ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Методическая  разработка  урока  по  русскому  языку  учителя  МБОУ « СОШ № 30»

г. Энгельса  Саратовской  области Нефёдовой  Евгении  Николаевны

 

От анализа текста к сочинению

(Подготовка к ЕГЭ,  11  класс)

 

Цель: подготовка  обучающихся  к  написанию  части  “С”. 

Задачи:

1) закрепить умения и навыки работы с текстом;

2) развить мыслительно - речевую деятельность обучающихся, умения анализировать,     обобщать, логически верно излагать свои мысли;

3) воспитывать систему ценностных отношений к учёбе, труду,  к окружающим. 

                   

Оборудование:  1)  записи на доске;

                               2)  памятки  «Композиция сочинения»;

                               3)  тексты на каждой парте;

                               4)  электронная презентация.

 

Ход урока

 I. Организационный   момент.

II. Этап  актуализации   субъективного  опыта  учащихся.

     - Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной. (Ответы учеников).

III. Работа с текстом  Н. Майданской. 

 

1.  Чтение  текста  учителем

  -  Прослушайте  текст, озаглавьте  его  и  заголовок  запишите  в  тетради.

      В свои 13 лет он  не умел кататься на лыжах. Ничего удивительного или зазорного в этом не было: ведь в Сыктывкар Марс Шабакаев приехал из жаркого Таджикистана, где видел снег лишь по телевизору. Однако Марс не искал оправданий. Вечерами, когда темнело, он уходил с мамой на освещённую трассу. А уже через месяц со сверстниками сдавал норму ГТО.

         И вдруг новое разочарование. Выяснилось: он хуже всех в классе    знает химию. Премудрость посерьёзнее лыжной. Чтобы ее постичь, Марсу потребовалось 2 месяца.

         Бесспорно, ученик он способный, но упорный не менее. Сочинение  о лирике Маяковского переписывал четыре раза, пока наконец не получилось то, что соответствовало его пониманию поэта. Однако точка зрения ученика оказалась столь неожиданной, что учитель оценить сочинение не смог.

        Преподавателю литературы Марс вообще доставлял много хлопот.  То  диспут затеет о Раскольникове, то о Есенине спор заведет... Для других мнение учителя безапелляционно, а у него обо всём своё собственное.

       - Хоть  бы раз что на веру принял, - говорит учительница и тут же добавляет. - Но именно с ним и было интересно. Согласитесь, не так уж часто встретишь такую личность.

        Соглашаюсь. И думаю об истоках. О маме. 

        - Пообещай не сердиться, - выпалил однажды Марс, едва Галина Ахияровна переступила порог.

         Нелегко же ей было сдержать обещание, когда в новой, только что повешенной занавеске увидела зияющую дыру. А роза, извлечённая из ткани, потеряла форму и являла зрелище скорее печальное, чем прекрасное. Мама не стала ругаться. Она отдала сына в художественную школу.

         Заходит разговор о желаниях бренных, и слышу: « Я старалась ни в чём ему не отказывать, а он и не просил ничего».

        Среди школьных тетрадок - несколько карандашных набросков. Дискотека. Нарисовано так, что с листа слышно, как надрывается магнитофон. А в углу надпись :  « Глухая тишина». На стене грустит Ассоль. Марс очень любил Грина.

          Он мог стать художником и творчеством своим утверждать добро.

          Но так ли уж важно, кем бы стал Марс? Очевидно одно: что бы он ни делал, делал по - настоящему. Танцевал - так заглядывались.  На морозе строили детский снежный городок - зарабатывали деньги на поездку в Псков; некоторые кое-как слепят фигуру и быстрее греться, а его в дом не загонишь. Никогда не держал топора в руках, а пришлось дом строить - вряд ли кто лучше справился бы. Дом распланировал так, чтобы вокруг зелени много было. Из леса рябинку принёс, посадил у калитки, переживал:  не примется, уж слишком хрупкая была...

          Когда подошёл срок службы, попросился туда, где труднее. Он сам настоял на Афганистане. А ведь у Марса был выбор.

          При выполнении боевого задания отделение, которым командовал младший сержант Шабакаев, было обстреляно душманами. Марс одним из первых занял оборону. Автомат его замолчал одним из последних. Тяжело раненный, он продолжал прикрывать товарищей.

 

2. Многоаспектный  анализ  текста

для  подготовки  к  сочинению

   - В  каком  стиле  написан  этот  текст?( В  публицистическом)

   -  К  какому  жанру  относится  данный  текст?  ( Портретный  очерк)

   - В  чём  состоит  задача  этого  жанра?  (Задача жанра состоит  в том, чтобы создать художественный образ на документальном материале.)

 - О ком рассказывает автор?  (Автор рассказывает о конкретном человеке, заслужившем право на общественное внимание.)

  - Так за что же Марс Шабакаев заслужил право на общественное внимание?  (Совершил  подвиг при выполнении боевого задания в Афганистане.  Сам  погиб.)

