Рабочая программа по русскому языку -7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Рабочая программа по русскому  языку в 7 классе  составлена на основе программно -методических разработок  под редакцией В.В.Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass.doc418.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе

  1. Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),
  2. Примерной учебной  программы основного общего образования по русскому языку,
  3. авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова),  которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2002 – с.63 - 110)

Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок  программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре  программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи: 

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв лении, о месте русского языка в современном ми ре, о его богатстве и выразительности; обеспе чить усвоение определенного круга знаний из облас ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор мирование умений применять эти знания на прак тике;

- развивать речь учащихся: обогащать их актив ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографиче ские и пунктуационные умения и навыки.

Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков яв ляется более прочной базой, чем раздробленные све дения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и спра вочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формирова нию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользо ваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб разно пользоваться ресурсами родного языка в уст ной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, пред полагающими репродуктивную деятельность, при дается задачам, вызывающим активизацию позна вательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению род ного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса – «Pyc ская речь» (для каждого класса) предлагает систе му работы по развитию связной речи: задачи и уп ражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осоз нанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого об щения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связа ны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют реше нию задач обучения русскому языку в школе.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комп лексу могут быть использованы различные ди дактические материалы.

В основе программы и комплекса в целом - ли нейный принцип подачи материала. В 6 классе продолжа ется изучение морфологии. Изучение всех разделов сопровождается фор мированием орфографических и пунктуационных навыков. Усиление практической направленности обуче ния обусловило нетрадиционную последователь ность изучения некоторых грамматических тем в морфологии. После имени существи тельного изучается глагол (существительное и гла гол - наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связан ные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное  количество предметов и порядок их при счете). По том изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова со стояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для по вторения существительного, прилагательного, чис лительного, наречия. В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). Изучение всех разделов сопровождается фор мированием орфографических и пунктуационных навыков.

Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить ре чевую направленность курса, более равномерно рас пределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.

Сопоставление Примерной и авторской программ выявило отсутствие в последней некоторых дидактических единиц, которые введены в рабочую программу:

Разделы лингвистики

Дидактические единицы,

которые введены в рабочую программу

Морфология

  1. Вопрос и причастии и деепричастии в системе частей речи.
  2. Особенности употребления в тексте причастий и деепричастий.
  3. Отличие служебных частей речи от самостоятельных.
  4. Междометие как особый разряд слов.
  5. Основные функции междометия.
  6. Звукоподражательные слова.
  7. Основные морфологические нормы русского  языка.
  8. Использование словарей грамматических трудностей русского языка.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе в объёме 136 часов (из них – 18 часов на развитие речи), т.е. по 4 урока в неделю в течение 35 учебных недель (3 часа – резерв учебного времени).

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 7Б класса и специфики классного коллектива. В 7Б классе обучаются 27 детей, из которых мальчиков – 11 человек, девочек – 16 человек. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к группе «пренебрегаемых» (Манафова Э., Подгорбунских А., Роман Е.). Они замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются.  В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

Основная масса обучающихся 7Б класса – это дети со средним  и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые  в состоянии освоить программу по предмету  только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В  классе можно выделить группу обучающихся (Железняков С., Горишний А., Ескова А., Хубиева Д., Багиров Б., Мытарев Б.), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Поскольку в этой группе – неформальные лидеры классного коллектива, их отношение к учебе не вызывает у большинства обучающихся негативного отношения и порицания, а поощряется и принимается за норму. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них  равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.

Небольшая группа учеников (Романенко В., Шаталов Д., Филипчук Т., Доронина В.) проявляет желание и возможность изучать язык  на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. В целях коррекции и нивелирования этих их особенностей отдельные темы ребята будут изучать самостоятельно с использованием индивидуальных образовательных программ (ИОП).

В целом обучающиеся 7Б класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента.  Это обусловило необходимость задействования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Отличительной возрастной особенностью этих детей является  усиление интереса  друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает:

 обязательное изучение русского  языка в VII классе

 в объёме 136 часов (из них – 18 часов на развитие речи), т.е. по 4 урока в неделю

 в течение 35 учебных недель (3 часа – резерв учебного времени).

Технологии, используемые в работе:

  1. Личностно-ориентированное обучение
  2. Чтение и письмо для развития критического мышления
  3. ИКТ
  4. Обучение в сотрудничестве
  5. ТРИЗ
  6. Игровые методы обучения
  7. Метод проектов
  8. Исследовательские методы обучения

                                                                                                        содержание курса

Введение

Знакомство с содержание УМК.

Повторение

Актуализация и систематизация ЗУН по темам «Орфография», «Морфология (глагол, прилагательное, числительное, местоимение, наречие, слова состояния)», «Пунктуация».

Основная часть курса

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речевое общение

Умение общаться – важная часть культуры человека.

Сферы речевого общения: общественно-политическая, официально-деловая.

