Изучение трудного орфографического правила на уроках русского языка.
статья по русскому языку (6 класс) по теме

 

На своих  уроках  я стараюсь,   чтобы  каждый  ученик  сознательно выбирал  задание  по  своим  возможностям. Систематически  предлагая  учащимся  разноуровневые   задания,    постепенно  подвожу  их  к  осознанному  восприятию  оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_voprosy_orfografii.docx20.09 КБ
Файл trudnye_voprosy_orfografii.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Шинкаренко Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы – 25 лет, высшая квалификационная категория.

Большое внимание на уроках уделяет технологиям развивающего обучения в диалоге, учебного исследования. Серьезно и продуктивно работает над формированием коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся.

Изучение  трудного  орфографического   правила  
на  уроках    русского  языка
.

 Работаю учителем русского языка и литературы 25 лет и убеждена, что обучать грамотной речи и письму современного школьника стало намного труднее, чем десяток лет назад.

Какими принципиальными исходными положениями руководствуюсь я в своей учительской практике? Назову их: изучаемое содержание представляю как систему познавательных и практических задач, сочетание алгоритма и творчества в деятельности учителя и ученика.

На своих  уроках  я стараюсь,   чтобы  каждый  ученик  сознательно выбирал  задание  по  своим  возможностям. Систематически  предлагая  учащимся  разноуровневые   задания,    постепенно  подвожу  их  к  осознанному  восприятию  оценки.

Обучая   орфографии,  учащимся  предлагаю  разные виды  работ:

«Вставьте  буквы». «Объясните  орфограмму»

В  целях  экономии  времени  урока  использую  перфокарты, (ими  можно  пользоваться   в течение   нескольких  лет),  работаю  вместе  с  учащимися  на  интерактивной  доске (задания   заготавливаю   по  всем    трудным   орфограммам).

В  работе  использую  блочную  подачу  материала.  По  блочной  системе  преподавания  ученик  сразу  знакомится  со  всеми  сферами  применения   изучаемого  правила, продвигаясь  от  простейших  заданий  к  более  сложным.

  Например,  блок   «Правописание  О и Ё  после  шипящих»  содержит  все  правила  правописания  глаголов,  прилагательных,  наречий,  причастий. Дети  заводят  словарь- справочник,  который   сопровождает  ученика   в течение  всего  обучения   в  школе.

Только  постоянно  повторяя  изученное ,  постепенно   усложняя  задания,  можно  рассчитывать   на  определённые  результаты при проведении диктантов  и орфографических  тестов.

Система  заданий в моем опыте строится  по  принципу  «снежного  кома».  Например, мы  изучали  правописание  корней   с  чередованием.  Первые  задания   направлены  только  на  отработку   навыка   правильного  написания   данной  орфограммы.  После  того как  большая часть   учеников  достигла   уровня   понимания  темы,    предлагаю   упражнения,   для  выполнения  которых  необходимо  вспомнить  правило  написания  личных  окончаний  глаголов.

Считаю, что  нерационально предлагать на  нескольких  уроках  по  изучению  темы  задания,  направленные  на  выработку   только   одного  навыка.

Опыт  показывает,  что если  в течение   месяца  не  вспоминать  с учащимися какое-либо  из  изученных  орфографических  правил,  то большая  часть  класса  может  забыть  о  его  существовании.

На   уроках  по  изучению  орфографии    использую  дидактические  игры, которые  дают  возможность  разрядить  обстановку  и  еще  раз  поговорить о неисчерпаемых   возможностях   русского языка.

Как строится урок  блочной  подачи  материала? Покажу на конкретном примере.

Тема  урока:   О   и Ё   после   шипящих.

Тип      урока:   комбинированный.

Технология опережающего  обучения.

Цель: научить грамотно решать  орфографические  задачи,  связанные  с  употреблением    О  и  Ё после  шипящих в  словах  разных  частей    речи.

Актуализация  опорных  знаний

Определив цель урока, я восстанавливаю в памяти учащихся содержание блока, то есть основных правил правописания О и Ё после шипящих.

Учащиеся овладели набором теоретических знаний, но мы знаем ,что этого недостаточно, так как они могут испытывать значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний.  

У каждого ученика на парте копия блока, который они должны заполнить. По цепочке  проверяем задания, исправляем ошибки, объясняем их. Грамотные работы оцениваем.

