Разработка урока по русскому языку в 7классе "Различение частицы не и приставки не"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-»  в 7 классе построен  с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Целью урока является обобщение и закрепление правил правописания не  с различными частями речи; формирование умения систематизировать  изученные правила. Содержание урока построено на произведении И.С.Тургенева «Записки охотника». На уроке предполагаются  разные формы деятельности обучающихся: работа с карточкой, самоконтроль, взаимопроверка, решение проблемной задачи.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Разработка урока по русскому языку в 7 классе

Тема урока: « Различение частицы не и приставки не-»

  ( Урок- обобщение)

                                 Эпиграф: «С русским языком можно творить чудеса»

                                                                                                      И. С. Тургенев

Цель                -  обучающая:       1)обобщение и закрепление правил правописания не

                    с различными частями речи;

                                                                2)формирование умения систематизировать

                                                                  изученные правила;            

  - развивающая:    1) развитие устной речи учащихся;

                             2) обогащение словарного запаса;

                                        3) умение анализировать, сопоставлять;

   - воспитательная:   обеспечение тесной связи обучения с

                                                                 жизнью.

Оборудование: учебник, тексты И.С.Тургенева «Записки охотника»; схема-                                      алгоритм «Приставка не - и частица не», иллюстрации с изображением природы.

Ход   урока.

1.Организационный момент.

2.Подготовка к восприятию.

  Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех такими бодрыми, здоровыми. Поскольку  этот урок требует большей нагрузки, давайте сделаем небольшую зарядку для глаз. Пожалуйста, осторожно закройте глаза, прислушайтесь к себе..., теперь широко распахните их. Медленно поведём глаза влево, вправо.

Круговые движения глазами выполняем по часовой стрелке и против. Спасибо.

  П.   Слово учителя.

  На прошлом уроке мы повторили правописание не с различными частями речи, и в домашнем упражнении №387 вы отметили слова с этой орфограммой, определили, слитно или раздельно пишется не  с этими словами.

(проверяем д/з путем самопроверки)

В это 1 ученик работает с карточкой у доски (см. «Приложение»).

 (Работу у доски проверяет сильный ученик).

Класс отвечает на вопросы:

1.Что общего между частицами, союзами, предлогами? В чем разница?

2.Назовите разряды частиц. Для чего служат формообразующие частицы? Привести примеры.

   II. Сообщение темы и цели урока.

  Ребята, мы повторили правописание не с различными частями речи, а сегодня будем учиться различать приставку не - и частицу не. Работа сегодня на уроке не совсем обычная. Мы будем работать с текстами И.С.Тургенева, постараемся увидеть мастерство писателя, умеющего словом создавать картины мира природы и человека. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова И.С.Тургенева: «С русским языком можно творить чудеса». Итак, нам предстоит новая встреча с И.С.Тургеневым.

Запишите, пожалуйста, число и тему урока.

   III. Закрепление темы.

 Учитель читает предложение, записанное на доске.

Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Вопрос классу: Когда можно наблюдать такое явление в природе, в какое время года?

-Да, ребята, это лето, июльское лето. Приходилось ли вам видеть самое раннее утро летом? Видеть, как поднимается солнце? Расскажите, как меняется мир, трава, кусты, речка, озеро, деревья?

(2 ученика рассказывают).

-Писатель И.С.Тургенев в нескольких словах так ярко и образно нарисовал  картину летнего восхода солнца. Благодаря чему, каким выразительным языковым средствам мы увидели картину июльского утра.

(Ученик отвечает. Эпитет - кротким румянцем; метафора - не пылает пожаром.

-Какая же орфограмма связана с темой нашего урока? Как пишется не с глаголами, деепричастиями? Какую роль играет частица не? (Придает отрицательное значение всему предложению).

 -Видите, ребята, какое большое значение имеет такая маленькая частица не,

-А всегда ли не может быть частицей? (Нет, она может быть и приставкой, и частью корня).

-Прочитаем ещё одно предложение, в котором есть слова с не.

2) Мне стало грустно: сквозь (не) весёлую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх (не)далёкой зимы.

-Чем является не в этом предложении? Докажите. ( Приставкой. Слова с не можно заменить словами - синонимами без не).
- Хорошо. Сегодня на уроке, на произведениях И.С.Тургенева, мы проследим, как работает частица
не и приставка не-.

