Рабочая программа по русскому языку -5 класс
рабочая программа (русский язык, 5 класс) на тему

 

1. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Образовательный (Учебный) план МОУ «СОШ п.Восточный»  на 2010-2011 уч.год

3. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы  В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_po_russkomu_yazyku_-5_klass.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Образовательный (Учебный) план МОУ «СОШ п.Восточный»  на 2010-2011 уч.год

3. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы  В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова)

2. Изучение русского языка в  5 классе направлено на достижение следующих целей:

- Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

-Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и в различных сферах общения;

- Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической  и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

Базовый учебник:                      5 класс

  1. Бабайцева  В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык: Теория 5-9 кл.: Учеб для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008 (или другие последующие издания).
  2. Русский язык: Практика. 5 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений \  под ред. А.Ю.Купаловой. М.: Дрофа, 2006 (или другие последующие издания).
  3. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.

Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания- развитие личности учащегося путем усвоения им основ лингвистики. Элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

Общее количество часов – 204 ( 6 часов в неделю)

На развитие речи - 37

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

- владеть техникой чтения;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- владеть ознакомительным и  изучающим видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

 - извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменные высказывания разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объему тексты ( сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

 - выражать свое отношение к предмету речи;

- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок;

- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

- находить в художественном тексте явления звукописи;

- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове,а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить  названия букв русского алфавита;

- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами( описание, краткое толкование,  подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов.  фразеологизмов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки имен существительных;

- уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения, а также в роли обращения;

- отличать имена существительные от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово;

Составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, «Проверь себя», с грамматическим заданием, словарно-орфографический);

- тест;

- изложение (подробное, выборочное, сжатое);

- описывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);

- сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку);

- устное сообщение на лингвистическую тему.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

ВВЕДЕНИЕ

1.

Знакомство с учебным комплексом

Уметь ориентироваться в содержании пособий, входящих в УМК, понимать их назначение, общее и различное в названиях, в оформлении обложки., пользоваться оглавлением, условными обозначениями, дифференцирующими материал в пособиях, понимать термины книжно-издательской темы.

Ознакомительное чтение вступительных статей, наблюдение над ролью рисунков. Ответить на вопрос: общее и различное в названиях, структуре,  содержании пособий.

2.

Роль языка в жизни общества

Понимать, что язык – универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения другому, важность произносительной культуры, грамотного письма

Ответить на вопрос: когда и каким образом служит нам язык? Работа с высказываниями о русском языке.

3

Р.р. Формы речи

Знать виды речевой деятельности, особенности каждого вида, понимать цель и задачи общения, зависимость характера речи от содержания, формы, языковых средств.

Использовать формулу речевой ситуации при моделировании устной и письменной форм. Составить памятку на основе советов Д.С. Лихачева «Как учиться говорить и писать»

ВВОДНЫЙ КУРС. ОРФОГРАФИЯ.

4

Орфограмма

Уметь различать звук и букву, распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применить правило.

Ответить на вопрос: в каких морфемах может быть орфограмма?

      5.

Правописание безударных гласных в корне

Уметь подбирать проверочные слова, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные, опознавать признаки орфограмм, обращаться к словарю при написании слов с труднопроверяемой и непроверяемой гласной.

Работа со словарем морфем. Орфографический разбор. Заполнение таблицы своими примерами.

6

Правописание гласных в приставках

Уметь опознавать орфограмму в приставке, безошибочно писать и не смешивать приставку с частью корня.

Образовать однокоренные слова от данных. Подготовленный диктант.

7

Правописание И, А, У после шипящих

Уметь опознавать орфограмму, безошибочно писать слова с ней.

Осложненное списывание

8

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Уметь проверять согласные, находящиеся в слабой позиции, определять парность согласных (глухость-звонкость), опознавать признаки орфограммы, безошибочно писать.

Заполнение таблицы своими примерами. Объяснительный диктант.

9

Правописание непроизносимых согласных и удвоенных согласных.

Уметь опознавать признаки орфограмм, в случае необходимости обращаться к словарю..

Словарно-орфографический диктант.

10

Контрольная работа

Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

11.

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками

12

Р.р. Что такое монолог или диалог?

Уметь распознавать диалогическую и монологическую речь, оформлять диалог на письме, составлять диалог на основе исходного текста, составлять монолог и произносить его,  выразительно читать.

Инсценирование диалогов. Конкурс на лучшее чтение образцов диалогов и монологов.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

13

Самостоятельные и служебные части речи

Уметь опознавать изученные части речи по общему грамматическому значению, синтаксической роли в предложении, типичным окончаниям, различать части речи по вопросу..

Заполнить таблицу «Части речи». Устное сообщение: чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

14

Имя существительное

Уметь использовать алгоритм применения правила, создавать устное монологическое высказывание на основе плана морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

15

Одушевленные и неодушевленные существительные

.Различать одушевленные/неодушевленные существительные, определять синтаксическую роль в предложении, употреблять в речи, находить в художественных текстах олицетворения

Поисковое чтение: выделить в теоретическом материаленовую информацию об имени существительном.

16

Собственные и нарицательные имена существительные

Уметь правильно писать имена собственные/нарицательные, различать их на письме, уместно употреблять в речи

Доказать, что, выбирая строчную или прописную букву, надо учитывать значение слова. Составить текст о каком-нибудь историческом событии или празднике.

17

Р.р. Как вести беседу?

Знать правила речевого поведения, уметь соблюдать их при беседе, чтобы общение было приятным., интересным, соблюдать этику разговора по телефону.

