Внеклассное мероприятие «КВН юных филологов»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Цели мероприятия: 

  • проверить теоретические знания и практические навыки учащихся;
  • активизировать творческие силы, развивать их способности, интерес к изучению русского языка;
  • воспитывать у учащихся стремление к приобретению знаний, способствовать развитию навыков самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_yunyh_filologov.docx487.74 КБ

Предварительный просмотр:

КВН юных филологов.

Наш КВН юных филологов начинался с чтения стихотворений о русском языке. Затем команды «Восклицание» и «Запятая» представились друг другу (в стихотворной форме) и обменялись песнями-приветствия ми. Стихи и тексты песен ребята сочи нили сами. После приветствий команды приступили к разминке.Задание:

  1. Найти устойчивые сочетания слов (фра зеологические обороты):

Оказался молодцом, смог осилить ношу —

Не ударил  в  грязь лицом  и не сел  в  калошу;

«За домом едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава.

Другой — засучив рукава.

2. Дать толкование найденных фразео логизмов.

3. Поставить правильно ударение в пер вых словах следующих словосочетаний: развитый ребенок, развитой язык, развитое общество.

4. Составить предложения по заданным схемам, например:

1)

2)

За разминкой следовала подготовка к творческой командировке. Незадолго до проведения КВНа на уроке литературы ше стиклассники знакомились с понятием пор трета литературного героя, поэтому коман дам было предложено ответить на вопрос: «С какой целью писатели используют в ху дожественном произведении портрет литературного героя?». Затем каждая команда выбрала двух «писателей», которые отпра вились в творческую командировку, чтобы создать портрет-характер одного из своих одноклассников.

Следующим этапом КВНа был кроссворд по русскому языку (см. рис.), в решении которого принимали участие все члены команд, кроме «писателей».

Вопросы к кроссворду

По вертикали: 1. Непостоянный морфо логический признак глагола. 2. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 3. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 4. Слова, употреб ляемые жителями той или иной местности. 5. Зна чимая часть слова, которая находится после кор ня и служит для образования новых слов.

По   горизонтали:   1.   Все   слова   языка. 2.Слова одной и той же части речи, одина ково   звучащие,    но   различные   по   значению. 3.Постоянный морфологический признак имени существительного. 4. Часть слова без окончания. 5. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

У так как у нас проводился КВН юных филологов, а филология — это наука, изучаю щая духовную культуру народа, выражен ную в письменных памятниках, в том числе и в литературных произведениях, то следую щий наш конкурс был литературный. Мы еще раз обратились к портрету, но теперь уже к портрету литературного героя. Коман дам надо было узнать литературного героя по его описанию, а также назвать худо жественное произведение, действующим лицом которого этот герой является. Кон курс проходил по произведениям, изученным на уроках внеклассного чтения. Описание литературного героя читалось каждой команде поочередно. Например:

Наш рыцарь внешней красотой не отличался:

Неповоротлив, неуклюж и молчалив.

Но он в мечтах своих спасать кого-то мчался,

Себя в тяжелые доспехи облачив.

(Вася из рассказа Ю. Яковлева «Ры царь Вася».)

После завершения литературного конкур са «писатели», вернувшиеся из творческой командировки, зачитывали портреты-харак теры одноклассников.

Следующим в нашей программе был кон курс болельщиков (поэтический). Нужно было закончить строфу, назвать стихотво рение и его автора. Например:

1)«Ягненок в жаркий день...»,

2)«Волк ночью, думая залезть в овчарню...»,

  1. «Под голубыми небесами...»,
  2. «Играют волны, ветер свищет...»,
  3. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром...»,
  4. «Я помню руки матери моей...».

Пока «писатели» отчитывались о твор ческой командировке и шел конкурс болельщиков, команды готовились к конкурсу домашних заданий, в котором они смогли показать не только свои знания по русскому языку, но и актерские способности.

Домашнее задание команды «Запятая»

В королевстве Пунктуации

Придворный. Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестра нец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя.)

Федя. Какие деревья странные. А там, ка жется, кто-то сидит. Во чудо гороховое! (Обра щается к королеве.) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева (поправляет корону). Как смеешь ты говорить так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя. Федя.

Королева. Так вот, Федя, если ты тако,й дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь — жив будешь, неправильно — умрешь.

Федя. Давайте ваше предложение и запя тую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.

Королева. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

Федя. Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь ре шается.

