«Речевой этикет и языковая норма деловых людей»
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

 

В предлагаемом курсе дополнительной образовательной программы речевой этикет рассматривается в двух аспектах. В нормативном аспекте приводятся и подвергаются анализу те выражения речевого этикета, которые используются грамотными  людьми, усвоившими разнообразные нормы современного русского литературного языка: грамматическую правильность, лексический выбор, стилистически уместное применение, прагматически оправданное предпочтение. Социокультурный аспект рассмотрения речевого этикета предполагает учёт специфики социальных ролей говорящих, выбирающих наиболее приемлемые для них стилистически нейтральные  или маркированные выражения при ориентации на адресата, официальность/неофициальность обстановки общения и т.д., учёт национальной специфики стереотипного речевого поведения  при отражении национального менталитета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_etiket.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ПРОГРАММА

по дисциплине

 

«Речевой этикет и

языковая норма деловых людей»

Программа рассчитана для учащихся 11 классов

на 68 учебных часов

Срок реализации дополнительной образовательной программы –

2010-2011 учебный год

Автор программы – заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы Дмитриева Наталья Евгеньевна

МБОУ Сосновская СОШ №2 р.п. Сосновка Тамбовской области

Пояснительная записка

        В какой бы области ни работал выпускник школы, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Культура речи – это не только непременная составляющая профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры. Коммуникативная компетенция старшеклассников далеко не всегда достаточна для продуктивного общения.        

         Важнейшим условием  успешной коммуникации в настоящее время  является речевой этикет. Степень владения речевым этикетом определяет степень  профессиональной пригодности человека. Это  прежде всего относиться к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя  уверенно и непринуждённо. Соблюдение речевого этикета имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

        В предлагаемом курсе речевой этикет рассматривается в двух аспектах. В нормативном аспекте приводятся и подвергаются анализу те выражения речевого этикета, которые используются грамотными  людьми, усвоившими разнообразные нормы современного русского литературного языка: грамматическую правильность, лексический выбор, стилистически уместное применение, прагматически оправданное предпочтение. Социокультурный аспект рассмотрения речевого этикета предполагает учёт специфики социальных ролей говорящих, выбирающих наиболее приемлемые для них стилистически нейтральные  или маркированные выражения при ориентации на адресата, официальность/неофициальность обстановки общения и т.д., учёт национальной специфики стереотипного речевого поведения  при отражении национального менталитета.

 Предлагаемый курс направлен на ознакомление:

1) с социально-этическими аспектами общения, речевым этикетом (в составлении и оформлении деловой документации и в деловом общении первое место занимает проблема речевого этикета);

2) с деловым общением (здесь подчеркивается роль нормы, и это важно, поскольку в устной деловой речи  сегодня наблюдается тенденция вытеснения официально-делового стиля разговорно-обиходным);

3) с монологической речью, представляющей сегодня наибольшую трудность для молодёжи в связи с ограниченными возможностями в приобретении риторического опыта.

Цель преподавания дисциплины:

  1. качественное повышение уровня речевой культуры;
  2. формирование коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовывать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуации общения;
  3. расширение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
  4. формирование умений оценивать речевое поведение в разных сферах общения.

Задачи курса сводятся к следующему:

  1. познакомить учащихся с этикетными  языковыми формулами в различных ситуациях делового общения;
  2. дать информацию об этикетных невербальных средствах  коммуникации;
  3. повысить уровень речевой и общей культуры учащихся.

     В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют учащиеся 11 класса. Рассчитана она на 68 учебных часов. Освоение программы возможно в течение одного учебного года (2 часа в неделю). В программе планируются  лекционные, практические, самостоятельные занятия. Предусматривается проведение контрольных мероприятий.

      В результате реализации дополнительной образовательной программы «Речевой этикет и языковая норма деловых людей» у учащихся должны быть сформированы следующие умения:

  1. умение ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывая, кому и с какой целью адресована речь, как говорит адресант, где и когда;
  2. умение выбирать вербальные и невербальные  этикетные знаки;
  3. умение корректно и свободно их использовать.

        Реализация дополнительной образовательной программы «Речевой этикет и языковая норма деловых людей» предполагает подведение итогов в форме научно-практической конференции.


