Урок русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Шлемова Валентина Рейнгольдовна

Конспект  урока русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" включает разнообразный материал. Учитывая возраст учащихся , предлагаются игровой  материал и занимательные упражнения. Трудное правило правописания Е и И в приставках ПРЕ и ПРИ  детизапоминают во время урока в стихотворной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:    Гласные в приставках пре- и при-

Цели урока:   Познакомить учащихся с правописанием приставок

                         пре- и при-  

                         Научить отыскивать, узнавать приставки, определять        

                          правильный выбор написания приставки,

                          в зависимости от её значения.

                          Развивать творческие способности, внимание,            

                          наблюдательность детей, умение обобщить и сделать

                           вывод.      

Оборудование: Таблица «Правописание пре- и при-»,

                            словарь Ожегова,

                            карточки для индивидуальной работы,

                            перфокарты,    иллюстрации,

                            рабочие тетради на печатной основе «Орфография»

                            2 часть.

                                План урока.

1.Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

2.Актуализация изученного материала по теме «Словообразование».

                Наша задача такова-

                Открыть, как построены слова,                

                Какие их морфемы составляют,

                Какую роль в словах они играют.

Ответьте на вопросы:

        Из каких частей может состоять слово?

        Какая из них главная и почему?

        Какова роль окончания?

        Для чего служит приставка и суффикс?

        Приведите примеры слов, образованных приставочным или

         суффиксальным способом.

                                

                                У корня в недругах, представь-ка,

                                Есть дама гордая- приставка,

                                А злит она его одним:

                                Стоит лишь только перед ним.

        Вот об этой даме гордой сегодня у нас и пойдёт разговор.

3.Игра с приставками.

        Я буду называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно будет делать, к какому слову «подключить», ой,  нет,  приставить.

- Итак, представьте, что вы сидите перед телевизором.

Я вам говорю В. Что вы сделаете?

-Включим телевизор.

-Верно. Запишите это слово, выделите приставку.

-А если я скажу: «Пере-»?

-Переключим на другой канал.

-Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга.  

Что вы сделаете,если скажу:«Подо-»?

-Пододвинемся к вам.

-А если я скажу : «Ото-»?

-Отодвинемся.

        

        Какой вывод можно сделать из этой игры?

        Каждая приставка несет определенный смысл.

Сегодня на уроке мы узнаем, что от смысла, то есть от значения приставки, зависит её написание.

4.Разговор наш пойдёт о приставках пре- и при-.

Запишите тему урока.

Послушайте грамматическую сказку.(Показываю иллюстрации)

В стране Лингвинии жили-были приставки-сёстры Пре и При.

Приставка При была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Ёе сестрёнка приставка Пре была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов,

И тогда собрались все-все приставки на совет ,осудили поведение приставки Пре.

Задумалась приставка, приуныла.

А через некоторое время произошло чудо. Стала эта приставка образовывать красивые слова: прекрасный, прелестный, преумный.

Перевоспиталась приставка, теперь она образует много слов с различными значениями.

Какие значения могут иметь эти приставки?

Как различить, когда следует писать при-, а когда пре-?

Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

5. Составление таблицы. Запишем в тетрадях.

        ПИШИ ПРИ-:

1.Приближение.

     Прибыл, приплыл, прилетел.

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход

Космонавт прилетел из Вселенной-

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при , несомненно.

2.Присоединение.

    Привинтил, прикрутил, приклеил, пришил, приделали.

        Винт привинтил, прикрутил колесо,        

        Приклеил, пришил умело-

        Пишем мы при -, говоря обо всём,

        Что добрые руки приделали.

3.Близость.

    Пригорок, придорожный, пригород, приморский, пришкольный.

        На пригорке придорожном,

        В пригороде приморском,

        На пришкольном участке нашем

        Даже вредному здорово!

4.Неполное действие.

    Прикусил, пригорело.

        Язык прикусил – не совсем откусил,

        Пригорело – не значит сгорит.

        Помни, что сделано не совсем, а чуть-чуть,

        Пишем с приставкой при-        

Сделаем вывод. Пиши при-, если она обозначает приближение, присоединение, близость, неполное действие.          

Продолжим разговор о приставке пре-.