Откроем «Записки охотника», рассказ «Свидание».

(Его ребята прочитали дома, отметили предложения с не-).

-Смогли ли вы в этом рассказе найти предложения с частицей не и приставкой не - ?

(Ученики читают предложения. 2 предложения записаны заранее на доске. Работаем над ними у доски, а затем переписываем в тетрадь).

1) То был (не) веселый, смеющийся трепет весны, (не) мягкое шушуканье, (не) долгий говор лета, (не)робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная дремотная болтовня.

-Не забываем, ребята, что сегодня у нас не совсем обычная работа на уроке. Мы говорим не только об орфограммах, но и отмечаем мастерство писателя. Отметим выразительные средства в этом предложении.

(Ребята называют метафоры: шушуканье-шушукать-шептать, говорить по секрету (прост.); лепетанье осени-лепетать-несвязно, неразборчиво говорить;болтовня-болтать-вести легкий, непринужденный разговор).

-Как называются такие слова с общим лексическим значением? (Синонимы).

-Объясним правописание не в этом предложении. Как вы думаете, с какой целью Тургенев использует частицу, так часто употребляющуюся в этом предложении? (Для того, чтобы, отрицая, противопоставляя природные явления, мы ярче увидели картину раннего осеннего утра).

Обозначаем условия выбора данной орфограммы.

-Расскажите о слитном и раздельном правописании не с прилагательными. (Фронтальный опрос)

-Продолжим работу над текстом из сборника «Записки охотника».

-Ребята, я прочитаю вам предложение, а вы постарайтесь вспомнить, откуда оно, из какого произведения?

 ( Я читаю предложение из текста, потом открываю доску, где записано это

  предложение со скобками).

3)  Жара  (не) много спала, или, как говорят у нас, (не) задача моя продолжалась,  и я, с одним коростелём, вернулся в Выселки («Бежин луг».)

 (Ученик выходит к доске, раскрывает скобки, объясняет правописание не - в  

  словах).

 -Раскроем скобки и объясним, чем является не - в этом предложении.  

-Как вы понимаете значение слова незадача? (Мнения учащихся).

В словаре Ожегова незадача(разг.)- неудачное стечение обстоятельств, незадача.А всегда ли слово незадача пишется слитно? Можете ли вы придумать предложение, в котором /не задача/ надо писать раздельно? (Не задача была трудной в контрольной работе, а примеры). Молодцы!

 Проблемный вопрос: - Каков же алгоритм рассуждения при решении этой орфографической задачи: слитно или раздельно писать не? Что является общим положением для правописания существительных, прилагательных, наречий на – о, -е?

Ученик рассказывает:

1.Смотрим, употребляется ли слово без не. (Не употребляется -  пишу слитно).

2.Если употребляется - решаю, какая это часть речи.

3.Вспоминаю правило.

-Хорошо. Да, ребята, главное условие правильного выбора написания не – определение части речи. Только после этого можно применять следующий этап-правило о написании не.

-Проверим правильность нашего рассуждения по алгоритму.( см. «Приложение»).

   III. Практическое занятие.

  -А теперь попробуем применить свои знания на практике, и я предлагаю вам выборочно-распределительный диктант.

Частица не                                    /               приставка не-

-Выписывать только слова с не.

1.Я невольно полюбовался Павлушей. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой. Горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, не колеблясь, поскакал один на волка (р. «Бежин луг»).

-Из 2-го и 3-го предложений выписать словосочетания с главным словом существительным, а зависимое слово должно быть связано с темой нашего урока.

2.Там не было никакой дороги; какие-то некошеные низкие кусты расстилались передо мною.

3.Но уже вечерняя заря погасла, и в воздухе, ещё светлом, хотя не озаренном более лучами солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени.

-Какими частями речи являются выписанные слова? ( Ребята называют).

Правописание не с существительными, прилагательными, наречиями мы повторили, а о правописании какой части речи с не мы ещё не сказали? (О причастии).

Словосочетания с причастиями выписываем на доске, объясняем правописание.

                   Некошеные  кусты

           

                   Не озаренном  лучами

-Каково же особое условие написания не с полным причастием? (Ученик отвечает). А теперь обратимся к алгоритму. (см приложение).