Составление  таблицы

(Выписать из каждого абзаца ключевые слова, словосочетания. К ним дать собственный комментарий)

Ключевые слова

Комментарий

1. Марс учится кататься на лыжах.

Настойчивый

2.Марс постигает химию.

Волевой

3. Марс пишет сочинение.

Упорный

4. Марс имеет собственное мнение.

Самостоятельный в суждениях

5.Истоки.

Скромный, добрый, чуткий

6.Он мог бы стать художником.

Одарённый, талантливый

7.Он все делал по-настоящему.

Честный, добросовестный

8.Автомат его замолчал последним.

Верный долгу

Работа  над  композицией

сочинения  по  тексту

     - Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его   композицию. Что называется композицией? (Ответы учащихся).

     - Вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.

( Просмотр электронной презентации ).

        В соответствии с требованиями к сочинению по части «С» в экзаменационной работе сочинение должно рассматривать исходный текст в 4-х аспектах:

1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

2. Комментирование проблемы относительно исходного текста.

3. Авторская позиция.

4.Собственное мнение, подкреплённое двумя развернутыми  аргументами.

3. Письменная  работа  учащихся

по  группам 

1 вариант. Выделить одну проблему и прокомментировать её.

2 вариант. Сформулировать авторскую позицию и высказать   собственное мнение.

Возможные ответы учащихся

I. Проблема

1. Проблема формирования личности.

2.Каким был Марс Шабакаев?

II. Комментарий

 Рассказывая о младшем сержанте Марсе Шабакаеве , автор показывает истоки его мужества, рисует портрет нашего современника, личности яркой, незаурядной. Его характер раскрывается в конкретных делах, поступках. Мы словно видим этого юношу - волевого, трудолюбивого, талантливого, с  хорошо развитым чувством долга, и испытываем горестное чувство от его безвременной гибели.

III. Позиция автора

1. « Не так уж часто встретишь такую личность!»

2. «Он всё делал по-настоящему».

     3. Однако автору не менее важно показать, что результат приходит не   сам собою, что он достигается трудом.

IV. Собственное мнение ( 2  аргумента)

 

4.Чтение нескольких работ

 

IV. Повторение и обобщение пройденного.

       Вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока. Что получилось? Над чем ещё необходимо поработать?

(Над логическими переходами от одной части сочинения к другой.)

 

V. Домашнее  задание.

Написать сочинение по данному тексту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  урока  по  русскому  языку  учителя  МБОУ « СОШ № 30»

г. Энгельса  Саратовской  области Нефёдовой  Евгении  Николаевны

 

От анализа текста к сочинению

(Подготовка к ЕГЭ,  11  класс)

Цель: подготовка  обучающихся  к  написанию  части  “С”. 

Задачи: 

1) закрепить умения и навыки работы с текстом;

2) развить мыслительно - речевую деятельность обучающихся, умения анализировать,     обобщать, логически верно излагать свои мысли;

3) воспитывать систему ценностных отношений к учёбе, труду,  к окружающим. 

                       

Оборудование:   1)  записи на доске;

                               2)  памятки  «Композиция сочинения»;

                               3)  тексты на каждой парте;

                                   4)  электронная презентация.

 

Ход урока

 I. Организационный   момент.

II. Этап  актуализации   субъективного  опыта  учащихся.

         - Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной. (Ответы учеников).

III. Работа с текстом  Н. Майданской. 

 

1.  Чтение  текста  учителем

  -  Прослушайте  текст, озаглавьте  его  и  заголовок  запишите  в  тетради.

          В свои 13 лет он  не умел кататься на лыжах. Ничего удивительного или зазорного в этом не было: ведь в Сыктывкар Марс Шабакаев приехал из жаркого Таджикистана, где видел снег лишь по телевизору. Однако Марс не искал оправданий. Вечерами, когда темнело, он уходил с мамой на освещённую трассу. А уже через месяц со сверстниками сдавал норму ГТО.

         И вдруг новое разочарование. Выяснилось: он хуже всех в классе    знает химию. Премудрость посерьёзнее лыжной. Чтобы ее постичь, Марсу потребовалось 2 месяца.

             Бесспорно, ученик он способный, но упорный не менее. Сочинение  о лирике Маяковского переписывал четыре раза, пока наконец не получилось то, что соответствовало его пониманию поэта. Однако точка зрения ученика оказалась столь неожиданной, что учитель оценить сочинение не смог.

            Преподавателю литературы Марс вообще доставлял много хлопот.  То  диспут затеет о Раскольникове, то о Есенине спор заведет... Для других мнение учителя безапелляционно, а у него обо всём своё собственное.

           - Хоть  бы раз что на веру принял, - говорит учительница и тут же добавляет. - Но именно с ним и было интересно. Согласитесь, не так уж часто встретишь такую личность.