Составление текстов по рисункам(устно): решение ситуаций для создания диалога(беседы), монолога, беседа по учебной ситуации.

18

Род имен существительных

Знать о принадлежности слова к одному из трех родов, уметь определять род существительных.

Заполнить таблицу парами слов. Противопоставленных по родовому принципу. Разобрать их по составу.

19

Существительные общего рода

Уметь согласовывать прилагательные, глаголы прошедшего времени с существительными общего рода и существительными, род которых может быть определен  неверно

Составить словосочетания и предложения с существительными, которые дают характеристику человеку.

20

Число имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Знать существительные, имеющие только форму множественного числа, умет употреблять их в речи.

Выборочный диктант

21

Существительные, имеющие форму только единственного числа.

Знать существительные, имеющие форму только единственного числа, уметь употреблять их в речи, соблюдать при произнесении орфоэпическую норму.

Рассказать, используя опорный материал, о существительных, имеющих только форму единственного или множественного числа. Ответить на вопрос: постоянным или непостоянным признаком является число у этих существительных?

22

Падеж и склонение имен существительных

Знать способ определения склонения имен существительных, уметь задавать падежные вопросы, безошибочно выбирать безударные гласные в падежных окончаниях, знать правила употребления Ь после шипящих на конце

Диктант «Проверяю себя»

23

Р.р.Что такое текст?

Знать определение текста, его признаки, уметь доказать принадлежность к тексту, определять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте. Подбирать заголовок. отражающий тему.

Подбор заголовка к тексту. Чтение текстов. Пересказ. Создание текста.

24

Особенности склонения существительных на _ИЕ, -ИЯ, -ИЙ

Уметь выделять как особую группу  существительные на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ. Безошибочно выбирать гласные в падежных окончаниях этих существительных

Поисковое чтение: выделить в теоретическом материале новую информацию об имени существительном.

25

Имя прилагательное

Уметь опознавать прилагательные среди других частей речи, задавать вопросы от существительного к прилагательному, определять род, число, падеж, синтаксическую функцию в предложении

Ответить на вопрос: почему прилагательные часто употребляют в загадках?

26

Глагол

Понимать термин ИНФИНИТИВ, опознавать глагол в тексте, уметь различать глаголы, сходные по значению, определять время, лицо, число глаголов, безошибочно писать личные окончания глаголов.

Составить алгоритм: как определить инфинитив глагола? Составить текст ( 4-5 предл.) об одной из профессий

27

Изменение глагола по временам

Уметь определять время глагола, безошибочно  писать гласную в суффиксе глагола прошедшего времени, различать глаголы, сходные по значению, но разные по характеру изменения по временам

Предупредительный диктант

28

Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Уметь изменять глаголы, определять спряжение по алгоритму, понимать условия выбора гласной в окончании глагола, различать глаголы 1 и 2 спряжения по ударным окончаниям.

Осложненное списывание. Создать текст по сюжетным картинкам.

29. Р.р.

Что значит писать и говорить на тему?

Уметь осмыслить, раскрыть тему высказывания, подобрать заголовок, отражающий тему.

Анализ готового текста, восстановление деформированного, сравнение близких, но разных тем высказывания.

30

Правописание НЕ с глаголами.  Орфограмма –ТСЯ, -ТЬСЯ в гллаголах

Уметь правильно ставить вопросы к глаголам на –ТСЯ, понимать условия выбора орфограммы, устно объяснять наличие или отсутствие Ь в глаголах на –ТСЯ, раздельно писать  НЕ с глаголами.

Выборочный диктант

31

Наречие

Уметь опознавать наречие по вопросам, определять его синтаксическую роль в предложении

Подобрать наречия к глаголам, составить со словосочетаниями предложения

32.

Правописание наречий

Уметь производить морфологический анализ наречий, различать окончания( морфемы изменяющихся слов) и суффиксы наречий, определять роль наречия в предложении.

Образовать наречия от прилагательных, произвести синонимичную замену. Ответить на вопросы: что объединяет изученные части речи, какой грамматический признак отличает наречие от других частей речи?

33

Местоимение. Личные местоимения.

Уметь опознавать местоимения в тексте, употреблять с предлогами, избегать неоправданного повторения в речи, соблюдать этику использования личных местоимений.

Редакторская правка. Комментированное письмо.

34

Притяжательные, вопросительные  и неопределенные местоимения

Уметь опознавать местоимение в тексте, определять роль местоимения как средства связи предложений, устранять повтор одних и тех же слов, опознавать условия постановки дефиса в неопределенных местоимениях

Составить и записать вопросительное предложение о школе. Предупредительный диктант.

35

Р.р .Обучение выборочному изложению текста

Уметь определять тему исходного для изложения текста, соотносить с более узкой темой. Отбирать ту часть текста. Которая имеет отношение к теме, выбирать начало и конец текста.

Устный выборочный пересказ

36

Служебные части речи. Предлоги и союзы.

Уметь опознавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных, определять как средство связи слов в словосочетаниях и предложениях, различать омонимичные предлоги и приставки

Составить устное высказывание по учебной статье: что нового узнали о служебных частях речи?

37

Частицы. Правописание частиц

Уметь определять значение частицы НЕ, безошибочно писать с изученными частями речи, выявлять значение слов с частицами БЫ, ЛИ, ЖЕ

Выборочный диктант.

38

Контрольная работа

Уметь опознавать изученные части речи определять их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении, употреблять в речи, безошибочно писать, соблюдать нормы литературного языка

Тест

39

Анализ работы

.

Работа над ошибками

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

40

Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания предложений

Понимать значение слов «синтаксис», «пунктуация», знать средства связи слов в предложении: изменение формы слова, служебные слова, порядок слов, интонация, уметь видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.