ПРАВОПИСАНИЕ  О   и   Ё  после  шипящих

Задание. Допиши  примеры (словосочетания)

 

О

Ё

В словах:

Если можно подобрать родственное слово с Ё

В окончаниях существительных и прилагательных

в окончаниях глаголов

В суффиксах существительных

ОК         ОНК          ОНОК

в суффиксах глаголов

В суффиксе – ОВ – прилагательных, образованных от существительных

в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

В суффиксах наречий

в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

В существительных, где О - беглая

в суффиксе – ЁР

в словах:

в существительных:

в глаголах:

После освоения блока знаний по теме перехожу к работе с текстом.

На  уроке  применяю лингвостилистический  анализ  текста.  Самое  важное   для  ученика  на этом   этапе  работы -  исследовать   текст  как языковое   целое.

Текст   разбираю  с учётом   формирования  знаний, полученных  при  составлении  таблицы. При  выборе   текста   для анализа   необходимо   соблюдать  ряд  условий.

Он  должен  быть  воспитывающего,  эмоционального  характера.  При работе   с текстом    приучаю   учащихся  всматриваться  и  вслушиваться  в  текст.   У  учащихся    вырабатывается  не только  чувство  языка  ,  но  и развиваются    аналитические   и  познавательные   способности как  на  уровне содержания,  так  и на  уровне  языковых  средств.

Текст. 

(Каждому   ученику  выдаётся  карточка  с  текстом  и  алгоритм  работы  с ним.)

Последний   августовский   день.

Почти  прош…л  ещ..  один  августовский  день Солнце   играет  последним   луч….,  и  кажется,  что  кто- то заж..г  костёр  из  жёлтых   листьев.

Где- то в  саду  слышен    ш..рох   падающих   листьев .Ч…рные   от  старости  деревья  одиноко   стоят   вдалеке.

Солнце  уходит за  горизонт,  становится  свеж…и  слышится   ш…пот  деревьев.

Они  что- то  шепчут   солнцу. Ж…лто-  зелёная   травка   качает  своей  головой,  приветствуя   тепло  и  свет.

Задаю цепочку действий:

  1. Почитайте  текст.
  2. Докажите, что  это  текст (ученик  читает  вслух)
  3. Определите   стиль  текста.
  4. Докажите  свою   точку  зрения. Обратите  внимание  на  образные  средства  языка.
  5. Выпишите  слова  с пропущенными  буквами  и  объясните  их   правописание.
  6. Расставьте  знаки  препинания.
  7. Придумайте  несколько  предложений, продолжая   текст.

Для  закрепления темы использую игровую деятельность. Дидактический   сундучок.

Найдите  «лишнее»! (У каждого на парте карточка с заданием)  Задание   дифференцированное.  Работу   выполняют   сильные   учащиеся. Учитель   проверяет   выборочно.  

  1. Парч..вый, стаж..р,  ухаж..р,   маж…р,   ретуш…р.
  2. Печ..м,  плеч…м,    врач…м,  кирпич..м.
  3. Ш..лк.  ж..лоб.,  ж…лудь,   ш…пот,  ш…рох.
  4. Бесш…вный,   копч…ный,   туш…ный,   моч…ный,  перч…ны.

 Задания для слабых учащихся. Работы проверяют ученики – ассистенты.

  «Закончите  слово»

ОБ ? РА                                                                 ДИРИ ? Р

ПРО ? РЛИВЫЙ                                                 ЗА ? Г

НО ? ВКА                                                             СТА ? Р

КРЫ ? ВНИК                                                       УХА ? Р

ПРИ ? Л

ДЕ ? ВЫЙ

РЕ ? ТКА

КО ? ЛКА

Подведём итог  урока. Что нового узнали о правописании О и Ё  после шипящих? Какие слова запомнили .?

Этот  урок дает возможность слабым учащимся проверить свои знания и получить удовлетворительную оценку.

Таким   образом ,урок   превращается   из  урока  объяснения   нового  материала  в  урок  обобщения  ранее изученного, что  расширяет  возможности  для  тренировки  в  правописании.  Тема « О  и   Ё  после  шипящих»  рассматривается   как  единое   правило,  а  не  ряд  орфограмм.

На  таких  уроках  решается  ряд   проблемно  -  познавательных  задач:

  1. применение   знаний  в  типичных   условиях (подбор   иллюстративного  материала  к  блоку);
  2. применение  знаний  в нетипичных  условиях при выполнении творческих заданий
  3. применение  знаний  видов  орфограмм  и  условия   их  выбора,  применение  правил пунктуации  при   оформлении  текста.