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

Речевая деятельность

Речь как деятельность.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Композиционно-жанровое разнообразие текстов.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка

Функциональные стили: публицистический, официально-деловой.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического, официально-делового стилей.

Основные жанры публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.

Культура речи

Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ

Общие сведения о русском языке

Наука о русском языке, ее основные разделы.

Русский язык – один из богатейших языков мира.

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы.

Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.

Грамматика

Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.

Звукоподражательные слова. 

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их родовой отнесённости и особенностей образования форм именительного и родительного падежа множественного числа. Правильное употребление в речи степеней сравнения и полных и кратких форм имен прилагательных. Правильное употребление в речи собирательных числительных и падежных форм количественных числительных. Правильное употребление местоимений в речи. Правильное употребление в речи личных форм глагола, а также форм повелительного наклонения. Использование словарей грамматических трудностей русского языка.

 

Правописание: орфография.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

н и нн в словах разных частей речи.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Правила переноса.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Язык и культура

Отражение в языке культуры и истории народа.

Русский речевой этикет.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)

Повторение

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Морфология и орфография».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приво дя примеры; уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  1.  адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемо го на слух;
  2.  выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
  3.  составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
  4.  обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одно классника;

чтение:

•         дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;

  1.  находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
  2.  проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные
    слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
  3.  составлять тезисный план исходного текста;
  4.  владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
  5.  с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста
    вслух;

говорение:

  1.  сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выра зительные языковые речевые средства;
  2.  создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности,
    выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана
  3.  формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового
    анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
  4.  размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
  5.  уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;

письмо:

  1.  сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
  2.  создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и
    выразительности речи;
  3.  писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссио нного характера;
  4.  соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
  5.  уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном
    тексте;
  6.  использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
  7.  анализировать    тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности
    речи;
  8.  рецензировать чужие тексты и редактировать  собственные с учетом требований к построению связного текста;
  9.  устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
  10.  определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и
    средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

  1.  проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
  2.  правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
  3.  анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  1.  по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
  2.  объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
  3.  определять способы образования слов разных частей речи;

• анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

  1.  составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
  2.  с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в
    морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

  1. соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значени ем, а также с условиями и задачами общения;
  1.  толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  2.  пользоваться различными видами лексических словарей;
  3.  находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
  4.  использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения
    неоправданного повтора;
  5.  проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

  1.  различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить
    морфологический разбор слов всех частей речи;
  2.  правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
  3.  использовать знания и умения   по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

  1.  владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
  2.  учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
  3.  аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

  1.  составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  2.  определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
  3.  различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными
    союзами;
  4.  использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
  5.  соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  6.  устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме
    специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
  7.  самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
    словарно-орфографический, с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический).
  2. Комплексный анализ текста.
  3. Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку, по опорным словам).
  4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
  5. Тест.
  6. Словарный диктант.
  7. Терминологический диктант.
  8. Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
  9. Устное монологическое высказывание на лингвистическую и свободную тему.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

авторская программа

учебники и учебные пособия

методические материалы

дидактические материалы

наглядные пособия

материалы для контроля

медиаресурсы

Авторская Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В.В.Бабайцевой

Русский язык: Теория. 5-9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М: Дрофа, 2005

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 7 класс. / Под ред. С.Н. Пименевой. - М.: Дрофа, 2005

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2003

опорные конспекты по всем темам курса

Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008

 Весёлая грамматика»

Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник/Под редакцией Пименовой С.Н.. - М.: Дрофа, 2005

Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. - М.: Дрофа, 2004

К пятёрке шаг за шагом, или 50 интенсивных занятий с репетитором: Рус. Яз.: 7 кл.: Пособие для учащихся / Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2002

схемы анализов и разборов

Русский язык. 7 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / А.В. Швец. – М.: Эксмо, 2008

Русский медвежонок. Языкознание для всех. Сборник олимпиадных заданий.

Русская речь. Развитие речи. 7 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2002

Русский язык. 7 класс. поурочные планы по УК под редакцией В.В. Бабайцевой / Авт.-сост. Крамаренко Н.О. – Волгоград: Учитель, 2006

карточки со словарными словами

Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2010: Учебно-методическое пособие/ Л.И. Мальцева, П.И. Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М. Смерчинская. – М.: НИИ школьных технологий, 2009

«Виртуальная школа КМ»: уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс. 6 класс. 7 класс.