Синтаксический разбор.

41

Пунктуационный разбор

Понимать роль пунктуации на письме, уметь видеть пунктограмму, безошибочно ставить знаки препинания, видеть нарушения синтаксической и пунктуационной норм и исправлять их.

Составление схем предложений. Конструирование предложений по схемам. Составить план.

42

Р.р. Обучение написанию сочинения на тему: «Памятный день летних каникул»

Уметь писать и говорить на тему, используя типовой план сочинения о памятном случае, подбирать удачный заголовок, анализировать сочинения одноклассников, создавать собственное высказывание о том, что было интересно, что взволновало.

Создание текста

43

Предложение

Знать определение предложения, уметь находить грамматические основы, выделять их, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ, соблюдать интонацию конца предложения.

Творческое списывание

44

Виды предложений по цели высказывания

Понимать цель высказывания как основу различения видов предложений, характеризовать предложение по цели высказывания, интонационно правильно произносить, определять сферу использования и роль в организации текста..

Устное сообщение о предложении по плану. Продолжить перечень советов «Как вести себя за столом», анализ памятки: как учиться писать и говорить на тему.

45

Виды предложений по интонации

Интонационно правильно произносить предложения, оформлять на письме, использовать восклицательные предложения как средство усиления выразительности

Выразительное чтение, расстановка логических ударений, пауз.

46

Члены предложения

Знать общий подход к выделению и квалификации членов предложения, уметь определять член предложения, устанавливая связь между словами и их формами.

Синтаксический разбор предложений. Составление предложений по схемам.

47

Главные члены предложений

Уметь находить подлежащее и сказуемое, определять способы их выражения, отличать подлежащее от сходных по форме дополнений

Устное сообщение о главных членах предложения

48

Р.р. Основная мысль текста

Уметь отличать основную мысль высказывания от его темы. Определять тему, основную мысль высказывания, пересказывать текст, сохраняя одинаковый для всех предложений текста порядок слов.

Составление схемы структуры текста. Ответить на вопросы: как писатель композиционно раскрывает основную мысль, какие языковые средства использует? Устный пересказ текста.

49

Синтаксический разбор предложения

Уметь производить синтаксический разбор предложений различных конструкций, составлять их схему, выделять текстовые синонимы в роли подлежащих, соблюдать лексическую сочетаемость слов различных частей речи.

Синтаксический разбор предложений.

50

Тире между подлежащим и сказуемым

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого. Условия постановки тире между ними, уметь опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола- связки, ставить тире

Осложненное списывание

    51

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь определять главные члены, способы их выражения, ставить тире между подлежащим и сказуемым при пропуске глагола-связки

Взаимодиктант

52

Второстепенные члены предложения

Знать различия между распространенными и нераспространенными  предложениями, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов, распространять предложения.

Устное сообщение на грамматическую тему: почему члены предложения называются второстепенными?

53

Определение

Знать способы выражения определения, уметь находить определение в предложении, определять способ выражения, использовать определения в речи.

Сочинение-миниатюра по данному началу. Подчеркнуть в описании определения.

54

55

Р.р.Обучение изложению

Уметь понимать содержание текста, воспринято на слух, определять его тему, основную мысль, читать исходный текст по смысловым частям, составлять его план, передавать подробно содержание текста, соблюдать нормы языка.

Подробное изложение.

56

Дополнение

Знать способы выражения дополнения,  уметь находить дополнения в предложении, отличать дополнения от подлежащих.

Составить инструкцию о том, как сделать птичью столовую» Ответить на вопрос: почему в инструкции много дополнений?

57

Обстоятельство

Знать способы выражения обстоятельств, уметь находить обстоятельства, распространять предложения обстоятельствами

Работа с деформированным текстом: вставить пропущенные обстоятельства

58

Повторение по теме: «Второстепенные члены предложения»

Уметь находить второстепенные члены предложения, определять способы их выражения, распространять нераспространенные предложения.

Анализ текста

59

Контрольная работа

Уметь записывать аудированный текст в соответствии с нормами письма, выполнять различные виды языкового разбора

Диктант с грамматическим заданием

60

Анализ диктанта с грамматическим заданием

Уметь анализировать текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности

Работа над ошибками

61

Словосочетание.

Подчинительные словосочетания

Знать строение словосочетания, уметь определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по заданной схеме, соблюдая нормы лексической и грамматической сочетаемости

Выписать из текста словосочетания, составить их схемы

62

Сочинительные словосочетания

Знать основные способы выражения грамматической связи в словосочетании, уметь выделять сочинительные словосочетания в предложении

Объяснительный диктант

63

Предложения с однородными членами

Знать признаки однородных членов, уметь находить их, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, ставить в них знаки препинания, объяснять их.

Диктант «Проверяю себя»

64

Знаки препинания в предложении с однородными членами

Владеть способами выявления однородных членов, уметь ставить знаки препинания, использовать повторяющийся союз И как средство соединения однородных членов.

Графический диктант.

65

Обобщающее слово в предложении с однородными членами

Знать, что такое обобщающее слово, уметь его опознавать, расставлять знаки препинания, самостоятельно подбирать примеры.

Составить предложения с однородными членами, учитывая лексическую сочетаемость и отношения между однородными членами, определяемые союзами

66

Обращение

Знать функции обращения, его грамматические признаки, особенности употребления, соблюдать пунктуацию при оформлении обращения на письме и звательную интонацию пи чтении

Из текста басен Крылова выписать предложения с обращениями

67

Предложения с обращениями

Уметь определять грамматические функции обращения, пунктуационно оформлять их на письме, не смешивать обращение с подлежащим, использовать обращение как средство выразительности

Диктант  «Проверяю себя»

68

Р.р.Для чего нужен план?

