Урок - исследование по теме "Частица"
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

 

Цель: Убедить учащихся в богатых возможностях частицы как части речи. Обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте, навыкам исследовательской деятельности.

Обогащение речи учащихся за счет употребления частиц.

Воспитание интереса и внимательного  отношения к языку.

Воспитание личностных качеств учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie_po_teme__chastica.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  учреждение образования

Москаленская средняя общеобразовательная школа № 3

Москаленского муниципального района

Омской области

Урок русского языка в 7 классе

(учитель Пастарнак И.П.)

2012 г.

Урок – исследование «По морю частиц»

Цель: Убедить учащихся в богатых возможностях частицы как части речи. Обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте, навыкам исследовательской деятельности.

Обогащение речи учащихся за счет употребления частиц.

Воспитание интереса и внимательного  отношения к языку.

Воспитание личностных качеств учащихся.

        Оборудование:

1. Задание для творческой работы в группах (4 группы)

2. Карта «Море частиц».

3. Репродукции картин русских художников:        Левитана «Март», «Большая вода»,         Саврасова «Грачи прилетели».

4. Мультимедийный проектор

        Ход урока.

 Вступление учителя (чтение стихотворения Тургенева «Вариации»)

        День весенний, пленительный день!

        Так приветно журчали ручьи,

а в лесу в полусветную тень

так светло западали лучи!

Как роскошно струилась река!

Как легко трепетали листы!

Как блаженно неслись облака!

Как светло улыбалася ты.

- Какое настроение передано в стихотворении? Какими средствами оно создается?

- На уроке мы окунемся в море частиц, убедимся в возможности частиц передавать различные чувства и отношения, создавать эмоциональную настроенность речи.

Запись числа, темы урока.

 Слово учителя.

- К какой категории частей речи относится частица?

- Что вам известно о частице?

- Термин «частица» является буквальным переводом латинского слова  «particula» и употребляется в языкознании в 2-х значениях: широком -  к частицам речи уже 200 лет относятся все служебные части речи. В конце      19 в. ученый  Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор частица стала употребляться в узком значении для именования конкретной  части речи.

- Какая точка зрения более убедительная?

 Выступление учащихся, которые занимались исследованием трудной лингвистической проблемы: частица – служебная или самостоятельная часть речи?

   -Частица – одна из наименее изученных частей речи. Внимание ученых к частицам не ослабевает до сих пор. Единой классификации по их  значениям в грамматике не существует.

 -Почему на карте «Моря частиц» 3 острова? (приклеиваются  их названия на карту: Отрицания, Формообразующий, Смысловой). Это условное деление частиц  на разряды.

  -Поиск частиц начнем в тексте И.С. Тургенева «Лес и степь».

   Запись под диктовку текста.

        А заря между тем разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по  небу, жаворонки поют, ветер подул. Далеко видно. Вон за рощей деревня, вон другая  с белой церковью, вон березовый лесок на горе.

        Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны.

Задание: 1) Найдите в тексте и сгруппируйте орфограммы:

Ιр. – безударные гласные в корне слова;

ΙΙр. – чередующиеся гласные;

ΙΙΙр. – безударные личные окончания глаголов.

2) Какая пунктограмма во 2, 4  предложениях?        В последнем предложении?

3) Докажите, что в тексте есть частицы. Какую функцию они выполняют?

Проведем лингвистический эксперимент (работа в паре). Слайд №1

Прочитайте текст. Какие факты показались интересными?

(             ) У птиц забавные встречаются имена.  (            ) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (         ) рогатая. (                    ) и птичка завирушка есть. Или (просто         ) юла.

        (  А             ) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и           (        ) чечевица.

        А (      ) плохое название  чиж или чечетка? ( Неужели        ) непонятны будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (       ) названия – прозвища лучше всего!

-   Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами.      Определите  значение каждой употребляемой частицы.                                                                      Чтение авторского текста.

- Подчеркните частицы, которые совпали.                         Какой вариант богаче, точнее?

-Какова  роль частиц в речи? (помогают выразить отношение автора к тому, о чем сообщает).

-  Есть в русском языке частицы, без которых просто не обойтись, и живут  они на острове «Отрицательном».

Выступление учащихся с сочиненной лингвистической сказкой о частицах не и ни.

Задание.

 В предложениях  спрятались  частицы НЕ, НИ. Помоги им найти свое место. Слайд № 2.

 Куда глазом н… кинешь, кругом поля.

Куда н… посмотришь, н… увидишь н… одного зеленого деревца.

Каких только растений н… было в лесу!

Русский человек н… может н… любить природу родного края.

Взаимопроверка. Ответы на слайде № 3.

- Какой смысл придают частицы высказыванию?

 Творческая работа в группах

Составьте текст на тему «Весна» (6-7 предложений), опираясь на репродукции картин. Слайд №4

1 гр. «Вот и весна пришла» (без частиц).

2 гр. «Вот и весна пришла» (с опорой на слова).

3 гр. «Скорей бы весна пришла» (с отрицательными и формообразующими частицами).

4 гр. «Вот и весна пожаловала» (с использованием смысловых частиц).

Подготовленный ученик читает отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»  

- Какого стиля текст?  Почему в разговорном стиле много частиц?

Рефлексия

-  Для чего нужно  использовать частицы в речи? (делают речь  выразительной,  эмоциональной)

- Что было интересного на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

Оценки:

За индивидуальные ответы.

Проверка тетрадей

Домашнее задание:

Из рассказа И. Тургенева «Бежин луг» выписать 10 предложений, указать частицы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация

žЯ, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок  литер...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...