Русский язык. 7 классы: Сборник заданий к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская; М.: Издательский дом «Дрофа», 2004

памятки для выполнения творческих работ

Тренажёр «Фраза»

репродукции картин

Тренажёр «Русленг»

Ресурсы сайта ФЦИОР

Ресурсы ЕКЦОР

ЦОР к учебнику «Русский язык. 5-9 классы» (автор В.В. Бабайцева)

Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности

Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия (серия «ЕГЭ – 2009, 2010»

Комплекс дидактических материалов «Научился сам – научи другого»

Мультимедийные курсы Томского ГУ «Русский язык», «Культура речи и общения»

Орфоэпические тренажёры

Образовательный комплекс «Русский язык, 5-6 класс. Морфология и Орфография»

Модули ЭОР

Электронные физкультминутки для глаз

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 7 класс. Под редакци ей С.Н.Пименевой. - М.: Дрофа, 2005
  2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 7 класс. - М.: Дрофа 2004
  3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория»,
    «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
  4. Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
  5. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005
  6. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001
  7. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998
  8. Шаповалова Т.Е.  Русский язык. Служебные части речи. Тематическая тетрадь. -
    М.: Дрофа,2005
  9. Войлова К.А.Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М. Дрофа,2005
  10. Селезнева Л.Б.Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб: Специальная
    литература, 1997
  11. Дейкина АД., ПахноваТД. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-
    7 классы. - М.:АРКТИ,1999
  12. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.-
    М: Просвещение,2001

Для учащихся:

  1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2005
  2. Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник/Под редакцией Г.К. Лидман- Орловой. - М.: Дрофа, 2005
  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. - М.: Дрофа, 2005
  4. Пименова С.Н и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 7 класс - М.: Дрофа, 2006
  5. Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006
  6. Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994
  7. Львова С.И. Практикум по русскому языку:7 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение ,2006

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

основные разделы

количество часов

Количество контрольных

диктантов

сочинений

изложений

тестов

словарных диктантов

терминологиче-ских диктантов

          сроки

ч1.

Общие сведения о языке.

2

2.

Систематизация изученного в 5-6 классах.

8

1

3.

Морфология и орфография:

Причастие

35

1

4

1

1

1

1

Деепричастие

15

1

2

1

2

1

Служебные части речи.

Предлог

13

1

1

1

Союз

17

1

1

1

Частица

14

1

1

Междометие Звукоподражательные слова

4

1

4.

Систематизация и повторение изученного в 7 классе.

7

1

1

5.

Развитие речи

18

ИТОГО:

133

3

8

4

7

4

2

РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ:

3

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

тема,

основное содержание урока

оборудование к урокам

планируемый результат

объекты и формы контроля

дата

теория

(№ пар.)

практика

(№ упр.)

цифровые и электронные образовательные ресурсы

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (2 ЧАСА)

1-2

Русский язык – национальный язык русского народа.

Язык как средство общения в определённом национальном коллективе.

1-6

Понимать роли русского языка как основного средства общения в межнациональном коллективе, относиться к языку как национальному достоянию.

связное устное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (8 ЧАСОВ)

3-4

Морфология.

Части речи. Основные признаки частей речи.

7-36

Медиаурок №1 «Что изучает морфология?»

Определяя основные особенности частей речи (грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки), опознавать слово как часть речи.

групповые проекты по темам:

  1. «Существительное»
  2. «Глагол»
  3. «Прилагательное»
  4. «Местоимение»
  5. «Наречие  и слова состояния»
  6. «Местоимение»
  7. «Числительное»

5

Правописание глаголов.

7-36

тренажёр «Русленг»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/112350/?interface=teacher&class=49&subject=8

Безошибочно писать глаголы, группировать слова по видам орфограмм, выполнять орфографический разбор глаголов.

6

Правописание прилагательных.

7-36

тренажёр «Русленг»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/112345/?interface=teacher&class=49&subject=8

Безошибочно писать прилагательные, группировать слова по видам орфограмм, выполнять орфографический разбор прилагательных.

7

Особенности употребления в речи числительных.

7-36

тренажёр «Русленг»

Безошибочно употреблять числительные в устной и письменной речи, группировать слова по видам орфограмм, выполнять орфографический разбор числительные, склонять числительные в соответствии с грамматическими нормами.

8

Правописание наречий и местоимений.

7-36

тренажёр «Русленг»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/112351/?interface=teacher&class=49&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/112349/?interface=teacher&class=49&subject=8

Безошибочно писать наречия и местоимения, группировать слова по видам орфограмм, выполнять орфографический разбор наречия и местоимения.

9

Итоговый урок по теме «Повторение. Морфология. Орфография».

34

Подготовиться к качественному воспроизведению текста на письме, давать аргументированный комментарий в процессе выполнения орфографического и пунктуационного разборов.

10

Контрольный урок по теме «Повторение. Морфология. Орфография».  

Тестовые задания (А В С)

С.6-11

Выполнять тестовые задания по теме «Орфография», составленные по форме и материалам ЕГЭ.

контрольный

 тест №1

ПРИЧАСТИЕ (35 ЧАСОВ)         РАЗВИТИЕ РЕЧИ (5 ЧАСОВ)

11

Причастие в системе частей речи.

Особенности причастия как части речи. Сфера употребления причастий.

132

37-53

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61158/?interface=teacher&class=49&subject=8

Опознавать причастие среди других частей речи, опираясь на знание его грамматических, морфологических, синтаксических особенностей, отличать причастия от прилагательных.

