Использование на уроках русского языка второй ступени обучения современных технологий (на примере информативных и процессуальных моделей) как способ формирования метапредметного учебного результата.
презентация по русскому языку по теме

Литвинова Надежда Анатольевна

Презентация подготовлена для выступления на августовской конференции учителей русского языка и литературы «Формирование компетентности учителей русского языка и литературы как одно из ключевых направлений современной стратегии развития образования» (2011г.)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самообразование учителя: составляющие процесса (из опыта работы). Материал подготовила учитель русского языка и литературы 1 кв.к. МОУ СОШ № 42 г. Комсомольска-на-Амуре Литвинова Н.А.

Слайд 2

ФГОС Технология использования информативных и процессуальных моделей 2010-1012 г. Технология проблемного обучения 2006-2008 г. Результат: обобщение опыта на уровне школы Тема самообразования 2006-20…. Использование современных технологий как способ формирования умений и навыков на уроках русского языка в 5-9 классе. Работа с опорными схемами и таблицами

Слайд 3

Учащиеся не всегда могут воспроизводить материал с заданной степенью свернутости. Грамматические понятия, орфографические правила усваиваются учащимися на уровне механического заучивания с последующим дословным воспроизведением, в результате чего учащиеся не видят отличительных признаков понятия, не могут применить изученный теоретический материал по назначению , не в полной мере владеют приемами отбора и систематизации материала, не всегда способны к преобразованию, сохранению и передаче информации. Не реализуется принцип осознанности, осмысленности. Анализ результатов ГИА учащихся 9 В класса школы № 42 в 2010-2011 уч . году выявил в учебном процессе ряд недочетов

Слайд 4

Тема самообразования Использование на уроках русского языка второй ступени обучения современных технологий (на примере информативных и процессуальных моделей) как способ формирования метапредметного учебного результата. 2010 -2012 г. Составлены перспективный и индивидуальный план работы по теме самообразования.

Слайд 5

Автор технологии использования информативных и процессуальных моделей - преподаватель Петровск-Забайкальского педагогического колледжа Алимаскин Н.Е. Модель – условный образ (схема, таблица и т.п.) какого-либо объекта, созданный воображением.

Слайд 6

На уроках русского языка применяются графические модели двух видов: Процессуальные модели – это модели, которые устанавливают последовательность операций, «шагов» по применению теоретических знаний на практике. Содержание модели – процесс применения знаний на практике . Информативные модели – это модели, которые являются носителями конкретной информации о каких-либо понятиях. Содержание модели – информация, знание.

Слайд 7

Назначение моделей ИНФОРМАТИВНЫХ обеспечить осознанное усвоение теоретических знаний ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ обеспечить рациональное использование теоретических знаний, заложенных в информативной модели, при решении практических задач

Слайд 8

Информативные модели: модели на уровне раздела науки о языке Синтаксис (УМК под ред. Бабайцевой ) Словосочетание Предложение 1.Подчинительная связь: х 2.Сочинительная связь: Простое [ ]. Сложное Сложносочиненное [ ], и [ ]. Сложноподчиненное ( ), [ ]. Бессоюзное [ ], [ ].

Слайд 9

Информативные модели: модели на уровне теории Сложное предложение ( УМК под ред. М.М.Разумовской) 1. Две и более части 2. Средства связи частей: союзные средства и интонация Союзное Бессоюзное Сложносочиненное [ ], [ ]. Сочинительная связь: [ ], и [ ]. Сложноподчиненное Сочинительные союзы. Подчинительная связь: ( ), [ ]. [ ] , ( ). [ , ( ), ]. Подчинительные союзы и союзные слова.

Слайд 10

Информационные модели: модели на уровне лингвистического понятия Подлежащее ( 5 кл .) предмет речи кто? что? Им.сущ., мест. и др.

Слайд 11

Процессуальные модели: модели (алгоритмы), построенные на законе исключённого третьего Буквы И– Ы после Ц (5 кл ) 1. Это слово – исключение или нет? нет да Ы 2. Слово оканчивается на – ция или нет? нет да И 3. В какой части слова находится данная орфограмма? В корне в окончании или суффиксе И Ы

Слайд 12

Буквы Е-И в безударных падежных окончаниях имен существительных (УМК «Школа 2100») 1. Есть ли перед безударным падежным окончанием сущ. буква И ? нет да, пиши в окончании букву И : 2. Определи склонение и падеж существительного. в коллекц и и 3. Вместо данного слова подставь существительное того же склонения с ударным падежным окончанием: на окн е ' - на не'б е Процессуальные модели: алгоритмические предписания, определяющие логическую последовательность характеристики, анализа какого-либо лингвистического понятия, доказательства, опровержения

Слайд 13

Модель должна отвечать определённым критериям: - Функциональность, нужность. - Вхождение в другую, более широкую модель. - Членение на составные элементы.

Слайд 14

Основные пути введения моделей на уроке: Вариант 1 . Чтение учащимися теоретического материала. Беседа, выявляющая отличительные черты понятия, явления, процесса и т.д.. Составление учителем в ходе беседы модели на доске . Самостоятельное формулирование учащимися определения понятия на основе составленной модели.

Слайд 15

Основные пути введения моделей на уроке: Вариант 2. Представление модели в готовом виде. По модели рассказ учителя или беседа с выделением отличительных черт понятия. Самостоятельное формулирование учащимися определения понятия Вариант 3. Создание информативной модели через решение проблемной учебной задачи, через анализ практического материала. Обеспечение запоминания грамматического понятия - связный рассказ учащихся по модели.

Слайд 16

Красивая дочь верный товарищ много задач до чь товари щ зада ч Тема урока «Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных» м.р. ж.р. ж.р (И.п.дочь ) (И.п. задача ) 3 скл . 1 скл . Пример введения моделей на уроке. 5 класс (пр. М.М.Разумовской)

Слайд 17

1. Имя существительное с шипящим на конце мужского рода? нет, да ж.р. ь не пишем 2. Имя существительное 3 склонения? да нет, 1 скл . ь пишем ь не пишем Имена сущ. с шипящими в конце слова Ж.Р. М.Р. товари щ Ь 1 скл . 3 скл . зада ч до чь Ь Ь Информативная модель Процессуальная модель

Слайд 18

Результат использования информативных и процессуальных моделей. Развитие умений…

Слайд 19

Мониторинг результатов контрольных административных работ учащихся 5 (6) класса .

Слайд 20

Результат использования информативных и процессуальных моделей: Осмысленное усвоение учащимися теоретических знаний, реализация принципа системности, единства теории и практики, практической направленности обучения, учёта внутрипредметных связей. Формирование у учащихся фонда действенных знаний. Организация учебного процесса на деятельностном уровне, постановка учащихся в позицию субъектов учебной деятельности.

Слайд 21

СЕГОДНЯ ЗАВТРА СЕГОДНЯ ФГОС. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Мультимедиа технология 2011 - 20… Тема самообразования 2010-20…. Использование на уроках русского языка второй ступени обучения современных технологий (на примере информативных и процессуальных моделей) как способ формирования метапредметного учебного результата. Результат: выступление на городской августовской конференции 2011 г. А дальше…?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов. При обучении русск...

Использование на уроках русского языка системно-деятельностной технологии при обучении детей с ОВЗ

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приводят к их неуспеваемости в школе. Особенно слабо усвоенными оказываются те разделы программы, которые требуют значите...

Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.

В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения  в процессе  формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы.  Метод  проектов способс...

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности  на уроках английского языка средней ступени обучения"...

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности  на уроках английского языка средней ступени обучения"...