  Всё   вышеназванное помогает формированию и овладению учащихся  познавательной  компетенцией, способствует применению знаний и опыта в конкретной учебной ситуации.



Предварительный просмотр:

Шинкаренко Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы – 25 лет, высшая квалификационная категория.

Большое внимание на уроках уделяет технологиям развивающего обучения в диалоге, учебного исследования. Серьезно и продуктивно работает над формированием коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся.

Изучение  трудного  орфографического   правила  
на  уроках    русского  языка
.

 Работаю учителем русского языка и литературы 25 лет и убеждена, что обучать грамотной речи и письму современного школьника стало намного труднее, чем десяток лет назад.

Какими принципиальными исходными положениями руководствуюсь я в своей учительской практике? Назову их: изучаемое содержание представляю как систему познавательных и практических задач, сочетание алгоритма и творчества в деятельности учителя и ученика.

На своих  уроках  я стараюсь,   чтобы  каждый  ученик  сознательно выбирал  задание  по  своим  возможностям. Систематически  предлагая  учащимся  разноуровневые   задания,    постепенно  подвожу  их  к  осознанному  восприятию  оценки.

Обучая   орфографии,  учащимся  предлагаю  разные виды  работ:

«Вставьте  буквы». «Объясните  орфограмму»

В  целях  экономии  времени  урока  использую  перфокарты, (ими  можно  пользоваться   в течение   нескольких  лет),  работаю  вместе  с  учащимися  на  интерактивной  доске (задания   заготавливаю   по  всем    трудным   орфограммам).

В  работе  использую  блочную  подачу  материала.  По  блочной  системе  преподавания  ученик  сразу  знакомится  со  всеми  сферами  применения   изучаемого  правила, продвигаясь  от  простейших  заданий  к  более  сложным.

  Например,  блок   «Правописание  О и Ё  после  шипящих»  содержит  все  правила  правописания  глаголов,  прилагательных,  наречий,  причастий. Дети  заводят  словарь- справочник,  который   сопровождает  ученика   в течение  всего  обучения   в  школе.

Только  постоянно  повторяя  изученное ,  постепенно   усложняя  задания,  можно  рассчитывать   на  определённые  результаты при проведении диктантов  и орфографических  тестов.

Система  заданий в моем опыте строится  по  принципу  «снежного  кома».  Например, мы  изучали  правописание  корней   с  чередованием.  Первые  задания   направлены  только  на  отработку   навыка   правильного  написания   данной  орфограммы.  После  того как  большая часть   учеников  достигла   уровня   понимания  темы,    предлагаю   упражнения,   для  выполнения  которых  необходимо  вспомнить  правило  написания  личных  окончаний  глаголов.

Считаю, что  нерационально предлагать на  нескольких  уроках  по  изучению  темы  задания,  направленные  на  выработку   только   одного  навыка.

Опыт  показывает,  что если  в течение   месяца  не  вспоминать  с учащимися какое-либо  из  изученных  орфографических  правил,  то большая  часть  класса  может  забыть  о  его  существовании.

На   уроках  по  изучению  орфографии    использую  дидактические  игры, которые  дают  возможность  разрядить  обстановку  и  еще  раз  поговорить о неисчерпаемых   возможностях   русского языка.

Как строится урок  блочной  подачи  материала? Покажу на конкретном примере.

Тема  урока:   О   и Ё   после   шипящих.

Тип      урока:   комбинированный.

Технология опережающего  обучения.

Цель: научить грамотно решать  орфографические  задачи,  связанные  с  употреблением    О  и  Ё после  шипящих в  словах  разных  частей    речи.

Актуализация  опорных  знаний

Определив цель урока, я восстанавливаю в памяти учащихся содержание блока, то есть основных правил правописания О и Ё после шипящих.

Учащиеся овладели набором теоретических знаний, но мы знаем ,что этого недостаточно, так как они могут испытывать значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний.  

У каждого ученика на парте копия блока, который они должны заполнить. По цепочке  проверяем задания, исправляем ошибки, объясняем их. Грамотные работы оцениваем.

