«Хорошо быть здоровым и душой, и телом!»
классный час по русскому языку (10 класс) по теме

Здоровье – это “состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.  В силу разных причин мы не успеваем следить за своим здоровьем. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._kl.ch_._zozh.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Согласовано:                                                              Утверждаю:                                                                                                                                                

 Зам. директора по УВР                                             Директор

                Т.В.Смирнова                                                                   В.М. Казаков                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                         

План – конспект

открытого классного часа

на тему:

«Хорошо быть здоровым

и душой, и телом!»

Цель: Формирование навыков здорового образа жизни

Задачи:

  1. Расширить знания школьников о вредных привычках.
  2. Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
  3. Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Подготовительная работа:

  1. Подготовить презентацию по теме
  2. Плакаты, отражающие данную проблему: “Мат укорачивает жизнь”, “Сквернословие вредит здоровью”, “Словом можно убить”, “У того, кто ругается – некрасивое лицо” и др.
  3. Распределить стихи.

 Ход классного часа

 1. Вступительное слово классного руководителя о здоровом образе жизни (презентация)

   Слайд №1. Тема

  Слайд №2. Деньги потерял –  ничего не потерял. Время потерял – многое потерял. ЗДОРОВЬЕ потерял – ВСЁ потерял!

Слайд №3. А что такое здоровье, здоровый образ жизни?

  Слайд №4.Под здоровым образом жизни понимается: оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие пагубных привычек, любовь к людям, положительное восприятие  жизни.

  Слайд №5. Здоровый образ жизни позволяет быть до старости здоровым психически, нравственно и физически.

  Слайд №6.Здоровье – это “состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. 
    В силу разных причин мы не успеваем следить за своим здоровьем. А зря!!! 

  Слайд №7.Задумайтесь о своем здоровье, довольны вы им?

    2. Основная часть.

Учитель:  Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

     Ученик 1: Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе, 
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение, 
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья, 
Как от мелких, но острых осколков.

     Учитель: Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие, насылая проклятие.

     Ученик 2: В древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.  

     Ученик 1: Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

     Ученик 2: Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые «матерщинники» живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Интересно то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом.

 

     Учитель: В медицинской практике известно такое явление: при параличе, при полной потере речи, когда человек не может выговорить ни «да», ни «нет», он может, тем не менее, совершенно свободно произносить целые выражения, состоящие исключительно из матов. Явление на первый взгляд очень странное, но говорит оно о многом. Получается, что так называемый мат проходит по совершенно иным нервным цепочкам, нежели вся остальная нормальная речь. Что же это за цепочки? Что (или кто) за ними стоит? Кто таким путем демонстрирует свою власть над парализованным телом?

     Ученик 1: Всякий знает, что первая фраза Евангелия от Иоанна такова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Именно словом Бог создал все сущее. Но очень скоро дьявол тоже словом искусил Адама и Еву, и первые люди потеряли рай, созданный для них Богом. Вот так уже в начале бытия слово оказалось и созидательным, и разрушительным. С той поры так и повелось.

        Ученик 2: «Так называемый мат, — пишет отец Сергий, — является языком общения с демоническими силами. Не случайно это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной — значит адской, из преисподней». Представители нечистой силы восходят у славян к языческим богам, а матерная ругань восходит к языческим молитвам, заговорам или заклинаниям. Мат выступал у славян и как проклятие. Подобное его употребление засвидетельствовано и в южнославянской, и западнославянской письменностях. В болгарской хронике 1296–1413 годов слово «изматерили» означает не просто «обругали», но именно «прокляли».

Ученик 1: Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит. Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.  

    Ученик 2: В русском народе матерщинников издавна именовали богохульниками. Сам факт матерщины — это хула на Всевышнего. Творец Вселенной дал людям красивые, богатые по выразительности, чудесные языки. И вот от этого языка мы отказываемся. И нередко используем жалкий набор гнусных и не Богом данных слов. Слов, «подсказанных» извечным врагом рода человеческого. Не будем говорить об отсутствии духовной культуры у любителей крепких выражений. Укажем на другое: матерящиеся сознательно калечат в себе образ Божий, это начало богоотступничества.

     Ученик 1: Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием — от слова «скверна». В словаре живого великорусского языка Владимира Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное». Обратите внимание на последнее определение — «богопротивное». Вот куда заводит «просто» матерок. А в последнее время наука доказала, что от употребления мата страдает не только нравственность, но и здоровье человека. В самом что ни на есть физическом значении слова.  

  Ученик 2: Буквально каждый год наука находит все новые подтверждения негативного воздействия мата на человеческий организм. Так, недавно руководитель белгородского Центра экологического выживания и безопасности Г. Чеурин заявил, что борьба с матом повышает не только культуру людей, но и... рождаемость! Ученый опытным путем доказал, что мат влияет на мужскую потенцию и женственность. По заключению ученого, частое употребление нецензурной лексики приводит мужчин к бесплодию. А организм матерящейся женщины перестраивается на мужской лад... И самая большая опасность при этом нависает над детьми. Ученые установили, что дети, часто слышащие матерную речь, заметно отстают в умственном развитии. Сквернословие уничтожает у ребенка чувство стыда и очень часто является мостиком к дальнейшей деградации.