Содержание дисциплины

     

Основные разделы дисциплины

Темы, их содержание

  1. Понятие речевого этикета, его значение и функции.
  2. Речевой этикет и вежливость.
  3. Национальные особенности речевого этикета и факторы, его формирующие.
  4. Речевой этикет и ты-/вы- формы общения.
  5. Речевой этикет и обращение.
  6. Речевой этикет и роли говорящих.
  7. Речевой этикет и стилистика.
  8. Речевой этикет в деловом общении.
  9. Невербальные средства коммуникации и речевой этикет.
  10. Речевой этикет и национальная культура.
  11. Языковые средства обращения, привлечения внимания (обращение к незнакомому,  к знакомому).
  12. Знакомство через посредника и без посредника.
  13. Приветствие: собственно приветствия, осведомление о жизни, делах,  выражение радости при встрече,  выражение удивления, выражение неожиданности.
  14. Прощание: основные выражения, выражение «просьбы» при прощании, выражение «пожелания» при прощании.
  15. Речевые ситуации поздравления и пожелания. Речевая ситуация благодарности. Речевые  ситуации просьбы и совета.
  16. Ситуации согласия / разрешения и отказа / запрещения, средства их языкового выражения.
  17. Побуждающие речевые действия: приглашение, предложение.
  18. Речевые ситуации утешения, сочувствия, соболезнования. Речевые  формулы комплимента, одобрения, похвалы.
  19. Корпоративный этикет и культура общения.

     Коммуникативная культура в деловом общении.

     Этикет установления контакта.

  1. Речевой этикет делового разговора.
  2. Этикет коммуникаций: этикет пользования электронной почтой и деловой телефонный разговор.
  3.  Разновидности орфоэпических норм. Особенности ударения в русском языке. Акцентологические нормы в именах существительных. Ударение в глаголах и причастиях. Нормы произношения.
  4. Нормы словоупотребления в русском языке. Требование смысловой точности и многозначность русского слова. Появление новых значений и ненормативное словоупотребление. Сочетания правильные, неправильные и необычные. О подлинной и мнимой тавтологии.
  5.  Нормы в морфологии. Употребление форм слова и функциональные особенности морфологических вариантов. Определение грамматического рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных существительных. Колебания в падежных формах. Морфологические нормы в именах прилагательных, именах числительных, местоимениях. Слабые участки в системе норм глаголов и причастий.
  6.  Синтаксические нормы. Вариантность в форме управления. Конкуренция предложных и беспредложных сочетаний. Вариантность в форме согласования. Распространение смыслового согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием. Колебания в употреблении предлогов в и на.
  7. Официально-деловой стиль, сфера функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов, унификация языка служебных документов. Правила оформления документов.

 

Рабочая программа дисциплины

Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование тем и разделов

Всего

часов

    Аудит.зан-я

Самост.

работа

ЛЗ      ПЗ    Лаб.

1.

Понятие речевого этикета, его значение и функции. Акцентологические нормы. Нормы произношения.

5

2

2

1

2

Речевой этикет и вежливость.

 Лексические нормы в русском языке.

6

2

2

2

3

Речевой этикет и ты-/вы- формы общения.

Ситуации согласия / разрешения и отказа / запрещения, средства их языкового выражения.

Этикет коммуникаций: этикет пользования электронной почтой и деловой телефонный разговор.

5

2

2

1

4.

Речевой этикет и обращение.

Речевые ситуации поздравления и пожелания. Речевая ситуация благодарности. Речевые  ситуации просьбы и совета.

5

2

2

1

5.

Речевой этикет и роли говорящих.

 Побуждающие речевые действия: приглашение, предложение.

Речевые трафареты, помогающие вести

переговоры и деловые беседы.

5

2

2

1

6

Речевой этикет и стилистика.

Нормы в морфологии.

6

2

2

2

7.

Речевой этикет в деловом общении.

Синтаксические нормы. Вариантность форм управления. Вариантность  в форме согласования.

Колебания в употреблении предлогов.

7

2

3

2

8

Корпоративный этикет и культура общения.

Коммуникативная культура в деловом общении.

Этикет установления контакта.

Речевой этикет делового разговора.

5

2

3

9.

Невербальные средства коммуникации и речевой этикет. Речевые ситуации утешения, сочувствия, соболезнования. Речевые  формулы комплимента, одобрения, похвалы.

5

2

2

1

10.