    IV.Графический ( кодовый диктант). (Слабоуспевающие ученики выполняют упражнение на усмотрение учителя)

-Ну, а теперь - на практике проверить можно точно,

                       кто смог теорию усвоить прочно.

Я читаю предложения (либо они на слайде) из произведений Тургенева, а ученики ставят только цифры:1-раздельно         2-слитно

1.Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак.

2.Чистая мелкая трава изумрудного цвета, без золотых отливов, не колыхалась; высокие стебельки стояли, как очарованные.

3.Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручей.

4.Алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй.

5.Я остановился в недоумении.

6...то вдруг уходил куда-нибудь в уголок  и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. ( «Муму»).

7.Гром грохотал, не переставая.

8.Он смотрел на неё сонными, ничего не выражающими глазами.

9.Небольшая ночная птица, низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.

Ученики  обмениваются листочками и проверяют выполнение этого задания друг у друга. (Работа в парах)

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  

2  1  1  2  2  2  1  1  2

V. Рефлексия

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…»

«Сегодня на уроке мне было легко…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

   VI. Итог  урока.

-Что же мы повторили сегодня на уроке?

-Мы не только повторили правописание не с различными частями речи, но и систематизировали ваши знания в написании приставки не -  и частицы не на примерах из произведений Тургенева убедились в том, что русский язык неисчерпаемо богат, с ним можно творить чудеса. Предложения из произведений Тургенева подарили нам возможность увидеть, что даёт языку такая маленькая - и такая важная! - частица не и приставка не.

  VI. Домашнее задание.

Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Упр.№399(обязательно); Желательно - выписать из сборника «Записки охотника»

5 предложений с частицами не и ни.

                           

   

                               

                                         

             

                 

Приложение  № 1.

                               Карточка.

Списать, раскрыть скобки. Графические обозначить орфограмму .Определить часть речи над каждым словом.

(Не) настный день; (не) счастье; (не)знакомый, а чужой человек;(не)давно позвонил;(не)большие деревья; (не)сделал (не, ни)чего;(не)говоря мне; дома (не)освещены;(не)ослабевающий интерес;(не)годовать; (не)поясняя задания.

 

                   

Приложение № 2.

                        Алгоритм-рассуждение.  

Не с существительными, прилагательными, наречиями на –о (-е):

1)Смотрим, может ли слово употребляться без не. Если не может – пишем не слитно: неряха, несуразный, небрежно.

2)Если слово может употребляться без не, смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок или слова далеко не, вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не.

Есть одно из указанных условий - пишем не раздельно: не широкий, а узкий пруд; вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво..

3)Если нет указанных выше условий, подбираем к слову синоним и пишем не слитно: говорил неправду (ложь).

Запомнить: не пиши раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не менее; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по-товарищески.

Приложение №3.

Алгоритм «Не с причастиями».

Краткая или полная форма причастия?

 

Краткая                                                      полная

                                                                   Есть противопоставление или                                

Не пишем раздельно                                        зависимые к причастию слова?

( не написано, не прочитан)

        да                         нет

                                                             

                                                           

Список используемой литературы.

1.Иванова В.Ф.Моисеев А.И. Орфография, пунктуация и методика их преподавания. РЯШ-1995-№1.

2.Соколова Г.П. Ещё раз про не и ни -. РЯШ-2003-№6.

3.Соколова Г.П. «Драгоценные» частицы. РЯШ-1995-№2.

4.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. М. «Просвещение» 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Приставки- труженицы"

Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изуч...

Разработка уроков по русскому языку (приставки)

Урок по русскому языку в 5 классе. "Правописание приставок пре-, при-".Учитель Молоканцева Людмила Ивановна...

Разработка урока по русскому языку в 7 классе "Правописание частиц НЕ и НИ"

на уроке используются следующие материалы: презентация, тесты, фрагмнт мультфильма "В стране невыученных уроков", текст. Разработка урока создана к учебнику В. В.Львова....

Разработка урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках" 5 класс

Разработка урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках" 5 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку "Различение частицы НЕ и приставки НЕ"

В конспекте обозначены цели урока, задачи (обучающие, коррекционно-развивающие, воспитательные). Дан материал на повторение предыдущей темы "Частицы". Представлено подробное объяснение прави...