ПИШИ  ПРЕ- :

1.Вместо приставки пере-

Прервать урок, преградить дорогу, преступить закон.

        Дожди непрерывные льют в октябре,

        Но грамотный дождь не преграда,

        Где очень похожи пере- и пре –

        Писать только пре- там и надо.

2.Вместо слова очень.

  Предлинный, прежадный.

                Предлинный достанет до крыши рукой,

                Прежадный не даст вам конфету.

                Если «очень такой» или        «очень сякой»-

                Пре- мы напишем при этом.

Сделаем вывод. Пиши приставку пре-  вместо пере, вместо очень.

6.Выполнение тренировочных упражнений.

        Правило нам теперь известно, будем применять его на письме.

1.В  тетрадях на печатной основе «Орфография»2часть

 на   странице 9 Задание 12 Б.

 Найти в словах приставку, определить её значение. Работаем устно

 цепочкой.

2.Я буду зачитывать лексическое значение некоторых слов из «Словаря русского языка» Ожегова, а вы запишите эти слова, выделяя в них приставку.

        Лечь ненадолго -                         прилечь

        Сесть на краешек стула -            присесть

        Заболеть несильно, ненадолго -  приболеть

        Слегка поднять         -                   приподнять

        Временно остановиться -             приостановиться

  Какое значение имеет приставка при-?

3.Данные словосочетания сущ.+сущ. Замените словосочетаниями

   прил.+сущ.

                Посёлок около города -          пригородный посёлок

                Площадь        возле вокзала –       привокзальная площадь

                Лагерь у моря -                          приморский лагерь

4.На уроках развития речи мы учились с вами описывать предметы, животных, помещения.

а) В каморке Герасима стояла кровать            пребольшая

                             а стол и стул были               прекрепкие

б)В сказке «Теремок» жила-была муха- горюха. А потом кто стал жить?                  

                        Комар       прилетел

                        Мышка     прибежала

                        Лягушка    прискакала

                        Зайчик        припрыгал

                             Лисичка и волк   прибежали

                        Медведь       пришёл

в)Скажи, какие эти игрушки.

        Репка         пребольшая

        Кукла             прелестная

        Обезьянка     презабавная

         Ёжик              преколючий        

        Буратино       прелюбопытный

        Медвежонок   предобрый

5.Выполнение упражнения№157 по заданию и образцу учебника.

7.Самостоятельная работа.

1 вариант -     по перфокартам с текстом сказки

2 вариант -     рабочая тетрадь стр.9,задания 13аи 13 б

8.Закрепление темы урока. Звучат стихи о волшебнике При-При и фее Пре-Пре.

        

            Волшебник При-При                        

Вот видишь, приближается

Волшебник к нам с тобой,

К чему-то прикасается,

Качает головой.

                Всё делает неполностью –

                Слегка, едва, чуть-чуть:

                Пришёл, привстал, затем прилёг-

                Не хочет снова в путь.

        Ещё он любит узнавать,

        Что есть вблизи чего:

        Пришкольный садик посещать,

        Осматривать его,

        В приморском парке погулять,

        А больше ничего.

                Волшебника зовут При-При

                Его случайно в памяти своей ты не сотри.

        Фея Пре-Пре.

А эта наша фея –

Секунды не молчит:

Её всё очень радует

Или уж очень злит.

                Вот только что: «Прекрасно!

                Премило! Пресмешно!»

                И вот уже: «Прескверное,

                Преглупое оно»

В одном лишь не меняется

Всегда ей очень нравится

Приставка пере-. Вот она

Ну просто прекрасавица!

                И фея любит прерывать

                И преграждать, и прекращать!

                Её приходится прощать.

Ты фею эту называй,

Записывай и узнавай,

Хоть вечером, хоть на заре.

Под кратким именем Пре-Пре.

9.Домашнее задание.

        При- или пре-?  Пре- или при-?                

        Это совсем не секрет.

        На значение приставки смотри,
        Сразу получишь ответ.

Воспользуйтесь этим советом при выполнении дома упражнения№155.Подготовьте рассказ о правописании приставок пре- и при- по параграфу 32 или таблице в тетради.

10. Итог урока. Оценки за устную работу. У всех будет оценка за самостоятельную работу.

Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...