12

Признаки прилагательного у причастия.

133

54-65

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61159/?interface=teacher&class=49&subject=8

Определять род, число, падеж причастий, согласовывать причастия с определяемыми словами.

13

Правописание окончаний причастий.

С.23

60-61

Тест №9

сборник ГИА

 9 класс

С.107

Правильно писать гласные в окончаниях причастий, применяя условия орфограммы.

проверочный тест

по теме «Правописание окончаний слов»

14

Развитие речи.

Основные признаки текста. Подготовка к домашнему сочинению по картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

1

13

http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/11/blog-post_8222.html

http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/277/Petrov___Vodkin__Kuzma_Serghejevich/list1.html

Аргументировано доказывать принадлежность к тексту, озаглавливать текст, определять его тему и основную мысль, стиль речи и тип текста; составлять связное монологические высказывание в письменной форме по картине, соблюдая все признаки текста.

домашнее сочинение №1 

по картине в жанре натюрморта

15

Признаки глагола у причастия.

134

66-72

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61160/?interface=teacher&class=49&subject=8

Определять у причастия вид, возвратность, время; соблюдать видовременную соотнесённость  причастий и глаголов, употреблённых  в тексте.

контрольный словарный диктант №1

(слова а-з)

16

Причастный оборот.

Понятие о причастном обороте. Структура причастного оборота. Согласование причастного оборота с определяемым словом.

135

73-98

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61164/?interface=teacher&class=49&subject=8

Определять границы причастного оборота, устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами, отличать определяемые слова от зависимых, конструировать предложения с причастными оборотами, осуществлять синонимическую замену сложных предложений простыми с причастным оборотом.

17-18

Пунктуационное и интонационное выделение причастных оборотов в предложении.

135

73-98

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61164/?interface=teacher&class=49&subject=8

Выделять причастный оборот в устной и письменной речи в соответствии с правилами пунктуационного и интонационного выделения причастных оборотов, составлять схемы предложений с причастным оборотом, графически выделять причастный оборот в предложении.

проверочный тест

по теме «Обособление причастных оборотов»

19

Развитие речи.

Описание действий.

3

32-39

Знать типовую схему текста – описания действий, использовать при описании действий причастные обороты.

20

Сочинение – описание трудового процесса.

3

34-35

http://nnm.ru/blogs/bear12345/dymkovskaya_igrushka_istoriya_fotografii/

фильм о творчестве мастериц дымковской игрушки

Составлять связный рассказ-описание трудовых процессов, соблюдая выбранный тип речи, включать в текст причастный обороты.

сочинение №2

«Изготовление дымковской игрушки»

21-23

НЕ с причастиями.

140

99-108

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61168/?interface=teacher&class=49&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61253/?interface=teacher&class=49&subject=8

Знать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, правильно писать причастия с НЕ в соответствии с условиями орфограммы, графически обозначать условия орфограммы.

проверочный тест

по теме

«НЕ с причастиями»

24-25

Подробное изложение повествовательного текста.

40

Понимать содержание услышанного текста, составлять сложный план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

изложение №1

26

Действительные и страдательные причастия.

134

109-117

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61170/?interface=teacher&class=49&subject=8

Отличать действительные причастия от страдательных, аргументировано доказывать принадлежность слова к одному из залогов, обоснованной в соответствии со значением употреблять причастия разных залогов в речи, опознавать причастия по суффиксам при помощи «причастного креста».

27-28

Образование и правописание ДПНВ.

136

118-127

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61171/?interface=teacher&class=49&subject=8

Образовывать ДПНВ, обосновывать выбор гласной в суффиксах ДПНВ, знать суффиксы ДПНВ.

29-30

Образование и правописание СПНВ.

137

128-140

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61173/?interface=teacher&class=49&subject=8

Образовывать СПНВ, обосновывать выбор гласной в суффиксах СПНВ, знать суффиксы СПНВ.

31-32

Развитие речи.

Повествование. Рассказ на основе услышанного.

4

49-56

Знать типовую композицию рассказа, осознавать специфику рассказа на основе услышанного, уметь писать преамбулу рассказа, создавать рассказ на основе услышанного от собеседника.

домашнее сочинение №3

в жанре рассказа на основе услышанного

33-34

Образование и правописание ДППВ.

136

141-148

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61175/?interface=teacher&class=49&subject=8

Образовывать ДППВ, обосновывать выбор гласной перед  суффиксами ДППВ, знать суффиксы ДППВ.

35

Образование и правописание СППВ.

137-138

149-156

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61176/?interface=teacher&class=49&subject=8

Образовывать СППВ, знать суффиксы СППВ, отличать СППВ от отглагольных прилагательных.

36-37

Е и Ё после шипящих в суффиксах СППВ.

С.58

152-153

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/112337/?interface=teacher&class=49&subject=8

Знать условия выбора гласный Е и Ё после шипящих в суффиксах СППВ, правильно писать эти причастия в соответствии с условиями орфограммы.