Понимать, что план – средство внутренней организации материала при создании текста, уметь воспроизводить текст по плану; сопоставить вступления к двум планам одного текста, сделать выводы о роли плана в создании текста.

Коллективное составление плана. Устное высказывание по плану.

69

Предложения с вводными словами

Знать значения вводных слов и грамматические признаки, уметь интонировать предложения с вводными словами, выделять пунктуационно на письме.

Предупредительный диктант

70

Предложения с вводными словами

Уметь использовать вводные слова как средство усиления, выразительности речи выделять на письме знаками препинания

Устное сообщение: для чего служат вводные слова и обращения?

71

Сложные предложения: союзные и бессоюзные

Знать приемы различения союзных и бессоюзных сложных предложений, уметь выделять в них основы, определять границы предложений, разделять части сложного предложения знаками препинания

Комментированное письмо. Составление схем предложений.

72

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Знать приемы различения ССП и СПП, уметь опознавать их, выделять грамматические основы, определять средства связи частей сложного предложения, конструировать сложные предложения.

Устное высказывание: чем отличаются ССП от СПП и что между ними общего?

73

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении

Уметь опознавать сложные предложения, выделять их грамматические основы, определять средства связи частей, конструировать сложные предложения, устранять синтаксические ошибки.

Используя опорный материал, определить структуру предложения, доказать принадлежность к ССП и СПП

74

Р.р.Как связать предложения в тексте? Цепная связь предложений в тексте.

Знать, что связь предложений в тексте – связь смыслов, различие между цепной и параллельной связью; закономерность цепной связи; понимать роль сцепляющих слов

Изложение-миниатюра. Творческое списывание

75

Сложное предложение и его использование в речи

Уметь создавать текст, используя изученные синтаксические конструкции, безошибочно ставить знаки препинания, находить сложные предложения в тексте, обосновывать их роль, использовать их в собственном высказывании.

Редакторская правка

76

Контрольная работа

Уметь различать простые предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями и сложные предложения, выделять в них грамматические основы, определять границы предложения

Тест

77

Предложения с прямой речью

Знать место прямой речи по отношению к словам автора, различать варианты расстановки знаков препинания, уметь интонационно и пунктуационно правильно оформлять прямую речь

Составить предложения с вводными словами , включить в них «слова вежливости» и обращения.

78

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Уметь анализировать предложения с прямой речью. Определять зависимость места прямой речи в предложении от слов автора, конструировать предложения, включать в собственную речь, слышать и воспроизводить нужную информацию при разграничении прямого и косвенного вопроса, вводить цитату в качестве прямой речи

Графический диктант

79

Прямая речь. Диалог.

Уметь использовать диалог в разговорной речи, глаголы-синонимы говорения в словах автора, выразительно читать предложения с прямой речью, оформлять диалог и прямую речь

Выразительное чтение текстов художественных произведений с диалогом, оформление диалогов.

80

81

Р.р. Изложение, близкое к тексту

Уметь разбивать текст на смысловые части. Составлять простой план, определять тему, основную мысль, определять средства связи частей текста, воспроизводить текст письменно. Сохраняя цепную связь предложений в нем.

Изложение

82

Систематизация и обобщение изученного по теме « Синтаксис и пунктуация»

Знать значения вводных слов и грамматические признаки, уметь интонировать предложения с вводными словами, выделять пунктуационно на письме.

Предупредительный диктант

83

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

Комплексный анализ текста

84

Анализ контрольной работы

Работа над ошибками

ОСНОВНОЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

85

Понятие о литературном языке

Понимать основные нормы современного русского литературного языка, их роль в совершенствовании речи, уметь пользоваться словарями

Редактирование текста. Ответить на вопрос: о каких нормах русского языка вы узнаете из  орфографического, толкового, орфоэпического словарей?

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.

86

Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи.

Знать предмет изучения фонетики и графики, различать звук и букву, гласные и согласные, соблюдать нормы произношения.

Составление звуковой записи слов.

87

Звуки речи и буквы. Алфавит.

Уметь различать звук и букву, пользоваться алфавитом в практических целях

Составить список названий птиц, рыб. Цветов по алфавиту.

88

Гласные и согласные звуки. Правила переноса слов

Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными гласными звуками, уметь давать звукам фонетическую характеристику, используя элементы упрощенной транскрипции. Правильно произносить звуки, не смешивать звук и букву.

Составить план устного сообщения о звуках речи.

89

Ударение

Уметь различать ударные и безударные слоги, соблюдать орфоэпические нормы, выразительно читать текст, оценивать собственное и чужое выразительное чтение текста  с точки зрения соблюдения орфоэпических норм

Выразительное чтение, Тест.

90

Орфограмма. Типы орфограмм.

Уметь обнаруживать орфограммы в корнях слов, группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарем с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов.

Заполнить таблицу своими примерами.

91

Правописание безударных гласных в корне слова

Уметь  различать ударные и безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные  слова различными способами, учитывая лексическое значение слов, в случае необходимости обращаться к орфографическому словарю.

Взаимодиктант.

92

Буквы О-Ё после шипящих  в корне слова

Уметь опознавать орфограмму в корне, видеть «сигналы» орфограммы, безошибочно писать.

Выборочный диктант

93

Р.р. Учитесь выразительно читать

Знать  особенности выразительного чтения, уметь читать в нужном темпе. Правильно произносить звуки и ударные слоги, соблюдать интонацию, паузы, логическое ударение.

Чтение прозаических и поэтических текстов.