    Учитель: Вот такие, ребята, неопровержимые факты.  Состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. “Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, жизнь – это море из благих деяний, построй корабль и по волнам плыви”.

3. Выводы:

     Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание, и даже наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал. И тем самым призывают зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких.

4. Анкетирование.

5. Заключение: 1 -й ученик:

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами, 
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы, 
Чтоб их произнести в тот самый час, 
Когда они другим необходимы!

 Этим стихотворением мы и закончим нашу встречу.

Информационные источники

Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp

 

                               

Приложение

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ( для повышения эмоциональности речи, эмоциональной разрядки, оскорбления, унижения адресата речи, демонстрации агрессии, демонстрации отсутствия страха, демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, демонстрации принадлежности к «своим»)

________________________________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________

4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!

Примеры:

Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований.

Ученик 4  Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева

пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает

или разрушает свой генетический аппарат.

       Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате

человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к

вырождению человека.

      Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в

электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

      Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В

результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.

Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Ученик 3  Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный

тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.  Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все

они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный

эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.

     На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают

информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

Ученик 4  Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли”

т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот

перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись.

Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает

даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Ученик 3 Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук

И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые

матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках

очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

  Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто

вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не

случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

 

 Каково же воздействие скверных слов на человека?

        Самым важным и научно подтвержденным является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и , впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

        Еще известный лексикограф В. Даль писал в XIX веке: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

        А в конце XX века за научное доказательство взялся кандидат биологических наук  Петр Гаряев. Он создал аппарат, который «переводил» человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал как эти колебания влияют на молекулы наследственности - ДНК. С помощью этой чудо - техники ученый решил проверить как отражаются на живом организме злые и добрые слова.  Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом  аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течении нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день – магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли. А выжившие стали генетическими уродами. А вот когда тот же самый магнитофон стал воспроизводить слова добрые, «теплые» - аппарат зафиксировал, как стала меняться структура молекул ДНК. Разорванные спирали «срастались», семена ожили и взошли. А в контрольной группе они так и остались мертвыми.

        Казалось бы, от растений до людей – дистанция огромного размера. Но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ – будь то человек, скумбрия и подсолнух – работают по каким – то доселе неведомым универсальным законом.

        Любое произнесенное слово – это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет нашу жизнь…

        Доказательством пагубности сквернословия, является зафиксированный на кинопленке опыт с ростками пшеницы. Ростки эти обрабатывались разной водой:

  1. той, над которой произнесена молитва,
  2. водой «заряженной» беззлобным бытовым матом, а также

3. водой, над которой ругались особенно злобно и яростно. Результат: ростки политые святой водой, проросли на 98%, тогда как семена, обработанные «матерной» водой – соответственно всего лишь на 53% и 48%. Из этого эксперимента организатор опыта научный руководитель Екатеринбургского центра экологического выживания и безопасности Геннадий Чеурин делает вывод: мат является разрушительным для человеческого организма.

        Наверное, нетрудно после приведенных фактов сделать вывод о том, что злые слова и матерщина не только наносят вред тому, к кому они обращены, но еще больше тому, кто их произносит. В священном писании сказано «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

И тут уместно вспомнить Пимена Великого, который сказал: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою».

        Ребята, а как вы думаете, каким образом можно бороться со сквернословием?

  1. Нужно быть более требовательными к своей речи, уровню своей грамотности;
  2. Внедрить этические нормы взаимоотношений;
  3. Возможно должна быть разработана программа деятельности органов управления и учреждений образования по искоренению сквернословия, ненормативной лексике в подростково - молодежной среде, по воспитанию речевой культуры и этических норм поведения детей и молодежи;
  4. Предлагают памятку, очищения русского языка;
  5. Через газету  провести районную акцию за чистоту языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хорошо быть здоровым и душой, и телом", презентация

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека....

урок биологии по теме "ОДС" "В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело!"

Презентация сможет помочь учителю биологии подготовить как открытый урок по указанной теме, так и подготовить рядовой комбинированный урок.  Особенность урока- он является интегрированным, с ИЗО....

Открытый урок: «Быть здоровым хорошо» (подготовка к сочинению-повествованию)

Урок по развитию речи (здоровьесберегающие технологии)....

Открытый урок русского языка в 8 кл по теме"Односоставные предложения" Имя урока « Не может быть здоровья тела без здоровья души»

Данный урок может быть использован в качестве повторительно-обобщающего урока по теме "односоставные предложения" в 8 классе...

Классный час "Хорошо быть здоровым!" 8 класс

сценарий классного часа  "Хорошо быть здоровым!" (8 класс)...

Хорошо быть мальчиком,хорошо быть девочкой.

                                                      ...

"Учимся быть здоровым телом и душой"

Учиться быть здоровым душой и телом;  стремиться творить своё здоровье (сохранять и укреплять здоровье);  расширение  кругозора воспитанников....