проверочный тест

по теме

«Гласные после шипящих и Ц»

38

Гласные перед Н (НН) в суффиксах СППВ.

138

157-169

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61179/?interface=teacher&class=49&subject=8

Знать условия выбора гласный в суффиксах СППВ, правильно писать эти причастия в соответствии с условиями орфограммы.

39-40

Краткие причастия.

137-138

170-185

 Образовывать краткие формы причастий, соблюдать правила образования и употребления в речи кратких форм СППВ, определять синтаксическую функцию кратких причастий, отличать краткие причастия от кратких прилагательных и наречий.

41-42

НЕ с причастиями.

140

99-108

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61168/?interface=teacher&class=49&subject=8&onpage=20&page=2

Знать правила написания НЕ с краткими причастиями, правильно писать причастия с НЕ в соответствии с условиями орфограммы, графически обозначать условия орфограммы, составлять алгоритм правила.

43-45

Н и НН в причастиях.

139

186-196

Тест №8

сборник ГИА

 9 класс

С.102

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61188/?interface=teacher&class=49&subject=8

Разграничивать страдательные причастия и отглагольные прилагательные, знать условия выбора Н и НН в причастиях, применять условия выбора Н и НН при написании страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

проверочный тест

по теме

«Н и НН в суффиксах причастий»

46

Систематизация и обобщение материала, изученное  по теме «Причастие»

197-213

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61190/?interface=teacher&class=49&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/83314/?interface=teacher&class=49&subject=8

Находить причастия в тексте, отличать их от омонимичных частей речи, определять грамматические признаки причастий и их синтаксическую роль, определять границы причастного оборота и правильно выделять его запятыми на письме, правильно писать орфограммы в причастиях, производить морфологический разбор причастия.

морфологический разбор причастия

47-48

Контрольная работа по теме «Причастие».

Тестовые задания (А В С)

С.21-28

Грамотно воспроизводить устную речь на письме в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами,  применять знания и умения по теме «Причастие» при выполнении тестовых заданий с выбором ответа и кратким ответом.

диктант №1

контрольный тест №2

49

Развитие речи.

Отзыв о книге.

6

66-80

Оценивать содержание прочитанной книги, её язык и стиль, описывать её внешнее оформление, составлять письменное монологическое высказывание в соответствии с требованиями к написанию сочинения – отзыва.

домашнее сочинение №4

в жанре отзыва о литературном произведении

50

Анализ контрольной работы по теме «Причастие».

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/112346/?interface=teacher&class=49&subject=8

Исправлять пунктуационные и орфографические ошибки, объясняя причины их появления.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (15 ЧАСОВ)       РАЗВИТИЕ РЕЧИ (4 ЧАСА)

51

Понятие о деепричастии.

141

214-224

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61195/?interface=teacher&class=49&subject=8

Опознавать деепричастие среди других частей речи, опираясь на знание его грамматических, морфологических, синтаксических особенностей, отличать деепричастия от глаголов и наречий, аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям, разграничивать слова, обозначающие основное и добавочное действие, а также образ действия.

52

Признаки глагола у причастия. Не с деепричастиями.

142

225-234

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61195/?interface=teacher&class=49&subject=8

Определять вид, возвратность деепричастий, знать условия написания деепричастий с НЕ, правильно писать деепричастия с отрицательной частицей.

53

Признаки наречий у причастия.

142

225-234

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61195/?interface=teacher&class=49&subject=8

Разбирать деепричастия по составу, определять синтаксическую роль деепричастий, разграничивать деепричастия и омонимичные наречия, составлять словосочетания с деепричастиями.

54

Развитие речи.

Сжатое изложение текста типа повествование с предварительной домашней подготовкой.

58

Понимать содержание услышанного текста, составлять сложный план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, используя различные приёмы сжатия текста.

изложение №2

55-56

Деепричастный оборот

143

235-250

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61200/?interface=teacher&class=49&subject=8

Находить деепричастный оборот и определять его границы на основе знания его особенностей, конструировать предложения с деепричастным оборотом, выделять в устной и письменной речи деепричастные обороты, отличать деепричастный оборот от причастного, соблюдать грамматические нормы при составлении предложений с деепричастными оборотами.

проверочный тест по теме «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов»

57

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

144

251-256

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61202/?interface=teacher&class=49&subject=8

Образовывать деепричастия от глаголов, используя суффиксы; знать суффиксы деепричастий, разбирать деепричастия по составу.

58

Гласная перед суффиксами деепричастий –В-, -ВШИ-.

С.93

252-253

Безошибочно выбирать гласную перед суффиксами деепричастий.

59

Употребление деепричастий в речи.

Употреблять деепричастия в устной и письменной речи, соблюдая орфоэпические и грамматические нормы, употреблять уместно фразеологизмы, имеющие в своём составе деепричастия, исправлять синтаксические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота.