ПРАВОПИСАНИЕ  О   и   Ё  после  шипящих

Задание. Допиши  примеры (словосочетания)

 

О

Ё

В словах:

Если можно подобрать родственное слово с Ё

В окончаниях существительных и прилагательных

в окончаниях глаголов

В суффиксах существительных

ОК         ОНК          ОНОК

в суффиксах глаголов

В суффиксе – ОВ – прилагательных, образованных от существительных

в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

В суффиксах наречий

в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

В существительных, где О - беглая

в суффиксе – ЁР

в словах:

в существительных:

в глаголах:

После освоения блока знаний по теме перехожу к работе с текстом.

На  уроке  применяю лингвостилистический  анализ  текста.  Самое  важное   для  ученика  на этом   этапе  работы -  исследовать   текст  как языковое   целое.

Текст   разбираю  с учётом   формирования  знаний, полученных  при  составлении  таблицы. При  выборе   текста   для анализа   необходимо   соблюдать  ряд  условий.

Он  должен  быть  воспитывающего,  эмоционального  характера.  При работе   с текстом    приучаю   учащихся  всматриваться  и  вслушиваться  в  текст.   У  учащихся    вырабатывается  не только  чувство  языка  ,  но  и развиваются    аналитические   и  познавательные   способности как  на  уровне содержания,  так  и на  уровне  языковых  средств.

Текст. 

(Каждому   ученику  выдаётся  карточка  с  текстом  и  алгоритм  работы  с ним.)

Последний   августовский   день.

Почти  прош…л  ещ..  один  августовский  день Солнце   играет  последним   луч….,  и  кажется,  что  кто- то заж..г  костёр  из  жёлтых   листьев.

Где- то в  саду  слышен    ш..рох   падающих   листьев .Ч…рные   от  старости  деревья  одиноко   стоят   вдалеке.

Солнце  уходит за  горизонт,  становится  свеж…и  слышится   ш…пот  деревьев.

Они  что- то  шепчут   солнцу. Ж…лто-  зелёная   травка   качает  своей  головой,  приветствуя   тепло  и  свет.

Задаю цепочку действий:

  1. Почитайте  текст.
  2. Докажите, что  это  текст (ученик  читает  вслух)
  3. Определите   стиль  текста.
  4. Докажите  свою   точку  зрения. Обратите  внимание  на  образные  средства  языка.
  5. Выпишите  слова  с пропущенными  буквами  и  объясните  их   правописание.
  6. Расставьте  знаки  препинания.
  7. Придумайте  несколько  предложений, продолжая   текст.

Для  закрепления темы использую игровую деятельность. Дидактический   сундучок.

Найдите  «лишнее»! (У каждого на парте карточка с заданием)  Задание   дифференцированное.  Работу   выполняют   сильные   учащиеся. Учитель   проверяет   выборочно.  

  1. Парч..вый, стаж..р,  ухаж..р,   маж…р,   ретуш…р.
  2. Печ..м,  плеч…м,    врач…м,  кирпич..м.
  3. Ш..лк.  ж..лоб.,  ж…лудь,   ш…пот,  ш…рох.
  4. Бесш…вный,   копч…ный,   туш…ный,   моч…ный,  перч…ны.

 Задания для слабых учащихся. Работы проверяют ученики – ассистенты.

  «Закончите  слово»

ОБ ? РА                                                                 ДИРИ ? Р

ПРО ? РЛИВЫЙ                                                 ЗА ? Г

НО ? ВКА                                                             СТА ? Р

КРЫ ? ВНИК                                                       УХА ? Р

ПРИ ? Л

ДЕ ? ВЫЙ

РЕ ? ТКА

КО ? ЛКА

Подведём итог  урока. Что нового узнали о правописании О и Ё  после шипящих? Какие слова запомнили .?

Этот  урок дает возможность слабым учащимся проверить свои знания и получить удовлетворительную оценку.

Таким   образом ,урок   превращается   из  урока  объяснения   нового  материала  в  урок  обобщения  ранее изученного, что  расширяет  возможности  для  тренировки  в  правописании.  Тема « О  и   Ё  после  шипящих»  рассматривается   как  единое   правило,  а  не  ряд  орфограмм.

На  таких  уроках  решается  ряд   проблемно  -  познавательных  задач:

  1. применение   знаний  в  типичных   условиях (подбор   иллюстративного  материала  к  блоку);
  2. применение  знаний  в нетипичных  условиях при выполнении творческих заданий
  3. применение  знаний  видов  орфограмм  и  условия   их  выбора,  применение  правил пунктуации  при   оформлении  текста.

  Всё   вышеназванное помогает формированию и овладению учащихся  познавательной  компетенцией, способствует применению знаний и опыта в конкретной учебной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...