Речевой этикет и национальная культура.

 Официально-деловой стиль, сфера функционирования, жанровое разнообразие.

3

1

1

1

11.

Языковые средства обращения, привлечения внимания, обращение к незнакомому,  к знакомому.

Языковые формулы официальных документов, унификация языка служебных документов.

5

2

2

1

12.

Знакомство через посредника и без посредника.

 Правила оформления документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции, распорядительных и индуктивно-методических документов.  

5

2

2

1

13.

Приветствие: собственно приветствия, осведомление о жизни, делах,  выражение радости при встрече,  выражение удивления, выражение неожиданности. Прощание: основные выражения, выражение «просьбы» при прощании, выражение «пожелания» при прощании.

6

2

3

1

Итого:

68

25

25

18

 

Практические (семинарские) занятия, их содержание и объём в  часах

Наименование тем и разделов

ПЗ

1.

Разновидности орфоэпических норм. Ударение в именах существительных, в глаголах и причастиях. Нормы произношения.

Акцентологический и словарный минимумы.

2

2.

Лексические нормы в русском языке.

2

4.

Ситуации согласия / разрешения и отказа / запрещения, средства их языкового выражения.

Этикет коммуникаций: этикет пользования электронной почтой и деловой телефонный разговор.

1

5.

Речевые ситуации поздравления и пожелания. Речевая ситуация благодарности. Речевые  ситуации просьбы и совета.

2

6.

Побуждающие речевые действия: приглашение, предложение.

Речевые трафареты, помогающие вести переговоры и деловые беседы.

1

7.

Нормы в морфологии.

2

8.

Синтаксические нормы. Вариантность форм управления. Вариантность  в форме согласования.

Колебания в употреблении предлогов.

3

9.

Прощание: основные выражения, выражение «просьбы» при прощании, выражение «пожелания» при прощании.

Коммуникативная культура в деловом общении.

3

10.

Речевые ситуации утешения, сочувствия, соболезнования. Речевые  формулы комплимента, одобрения, похвалы.

2

11.

Официально-деловой стиль, сфера функционирования, жанровое разнообразие.

1

12.

Я   Языковые формулы официальных документов, унификация языка слуслужебных документов.

2

13.

Правила оформления документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции, распорядительных и индуктивно-методических документов.  

2

Итого:

25

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

  1. Практическая работа.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Контрольная работа.
  4. Зачёт.
  5. Научно-практическая конференция.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольные работы

                                                          Вариант №1

I.

  1. Назовите постулаты вежливости. Дайте их характеристику.
  2. Составьте примеры диалогических единств ситуаций знакомства через посредника.

II.

  1. Определите род существительных.

Боа, пенальти, довесок, Дели, иваси, депо, женщина-посол.

  1. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.

Автор, бухгалтер, директор, торт.

Корпус… (здания, войсковые соединения) – корпус…(туловища).

3.От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Абрикосы,   барышни, лохмотья, грузины, иглы, килограммы, яблоки.

  1. Запишите словами количественные числительные.

  1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна.
  2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия.
  3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами.

  1. Поставьте ударение в словах.

 Арбузом, сваты, фазаны, утюгом,  брала, пряла, доняла, допила, взбешена, звонишь.

  1. Выберите правильный вариант.

 Ответствен – ответственен, едьте!- поезжайте!, поезжай! – едь!,  слаже –слаще, очевидный для кого – очевидный кому, звонить к кому – звонить кому, пылесошу – буду пылесосить.

  1. Акцентологический минимум.

Августовский, агрономия, алкоголь, арест, базироваться, баловать, бензопровод, блокирование, блокировать, бытие, валовой, вероисповедание, втридорога, газированный, газопровод, диспансер, добыча, договор, договоры, досуг.

                                           

Вариант № 2

I.

  1. Речевой этикет и ты-/Вы- формы общения.
  2. Составьте примеры диалогических единств ситуаций приветствия с выражением неожиданности при встречи.

II.

1.Определите род существительных.

Какао, колибри, МГУ, шампунь, картофель, цеце, кресло-кровать.

2.От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.

Адрес, берег, трактор, цех.

Образ…(иконы) – образ…(художественно-литературные).

3.От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Ананасы, басни, носки, осетины, простыни, туфли, рельсы.