терминологический диктант №1

проверочный тест по теме «Употребление деепричастных оборотов в речи»

60

Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»

257-266

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/83315/?interface=teacher&class=49&subject=8

Опознавать деепричастия по значению и суффиксам, разбирать деепричастия по составу, отличать деепричастия от других частей речи, правильно строить предложения с деепричастными и деепричастными оборотами и пунктуационно оформлять их, грамотно писать деепричастия, соблюдая условия орфограмм, производить морфологический разбор деепричастия.

морфологический разбор деепричастия

контрольный

словарный диктант №2

(слова и-м)

61-62

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

Тестовые задания (А В С)

С.29-31

Грамотно воспроизводить устную речь на письме в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами,  применять знания и умения по теме «Деепричастие» при выполнении тестовых заданий с выбором ответа и кратким ответом.

диктант №2

контрольный тест №3

63

Развитие речи.

Описание литературного героя.

7

81-85

Составлять характеристику литературного героя на основе анализа прочитанного текста, включать цитаты в текст сочинения, выражать собственное мнение о персонаже.

домашнее сочинение №5

«Мой любимый литературный герой»

64-65

Орфографический практикум.

271-279

Тестовые задания

6 класс

(А В С)

С.391-42

Совершенствование умения пользоваться орфографическими правилами при написании текстов и выполнении разных типов тестовых заданий, составлять алгоритмы своих действий при использовании орфографического правила, выполнять орфографический разбор слов.

проверочный тест

по теме «Правописание глаголов»

66-67

Развитие речи.

Публицистический стиль речи.

8

86-92

Знать признаки публицистического стиля речи, распознавать публицистические тексты среди прочих,  составлять тексты публицистического стиля в соответствии с их особенностями.

домашнее сочинение №6

«Причастия и деепричастия – самостоятельные части речи или особые формы глагола?»

68

Пунктуационный практикум.

280-287

Тестовые задания (А В С)

С.39-40

Совершенствование умения пользоваться пунктуационными правилами при написании текстов и выполнении разных типов тестовых заданий, составлять алгоритмы своих действий при использовании пунктуационных правил, выполнять пунктуационный разбор предложений.

проверочный тест

по теме «Причастие. Деепричастие»

69

Итоговый урок по теме «Самостоятельные части речи».

Тестовые задания (А В С)

С.12-17

Применять знания и умения по теме раздела при выполнении тестовых заданий, составленных в форме и по материалам ЕГЭ.

контрольный тест №4

ПРЕДЛОГ (13 ЧАСОВ)      РАЗВИТИЕ РЕЧИ (4 ЧАСА)

70-71

Понятие о служебных частях речи. Классификация служебных слов и их основные функции.

288-293

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61214/?interface=teacher&class=49&subject=8

Отличать самостоятельные части речи от служебных, знать специфику каждой из служебных частей речи, находить служебные слова в предложении и определять их функцию.

72

Понятие о предлоге.

146

294-302

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61216/?interface=teacher&class=49&subject=8

Находить предлоги в предложениях, отличая их от приставов и омонимичных слов, объяснять назначение предлогов.

73

Классификация предлогов по значению. Многозначность предлогов.

146

294-302

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61216/?interface=teacher&class=49&subject=8

Классифицировать предлоги с точки зрения их значения, различать предлоги-антонимы. Производить синонимичную замену предлогов.

74

Переход слов из одной части речи в другую как один из способов словообразования в русском языке.

145

267-270

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61208/?interface=teacher&class=49&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61270/?interface=teacher&class=49&subject=8

Опознавать части речи, производить словообразовательный разбор слов, знать способы словообразования, специфику неморфологического способа перехода слова из одной части речи в другую.

75

Производные и непроизводные предлоги.

147

294-302

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61216/?interface=teacher&class=49&subject=8

Отличать производные предлоги от непроизводных, отличать производные предлоги от омонимов.

76-78

Правописание производных предлогов.

147

303-325

Тестовые задания (АВС)

С.36-37

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61218/?interface=teacher&class=49&subject=8

Правильно писать производные предлоги, не путать их с самостоятельными частями речи – омонимами.

проверочный тест

по теме «Правописание предлогов»

79

Простые и составные предлоги.

146

294-302

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61216/?interface=teacher&class=49&subject=8

Определять разряд предлога по составу, правильно писать простые и составные предлоги.

80-81

Развитие речи.

Интервью – жанр публицистики.

9

93-96

Знать типовую композицию интервью, формулировать вопросы интервью, оформлять запись в форме диалога, писать сочинение, включая в него интервью.

творческая работа «Мой класс»

82-83

Систематизация изученного по теме «Предлог».

326-332

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/112352/?interface=teacher&class=49&subject=8

Производить морфологический разбор предлога.

морфологический разбор предлога

84

Контрольная работа по теме «Предлог».

Тестовые задания (Малюшкин)

С.34-39

Применять знания и умения по теме раздела при выполнении дифференцированных тестовых заданий с выбором ответа.