94

Гласные буквы И-Ы после Ц

Уметь опознавать орфограмму  в различных морфемах, безошибочно писать.

Распределительный диктант. Выписать из толкового словаря слова, записать их значения.

95

Звонкие и глухие согласные звуки и их  обозначение на письме

Уметь выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику, производить сравнительный анализ звукового и буквенного состава слова, безошибочно оформлять письменную речь.

Восстановить буквенный облик слов по их фонетическим записям. Диктант «Проверяю себя».

   96

Правописание слов с непроизносимыми и двойным согласными

Уметь опознавать орфограмму в слове, проверять непроизносимые согласные в корне, правильно читать слова с долгими согласными.  Обозначенными двумя одинаковыми буквами.

Осложненное списывание. Составить таблицу «Правописание согласных в корне», заполнить её своими примерами

97

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Уметь  использовать Ь для смягчения предшествующего согласного, безошибочно писать  сочетание букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, проводить сопоставительный анализ звуков и букв.

Распределительный диктант.

98

Значения букв Я, Ю, Е, Ё. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Уметь слышать в слове звук Й- сигнал орфограммы, безошибочно писать, называть звуки, обозначенные буквами Е,Ё,Ю,Я, самостоятельно подбирать слова на изученное правило.

Распределительный диктанту.

99

Р.р. Параллельная связь предложений в тексте

Понимать различие между цепной и параллельной связью, особенности параллельной связи, уметь интонационно выделять ключевое слово абзаца.  Использовать параллельную связи при построении текста. Строить схемы

Создать текст по данному началу, указать сцепляющие слова.

100

Систематизация и повторение изученного по темам: « Фонетика. Графика. Орфография, Орфоэпия»

Уметь сопоставлять звук и букву, свободно пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями, безошибочно писать, соблюдая языковые нормы.

Составить обобщающую таблицу «орфограммы, изученные в разделе «Фонетика»

101

Основные нормы литературного произношения. Звукопись как выразительное средство устной речи.

Владеть основными правилами произношения ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных, оценивать свою и чужую речь с точки зрения основных норм.

Анализ художественного текста. Орфоэпический разбор слова.

102

Контрольная работа

Уметь сопоставлять звук и букву, свободно пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями. Безошибочно писать, соблюдая языковые нормы

Тест

103.

Анализ  контрольной работы

Работа над ошибками

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.

104

Морфемика как раздел лингвистики.

Знать основные морфемы, уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова.

Доказать., что морфемный разбор связан со смысловым анализом слова.

105

Р.р. Функциональные стили речи. Разговорный стиль.

Уметь различать разговорный и книжный  стиль  речи, понимать задачи и условия общения, выявлять признаки разговорного стиля, языковые особенности.

Анализ текстов разных стилей. Пересказ текста. Доказать принадлежность текста к разговорному стилю.

106

Основа слова и окончание

Знать способы словоизменения, уметь определять окончание, основу, объяснять значение окончаний

Морфемный разбор слов

107

Основа слова и окончание

Уметь определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительных, прилагательных, глаголах, различать слова с нулевым окончанием и без окончания, однокоренные слова и формы слова

Определить грамматическую форму каждого слова, «скрывающегося» за схемой.

108

Корень слова

Понимать, что родственные слова имеют общность в лексическом значении, различать однокоренные слова и формы слова, слова с корнями-омонимами; находить , подбирать и образовывать однокоренные слова, находить и выделять корень, безошибочно писать слова

Выборочный диктант

109

Исторические изменения в составе слова.

Используя этимологические словари, уметь выделять корни с учетом исторической членимости слова на морфемы, сравнивать современное и историческое членение слова

Сравнение современного и исторического состава слова. Работа со словарем. Ответить на вопрос: можно ли считать слова ЦИРК и ЦИРКУЛЬ однокоренными?

110

Приставка

Уметь выделять приставки в слове, определять их значения, отличать приставку от предлога, безошибочно оформлять на письме..

Морфемный разбор, составление слов по схемам.

111

Р.р. подготовка к сочинению на грамматическую тему о слове.

Уметь создавать текст на грамматическую тему. Составлять план, определять основную мысль, выстраивать содержание в определенной последовательности

Устное сообщение: для чего служат вводные слова и обращения?

112

Суффикс

Уметь выделять в словах суффикс, объяснять особенности использования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, понимать роль суффиксов, уметь образовывать с их помощью новые слова

Из произведений УНТ выписать сущ. С уменьшительно-ласкательными суффиксами

113

Чередование гласных звуков в корне

Знать основные варианта чередования гласных в корне, видеть их, обозначать на письме, отличать  корни с чередующимися гласными от корней с безударными гласными.

Ответить на вопрос: при применении какого орфографического правила важно знать о чередовании гласных в корне? Морфемный разбор слов.

114.

Чередование согласных звуков

Знать основные варианта чередования согласных в корне, видеть их, обозначать на письме.

Проговаривание скороговорок. От существительных образовать слова с суффиксом ЕК

115

Полногласные и неполногласные сочетания.

Уметь выделять морфемы с беглыми гласными, с полногласными и неполногласными сочетаниями, находить чередования, графически обозначать. Безошибочно писать

Сделать самостоятельные выводы на основе опорной таблицы, заполнить её примерами из упражнения.

116

Морфемный разбор слова

Уметь разбирать по составу слова, относящиеся к различным частям речи, указывать характерные морфемы, находить орфограммы

Морфемный разбор. Работа со словарем

117

Р.р. Книжные стили. Научный стиль.

Уметь сопоставлять разговорный и научный стили, определять текст высказывания, создавать текст научного стиля

Изложение-миниатюра текста научного стиля..