  1. Запишите словами количественные числительные.
  1. Длина окружности равна 422 (сантиметр). 2. Из 839 вычесть 452. 3. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.

  1. Поставьте ударение в словах.

 Тигровый, включит, сазаны, цыгане, шрифты, ткала, звала, возбужденный, творит, излила.

      6. Выберите правильный вариант.

 Многочислен - многочисленен, мерит (платье)- меряет (платье), ляг!- ляжь!,   звонче – звончее, причастность чему – причастность к чему, декларировать что – декларировать о чем, согласно чего – согласно чему.

     7. Акцентологический минимум.

Забронировать (закрепить),  забронировать (покрыть броней), завидно, заговор, задолго, закупорить, избаловать, избалованный, издавна, искра, исповедание, исподволь, исчерпать, каталог, квартал, кладовая, клеить, коклюш, костюмированный, красивее.

                                           

Вариант № 3

I.

1. Языковые средства обращения, привлечения внимания

                 (обращение к незнакомому  и  знакомому человеку).

  1. Составьте примеры диалогических единств ситуаций прощания с выражением необходимости в этом.

II.

1.Определите род существительных.

Амур, кашне, мозоль, МГУ, Сухуми, шимпанзе, музей-квартира.

2.От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.

Вексель, договор, доктор, лектор.

Орден… (знаки отличия) – орден… (рыцарские и монашеские общества).

3. От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Апельсины, баклажаны, комментарии, сапоги, чулки, яблони, карты.    

 4. Запишите словами количественные числительные.

  1. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 2. К 1778 прибавить 852. 3. От 17464 отнять 11090.

5.Поставьте ударение в словах.

Гуся, герба, весела, взяты, пряла, начать, погруженный, отогнутый, звоним, творим.

6.Выберите правильный вариант

 Свойствен - свойственен, машет – махает, глядите! – глядьте!, я одержу победу – я побежу, ловчее –ловче, очевидный для кого – очевидный кому, дуршлаг-друшлаг.

7.Акцентологический минимум.

Мальчиковый, мизерный, названый (брат), намерение, начать, нефтепровод, никчемный, новорожденный, нормирование, обеспечение, облегчение, облегчить, одноименный, опека, опломбированный, оптовый, осведомить, осведомленный, острие, подростковый, похороны, похорон, похоронам.

                                                         

Вариант № 4

I.

  1.Риторические правила для говорящего и слушающего.

  1. Составьте примеры диалогических единств ситуаций обращения к незнакомому человеку.

II.

1.Определите род существительных.

  Меню, тюль, такси, ОТК, кофе, ножницы, пани, Нил.

2.От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.

 Инструктор, корректор, прожектор, катер.

     Повод…(поводья) – повод…(побуждения).

   3. От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж         множественного числа.

 Бананы, бланки, погоны, полотенца, дела, мандарины, места .

4.. Запишите словами количественные числительные.

  1. Из 1109 важнейших объектов было введено  лишь749. 2. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов. 3. Пробыли в Москве 1,5 суток.

5. Поставьте ударение в словах.

Занята, звонят, налита, загнутый, наточенный, врала, воры, волы, береста, краны.

6. Выберите правильный вариант.

 Откровенен -откровен, колышет – колыхает, кладите! – положьте!, бойче- бойчее, гарантия в чем- гарантия о чем, равный с кем – равный кому, благодаря кому - благодаря кого.

7.Акцентологический минимум.

Предвосхитить, премирование, приданое, принудить, рассредоточение, сантиметр, свекла, симметрия, сирота, сироты (мн.ч.), сосредоточение, средство, средства (мн.ч.), столяр, трубопровод, уведомить, уведомленный, углубить, украинец, укупорить, умерший, упрочение.

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы

  1. Разновидности орфоэпических норм. Особенности ударения в русском языке. Акцентологические нормы в именах существительных. Ударение в глаголах и причастиях. Нормы произношения.

  1. Нормы словоупотребления в русском языке. Требование смысловой точности и многозначность русского слова. Появление новых значений и ненормативное словоупотребление. Сочетания правильные, неправильные и необычные. О подлинной и мнимой тавтологии.

  1. Нормы в морфологии. Употребление форм слова и функциональные особенности морфологических вариантов. Определение грамматического рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных существительных. Колебания в падежных формах. Морфологические нормы в именах прилагательных, именах числительных, местоимениях. Слабые участки в системе норм глаголов и причастий.