контрольный тест №5

85-86

Развитие речи.

Сжатое изложение публицистического текста с творческим заданием.

88

Понимать содержание услышанного текста, составлять сложный план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, используя различные приёмы сжатия текста, давать связный монологический ответ на вопрос по тексту в письменной форме.

изложение №3

СОЮЗ (17 ЧАСОВ)                   РАЗВИТИЕ РЕЧИ (2 ЧАСА)

87

Понятие о союзе.

148

333-335

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61227/?interface=teacher&class=49&subject=8

Опознавать союзы среди других слов в предложении, определять функциональное назначение союза.

88

Простые и составные союзы.

148

333-335

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61227/?interface=teacher&class=49&subject=8

Классифицировать союзы по составу, правильно писать простые и составные союзы.

89

Развитие речи.

Морфологические средства связи предложений в тесте.

10

97-111

Знать, какие части речи могут выполнять роль морфологических средств связи предложений в тексте, связывать предложения в тексте при помощи морфологических средств (местоимений, союзов, наречий, частиц).

90

Развитие речи.

Сочинение – описание по картине  В.Д. Паленова «Золотая осень».

27

http://vasily-polenov.ru/

Уметь описывать живописный пейзаж, составляя текст типа описания, использовать ИВС языка, выражать собственное впечатление от увиденного

сочинение №7

по картине в жанре пейзаж

91

Сочинительные союзы.

149

336-344

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61228/?interface=teacher&class=49&subject=8

Классифицировать сочинительные союзы, знать их смысловые группы, перечислять основные сочинительные союзы по памяти.

92-93

Основные функции сочинительных союзов.

149

336-344

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61228/?interface=teacher&class=49&subject=8

Определять функцию сочинительных союзов, правильно ставить знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами.

проверочный тест

по теме «Пунктуация в простых предложениях с ОЧП и ССП»

94-95

Правописание сочинительных союзов также, тоже, зато.

150

353-356

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61232/?interface=teacher&class=49&subject=8

Отличать союзы от омонимичных сочетаний слов, выбирая соответствующий способ написания.

проверочный тест

по теме «Правописание сочинительных союзов»

96

Подчинительные союзы.

150

345-352

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61230/?interface=teacher&class=49&subject=8

Классифицировать подчинительные союзы, знать их смысловые группы, перечислять основные подчинительные союзы по памяти.

97

Основные функции подчинительных союзов.

150

345-352

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61230/?interface=teacher&class=49&subject=8

Определять функцию подчинительных союзов, правильно ставить знаки препинания в предложениях с подчинительными союзами.

98-99

Правописание подчинительных союзов чтобы, потому что и т.п.

150

353-356

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61232/?interface=teacher&class=49&subject=8

Отличать союзы от омонимичных сочетаний слов, выбирая соответствующий способ написания.

проверочный тест

по теме «Правописание подчинительных союзов»

100

Систематизация изученного по теме «Союзы».

357-362

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/112353/?interface=teacher&class=49&subject=8

Выполнять морфологический разбор союза.

морфологический разбор союза

101-102

Орфографический практикум.

363-373

Тестовые задания (А В С)

С.31-36

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/112351/?interface=teacher&class=49&subject=8

Совершенствование умения пользоваться орфографическими правилами при написании текстов и выполнении разных типов тестовых заданий, составлять алгоритмы своих действий при использовании орфографического правила, выполнять орфографический разбор слов.

проверочный тест

по теме «Правописание наречий»

контрольный словарный диктант №3

(слова о-р)

103-104

Пунктуационный практикум.

374-379

Совершенствование умения пользоваться пунктуационными правилами при написании текстов и выполнении разных типов тестовых заданий, составлять алгоритмы своих действий при использовании пунктуационных правил, выполнять пунктуационный разбор предложений.

проверочный тест

по теме «Пунктуация в предложениях с союзами»

105

Контрольная работа по теме «Союз».

Тестовые задания (Малюшкин)

С.40-45

Применять знания и умения по теме раздела при выполнении дифференцированных тестовых заданий с выбором ответа, грамотно воспроизводить устную речь на письме в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

диктант №3

с тестовыми заданиями с выбором ответа

ЧАСТИЦА (14 ЧАСОВ)                   РАЗВИТИЕ РЕЧИ (1 ЧАС)

106

Понятие о частице.

151

380-385

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61244/?interface=teacher&class=49&subject=8

Опознавать частицы среди других слов в предложении, определять функциональное назначение частиц, понимать специфику частиц по сравнению с другими служебными словами, целесообразно использовать частицы в речи, знать по памяти перечень часто употребляемых частиц.

107

Правописание частиц.

С.149, 151

389-395

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/112354/?interface=teacher&class=49&subject=8

Знать условия раздельного и дефисного написания частиц и применять их на письме.

108

Классификация частиц. Формообразующие частицы.

С.148

386-388

Знать перечень частиц, образующих формы слов или новые слова, отличать эти частицы от других слов по совокупности их признаков, определять синтаксические особенности формообразующих частиц.