118

Правописание корней с чередованием гласных А-О.

Корни ЛАГ/ЛОЖ

Знать условия выбора О-А в корнях ЛАГ/ЛОЖ, уметь находить орфограмму, графически её обозначать, применять правило на письме

Составить таблицу «орфограммы-гласные в корне  слова», начать заполнять её своими примерами.

119

Правописание гласных в корнях КАС/КОС

Знать условия выбора О-А в корнях КАС/КОС, уметь находить орфограмму, графически её обозначать, применять правило на письме

Заполнить таблицу примерами слов с изученной орфограммой. Ответить на вопрос: что общего в правилах написания гласных в корнях ЛАГ/ЛОЖ,КАС/КОС ?

120

Правописание корней РАСТ/ РАЩ/ РОС

Знать условия выбора О-А в корнях РАСТ/РОС/РАЩ, уметь находить орфограмму, графически её обозначать, применять правило на письме

Заполнить таблицу примерами слов с изученной орфограммой. Распределительный диктант.

121

Правописание корней ГОР/ ГАР, ЗОР/ ЗАР

Знать условия выбора О-А в корнях ГОР/ ГАР, ЗОР/ ЗАР, уметь находить орфограмму, графически её обозначать, применять правило на письме

Заполнить таблицу примерами слов с изученной орфограммой. Ответить на вопрос: что общего в правилах написания гласных в корнях ГОР/ ГАР, ЗОР/ ЗАР ?

122

Правописание корней с чередованием Е/И- А(Я) /ИМ /ИН

Знать условия выбора орфограмм, опознавать слова с орфограммой в тексте, обосновывать выбор написания.

Выборочный диктант

123

Р.р.  Художественный стиль

Понимать задачи автора худ произведения, находить языковые средства, уметь отредактировать загадки и сочинить их самим.

Сопоставление текстов разных стилей на одну и ту же тему. Сочинение загадок.

124

Правописание корней с чередованием Е/И- А(Я) /ИМ /ИН

Уметь безошибочно писать слова с чередованием в корне, определять исторический и современный морфемный состав слова с чередованием, работать с этимологическим словарем

Зрительный диктант с самопроверкой.

125

Обобщение и систематизация материала по теме «Морфемика»

Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, безошибочно писать слова с чередующимися гласными и согласными.

Устное сообщение по плану «Правописание гласных и согласных в корне». Взаимодиктант.

126

Контрольная  работа

Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, безошибочно писать слова с чередующимися гласными и согласными.

Диктант

127

Анализ контрольного диктанта

Работать над ошибками , допущенными в диктанте

Индивидуальная работа по карточкам

128

Правописание приставок не изменяющихся на письме.

Понимать принцип единообразного написания приставок, уметь опознавать приставки, написание которых не меняется

Диктант «Проверяю себя». Сопоставление звучания и написания приставок на согласную.

129

130

Р.р.  Изложение, близкое к тексту. К. Г. Паустовский «Первый снег»

Понимать основное содержание текста, воспринимать его на слух, разбивать на смысловые части, составлять простой план, определять тему, основную мысль, стиль текста, средства связи предложений, подробно пересказывать текст, соблюдая нормы.

Подробное изложение

131

Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставка  - С

Уметь объяснять значение приставки С, образовывать новые слова.

Письмо по памяти.

132

Правописание приставок, оканчивающихся на З(С)

Понимать правило, имеющее фонетическую основу, различать на слух звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать приставки на З (С)

Выборочный диктант

133

Правописание приставок РОЗ / РОС, РАЗ / РАС.

Уметь различать приставку С и приставки на З (С), применять правило написания, объяснять значения приставок

Распределительный диктант

134

Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный

Уметь находить корни, приставки, которые оканчиваются на согласный, выделять их в слове, правильно воспринимать звучание слова на стыке корня и приставки

Решение орфографической задачи: какая приставка на согласный способна менять значение слова на противоположное? Взаимопроверка.

135

Правописание приставок ПРИ и ПРЕ

Знать значения приставок ПРИ и ПРЕ, уметь сопоставлять пары однокоренных слов с приставками ПРИ и ПРЕ, различать их написание по  значению

Диктант «Проверяю себя»

136

Правописание приставок ПРИ и ПРЕ

Уметь безошибочно писать слова с приставками ПРИ и ПРЕ, опираясь на лексическое значение слова, исправлять тексты с нарушением норм письма, запомнить трудные случаи написания слов, обращаться к словарю

Выборочный диктант

137

Правописание приставок

Уметь членить слово на морфемы, выделять приставки, безошибочно их писать

Устное сообщение с основой на таблицу

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

138

Основные способы образования слов

Знать основные способы образования слов, уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы, производить словообразовательный разбор

Осложненное списывание

139

Словообразовательный словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи

Уметь работать с учебным словарем для определения морфемного состава, способа словообразования, построения словообразовательных пар, цепочек.

Работа со словарем

140

Основные способы образования слов

Уметь группировать слова с одинаковой структурой, способами и средствами образования, определять морфемы – показатели лексического, грамматического значения слова. Работать со словарем

141

Сложные и сложносокращенные слова

Знать различные  виды сложения, виды сложносокращенных слов по способу их образования, уметь  согласовывать с прилагательными и глаголами прошедшего времени

Записать сложносокращенные с лова, пришедшие в наш язык за последние 5 лет

142

Р.р. Типы речи

Понимать зависимость типа речи от содержания, различать тексты разных типов речи при сопоставлении по вопросам, анализировать готовые тексты разных типов речи

Анализ текстов

143

Систематизация и обобщение изученного в разделе:: «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Уметь определять основные способы образования слов, безошибочно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, понимать семантические и стилистические различия слов-паронимов, восстанавливать пропущенные части словообразовательной цепочки, разбирать слова по составу.