        Соглашаюсь. И думаю об истоках. О маме. 

            - Пообещай не сердиться, - выпалил однажды Марс, едва Галина Ахияровна переступила порог.

             Нелегко же ей было сдержать обещание, когда в новой, только что повешенной занавеске увидела зияющую дыру. А роза, извлечённая из ткани, потеряла форму и являла зрелище скорее печальное, чем прекрасное. Мама не стала ругаться. Она отдала сына в художественную школу.

             Заходит разговор о желаниях бренных, и слышу: « Я старалась ни в чём ему не отказывать, а он и не просил ничего».

            Среди школьных тетрадок - несколько карандашных набросков. Дискотека. Нарисовано так, что с листа слышно, как надрывается магнитофон. А в углу надпись :  « Глухая тишина». На стене грустит Ассоль. Марс очень любил Грина.

              Он мог стать художником и творчеством своим утверждать добро.

              Но так ли уж важно, кем бы стал Марс? Очевидно одно: что бы он ни делал, делал по - настоящему. Танцевал - так заглядывались.  На морозе строили детский снежный городок - зарабатывали деньги на поездку в Псков; некоторые кое-как слепят фигуру и быстрее греться, а его в дом не загонишь. Никогда не держал топора в руках, а пришлось дом строить - вряд ли кто лучше справился бы. Дом распланировал так, чтобы вокруг зелени много было. Из леса рябинку принёс, посадил у калитки, переживал:  не примется, уж слишком хрупкая была...

              Когда подошёл срок службы, попросился туда, где труднее. Он сам настоял на Афганистане. А ведь у Марса был выбор.

              При выполнении боевого задания отделение, которым командовал младший сержант Шабакаев, было обстреляно душманами. Марс одним из первых занял оборону. Автомат его замолчал одним из последних. Тяжело раненный, он продолжал прикрывать товарищей.

 

2. Многоаспектный  анализ  текста

для  подготовки  к  сочинению

   - В  каком  стиле  написан  этот  текст? ( В  публицистическом)

   -  К  какому  жанру  относится  данный  текст?  ( Портретный  очерк)

   - В  чём  состоит  задача  этого  жанра?  (Задача жанра состоит  в том, чтобы создать художественный образ на документальном материале.)

 - О ком рассказывает автор?  (Автор рассказывает о конкретном человеке, заслужившем право на общественное внимание.)

  - Так за что же Марс Шабакаев заслужил право на общественное внимание?  (Совершил  подвиг при выполнении боевого задания в Афганистане.  Сам  погиб.)

Составление  таблицы

(Выписать из каждого абзаца ключевые слова, словосочетания. К ним дать собственный комментарий)

Ключевые слова

Комментарий

1. Марс учится кататься на лыжах.

Настойчивый

2.Марс постигает химию.

Волевой

3. Марс пишет сочинение.

Упорный

4. Марс имеет собственное мнение.

Самостоятельный в суждениях

5.Истоки.

Скромный, добрый, чуткий

6.Он мог бы стать художником.

Одарённый, талантливый

7.Он все делал по-настоящему.

Честный, добросовестный

8.Автомат его замолчал последним.

Верный долгу

Работа  над  композицией

сочинения  по  тексту

         - Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его   композицию. Что называется композицией? (Ответы учащихся).

     - Вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.

( Просмотр электронной презентации ).

            В соответствии с требованиями к сочинению по части «С» в экзаменационной работе сочинение должно рассматривать исходный текст в 4-х аспектах:

1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

2. Комментирование проблемы относительно исходного текста.

3. Авторская позиция.

4.Собственное мнение, подкреплённое двумя развернутыми  аргументами.

3. Письменная  работа  учащихся

по  группам 

1 вариант. Выделить одну проблему и прокомментировать её.

2 вариант. Сформулировать авторскую позицию и высказать   собственное мнение.

Возможные ответы учащихся

I. Проблема

1. Проблема формирования личности.

2.Каким был Марс Шабакаев?

II. Комментарий

 Рассказывая о младшем сержанте Марсе Шабакаеве , автор показывает истоки его мужества, рисует портрет нашего современника, личности яркой, незаурядной. Его характер раскрывается в конкретных делах, поступках. Мы словно видим этого юношу - волевого, трудолюбивого, талантливого, с  хорошо развитым чувством долга, и испытываем горестное чувство от его безвременной гибели.

III. Позиция автора

1. « Не так уж часто встретишь такую личность!»

2. «Он всё делал по-настоящему».

     3. Однако автору не менее важно показать, что результат приходит не   сам собою, что он достигается трудом.

IV. Собственное мнение ( 2  аргумента)

 

4.Чтение нескольких работ

 

IV. Повторение и обобщение пройденного.

           Вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока. Что получилось? Над чем ещё необходимо поработать?

(Над логическими переходами от одной части сочинения к другой.)

 

V. Домашнее  задание.

Написать сочинение по данному тексту.