                                     оловянного

В 3 13, 16, 17                                                             блестящую

В 4 громадным чудовищем                                  совершенно прозрачная

В 5 12                                                                          цвет хорош,  листья слетают

В 6 он не мог усидеть                                            3

Вариант 5                                                                  Вариант 6

В 1 раздавали, вздёргивает                                  рассвете, истлевшие  

В 2 многотысячная                                                  примятой

В3  качающийся,                                                      дымящиеся заросли

В 4 9                                                                            она могла задеть и распороть

В 5 потом встал                                                        4, 5, 6

В 6 было тепло,    раздавали                                снова прошла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

переводная работа по русскому языку в 8 классе (по типу ГИА)

Данная форма итогового теста позволяют учителю проверить уровень подготовки учащихся 8 классов за весь учкбный курс. Работа по содержанию и структуре имитирует ГИА....

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Контрольная работа по русскому языку (Анализ текста: определение типа речи)

Контрольная работа предназначена для пятиклассников. Главная задача - научить правильно оформлять письменную речь, пользуясь книжной речью....

Переводная контрольная работа по русскому языку 8 класс

Материал представлят собой задания для контрольной работы по русскому языку в 8 классе...

Проверочная работа по русскому языку 8 класс "Главные члены предложения. Типы сказуемых"

Проверочная работа по русскому языку в 8 классе по теме  "Главные члены предложения. Типы сказуемых"....

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс (для классов с углублённым изучением русского языка)

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 5 класса с углублённым изучением предмета (по программе В.В.Бабайцевой)...