Устное высказывание по плану на тему:  «Способы образования слов» Выписать из словаря 5-6 слов, рассказать, как они образованы

144.

Контрольная работа

Уметь определять основные способы образования слов, безошибочно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, понимать семантические и стилистические различия слов-паронимов, восстанавливать пропущенные части словообразовательной цепочки, разбирать слова по составу.

Тест

145

Анализ контрольной работы

Уметь разбирать ошибки, допущенные в работе с тестом.

Индивидуальные карточки

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ.

146

Лексика как раздел науки о языке

Знать, что называется лексическим и грамматическим значением слова, виды толковых словарей, основные способы объяснения лексического значения слова

Выписать из толкового словаря 5 незнакомых слов и формулировки их лексических значений. Составить с ними предложения.

147

Лексическое значение слова

Использовать разные способы толкования слова, анализировать словарные статьи в толковых словарях, тексты, речевые ситуации.

Сочинение-миниатюра: объясните, как вы понимаете фразу Ломоносова: «Слово дано для того, чтобы свои понятия сообщать другому»

148

Р.р. Повествовать – значит рассказывать

Понимать особенности строения текста-повествования: знать различные способы развития основной мысли, передачи последовательности действий, уметь создать рассказ как повествовательный жанр

Составление плана будущего сочинения

149

Толковые словари русского языка

Знать назначение, структуру., содержание словарной статьи, уметь работать со словарем для определения лексического значения слова, его стилистической принадлежности

Записать слова по их лексическому значению. Ответить на вопрос: почему надо быть внимательными при использовании слов-паронимов?

150

Однозначные и многозначные слова

Знать понятия «однозначное» и «многозначное»  слово, как строится в словаре статья, уметь выбирать значение многозначного слова

Работа с толковым словарем. Составить словосочетания  и предложения, употребив одно и то же слово в разных значениях

151

Однозначные и многозначные слова

Уметь употреблять слова в соответствии с лексическим значением, подбирать синонимы, антонимы, однокоренные слова.

Ответить на вопрос: наличие многозначных слов – это проявление богатства или бедности языка?

152

Прямое и переносное значение слов

Уметь замечать слова, имеющие переносное значение, не путать прямое и переносное значение слов, находить метафоры и олицетворения в художественном тексте, определять  их роль

Ответить на вопрос: почему в поэтической речи часто используются слова в переносном значении?

153

Омонимы

Знать, чем отличаются омонимы от многозначных слов, уметь находить их в толковом словаре, различать виды омонимов, анализировать значение, строение, написание

Творческое задание: употребить омонимы в каламбурах,  загадках

154-155

Выборочное изложение

Владеть ознакомительным и изучающим чтением, выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, тип и стиль речи, выделять главную информацию, составлять план, излагать текст письменно.

Выборочное изложение

156

Синонимы

Знать определение синонимов, различать оттенки значений, особенности употребления, уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, пользоваться словарем синонимов

Распределить синонимы по графам таблицы: нейтральные, книжные, разговорные. Составить синонимический ряд.

157

Синонимы.

Лексический разбор слова.

Уметь наблюдать за использованием различных синонимов в речи, объяснять оправданность выбора слова из синонимического ряда значением слова, нормами его сочетаемости, особенностью текста.

Написать сочинение-миниатюру: «Моя мечта», используя синонимический ряд.

158

Антонимы

Знать, что такое антонимы, их  стилистическую роль, уметь пользоваться словарем антонимов для выбора наиболее точного слова

Привести примеры пословиц с антонимами. Ответить на вопрос: почему народная мудрость часто выражена противоположными по смыслу словами?

159

Антонимы

Уметь наблюдать за использованием антонимов в речи, использовать антонимы как средство выразительности речи для связи предложений в тексте.

Составить текст, используя для связи его частей антонимы ПРАВЫЙ – ЛЕВЫЙ,  СПРАВА – СЛЕВА, на темы: «на берегах реки», «Вид из окна», «Любимый уголок природы»

160

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении

Знать различия слов русского языка по сфере употребления, нормы употребления диалектной лексики, уметь определять уместность – неуместность использования диалектизмов и общеупотребительных слов

Выборочное списывание. Анализ текстов. Ответить на вопрос: с какой целью в художественной литературе используются диалектные слова?

161

Р.р. Описание предмета.

Знать строение текста-описания, различать описание художественное, деловое, научное, виды описания, особенности строения описания предмета

Составить план текста. Устно пересказать.

 162

Жаргонизмы

Знать сферу употребления жаргонизмов, уметь опознавать жаргонизмы, соблюдать нормы литературного языка при употреблении слов, исправлять нарушения

Редактирование текста

163

Устаревшие слова

Знать причины выхода из общего употребления слов в русском языке, уметь различать архаизмы и историзмы, пользоваться словарем для определения значения устаревших слов.

Привести примеры устаревших слов из учебника истории, ответить на вопрос: что дает история родного языка для его изучения?

164

Неологизмы

Знать причины появления новых слов, уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы, определять роль неологизмов в тексте, уместно определять их.

Наблюдение за языком поэтических текстов. Назвать новые слова, появившиеся  в последние 5 лет.

165

Исконно русские и заимствованные слова

Понимать закономерность обогащения одного языка за счет заимствования слов из других языков, уметь узнавать происхождение слов по «внешним» приметам, определять способы заимствования, оценивать речь с точки зрения целесообразности использования заимствованных слов

Найти в толковом словаре значения иностранных слов.