Королева. Ладно, думай. Но смотри, оши бешься, домой не попадешь.

Федя. Ну куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать. Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграж дает.

Королева. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя. Не надо, мне домой, если можно.

Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении Не надо мне домой если можно?

Федя (ставит запятые). Не надо, мне домой, если можно.

Королева.   Ну,   теперь   ясно.   Беги,   Федя.

(Федя убегает.)


Домашнее задание команды «Восклицание»

«Восклицание»

Повстречались на листе бумаги Ноль с Воскли цательным Знаком. Познакомились, разгово рились.»

  1. У меня большие неприятности,— сказал Ноль.— Я потерял свою палочку. Представляете мое положение: Ноль — и без палочки.
  2. Ах!— воскликнул Восклицательный Знак.— Это ужасно!
  3. Мне очень трудно,— продолжал Ноль.— У меня такая умственная работа. При моем научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
  4. Ох!— воскликнул Восклицательный Знак.— Это действительно ужасно!
  5. И как я появлюсь в обществе? Со мною просто не станут считаться.
  6. Эх!— воскликнул Восклицательный Знак и больше не нашел, что восклицать.
  7. Вы меня понимаете,— сказал Ноль.— Вы первый, кто отнесся ко мне с настоящим чув ством. И знаете, что я подумал? Давайте рабо тать вместе. У Вас и палочка внушительнее, чем моя прежняя, да и точка есть.
  8. Ах!— воскликнул Восклицательный Знак.— Это чудесно!
  9. Мы с Вами прекрасно сработаемся,— про должал Ноль.— У меня содержание, у Вас чувство.
  10. Эх!— еще больше обрадовался Восклица тельный Знак.— Это действительно чудесно!

И стали они работать вместе. Получилась уди вительная пара, и теперь, кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным Знаком, обяза тельно воскликнет: «О!». А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

Заключительным в нашем КВНе был кон курс капитанов (литературный):

1. Знакомством с кем был поглощен герой? Как его звали? Какое литературное произ ведение?

С этих пор я весь был поглощен моим новым знакомством. Вечером, божась в постель, и утром, вставая, я только и думал о предстоящем визите на гору.

(С Валеком и Марусей. Вася. «Дети под земелья»).

2. Чей домик увидел герой? Кто этот герой, из какого произведения?

Наконец он велел запрячь себе беговые дрож ки, оделся потеплее (это было уже в конце сен тября) и, сам правя, выехал со двора.

Вскоре завидел он домик.

(Домик        Дубровского.        Троекуров. «Дубровский».)

3. О каком герое, из какого произведения идет речь?

Излишества всякого рода изнурили его здо ровье и наложили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любез ность...

(Князь Верейский. «Дубровский».)

4.        О каком герое идет речь? Из какого произведения?

Он грубо расталкивал испуганных людей, на ступал на ноги, пихал корзины и наконец очу тился у самого борта, с тем чтобы первому выскочить   на   пристань,   как  только   причалят.

(«Усатый». «Белеет парус одинокий».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Памяти юных героев посвящается" 5 кл

Внеклассное мероприятие в 5 классе "Памяти юных героев посвящается..." был проведён накануне празднования 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне с участием общественности города и ветера...

Внеклассное мероприятие "Памяти юных героев посвящается" 5 кл

Внеклассное мероприятие в 5 классе "Памяти юных героев посвящается..." было проведено накануне празднования 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне с участием общественности города и вете...

Внеклассное мероприятие. Турнир юных химиков.

Цель мероприятия: развивать у ребят познавательный интерес к предмету "химия", расширить кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества...

Внеклассное мероприятие "Слет юных естествоиспытателей"

Внеклассное мероприятие по математике и физике для 5-9 классов...

Внеклассное мероприятие КВН "Юный математик"

КВН "Юный математик"Цели и задачи:1) Развивать у обучающихся интерес к математике.2) Содействовать развитию творческих способностей обучающихся3) Содействовать формированию коммуникативных способносте...

Авторская методическая разработка внеклассного мероприятия "Мы юные Архимеды"

Данная разработка предназначается для учащихся 8 класса, с целью развития математических способностей. Показывает интересные стороны математике, рассказывает об Архимеде. Приводятся интересные задания...

Внеклассное мероприятие КВН " Юный столяр".

В занимательной форме дети повторяют материал: "Древесина-природный конструкционный материал"...