109-110

Модальные частицы и их значения.

152

396-402

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61247/?interface=teacher&class=49&subject=8

Знать классификацию модальных частиц по значению, употреблять модальные частицы в речи в соответствии с их значением.

Обобщающая таблица по теме «Значения модальных частиц»

111

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

152

403-421

Знать особенности смыслового значения отрицательных частиц, отличать значение утверждения от значения отрицания, понимать смысл значения усиление утверждения или отрицания.

112-114

Различение частиц НЕ и НИ.

С.155

403-421

Тестовые задания (Малюшкин)

С.46-51

Тест №12

сборник ГИА

9 класс

С.120

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/112355/?interface=teacher&class=49&subject=8

Различать с точки зрения смыслового значения на письме частицы НИ и НЕ, отличать частицу НИ от сочинительного союза НИ-НИ,  использовать алгоритм рассуждения при разграничении частиц, понимать, что такое двойное отрицание, знать на память случаи исключения (фразеологические обороты речи).

проверочный тест

по теме «Различение НЕ и НИ»

115

Развитие речи.

Подробное изложение художественного теста типа описание с предварительной домашней подготовкой.

112

Понимать содержание услышанного текста, составлять сложный план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

изложение №4

116-118

Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи.

153

422-444

Тест №12

сборник ГИА

9 класс

С.120

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61248/?interface=teacher&class=49&subject=8

Систематизировать и алгоритмизировать орфографические правила по теме, выделить общие и специальные условия орфограммы, применять условия орфограммы на письме.

проверочный тест

по теме «НЕ с разными частями речи»

119

Систематизация и повторение изученного по теме «Частица».

445-451

Выполнять морфологический разбор частицы.

морфологический разбор частицы

120

Контрольная работа по теме «Служебные части речи».

Тестовые задания (А В С)

С.17-20

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/83316/?interface=teacher&class=49&subject=8

Применять знания и умения по теме раздела при выполнении тестовых заданий, составленных в форме и по материалам ЕГЭ.

контрольный тест №6

МЕЖДОМЕТИЯ. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (4 ЧАСА)                               РАЗВИТИЕ РЕЧИ (2 ЧАСА)

121

Междометия как особый разряд слов. Виды междометий.

150

345-352

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61272/?interface=teacher&class=49&subject=8

Понимать специфику данной части речи, распознавать междометия среди других слов в предложении, классифицировать междометия с точки зрения значения и происхождения, выразительно читать предложения с междометиями, уместно использовать междометия в речи.

122-123

Знаки препинания при междометиях.

150

345-352

Тестовые задания (А В С)

С.41-43

Знать об особенностях пунктуационного оформления предложений с междометиями и учитывать их при письме, правильно интонировать предложения с междометиями.

проверочный тест по теме «Пунктуация в предложениях с междометиями»

124

Звукоподражательные слова и их грамматические особенности.

150

345-352

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61272/?interface=teacher&class=49&subject=8

Отличать звукоподражательные слова от междометий по совокупности признаков, правильно интонировать предложения, в составе которых они есть.

терминологический диктант №2

125-126

Развитие речи.

Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».

56

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/

http://www.artlib.ru/?id=11&fp=2&uid=1583

http://www.mk.ru/culture/article/2009/05/12/273464-pismo-s-fronta-ne-doshlo-adresatam.html

Анализировать композицию картины и её сюжет, составлять письменный рассказ на основе увиденного, домысливать происходящее до и после изображённого на картине

сочинение №8

по сюжетной картине

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФОЛОГИЯ» (7 ЧАСОВ)

127-128

Итоговая контрольная работа за курс русского языка 7 класса.

Тестовые задания (А В С)

С. 44-60

(2 варианта)

Применять знания и умения по теме раздела при выполнении тестовых заданий, составленных в форме и по материалам ЕГЭ.

контрольный тест №7

129

Культура речи. Слагаемые культурной речи. Понятие о литературной норме.

469-491

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/112356/?interface=teacher&class=49&subject=8

Понимать значение соблюдения норм литературного языка, знать классификацию норм языка.

контрольный словарный диктант №4

(слова с-э)

130

Литературные нормы языка. Орфоэпические нормы.

С.206-207

492-493

Соблюдать орфоэпические нормы языка, исправлять ошибки в постановке ударения и произношении отдельных звуков.

131

Лексические нормы языка.

496-501

Соблюдать лексические нормы языка, знать классификацию лексических ошибок и уметь исправлять их.

132

Грамматические (морфологические) нормы языка.

502-531

Правильное образовывать формы всех частей речи, исправлять ошибки в образовании формы слов.

133

Контрольная работа по теме «Культура речи».

Тестовые задания (А В С)

С.4-6

Владеть нормами литературного языка при выполнении тестовых заданий с выбором ответа

проверочный тест

по теме «Культура речи»

РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 3 ЧАСА

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ урока

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...