166

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления.

Уметь определять сферу употребления нейтральных и стилистически окрашенных слов, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики

Анализ текстов разных стилей

167-168

Р.р. Изложение, близкое к тексту.

Понимать основное содержание текста, воспринимаемого на слух или прочитанного, разбивать текст на смысловые части, определять тему, основную мысль, описательных частей текста, выявлять сочетание разных типов речи в тексте.

Изложение, близкое к тексту

169- 170

Фразеология как раздел лексикологии

Понимать, что фразеологизмы – это отражение истории, культуры, морали, понимать значение фразеологизмов, уместно использовать в собственной речи

Выписать примеры фразеологизмов из словаря. Устное высказывание. Ответ на вопарос6 как узнать значение фразеологизмов, пользуясь словарем?

171-172

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Лексикология и фразеология»

Уметь создавать устное высказывание научного стиля, сохраняя тему, развивая основную мысль, пользоваться разными видами словарей в процессе создания выступления, выражать свое отношение к предмету речи

Выступления учащихся, самооценка и взаимооценка выступлений.

173

Контрольная работа

Уметь определять лексическое значение слов и фразеологизмов; употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их значением. и стилистическими свойствами; определять уместность употребления синонимов, антонимов, фразеологизмов, лексики, ограниченной в употреблении; определять тему, основную мысль, тип речи…

Комплексный анализ текста

174

Анализ контрольной работы

Уметь анализировать опущенные в работе ошибки, исправлять их

Работа над ошибками

175-176

Р.р. Рассуждение как тип речи

Знать строение текста-рассуждения, способы развития основной мысли в нем; уметь отличать рассуждение от других типов речи, для перехода от тезиса к доказательствам использовать вопрос «почему», частицу «ведь». Для связи и последовательности мыслей указывать вводные слова и сочетания

Анализ текстов

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

177-179

Синтаксис и пунктуация

Уметь выделять словосочетание  в предложении,  определять главное и зависимое слово;

Составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами;

конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило

Письмо по памяти. Выписать 2 словосочетания, проставить логические ударения, выразительно прочитать четверостишие. Ответить на вопросы: какие средства устной речи вы использовали, чтобы прочитать стихотворение выразительно, какие знаки препинания помогли вам в этом?

180 - 181

Правописание гласных и согласных в корне

Уметь опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика(независимо от звучания), обнаруживать орфограммы в корнях слов, группировать слова по видам орфограмм, подбирать однокоренные проверочные слова, устно объяснять написание анализируемых слов, на письме – с помощью графических символов, использовать орфографический словарь при трудных случаях написания слов

Доказать, что правописание безударной гласной в корне можно иногда объяснить с помощью этимологического анализа. Написать небольшой юмористический текст, используя омофоны.

182-184

Правописание имен существительных

Уметь распознавать имена существительные, их морфологические признаки и формы слова по морфемной модели, обнаруживать орфограммы в окончаниях, выбирать правильный способ действия при выборе орфограмм, устно объяснять написание анализируемых слов, на письме – с помощью графических символов, при необходимости использовать орфографический словарь

Взаимодиктант

185

Р.р. Подготовка к сочинению о любимом животном

Знать строение текста - описания, различать описание научное и художественное, особенности композиции описания животного, опознавать примеры художественного стиля в текстах- образцах. Составлять план текста, готовить рабочий материал

Работа с текстами-образцами. Составление плана.

186

Употребление синонимов, антонимов и фразеологизмов в речи

Уместно использовать синонимы и антонимы, использовать синонимы в речи с учетом их стилистической окрашенности, как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, толковать значения фразеологизмов, уместно употреблять их в речи

Лингвистический эксперимент. Редактирование текста. Письмо по памяти.

187

188

Соблюдение норм современного русского языка. Употребление в речи этикетных слов.

Уметь использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, употреблять существительные с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, произношения, соответствия речи нормам речевого этикета

Разыграть сценку «В автобусе»(использование этикетных слов для выражения просьбы)

Устное высказывание: объяснить смысл пословицы «Слово- не воробей: вылетит- не поймаешь»

189-190

Р.р. Сочинение по картине.

И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору»

Уметь создавать сочинение-описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка

Сочинение по картине

191-

192

Словообразование

Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа, выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова, составлять словообразовательные пары, цепочки

Словообразовательный анализ слов

193-194

Правописание приставок

Уметь различать приставки ПРЕ, ПРИ на семантической основе. Безошибочно писать неизменяемые приставки и приставки на З (С), устно объяснять правописание анализируемых слов, на письме – с помощью графических символов, использовать при необходимости орфографический словарь.

Творческое списывание. Тест.

195

Р.р. Текст как речевое произведение. Выбор языковых средств  в зависимости от типа. Лексические средства связи предложений в тексте.

Уметь определять смысловую и параллельную связь предложений в тексте, использовать её. Употреблять лексические и текстовые синонимы, антонимы, однокоренные слова при  создании собственного текста.

Выбор из синонимичного ряда уместного слова для мини-текстов, редактирование текста. Лингвистический эксперимент.

196-197

Основные нормы построения текста

Владеть основными нормами построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения ( развертывание содержания по плану), правильное выделение абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте

Выразительно прочитать текст, проанализировать его, определить признаки текста по плану. Редактирование текста. Устное высказывание: какие знаки употребляются для обозначения ошибок в построении текста?

198-199

Контрольная работа и её анализ

Уметь озаглавить текст, определить тему. Основную мысль, тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста. Анализ правописания отдельных слов и пунктуации

Комплексный анализ текста

 

200-204 – резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...