Пишем сочинение
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Борзикова Лариса Викторовна

Практикум написания сочинения для подготовки школьников к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_pishem_sochinenie.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум: «Пишем сочинение»

Занятие № 1. Как работать с текстом при написании сочинения?

Существует много методик, которые помогут нам в работе нал сочинением. Мы предлагаем один из вариантов подготовительной работы с текстом.

I. Прочитайте текст (см. Учебно-тренировочные варианты. Ва риант № 15).

(1) Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к такой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) Н какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и понят, что он безоружен.

(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдави ли сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу ху торян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени. и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы...

(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сде лала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.

(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом: 

— Мама! Ма-а-ма!..

(11) Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрог нуться от нестерпимой боли.( 12) Мария выронила вилы, ноги её под косились. (13) Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза...

(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) За хлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам. едва за кончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

(17) Мария молча плакала. (18) Смерть мужа и сына, угон ху торян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле — всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её. и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому чело веку, первому, кого она встретила за все последние дни.( 19) И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и — видно по всему — не мог быть убийцей. (20) И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо под чиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. (21) Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вло жил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.

(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что вто рой осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.

(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая ру кой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она — последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в mm горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, — мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из созна ния умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд — Мария и это поня ла — выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жить, отогнать смерть...

(По В. Закруткину)

  1. Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую автором в тексте, и его позицию.

Выпишите эти фразы, например:

  1. ...ненависть и слепая злоба...
  2. ...слабый крик множеством ножей впился в грудь...
  3. ...ведь только святое слово «мама»...
  4. ... присела рядом... напоила молоком...
  1. Проанализируйте свои записи. Подумайте, какую проблему поднимает автор в прочитанном вами тексте. Сформулируйте и за пишите эту проблему, например: Месть или отказ от мести?
  2. Определите позицию автора, то есть его мнение по поводу поднятой проблемы. Из пятого предложения текста понятно, что желание мстить является чувством, которому трудно противосто ять. Это один из взглядов автора, но постепенно он подводит чи тателя к мысли, что поверженный враг имеет право на гуманное отношение. Сделайте запись, в которой укажите позицию автора.

V.        Решите: согласны ли вы с мнением автора. А может быть, его
точка зрения не приемлема для вас? Вспомните художественные
произведения или случаи из жизни, которые помогут вам доказать
свою точку зрения и запишите их.

  1. Подумайте, какое можно использовать введение. Наиболее выигрышным является аналитическое введение. Оно сразу заявля ет о вас, как о личности, умеющей логически грамотно мыслить. Суть такого вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.
  2. Составьте план. Постарайтесь, чтобы он был подробным и помог вам написать сочинение. Например:

Вступление:

  1. Что такое месть?

Основная часть:

  1. «Убить убийцу» « во имя высшей справедливости».
  2. Короткое слово «мама»...
  3. Гуманистический выбор Марии.
  4. Мое отношение к авторской позиции.

 Заключение:

I) Месть или отказ от мести — выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.

VIII. Опираясь на план, напишите сочинение.

Приводим образец такого сочинения. Конечно, у вас оно мо жет быть совершенно другим. Всё зависит от вашей точки зрения, а также читательского и жизненного опыта.

Вступление

1) Что такое месть?

Оскорблённое человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию — месть. Что же такое месть? Это на меренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не всё так просто, ведь месть — это сложнейшее и противоречи вое явление в жизни общества.

Основная часть

  1. «Убить убийцу» « во имя высшей справедливости».

Месть или отказ от мести — такова основная проблема прочи танного мною текста.

«Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она уви дела...раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги по висшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки». Прочитав это предложение, я понимаю, что автор считает жела ние отомстить за смерть близких людей чувством, которому трудно противостоять. И его героиня поднимает вилы...

  1. Короткое слово «мама»...

Но в последнее мгновение Мария слышит сдавленный крик: «мама!» Почему именно это слово вложил автор в уста раненного немца? Ко нечно, сделано это не случайно. Кричать так может только насмерть испуганный мальчишка. В то же время Мария, услышав слово «мама», понимает, что перед ней беспомощный человек, который нуждается в помощи.

  1. Гуманистический выбор Марии.

И героиня делает выбор. И этот выбор совпадает с позицией ав тора: у поверженного, а значит уже неопасного врага, есть право на гуманное отношение.

  1. Моё отношение к авторской позиции.

Эта позиция близка и мне ещё с той поры, когда я прочитала книгу Л. Н. Толстого «Война и мир».

Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля. а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешептываются друг с другом. Возможно, они восхищаются бла городством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.

Такова же и позиция писателя Гроссмана в произведении «Жизнь и судьба». Да, война несёт смерть. Но даже во время войны человек мо жет побороть в себе желание отомстить бывшему врагу, который безоружен и страдает.

Заключение

1) Месть или отказ от мести — выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.

Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести — это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ В. Солоухи на «Мститель». В душе героя-рассказчика идёт борьба между жела нием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге ему удаётся разорвать порочный круг, и на душе становится легко.

Так мстить или отказаться от мести? Я думаю, что повержен ного, повинившегося врага стоит простить, памятуя, что «высу шить одну слезу — больше доблести, чем пролить целое море крови».

IX. Уберите из текста сочинения пункты плана. Перечитайте со чинение. Убедитесь в том, что у нас получился логически связан ный текст сочинения и нам удалось доказать свои идеи, сформу лировать вывод. Проверьте грамотность написанного вами текста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пишем сочинение-рассуждение

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку, часть С. Особое внимание уделяется пониманию смысла исходного текста....

Дистанционный курс: "Пишем сочинение-рассуждение (часть С)"

Здесь учащиеся найдут все необходимое, чтобы научиться писать сочинение-рассуждение....

Элективного курса "Пишем сочинение"

Программа спецкурса рассчитана на 35 занятий по 1ч.30 мин. в неделю    в течение года. Цели курса: 1. Создание условий для овладения свободной, уверенной письменной и устной речью ка...

Пишем сочинение. Часть С. 11класс

Данный материал поможет учителю в подготовке учащихся к написанию творческой работы на экзамене. Здесь предложен план работы над сочинением, алгоритм написания....

"Учись у них - у дуба, у березы..." Готовимся к ГИА: пишем сочинение

Перед Вами - конспект урока по русскому языку в 8 классе, главной целью которого является подготовка к ГИА - обучение написанию сочинений (творческих элементов). Подробно расписаны этапы работы, шаги ...

Презентация к уроку: "Подготовка к ГИА: пишем сочинение"

Данная презентация - приложение к конспекту урока по русскому языку в 8 классе "Учись у них - у дуба, у березы..." Готовимся к ГИА" (пишем сочинение) и помогает сделать урок ярче, нагляднее. Также обу...

Пишем сочинение вместе(по миниатюре Ю.Коваля "Снегири и коты"

Кто из нас не сталкивался с проблемой: как научить детей самостоятельно, не списывая у других, писать сочинения. В 2011 году я окончила ФПППК МИОО, где замечательный педагог Минералова Ирина Георгиевн...