  1. Синтаксические нормы. Вариантность в форме управления. Конкуренция предложных и беспредложных сочетаний. Вариантность в форме согласования. Распространение смыслового согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием. Колебания в употреблении предлогов в и на.

  1. Правила русской орфографии и пунктуации.

Перечень вопросов к зачету

  1. Что такое речевой этикет?
  2. Речевой этикет и вежливость. Основные лики вежливости.
  3. Основные постулаты вежливости.
  4. Риторические правила для говорящего .
  5. Риторические правила для слушающего.
  6. Речевой этикет и ТЫ -  формы общения.
  7. Речевой этикет и ВЫ -  формы общения.
  8. Речевой этикет и обращение. Обращение к знакомому человеку.
  9. Обращение, привлечение внимания.
  10. Обращение к незнакомому человеку.
  11. Речевой этикет в деловом общении. Экстралингвистические признаки, объединяющие разные уровни общения.
  12.  Речевой этикет в деловом общении: знакомство, приветствие, вступление в контакт, прощание.
  13. Речевой этикет в деловом общении: согласие/несогласие, побуждение, благодарность, извинение, одобрение.
  14. Невербальные средства коммуникации и речевой этикет.
  15. Речевой этикет и знакомство.
  16. Знакомство без посредника.
  17.  Знакомство через посредника.
  18. Речевой этикет и приветствие.
  19. Невербальное приветствие и нормы этикета.
  20. Речевой этикет и прощание.
  21.  Невербальное прощание и нормы этикета.
  22.  Стереотипные выражения, предшествующие прощанию.
  23. Речевой этикет и поздравление.
  24. Поздравительный адрес.
  25.  Речевой этикет и пожелание. Структура поздравительной речи.
  26.  Речевой этикет и благодарность.
  27. Речевой этикет и соболезнование.
  28. Речевой этикет и извинение.
  29. Речевой этикет и комплимент.
  30.   Речевой этикет и отказ, запрещение.          

Литература

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И.  Русский речевой этикет. М., 1974.

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. М.,1981.

  1. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М.: Русский язык, 1990.

  1. Балакай А.Г. Доброе слово. Словарь-справочник русского речевого этикета и простонародного доброжелательного обхождения. В 2-х томах. Кемерово, 1999.

  1. Веселов П.В. Современное деловое письмо.  М., 1990.

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. М., 2002. С.139-163.

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – Ростов на Дону: Издательский центр «Март», 2001.

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д, 1996.  

  1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.

  1. Голуб И. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М.: Логос,2004.

  1. Голуб И. Стилистика русского языка. М.,2001.

  1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

  1. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб.пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н.Кузнецов.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  1. Зарипова В. А., Ларина И. Б. Русский язык и культура речи.  М., 2001.  

  1. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие.  М., 1999.

  1. Колесов В. В. Культура речи – культура поведения.  Л., 1988.

  1. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 2002. С. 90-95.

  1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник.  М., 1997.

  1. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.  М., 2000.

  1. Михайловская Н. Г. Путь к русскому слову.  М., 1986.

  1. Новиков Л. А. Искусство слова.  М., 1992.

  1. Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов.  М., 1982.

  1. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты хорошей речи.  М., 1993.

  1. Скворцов Л. И. Экология слова.  М., 1996.

  1. Служевская Т. Л. Уроки русской словесности.  СПб.,1994.

  1. Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении).  М., 1989.

  1. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М.,2002.

  1. Формановская Н.И. Русский речевой этикет и культура общения. М.,1989.

  1. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»  позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...

Занятие по речевому этикету по теме "Нормы поведения и использование этикетных выражений в общественных местах"

Данная разработка (технологическая карта) поможет учителю построить свое внеклассное занятие по программе "Речевой этикет" при изучении речевых формулировок и норм поведения в общественных местах....

Речевой этикет в деловом общении

                                                      ...

Урок в 5 классе по родному русскому языку по теме "Речевой этикет: нормы и традиции"

Конспект урока по родному русскому языку в 5 классе по теме "Речевой этикет: нормы и традиции"...

Урок родного языка в 9 классе. Тема: Речевой этикет в деловом общении

Тип:  изучение  нового материала, развитие речи. Технологическая карта урока....